Напоминание

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Богданова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 827
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: статья
Тема: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: полное образование





Назад




СМЫСЛОВОЕ

ЧТЕНИЕ

ВАЖНЕЙШИЙ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение.

Современное образование требует не только передачи знаний, но и формирования у

учащихся способностей к самостоятельному мышлению и анализу информации.

Одним из ключевых навыков, необходимых для успешного обучения и дальнейшей

жизни, является смысловое чтение. На уроках литературы этот навык развивается

особенно активно, что делает его важнейшим метапредметным результатом.

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение - это способность воспринимать, понимать и интерпретировать

текст, извлекая из него основные идеи, скрытые смыслы и эмоциональные оттенки.

Этот процесс включает в себя глубокий анализ текста, выявление контекста,

авторских намерений и личного отношения к прочитанному.

Значимость смыслового чтения.

Формирование критического мышления: смысловое чтение помогает развивать

критическое

мышление,

что

позволяет

учащимся

оценивать

информацию,

различать факты и мнения, а также делать выводы на основе прочитанного.

Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта: литературные произведения

часто описывают переживания и эмоции героев, что способствует развитию

эмпатии и эмоционального интеллекта у школьников.

Улучшение коммуникативных навыков: анализ текстов и обсуждение их в

классе способствуют улучшению навыков устной и письменной речи, что важно

для эффективной коммуникации в обществе.

Методы обучения смысловому чтению на уроках литературы.

Интерпретация и анализ текстов. Учитель предлагает обучающимся различные

виды заданий: поиск ключевых слов, определение последовательности событий в

прочитанном тексте, преобразование прочитанного текста в таблицу, сопоставление

иллюстративного

материала

с

текстовой

информацией,

анализ

средств

художественной выразительности в тексте.

Автор художественного произведения, как правило, не предлагает читателю

законченных выводов: он рисует картины, воспроизводит живые разговоры,

рассказывает о поступках персонажей. Задача читателя - думающего, понимающего

– «увидеть», представить себе эти картины и запомнить возникающие мысли, не

упуская деталей. В художественном произведении детали и подробности дают

художнику слова возможность более широко раскрыть характеры и обстоятельства.

В произведении большого художника нет ничего случайного. Каждое слово, каждая

подробность, каждая деталь необходимы для наиболее полного и точного

выражения мыслей и чувств героев. И здесь необходима помощь преподавателя,

задача которого заключается в формировании у обучающихся читательских умений

и навыков, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную

автором произведения; сопереживать героям, понять главную мысль произведения,

его идею, осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной

речи.

Очень интересное занятие можно провести на языковом материале романа И. С.

Тургенева «Отцы и дети» по теме «Речь Евгения Базарова как средство

характеристики героя». Анализируя политические и философские споры идейных

противников, следует обратить внимание на краткость и содержательность мыслей,

на отрывистую интонацию, подчёркивающую силу характера и чувств героя:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Порядочный химик в

20

раз

полезнее

всякого

поэта»,

«Рафаэль

гроша

медного

не

стоит».

Многочисленные пословицы и поговорки служат точному выражению мысли,

свидетельствуя о знании народной жизни и находчивости, остроумии Базарова.

Особенный интерес представляют афоризмы героя: «Всякий человек сам себя

воспитать должен», «Исправьте общество, болезней не будет». С одними можно

согласиться,

другие

опровергнуть.

Главное,

они

не

оставляют

читателя

равнодушным.

Чтобы привить навыки смыслового чтения, необходимо освоить приемы

постановки вопросов к тексту. Главное, чему учит этот приём – не пропускать ни

одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него

ответ. В этом и заключается эффект данного приёма. Вопросы могут возникать

примерно таких типов:

- О чём говорится?

˗ Что мне уже известно об этом?

˗

Чем это можно объяснить?

˗

Кто из авторов, которых я ранее читал, является единомышленником данного

автора?

-

О чем заставили меня задуматься слова или поступки героя?

Интересен приём литературной стилизации, который можно использовать при

изучении романа. Аркадий Кирсанов представляет Базарова Николаю Петровичу:

«Папаша, позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, о котором я тебе

так часто писал…» Но в романе нет ни одной строчки из писем Аркадия к отцу.

Предложите восполнить этот «пробел»: напишите за Аркадия хоть одно письмо.

Этот приём характеристики персонажа и есть литературная стилизация. Это может

быть «письмо» действующего лица, «страница из дневника», живой рассказ

«очевидца» событий, «ненаписанная страница» художественного произведения.

Эти и другие формы изложения за автора потребуют творческой фантазии. Таким

образом, читатель «вживается» в характер персонажа, понимает и принимает его

образ мыслей, поведение, отношение к другим действующим лицам. Словом, герой

предстает перед читателем живым человеком со свойственной ему манерой речи.

Разумеется, нельзя забывать, что письмо не все посвящено Базарову: в нём могут

быть отклики на тревоги и заботы отца, сообщения о своих делах. И ещё один

совет: хорошо бы познакомить в качестве примера с письмами современников

Аркадия Кирсанова (хотя бы с письмами Тургенева), чтобы соблюсти форму,

условности написания в ту эпоху. Словом, предлагается довольно сложная, но

интересная творческая, нестандартная работа, требующая знаний, полёта мысли,

воображения и художественного вкуса.

Дискуссии и дебаты: обсуждение прочитанного в классе позволяет ученикам

выражать свои мысли, слушать других и развивать аргументацию. Как правило,

образ Базарова вызывает у ребят противоречивые чувства. Несомненно, споры

способствуют более глубокому пониманию текста и его интерпретации.

Проектная

деятельность:

создание

проектов

на

основе

прочитанных

произведений помогает учащимся применить полученные знания на практике,

развивать творческие способности и работать в команде. Если вновь обратиться к

роману И. С. Тургенева « Отцы и дети», то работу обучающихся на уроках можно

представить в виде проекта « Правила написания письма в 19 веке»

Использование

информационных

технологий:

интерактивные

ресурсы

и

мультимедийные средства могут сделать процесс обучения более увлекательным и

эффективным. Например, создание электронных презентаций, использование видео

и аудио материалов, онлайн-обсуждения и т.д.

Заключение

Знаменитый педагог И.А. Ильин писал: «Читатель должен видеть оком автора,

слушать его ухом, чувствовать его сердцем – только тогда можно перевоплотиться

в его героев, проникнуть в его подтекст». С этим высказыванием трудно не

согласиться. Несомненно, смысловое чтение является важнейшим метапредметным

результатом обучения на уроках литературы. Оно способствует формированию

критического мышления, развитию эмоционального интеллекта и улучшению

коммуникативных навыков. Разнообразные методы обучения позволяют сделать

процесс освоения этого навыка интересным и эффективным, что в конечном итоге

помогает учащимся стать более успешными личностями.



В раздел образования