Автор: Зубрилина Надежда Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Эврика"
Населённый пункт: город Анапа Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ИГРОВЫХ КОМПОНЕНТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Раздел: полное образование
Н.В.Зубрилина, учитель физики высшей категории
МБОУ гимназия «Эврика» г-к Анапа
РОЛЬ ИГРОВЫХ КОМПОНЕНТОВ НА УРОКАХ
ФИЗИКИ
В
РАЗВИТИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Познавательный
интерес
−
важный
элемент
всестороннего развития личности, воспитание которой
и
есть
одна
из
основных
задач
образования.
В
программе по физике, особенно в начале освоения
материала, в седьмом и восьмом классах, эффективным
восприятием являются игровые элементы. Повышается
мотивация познавательной деятельности учащихся. В
связи с этим современные требования к уроку ставят
перед учителем задачу включения в активную учебно-
познавательную деятельность игровых элементов. Игра
повышает интерес к предмету, развивает азарт в
достижении поставленной цели, учит работе в группах,
взаимопомощи. Игра не дает скучать на уроке. А как
утверждает классическая педагогика – ”Смертельный
грех учителя – быть скучным”.
К. Д. Ушинский
писал: «Преподавание всякого
предмета должно идти таким путем, чтобы на долю
воспитанника оставалось столько труда, сколько могут
одолеть его молодые силы».
Игровые компоненты на уроках дают возможность
повторить и систематизировать полученные знания.
Активизировать логические умозаключения, или искать
решение задач и вопросов в проведении эксперимента.
В связи с этим, используя игру, учитель может провести
мониторинг пройденного материала по предмету. По
активности учащихся можем судить: понимает ли
ученик
данный
закон,
умеет
ли
он
увидеть
в
рассматриваемом явлении изучаемый закон, видит ли
его практическую значимость и применение. Часто
физический
смысл
различных
явлений
и
законов
становится по-настоящему понятным учащимся лишь
после
того,
как
знания
используются
в
игровых
компонентах.
Развивающая
функция
тематической
игры
проявляется
в
том,
что
ученик
включает
все
мыслительные
процессы:
внимание,
восприятие,
память, воображение, мышление. Дает понять ученику,
что одну и ту же задачу можно решать разными
способами, что развивает творческое мышление, учит
находить выход из предлагаемых условий.
В
игре
ученик
может
проявить
свою
индивидуальность,
нестандартность
мышления,
творчество. Логические игры, особенно групповые,
могут сформировать у ребёнка амбициозный мотив,
связанный со стремлением к самоутверждению, победе,
приучает
учеников
планировать
свои
творческие
действия, осмысливая причины неудач, вырабатывать
пути решения. Игру можно составить по любой теме
изучаемого материала, или как итоговую в конце
четверти или года. Главное вызвать у учащихся интерес.
Интересный факт, должен вызвать желание искать
решение проблемы. К тому же, игру надо составить так,
чтобы ученик чувствовал себя первооткрывателем,
исследователем.
Например: «КВН по физике»
Игра проводится в седьмом классе в конце учебного
года
Цель игры:
Систематизировать полученные знания,
Повторить курс физики седьмого класса
Провести мониторинг знаний
В процессе игры, победившая команда получает
оценку «отлично» и такую же оценку получают самые
активные игроки в каждой из команд. Класс разбивается
на две или три команды.
Командам дается домашнее задание:
Выбрать капитана команды,
Подготовить вопросы противникам по всему курсу
пройденного материала,
Подготовить
представление
команды
в
виде
физического явления или физического понятия
Повторить изученные физические приборы и их
практическое назначение.
Сценарий урока:
1.
Приветствие команд
: представление команды в виде
физического явления или физического понятия.
(оценивается точность, красочность и слаженность
работы команды) Например: команда представляется
молекулами воды, часть команды атомы кислорода,
часть - атомы водорода, в процессе представления
соединяются по три человека в молекулу воды.
Демонстрируют хаотичность движения молекул и
зависимость движения молекул от температуры.
2.
Первый тур
: (командная игра)
вопросы задают командам поочередно, время
измеряем песочными часами.
На каком физическом явлении основано растворение
сахара в холодной и горячей воде? (диффузия,
зависимость от температуры)
По
вспаханной
пограничной
полосе
прошел
нарушитель, как определить, он шел один или
перенес на себе еще кого то? (давление, глубина
следа)
На столе в вагоне лежит мяч, что с ним происходит
после
резкого
торможения
поезда,
какое
это
физическое явление? (Инерция, мяч скатывается)
Почему мел, несмотря на то, что он состоит из
движущихся молекул, не распадается на мелкие
частицы? (силы притяжения между молекулами)
Сколько и какие существуют агрегатные состояния
вещества? (газ, жидкость, твердое тело, плазма)
Чем отличаются друг от друга траектория, путь и
перемещение? (линия вдоль движения, замеренное
расстояние и кратчайшее расстояние от начала пути
до конечной точки)
Жюри подводит итоги приветствия команд и первого
тура игры.
3.
Второй тур
(конкурс капитанов, вопросы задают
поочередно):
Опыт
Торричелли,
в
чем
заключается,
что
в
результате получено?
По легенде об Архимеде, погрузившись в ванну, он
закричал «Эврика», почему?
Назвать единицы измерения величин в системе СИ
(Сила, скорость, масса, плотность, работа)
Назвать единицы измерения величин в системе СИ
(Давление,
время,
длина,
мощность,
ускорение
свободного падения)
Жюри подводит итоги конкурса капитанов.
4.
Третий тур
(конкурс исследователей - практиков):
Перед каждым практиком ставят 4 прибора,
необходимо сказать название каждого прибора и его
практическое назначение.
Динамометр, барометр, манометр, рычаг
Шар
Паскаля,
весы,
неподвижный
блок,
сообщающиеся сосуды
С помощью предлагаемых приборов, найти массу
образца и его силу тяжести.
Сравнить результаты расчета силы тяжести по формуле
и по показаниям прибора.
Жюри подводит итоги конкурса практиков.
5.
Четвертый тур
(конкурс теоретиков):
Команды обмениваются вопросами и выполняют
творческое задание:
Назвать имена ученых по их портретам
Назвать область их исследований
Жюри подводит итоги конкурса теоретиков.
6.
Пятый тур
:
Команды обмениваются двумя шутками на тему:
«Физики шутят» или «Физика вокруг нас»
Жюри подводит итоги пятого тура и всей игры.
Рефлексия:
можно
провести
в
конце
урока,
учащиеся при этом оценивают эффективность работы
своей и других команд, свой вклад в достижение успеха
своей команды, свою активность в процессе игры.
Обсуждаются вопросы, показавшиеся особо сложными.
Выявляют
в
каждой
команде
наиболее
активных
игроков. Подводят итог, что понравилось, что вызвало
интерес, что нужно еще доработать.
Список литературы:
1.
Бухвалов В. А. «Основы творческой деятельности».
2.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры.
М. Новая школа, 1984.
3.
Абакумов А.М. Актуальные методы воспитания и
обучения:
деловая
игра:
Учебное
пособие
для
студентов / А.М. Абакумов. – М.: МГУ, 2014.
4.
Тагильцев
А.В.
Физика
в
играх
и
задачах:
Методические рекомендации для учителя / А.В.
Тагильцев. – М.: БАЛЛАС, 2014.
5.
Журнал «Физика в школе»