Напоминание

"Начальные сведения о физических телах и их свойствах"


Автор: Климкова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа - интернат"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Учебная викторина по физике для 7 класса
Тема: "Начальные сведения о физических телах и их свойствах"
Раздел: среднее образование





Назад




Брей - ринг

по физике в 7 классе

по теме:

«Начальные сведения о

физических телах и их свойствах»

Учитель математики Климкова Л.Н.

МБОУ « Школа – интернат» г.Рязань.

Цель:

Проверить знания по темам:

Строение вещества,

Движение молекул и температура тела,

Взаимодействие молекул,

Три состояния вещества.

I.Начальные сведения о физических телах и их свойствах.

Тема 1.«Строение вещества».

1.

В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении

капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно

объяснить?

2.

Можно ли сказать, что объём газа в сосуде равен сумме объёмов его

молекул?

3.

Отличаются ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами

какого-либо вещества, находящегося в твёрдом, жидком и газообразном

состояниях?

4.

Одинаковы ли объёмы и состав молекул холодной и горячей воды?

5.

Как изменяются промежутки между частицами медной заклёпки при

нагревании и охлаждении?

6.

Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменилась ли при этом

форма молекул?

7.

Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?

8.

Зачем на точных измерительных инструментах указывается температура

( обычно 20˚С)?

Ответы (Строение вещества).

1. Молекулы масла проникают между молекулами сосуда на его поверхность

(явление диффузии).

2.Нет, большая часть объёма газа приходится на промежутки между

молекулами.

3. Отличаются.

4. Объём и состав одинаковы.

5. При нагревании промежутки между молекулами увеличиваются, а при

охлаждении – уменьшаются.

6. Форма молекул не изменилась.

7. Расстояние между её молекулами уменьшается.

8. Для учёта теплового расширения тел. Измерения будут наиболее точны

при указанной температуре.

П.2 Тема: «Движение молекул и температура тела».

1.Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со

временем равновесие весов нарушилось?

2.Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов

становится слабо надутым.Почему?

3. Почему дым от костра по мере его подъёма перестает быть видимым даже

в безветренную погоду?

4. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает тёмно-

синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство,

заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится

прозрачным?

5. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в тёмный цвет,

оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

6. Как можно ускорить диффузию в твёрдых телах?

7. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом:

В холодном или тёплом помещении?

8. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в

комнате. Где сливки отстоятся быстрее?

Ответы (Движение молекул и температура тела.)

1. Часть молекул углекислого газа, который тяжелее воздуха, ушла в

атмосферу. Их объём заняли молекулы воздуха.

2. Молекулы водорода диффундируют через оболочку шарика.

3. Потому что дым постепенно диффундирует в воздух.

4. Это объясняется диффузией молекул жидкости в окружающее

пространство.

5. Молекулы краски переходят на белую ткань в результате диффузии, и она

окрашивается.

6. Увеличить давление и/или температуру твёрдых тел.

7. В холодном.

8. В холодильнике.

П.3. Тема: «Взаимодействие молекул».

1.Молекулы твёрдого тела находятся в непрерывном движении. Почему же

твёрдые тела не распадаются на отдельные молекулы?

2. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он

вновь стал целым?

3. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?

4. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что

можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ?

5. Молекулы вещества притягиваются друг другу. Почему же между ними

существуют промежутки?

6. Что есть общего между склеиванием бумаги и паянием металлических

изделий?

7. Чем отличаются сварка металлических деталей от паяния металлических

изделий?

8. Почему использованную жевательную резинку, прилипшую к одежде или

чистым деревянным, металлическим и другим поверхностям, так трудно

удалить без помощи растворителя, содержащего бензин?

Ответы ( Взаимодействие молекул)

1.Молекулы твёрдого тела достаточно сильно взаимодействуют между собой.

2. Для этого необходимо сблизить поверхности разлома на расстояние, при котором

взаимодействие молекул карандаша становится достаточно сильным. Практически

сделать это невозможно.

3. Частички пыли, смоченные водой, слипаются, и их масса увеличивается. Поэтому их

труднее поднять в воздух.

4. Взаимодействие между молекулами мрамора настолько сильное, что силы трения

мрамора о доску недостаточно для дробления мрамора. Сила притяжения между

молекулами мела гораздо меньше, чем мрамора.

5. Молекулы не только притягиваются, но и отталкиваются.

6. При склеивании бумаги и паянии металлических изделий в поверхностные слои

склеиваемых листов (спаиваемых тел) проникают частицы клея (припоя). При этом

взаимодействие между молекулами клея и бумаги (частицами металла и припоя)

больше, чем между молекулами склеиваемых листов бумаги (спаиваемых

металлических изделий).

7. При сварке обходятся без припоя , за счёт диффузии молекул самих свариваемых тел

.

8. Потому что молекулы жевательной резинки притягиваются к молекулами бензина

сильнее, чем к молекулами дерева, ткани или металла.

Тема 4. Три состояния вещества.

1.Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его

вместимости?

2. Могут ли быть в жидком состоянии кислород, азот?

3. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это

состояние воды?

4. Кусок олова нагрели, и оно перешло в жидкое состояние. Как

при этом менялось

движение и расположение частиц олова относительно друг

друга?

5. Почему одни таблетки легко растворяются в воде, а другие

нет.

6. Свежий, хотя и невидимый, след собака берёт. Однако со

временем она его учуять не может. Объяснить это явление.

Тема 4(ответы)

1. Нет, поскольку газ занимает весь предоставленный ему

объём.

2. Могут, при низких температурах и высоких давлениях.

3. Жидкое состояние (туман- мельчайшие капельки воды).

4. Движение частиц стало более интенсивным, а

расстояние между молекулами увеличилось.

5. Потому что на скорость диффузии влияет сила

взаимного притяжения между молекулами таблеток.

Быстрее будут растворятся те таблетки, притяжение между

молекулами которых слабее.

6. Вследствие диффузии молекул след зайца постепенно

теряет запах зайца.

Литература.

Лукашин В. И.

«Сборник задач по физике. 7-9 классы :

учеб. Пособие для общеобразовательных

организаций: Просвещение, 2016.



В раздел образования