Автор: Богданова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 827
Населённый пункт: города Москвы
Наименование материала: статья
Тема: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: полное образование
СМЫСЛОВОЕ
ЧТЕНИЕ
–
ВАЖНЕЙШИЙ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение.
Современное образование требует не только передачи знаний, но и формирования у
учащихся способностей к самостоятельному мышлению и анализу информации.
Одним из ключевых навыков, необходимых для успешного обучения и дальнейшей
жизни, является смысловое чтение. На уроках литературы этот навык развивается
особенно активно, что делает его важнейшим метапредметным результатом.
Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение - это способность воспринимать, понимать и интерпретировать
текст, извлекая из него основные идеи, скрытые смыслы и эмоциональные оттенки.
Этот процесс включает в себя глубокий анализ текста, выявление контекста,
авторских намерений и личного отношения к прочитанному.
Значимость смыслового чтения.
Формирование критического мышления: смысловое чтение помогает развивать
критическое
мышление,
что
позволяет
учащимся
оценивать
информацию,
различать факты и мнения, а также делать выводы на основе прочитанного.
Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта: литературные произведения
часто описывают переживания и эмоции героев, что способствует развитию
эмпатии и эмоционального интеллекта у школьников.
Улучшение коммуникативных навыков: анализ текстов и обсуждение их в
классе способствуют улучшению навыков устной и письменной речи, что важно
для эффективной коммуникации в обществе.
Методы обучения смысловому чтению на уроках литературы.
Интерпретация и анализ текстов. Учитель предлагает обучающимся различные
виды заданий: поиск ключевых слов, определение последовательности событий в
прочитанном тексте, преобразование прочитанного текста в таблицу, сопоставление
иллюстративного
материала
с
текстовой
информацией,
анализ
средств
художественной выразительности в тексте.
Автор художественного произведения, как правило, не предлагает читателю
законченных выводов: он рисует картины, воспроизводит живые разговоры,
рассказывает о поступках персонажей. Задача читателя - думающего, понимающего
– «увидеть», представить себе эти картины и запомнить возникающие мысли, не
упуская деталей. В художественном произведении детали и подробности дают
художнику слова возможность более широко раскрыть характеры и обстоятельства.
В произведении большого художника нет ничего случайного. Каждое слово, каждая
подробность, каждая деталь необходимы для наиболее полного и точного
выражения мыслей и чувств героев. И здесь необходима помощь преподавателя,
задача которого заключается в формировании у обучающихся читательских умений
и навыков, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную
автором произведения; сопереживать героям, понять главную мысль произведения,
его идею, осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной
речи.
Очень интересное занятие можно провести на языковом материале романа И. С.
Тургенева «Отцы и дети» по теме «Речь Евгения Базарова как средство
характеристики героя». Анализируя политические и философские споры идейных
противников, следует обратить внимание на краткость и содержательность мыслей,
на отрывистую интонацию, подчёркивающую силу характера и чувств героя:
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Порядочный химик в
20
раз
полезнее
всякого
поэта»,
«Рафаэль
гроша
медного
не
стоит».
Многочисленные пословицы и поговорки служат точному выражению мысли,
свидетельствуя о знании народной жизни и находчивости, остроумии Базарова.
Особенный интерес представляют афоризмы героя: «Всякий человек сам себя
воспитать должен», «Исправьте общество, болезней не будет». С одними можно
согласиться,
другие
опровергнуть.
Главное,
они
не
оставляют
читателя
равнодушным.
Чтобы привить навыки смыслового чтения, необходимо освоить приемы
постановки вопросов к тексту. Главное, чему учит этот приём – не пропускать ни
одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него
ответ. В этом и заключается эффект данного приёма. Вопросы могут возникать
примерно таких типов:
- О чём говорится?
˗ Что мне уже известно об этом?
˗
Чем это можно объяснить?
˗
Кто из авторов, которых я ранее читал, является единомышленником данного
автора?
-
О чем заставили меня задуматься слова или поступки героя?
Интересен приём литературной стилизации, который можно использовать при
изучении романа. Аркадий Кирсанов представляет Базарова Николаю Петровичу:
«Папаша, позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, о котором я тебе
так часто писал…» Но в романе нет ни одной строчки из писем Аркадия к отцу.
Предложите восполнить этот «пробел»: напишите за Аркадия хоть одно письмо.
Этот приём характеристики персонажа и есть литературная стилизация. Это может
быть «письмо» действующего лица, «страница из дневника», живой рассказ
«очевидца» событий, «ненаписанная страница» художественного произведения.
Эти и другие формы изложения за автора потребуют творческой фантазии. Таким
образом, читатель «вживается» в характер персонажа, понимает и принимает его
образ мыслей, поведение, отношение к другим действующим лицам. Словом, герой
предстает перед читателем живым человеком со свойственной ему манерой речи.
Разумеется, нельзя забывать, что письмо не все посвящено Базарову: в нём могут
быть отклики на тревоги и заботы отца, сообщения о своих делах. И ещё один
совет: хорошо бы познакомить в качестве примера с письмами современников
Аркадия Кирсанова (хотя бы с письмами Тургенева), чтобы соблюсти форму,
условности написания в ту эпоху. Словом, предлагается довольно сложная, но
интересная творческая, нестандартная работа, требующая знаний, полёта мысли,
воображения и художественного вкуса.
Дискуссии и дебаты: обсуждение прочитанного в классе позволяет ученикам
выражать свои мысли, слушать других и развивать аргументацию. Как правило,
образ Базарова вызывает у ребят противоречивые чувства. Несомненно, споры
способствуют более глубокому пониманию текста и его интерпретации.
Проектная
деятельность:
создание
проектов
на
основе
прочитанных
произведений помогает учащимся применить полученные знания на практике,
развивать творческие способности и работать в команде. Если вновь обратиться к
роману И. С. Тургенева « Отцы и дети», то работу обучающихся на уроках можно
представить в виде проекта « Правила написания письма в 19 веке»
Использование
информационных
технологий:
интерактивные
ресурсы
и
мультимедийные средства могут сделать процесс обучения более увлекательным и
эффективным. Например, создание электронных презентаций, использование видео
и аудио материалов, онлайн-обсуждения и т.д.
Заключение
Знаменитый педагог И.А. Ильин писал: «Читатель должен видеть оком автора,
слушать его ухом, чувствовать его сердцем – только тогда можно перевоплотиться
в его героев, проникнуть в его подтекст». С этим высказыванием трудно не
согласиться. Несомненно, смысловое чтение является важнейшим метапредметным
результатом обучения на уроках литературы. Оно способствует формированию
критического мышления, развитию эмоционального интеллекта и улучшению
коммуникативных навыков. Разнообразные методы обучения позволяют сделать
процесс освоения этого навыка интересным и эффективным, что в конечном итоге
помогает учащимся стать более успешными личностями.