Напоминание

"Развитие выносливости"


Авторы: Авдошина Мария Вадимовна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 2 курса 121 "а" группы и преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГПБОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Развитие выносливости"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие выностивости.

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим

общий

уровень

работоспособности

человека

и

проявляющимся

как

в

спортивной,

так

и

в

повседневной

жизни.

Она

отражает

общий

уровень

работоспособности человека. Измеряется она временем, за которое происходит

работы мышц различной интенсивности. Выносливость проявляется в двух

основных формах: в продолжительности работы на заданном уровне мощности

до появления первых признаков выраженного утомления и в скорости снижения

работоспособности при наступлении утомления. Таким образом выносливость

также

можно

охарактеризовать

как

способность

человека

противостоять

утомлению.

Выносливость в различных видах двигательнойдеятельности зависит от

многих

факторов:

биоэнергетических,

функциональной

и

биохимической

экономизации,

функциональной

устойчивости,

личностно-психических,

генотипа и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических

ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его

систем (дыхания, сердечно - сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих

обмен,

продуцирование

и

восстановление

энергии

в

процессе

работы.

Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в

результате

химических

превращений.

Факторы

функциональной

и

биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения

упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с

энергообеспечением

организма

во

время

работы,

а

так

как

энергоресурсы

(субстраты)

в

организме

практически

всегда

ограничены

или

за

счет

их

небольшого

объема,

или

за

счет

факторов,

затрудняющих

их

расход,

то

организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат.

Факторы

функциональной

устойчивости

позволяют

сохранить

активность

функциональных

систем

организма

при

неблагоприятных

сдвигах

в

его

внутренней

среде,

вызываемых

работой

(нарастание

кислородного

долга,

увеличение

концентрации

молочной

кислоты

в

крови

и

т.д.).

От

функциональной

устойчивости

зависит

способность

человека

сохранять

заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на

нарастающее утомление. Личностно-психические факторы оказывают большое

влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним

относят

мотивацию

на

достижение

высоких

результатов,

устойчивость

установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие

волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение

терпеть

неблагоприятные

сдвиги

во

внутренней

среде

организма. Факторы

генотипа обусловлены влиянием наследственности. В большей степени это

влияет на женский организм при работе субмаксимальной мощности и на

мужской — при работе умеренной мощности.

Различают также виды выносливости: общая и специальная.

Общая

выносливость

играет

существенную

роль

в

оптимизации

жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья.

Она

может

формироваться

как

итоговый

результат

конкретных

типов

специальной

выносливости,

она

определяется

функциональными

возможностями

вегетативных

систем

организма,

поэтому

ее

называют

аэробной. Также основными показателем аэробной выносливости является

максимальное

потребление

кислорода

показатель,

характеризующий

возможность

спортсмена

выполнять

длительную

работу

околопредельной

мощности.

Специальная

выносливость

-

это

способность

к

длительному

перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной

деятельности.

Это

сложное,

многокомпонентное

двигательное

качество.

Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать

нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для

каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания

этих

компонентов.

Такая

выносливость

зависит

от

возможностей

нервно-

мышечного

аппарата,

быстроты

расходования

ресурсов

внутримышечных

источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня

развития других двигательных способностей.

Выделяют

несколько

видов

проявления

специальной

выносливости:

к

сложнокоординированной,

силовой,

скоростно-силовой

и

гликолитической

анаэробной

работе;

статическую

выносливость,

связанную

с

длительным

пребыванием

в

вынужденной

позе

в

условиях

малой

подвижности

или

ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению

работы

умеренной

и

малой

мощности;

к

длительной

работе

переменной

мощности;

а

также

к

работе

в

условиях

гипоксии

(недостатка

кислорода);

сенсорную

выносливость

-

способность

быстро

и

точно

реагировать

на

внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных

действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем

организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надежности

функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного,

зрительного, слухового.

Для

развития

выносливости

применяются

разнообразные

методы

тренировки.

Каждый

из

них

имеет

свой

особенности

и

используется

для

совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от

параметров применяемых упражнений.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом

работы

с

равномерной

скоростью

или

усилиями.

При

этом

занимающийся

стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину

усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней

и максимальной интенсивностью.

Переменный

метод

отличается

от

равномерного

последовательным

варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега)

путем

направленного

изменения

скорости,

темпа,

амплитуды

движений,

величины усилий и т.п.

Интервальный

метод

предусматривает

выполнение

упражнений

со

стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее

запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между

упражнениями 1—3мин (иногда по 15—30 с).Таким образом, тренирующее

воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в

период

отдыха.

Такие

нагрузки

оказывают

преимущественно

аэробно

-

анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной

выносливости.

Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с

максимальной

или

регламентированной

интенсивностью

и

произвольной

продолжительностью

интервалов

отдыха

до

необходимой

степени

восстановления

организма.

Этот

метод

широко

применяется

во

всех

циклических видах спорта (бег, лыжи, коньки, плавание, гребля и т. д.), в

некоторых скоростно-силовых видах и единоборствах для совершенствования

специальной

выносливости

и

её

отдельных

компонентов.

Особенности

применения этого метода определяются конкретной методикой тренировки в

различных разделах физической подготовки и видов спорта.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений,

воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы

по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—

10 упражнений , которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз. Этот метод

широко применяется в физической подготовке и спорте для развития различных

видов выносливости.

Контрольный

(соревновательный)

метод

состоит

в

однократном

или

повторном

выполнении

тестов

для

оценки

выносливости.

Интенсивность

выполнения

не

всегда

может

быть

максимальной,

так

как

существуют

и

«непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно

определяется

по

результатам

участия

в

спортивных

соревнованиях

или

контрольных проверках.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры,

где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка

на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:

1. интенсивность упражнения (изменение интенсивности упражнения прямо

влияет

на

работу

функциональных

систем

организма

и

характер

энергообеспечения двигательной деятельности);

2. продолжительность упражнения (имеет зависимость, обратную относительно

интенсивности

его

выполнения.

С

увеличением

продолжительности

выполнения упражнения ее интенсивность резко снижается);

3. число повторений (определяет степень их воздействия на организм);

4.

продолжительность

интервалов

отдыха

(необходимо

планировать

в

зависимости от задач и используемого метода тренировки);

5.

характер

отдыха

(между

отдельными

упражнениями

может

быть

активным и пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет

никакой

работы,

при

активном

заполняет

паузы

дополнительной

деятельностью).

Начиная развитие и совершенствование своей выносливости, необходимо

придерживаться

определенной

логики

построения

тренировки,

т.к.

нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической

направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению

тренированности.

На

начальном

этапе

нужно

сосредоточить

внимание

на

развитии

аэробных

возможностей

одновременно

с

совершенствованием

функций

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем,

укреплением

опорно-

двигательного аппарата (т.е. на развитии общей выносливости). Эта задача

требует определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований,

последовательности применения средств и систематичности тренировок.

На втором этапе необходимо увеличить объём нагрузки в смешанном

аэробно-анаэробном

режиме

энергообеспечения,

применяя

для

этого

непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и

т. д. в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также

различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой

тренировки.

На

третьем

этапе

в

случаях,

когда

предъявляются

повышенные

требования

к

профессионально-прикладной

физической

подготовке,

необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения

более

интенсивных

упражнений,

выполняемых

методами

интервальной

и

повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и

избирательно

воздействуя

на

отдельные

компоненты

специфической

выносливости.

Если

же

повышенные

требования

к

уровню

развития

выносливости условиями профессиональной деятельности не предъявляются,

то

необходимо

лишь

поддерживать

достигнутый

её

уровень

освоенными

объёмами тренировочных нагрузок.

Выносливость

является

не

только

основой

поддержания

высокой

работоспособности, компенсируя неблагоприятные сдвиги в организме, но и

обеспечивает переносимость высоких объемов тренировочных нагрузок, т.е.

физическую работоспособность человека.



В раздел образования