Автор: Климкова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа - интернат"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Учебная викторина по физике для 7 класса
Тема: "Начальные сведения о физических телах и их свойствах"
Раздел: среднее образование
Брей - ринг
по физике в 7 классе
по теме:
«Начальные сведения о
физических телах и их свойствах»
Учитель математики Климкова Л.Н.
МБОУ « Школа – интернат» г.Рязань.
Цель:
•
Проверить знания по темам:
•
Строение вещества,
•
Движение молекул и температура тела,
•
Взаимодействие молекул,
•
Три состояния вещества.
I.Начальные сведения о физических телах и их свойствах.
Тема 1.«Строение вещества».
1.
В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении
капельки масла выступают на внешних стенках цилиндра. Чем это можно
объяснить?
2.
Можно ли сказать, что объём газа в сосуде равен сумме объёмов его
молекул?
3.
Отличаются ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами
какого-либо вещества, находящегося в твёрдом, жидком и газообразном
состояниях?
4.
Одинаковы ли объёмы и состав молекул холодной и горячей воды?
5.
Как изменяются промежутки между частицами медной заклёпки при
нагревании и охлаждении?
6.
Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменилась ли при этом
форма молекул?
7.
Почему уменьшается длина рельса при его охлаждении?
8.
Зачем на точных измерительных инструментах указывается температура
( обычно 20˚С)?
Ответы (Строение вещества).
•
1. Молекулы масла проникают между молекулами сосуда на его поверхность
(явление диффузии).
•
2.Нет, большая часть объёма газа приходится на промежутки между
молекулами.
•
3. Отличаются.
•
4. Объём и состав одинаковы.
•
5. При нагревании промежутки между молекулами увеличиваются, а при
охлаждении – уменьшаются.
•
6. Форма молекул не изменилась.
•
7. Расстояние между её молекулами уменьшается.
•
8. Для учёта теплового расширения тел. Измерения будут наиболее точны
при указанной температуре.
П.2 Тема: «Движение молекул и температура тела».
•
1.Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со
временем равновесие весов нарушилось?
•
2.Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов
становится слабо надутым.Почему?
•
3. Почему дым от костра по мере его подъёма перестает быть видимым даже
в безветренную погоду?
•
4. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает тёмно-
синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство,
заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится
прозрачным?
•
5. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в тёмный цвет,
оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?
•
6. Как можно ускорить диффузию в твёрдых телах?
•
7. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом:
В холодном или тёплом помещении?
8. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в
комнате. Где сливки отстоятся быстрее?
Ответы (Движение молекул и температура тела.)
•
1. Часть молекул углекислого газа, который тяжелее воздуха, ушла в
атмосферу. Их объём заняли молекулы воздуха.
•
2. Молекулы водорода диффундируют через оболочку шарика.
•
3. Потому что дым постепенно диффундирует в воздух.
•
4. Это объясняется диффузией молекул жидкости в окружающее
пространство.
•
5. Молекулы краски переходят на белую ткань в результате диффузии, и она
окрашивается.
•
6. Увеличить давление и/или температуру твёрдых тел.
•
7. В холодном.
•
8. В холодильнике.
П.3. Тема: «Взаимодействие молекул».
•
1.Молекулы твёрдого тела находятся в непрерывном движении. Почему же
твёрдые тела не распадаются на отдельные молекулы?
•
2. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он
вновь стал целым?
•
3. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
•
4. Почему на классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора? Что
можно сказать о взаимодействии между частицами этих веществ?
•
5. Молекулы вещества притягиваются друг другу. Почему же между ними
существуют промежутки?
•
6. Что есть общего между склеиванием бумаги и паянием металлических
изделий?
•
7. Чем отличаются сварка металлических деталей от паяния металлических
изделий?
•
8. Почему использованную жевательную резинку, прилипшую к одежде или
чистым деревянным, металлическим и другим поверхностям, так трудно
удалить без помощи растворителя, содержащего бензин?
Ответы ( Взаимодействие молекул)
•
1.Молекулы твёрдого тела достаточно сильно взаимодействуют между собой.
•
2. Для этого необходимо сблизить поверхности разлома на расстояние, при котором
взаимодействие молекул карандаша становится достаточно сильным. Практически
сделать это невозможно.
•
3. Частички пыли, смоченные водой, слипаются, и их масса увеличивается. Поэтому их
труднее поднять в воздух.
•
4. Взаимодействие между молекулами мрамора настолько сильное, что силы трения
мрамора о доску недостаточно для дробления мрамора. Сила притяжения между
молекулами мела гораздо меньше, чем мрамора.
•
5. Молекулы не только притягиваются, но и отталкиваются.
•
6. При склеивании бумаги и паянии металлических изделий в поверхностные слои
склеиваемых листов (спаиваемых тел) проникают частицы клея (припоя). При этом
взаимодействие между молекулами клея и бумаги (частицами металла и припоя)
больше, чем между молекулами склеиваемых листов бумаги (спаиваемых
металлических изделий).
•
7. При сварке обходятся без припоя , за счёт диффузии молекул самих свариваемых тел
.
•
8. Потому что молекулы жевательной резинки притягиваются к молекулами бензина
сильнее, чем к молекулами дерева, ткани или металла.
Тема 4. Три состояния вещества.
•
1.Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его
вместимости?
•
2. Могут ли быть в жидком состоянии кислород, азот?
•
3. Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это
состояние воды?
•
4. Кусок олова нагрели, и оно перешло в жидкое состояние. Как
при этом менялось
•
движение и расположение частиц олова относительно друг
друга?
•
5. Почему одни таблетки легко растворяются в воде, а другие
нет.
•
6. Свежий, хотя и невидимый, след собака берёт. Однако со
временем она его учуять не может. Объяснить это явление.
Тема 4(ответы)
•
1. Нет, поскольку газ занимает весь предоставленный ему
объём.
•
2. Могут, при низких температурах и высоких давлениях.
•
3. Жидкое состояние (туман- мельчайшие капельки воды).
•
4. Движение частиц стало более интенсивным, а
расстояние между молекулами увеличилось.
•
5. Потому что на скорость диффузии влияет сила
взаимного притяжения между молекулами таблеток.
Быстрее будут растворятся те таблетки, притяжение между
молекулами которых слабее.
•
6. Вследствие диффузии молекул след зайца постепенно
•
теряет запах зайца.
•
Литература.
•
Лукашин В. И.
•
«Сборник задач по физике. 7-9 классы :
учеб. Пособие для общеобразовательных
организаций: Просвещение, 2016.