Автор: Колодкина Юлия Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "Средняя школа пгт.Вахруши Слободского района"
Населённый пункт: пгт Вахруши Слободской район Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Организация и проведение экологических акций младших школьников»
Раздел: начальное образование
«Организация и проведение экологических акций младших школьников»
(«Методическое обеспечение организационно-массовой работы»)
Слободской район, Кировское областное государственное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя школа пгт. Вахруши»
2024 г
Аннотация
к организации и проведению экологических акций младших школьников
Организация и проведение акций – действенный инструмент педагогики
сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной
деятельности, развития социального партнерства. Какой бы характер не носила
экологическая акция, она является наиболее привлекательной формой работы в
процессе воспитания патриотизма и гражданской ответственности молодежи, т.к.
воздействует на все сферы сознания личности школьников: интеллектуальную,
эмоциональную, волевую. Акции позволяют эффективно организовать различную
практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния
окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтом и агитационно-
пропагандистскую работу). Данные и другие виды работы используются при
организации экологической деятельности обучающихся класса.
Методическая разработка включает в себя комплекс мероприятий для 2 класса:
- проведение внеклассных экологических акций;
- проведение классных часов на экологические темы;
- встречи и беседы с экологами нашего района;
- участие в конкурсах экологической направленности.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры,
сознания и мировоззрения.
Задачи:
1. Понимание совершенных проблем окружающей среды.
2. Развитие критического отношения к результатам деятельности человека.
3. Умение анализировать собственное поведение в природе.
4. Формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
5. Воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которым
нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни к себе.
Пояснительная записка
В последнее время все больше внимания уделяется экологическому
образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития
цивилизации.
Одной из эффективных форм экологического воспитания, является
внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение.
Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить
полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть
разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и
применять дифференцированный подход.
Одно из эффективных направлений экологического воспитания подрастающего
поколения – привлечение учащихся в практическую деятельность по изучению и
охране окружающей среды. Эту работу наш класс осуществляет через разнообразные
экологические акции, которые активизируют нравственно-экологическую
воспитанность учащихся, а экологическая культура в широком смысле включает в
себя и воспитание активной жизненной позиции.
Акция - одно из эффективных направлений экологического воспитания
подрастающего поколения. Участие в акции способствует вовлечению детей в
практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
При организации экологических акций я стараюсь придерживаться следующих
принципов:
Осмысленность. Необходимо, чтобы все участники понимали, что именно и зачем
они делают.
Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на
удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.
Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или
возле автобусной остановки.
Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить
мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор
батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.
Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией
многого не достигнешь.
Гласность. Акция должна найти отклик. Школьникам крайне важно знать, что их
идеи и результаты работы одобрены окружающими.
Учащиеся класса и родители – активные участники экологических акций,
проводимых в классе и школе.
Содержательная часть
Реализация и достигнутые результаты деятельности учащихся по итогам проведенных
экологических акций и бесед в 2022- 2023 учебный год во 2 классе.
Свой учебный год мы начали с экологической акции «Чистый пруд»
Цель проведения:
- Наведение и поддержание санитарного порядка на берегу пруда;
- Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе;
- Формирование навыков санитарно-гигиенической и экологической культуры;
- Привлечь внимание общественности к проблемам экологического состояния пруда.
«Покормите птиц зимой»
Цель: помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их.
В первую очередь мы решили позаботиться о наших пернатых друзьях- зимующих
птицах. В классе были проведены беседы о птицах, которые остаются зимовать в
наших краях. С ребятами обсудили, что птицам голодно зимой. Дети узнали много
нового и интересного о птицах. А именно, что огромное значение имеют птицы в
природе и сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых- вредителей растения,
помогают в их опылении. На занятии ученики отгадывали загадки о зимующих
птицах, разгадывали кроссворд. Каждый из учеников принял участие в создании
плаката (выполняли в течение недели). Организовали выставку плакатов " Покормите
птиц зимой!" Какие замечательные работы получились!
Также школьники решили принять участие в экологической акции " Покормите птиц
зимой!" Дети вместе с родителями мастерили кормушки для зимующих птиц,
развешивали их около своих домов, в лесу. Получилось отличное кафе " Налетай". Это
и хорошая традиция, приучающая ребенка заботиться о " братьях наших меньших", и
замечательное творческое задание. Они поделились своей добротой и мир стал
намного добрее!!!
Акция «Помощь братьям нашим меньшим»
Цель: привлечь внимание людей к бездомным животным, оказание посильной помощи
приюту «Возьми меня»
К сожалению, на улицах каждого города,
села, поселка есть бездомные животные.
Чаще всего на улице оказываются собаки и
кошки. Большинство людей проходит
ежедневно мимо животных, не замечая их
присутствия.
Часто мы не задумываемся:
куда делась собачка, которая бегала около
подъезда?
О чем кричат глаза кошек и собак, которые
обречены на смерть?
Все ли понимают, как нужно помочь
брошенным на произвол судьбы созданиям?
Но мир не без добрых людей!
В Слободском районе находится приют для
бездомных собак " Возьми меня",
руководителем которого является Городилова Галина Юрьевна. Побывав с классом в
приюте, мы увидели насколько душевно, человечно, заботливо сотрудники приюта
ухаживают за собачками. В приюте живут старые и молодые собаки. По разным
причинам они оказались там. У каждой собачки свой домик. Выгуливают собак по
несколько раз в день, но по очереди. У животных разнообразное питание. Все сыты и
ухожены. Много неравнодушных людей помогают приюту.
Конечно, особые слова благодарности хочется выразить Галине Юрьевне за такое
благородное дело!!!
Надеемся, что не только мы, но и другие учащиеся и взрослые нашего поселка станут
помогать животным по мере сил. Мы и дальше будем проводить акции по сбору корма
для приюта.
Люди! Будьте внимательны к животным, не бросайте их, ведь " мы в ответе за тех,
кого приручили"!
На базе
начальной школы стали инициаторами родители 2Г класса социальной акции "Помоги
бездомным животным". С участием приюта " Возьми меня" и его руководителем
Городиловой Галины Юрьевны прошли "Уроки Добра". Эти уроки учат детей
взаимопомощи, состраданию, ответственности к животным. Ребята с удовольствием
слушали рассказ о создании приюта, трогательные истории о его питомцах, о нелегком
труде волонтеров, задавали массу вопросов Галине Юрьевне.
Акция «Вторая жизнь вещам»
Цель: продлить жизнь ненужным вещам; развивать творческие способности,
фантазию, воображение, эстетический вкус.
Потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым днем все
более актуальной. Мы не задумываемся, что многое может получить новое
применение, став основой для оригинальной вещи, поделки. Именно бросовый
материал дает огромные возможности для осуществления фантазий.
Ольга Михайловна- мастер на все руки, которая провела мастер- класс для учеников
2Г класса по изготовлению из тубусов и картона органайзера для канцелярских
принадлежностей. Какие замечательные получились поделки!
Давая вторую жизнь ненужным вещам, мы сохраняем нашу планету от мусора,
изготавливая из них замечательные предметы декора и быта!
Акция "
СДАЙ МАКУЛАТУРУ! СПАСИ ДЕРЕВО
!"
Цель: сохранение и ответственное потребление природных ресурсов нашей планеты и
продвижение принципов раздельного сбора отходов, а в частности- сбор и переработка
макулатуры.
А вы знали, что 100 кг макулатуры спасают 1 дерево?! Ученики вместе с родителями
сдали 400 кг бумаги и картона! Спасли 4 дерева! Берегите лес!
Исследовательская работа «Посади семечко- вырасти растение»
Цель: формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения
жизнедеятельности растений; развивать у детей познавательный интерес,
любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать
новые знания, умения и навыки.
Выращивание растений и наблюдение за ними- это очень увлекательный и
познавательный процесс.
Беседа с экологами
Цель: способствовать формированию у детей целостного восприятия мира,
способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе.
Василий Гаптухаев, Михаил Котельников и Константин Петровский рассказали
ребятам о пути становления себя как экологов, об ответственности, которую несет в
себе каждый эколог, познакомили детей с акциями, проводимыми в нашем поселке по
сбору вторсырья (последнее воскресенье каждого четного месяца). Второклассники
стали активными слушателями, задавали вопросы.
Акция "Ветер перемен. Посадка дубков»
Цель: привлечь внимание общественности к эстетике быта и благоустроить часть
школьной территории.
Инициаторами посадки дубков стали родители 2Г класса- Жуйкова Ольга Михайловна
и Ракитина Елена Сергеевна. Дубки посажены около школы.
Фотоконкурс «Будущее Земли- в наших руках»
Цель акции:
1. Познакомить детей с историей праздника «День Земли».
2. Воспитывать заботу об окружающей среде, необходимость бережного отношения к
природе, неравнодушие к будущему планеты.
Ученики 2Г класса приняли участие в фотоконкурсе «День Земли» и заняли 1 место.
Классный час на тему "Покормите птиц зимой!"
Цели:
-вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять
заботу к ним.
-расширить знания детей о птицах.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте,
милосердии.
3. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах.
Воспитательные:
Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь, осознать главные
этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к
окружающему миру.
Развивающие:
-развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
-развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограмма с голосами птиц, готовые
кормушки для демонстрации, раздаточный материал для групп:
- кроссворды о птицах,
- памятки "Как устроить кормушку",
- карточки с названиями "угощений" для птиц.
Ход урока:
1.Вступительная часть.
Учитель: Ребята, тема нашего занятия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в
поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе много. Только в России их насчитывается
более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но
тех, которые живут в лесу или парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
(Детям предлагается закрыть глаза. Звучит запись голосов птиц).
Учитель: Что вы, ребята, представили сейчас?
(выслушиваются мнения детей).
- С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в тёплые края,
где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнёзда и к ним
они вернутся весной. Ребята, как называются такие птицы? (перелётные). Назовите
перелётных птиц.
К. Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда».
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора-
Оно высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живёт без дома.
- Есть птицы, которые прилетают к нам с наступлением холодов. Как называются эти
птицы? (зимующие). Назовите их.
- Но есть ещё одна группа птиц, которая никуда не улетает, ни с наступлением
холодов, ни с наступлением тепла. Они круглый год живут на одном месте. Кто знает,
как называются такие птицы? (оседлые). Назовите их.
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты). Зимой птицам не до песен.
- На уроке мы будем говорить о тех птицах, которым трудно приходится зимой. О
птицах, которым мы можем помочь.
Учитель: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей
наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег
покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся
личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень,
приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую
погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. Поэтому
мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм (повесить
кормушку).
2.Основная часть.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, как появилась кормушка? (Рассказ легенды).
Трудно сказать, когда появилась первая кормушка (ящик, куда люди кладут корм для
птиц), но есть интересная история – легенда, о том, почему люди сделали традицией
вывешивать кормушки.
Давным – давно …жил в селе человек по имени Сашко. Занимался он земледелием:
пахал землю, сеял зерно, собирал урожай, молол муку и выпекал душистый хлеб.
Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился во всех соседних деревнях и
сёлах. Со всей округи съезжались к нему люди за мягким хлебом. Но случилось у него
однажды большое несчастье… Стояла в то время большая засуха. Пекло солнце и жара
была невыносимая. Вспыхнул в селе пожар, и погорели все деревянные постройки. А у
Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, ноне много ему всё же удалось спасти. И
набралось у него зерна всего мешок. Прошла осень и наступила зима. Зима была
морозной, лютой; такой, какой ещё никогда не бывало. Надел Сашко тулуп и вышел во
двор поглядеть, что там делается. Видит: кругом всё снегом занесено, а на белых от
снега деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко ему стало бедных птиц. Пошёл он соорудил для них деревянные
приспособления и насыпал в них зерна. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать, да
насыщаться. А когда птица не голодна, ей и тепло и не замёрзнет она. С этого дня стал
Сашко каждый день в кормушки зерно сыпать, хоть и сам он обеднел, ведь всё своё
зерно он отдавал птицам. Так и прошла зима, и в последний её день высыпал Сашко
птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой
запас птицам скормил.
Сидит, пригорюнился, думает «Теперь и есть нечего, и сеять нечего на землю»
Вот пришла пора сеять урожай. Сидит Сашко в доме и слышит шум, гам. Вышел во
двор – глядит, а над его землёй стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и
воробьи, и синицы, и каждая делом занята – бросает зёрнышко в землю, улетает куда –
то и обратно прилетает с зерном и так много-много раз. Смотрят все жители,
удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-нибудь огород засаживали. И
пошла молва по миру об этой истории. И стали люди во всём мире как Сашко
сооружать кормушки для птиц зимой и заботится о них. А птицы взамен, на людскую
доброту, помогают людям, уничтожая вредителей лесов, огородов, садов, сохраняя тем
самым урожай. И стало это традицией, и передавалось из поколения в поколение. И
превратили люди вывешивание кормушек в настоящий праздник, ритуал с песнями,
конкурсами на лучшую кормушку. И дошла эта традиция до наших дней. 12 ноября -
по народному календарю, отмечают праздник «Зиновий синичник». Именно в этот
день люди собираются в садах, парках и вывешивают первые кормушки. Теперь, с
этого момента, стартует международная акция «Покормите птиц зимой!» Длится она
до весны. В этот период любой желающий, в любой точке мира, любого возраста,
любой национальности может принять участие: самому сделать кормушку и
ежедневно наполнять её кормом.
Учитель: - Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнайте её,
отгадав загадку:
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это: (снегири). (Слайд).
Снегирь получил своё название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и
живёт всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью,
только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Эти птицы летом и
осенью живут в северных хвойных лесах, а с первым снегом прилетают к нам.
Прилетали снегири стайками по 5-7 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидят
они на ветках или прямо на снегу. Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если
кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. На кормушку
снегири садятся редко. Своим толстеньким клювом они неплохо добывают себе корм
прямо с деревьев. Снегирь питается почками, семенами деревьев и кустарников,
ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Поэтому снег под
деревьями часто окрашен соком ягод. Они птицы солидные, не суетятся и не
торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы ни были голодны, всегда уступают
лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое.
И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем
белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда: " В полет". Летает снегирь легко и
красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем
спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку,
а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
-А вот ещё одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и её:
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарика. (Синица). (Слайд).
На рябину часто прилетала стайка подвижных и ловких птиц. Из-за сине - голубой
окраски перьев этой птице дали название – синица. На зиму они не улетают в тёплые
страны, но в поисках пищи перелетают с места на место. Там, где корма много синицы
задерживаются. По наблюдениям, что если их хорошо подкармливать, то можно
удержать в своём саду. Синицы очень прожорливы. Они съедают за сутки столько
пищи, сколько весят сами. На зиму некоторые из них заготавливают корм про запас.
Они прячут насекомых и семена в трещины коры, щели между хвоинками. Некоторые
синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Не отказываются и от домашней
пищи. Особенно любят несолёное сало, творог, масло. И всё-таки много птиц гибнет
зимой: из 10 синиц до весны доживает всего 1-2. Гибнут не от холода, а от голода.
Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
- Кто ещё прилетает на кормушку?
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей). (Слайд).
Н. Рубцов «Воробей».
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Учитель: -С этими птицами мы знакомы давно. Мы их видели везде, и зимой, и летом.
Они не улетают в тёплые края с приходом зимы. Воробей самая распространённая и
многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит
своё потомство. Каждый раз в гнезде по 5-6 птенцов. Выкармливают воробьи своих
птенцов только насекомыми. А аппетит у воробья отменный! Огромную пользу
приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит
воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Но голод и холод заставляет их держаться
поближе к жилью человека. Воробьи по нашим наблюдениям совсем не прихотливые
птички. Они едят всё подряд, что есть на кормушке. Собирают упавшие крошки на
снегу и земле, проверяют кормушки у домашних животных. Своих птенцов они
выкармливают насекомыми. Это смелые, весёлые, умные птички. Они скачут по
улице, не обращая внимания на людей и машины. Но злейшим врагом воробьёв
считается кошка, из лап которой трудно вырваться. По воробьям можно узнать
температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло
на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Замечено:
если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего? (Так воробьям
теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло).
- А кто знает, почему его зовут?
- Целые воробьиные стаи собираются на токах, где лежит собранный урожай зерна. А
воробьи его воруют. «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя не прошенных
гостей. Отсюда и название – воробей.
-А вот новый гость. Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а
крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой.
Клёст.
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нём тепло.
Только б были шишки –
Вырастут малышки.
-Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов
клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи.
Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты
помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только
часть семян, остальные – белка.
Вот новость: у клестов
Появилось пять птенцов!
А метель метет, метет,
А отец себе поёт:
Что нам холод, что нам снег,
Что деньки студеные.
Ребятишки у меня
Очень закаленные!
- Клестов ещё называют " северными попугайчиками". Они искусно лазают по
деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже
трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.
-А это что за птица?
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. (Дятел). (Слайд).
- К нашей кормушке прилетели разные дятлы и каждый расскажет о себе.
Ученик 1:
«Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах. Встречаюсь нечасто,
но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий
крик –кли- кли- кли, который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю
к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите не только большую
чёрную птицу, но и светлый клюв и красную шапочку на голове, то это я – чёрный
дятел «желна».
Ученик 2:
«А я встречаюсь в лесах, смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую
щели на коре деревьев, долблю кору – достаю много личинок, жуков. Причём обычно
не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому так удобнее. Быстрый
ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что не просто за мной
наблюдать. Я большой пёстрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют
«доктором леса». Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и
жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц».
- Чаще всего в наших лесах встречается большой пестрый дятел, или дятел
обыкновенный. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов
или 50 майских жуков! А как дятел спит в своем гнезде – в дупле? Зацепившись
когтями за ствол и сидя на хвосте.
- Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка!
И за что? (ворона). Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что
ворон – черный, а ворона – серая. (Слайд).
-Познакомьтесь с ещё одной зимующей птицей.
Ну а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Настоящий акробат –
Чистит все стволы подряд.
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить, дорог каждый
час.
- А мы как можем помочь птицам? (Кормушки повесить на дерево и каждый день
кормить птиц)
Подкормка птиц
Зима – трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых,
лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках торчащих из-под
снега, можно найти семена.
Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период,
устраивая подкормочные площадки и кормушки. Но ко всему надо подходить со
знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко навредить.
В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь
подкармливать.
При кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при
подкормке – лишь его часть и вынуждены остальное находить в природе. В природе
рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки птиц проверяют
трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают
семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И
при постоянно полной кормушке птицы попросту перестают искать другую пищу.
Однообразный рацион, да ещё богатый жирами, приводит к заболеванию печени.
Вместо пользы мы наносим птицам непоправимый вред.
Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два
раза в сутки в одно и то же время.
Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую
очередь это всё жареное и солёное. При поедании солёной пищи соль быстро
накапливается в переизбытке в организме птиц и происходит отравление организма.
При жарке жиры меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также
нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые
продукты. Они содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к
быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов
погибнет.
Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что
приводит к окислению жиров на его поверхности, появлению токсических веществ,
болезнетворных организмов. Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо
усваивается организмом птицы.
Чего нельзя давать птицам ни в коем случае?
Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные
продукты с неприятным запахом или наличием плесени.
Птиц нельзя кормить солеными орешками, чипсами, кокосовой стружкой, и лучше не
кормить салом или кусочками жира. В природе такой пищи нет, для птиц она вредна!
Чем же тогда их можно подкармливать?
Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо
начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то,
что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой
ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами
подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса,
различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Охотно кушают синицы и крошки
хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый
хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады
полакомиться хлебом также воробьи и голуби.
3. Итог.
- Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о
зимующих.
А. Яшин «Подкормите птиц зимой».
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: -Ребята, о чем мы говорили на классном часе?
- Что нового узнали? Что было интересного?
- Какие птицы зимуют вместе с нами? Как же им помочь пережить зимнее время? Я
думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя
кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в
ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось
заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят
вас и красивой весенней песней, и богатым урожаем, спасённым птицами, от
вредителей вашего огорода.
Но самое главное, я считаю, вы станете добрее и
бережнее будете относиться ко всему живому.
- Я предлагаю вам одеться и выйти на улицу развесить ваши кормушки. Покормим
наших пернатых друзей семенами и семечками.
Список литературы.
1.
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина,
Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.
3.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А.
Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
4.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение,
2008.
5.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель»,
2000.
6.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
7.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
«Окружающий мир». – М., 2004.
8.Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников - М.,2005.
9. Гетьман В.Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983.
10. Интернет-ресурсы (фотографии, картинки).