Автор: Медведева Любовь Леонидовна
Должность: Преподавватель по классу баяна
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Белогорск
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: I Фестиваль технического мастерства «Король Этюд» в творческом проекте «Основы технического совершенства – этюды»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка внеклассного мероприятия
в форме театрализованного концерта
« I Фестиваль технического мастерства «Король Этюд»
в творческом проекте
«Основы технического совершенства – этюды»
Пояснительная записка.
Ежегодный Фестиваль технического мастерства «Король - Этюд»
проводится на отделении народных инструментов в Детской школе
искусств. Он является своеобразным творческим проектом, и с каждым
годом несет в себе изменения, расширяя рамки отделения, привлекая
учащихся других инструментальных отделений, увеличивая количество
участников.
Фестиваль проводится в форме театрализованного концерта, в котором
действующие герои «Король – Этюд», «Паж», «Фрейлины - нотки» являются
ведущими праздника, «придворные музыканты» - исполнителями этюдов.
В роли Советников Короля:: «Лира», «Гармония», «Октава», «Мелодия»,
«Ритм» выступают преподаватели, которые оценивают исполнение этюдов.
Цель: Создание условий для концертного исполнения этюдов.
Задачи:
1). Поддерживать и совершенствовать практическое техническое мастерство
учащихся отделения народных инструментов.
2).Заинтересовывать исполнением этюдов через творческий подход, тем
самым дополнять концертный репертуар учащихся.
3). Закрепить теоретические познания в сфере музыкальной грамоты.
4). Популяризировать игру на русских народных инструментах
Техническое оснащение (оборудование):
-Музыкальные инструменты исполнителей (баяны, аккордеоны, домры,
балалайка, фортепиано);
- ноутбук, демонстрационный экран (для презентаций);
- музыкальный центр (музыкальное сопровождение);
- реквизит (костюмы действующих героев)
Актуализация:
Фестиваль технического мастерства – одна из форм проведения технических
зачетов учащихся отделения народных инструментов. . Он проводится в 2
этапа. 1ый этап – учащиеся играют технические упражнения, гаммы,
арпеджио, аккорды и один этюд по требованиям программы перед
комиссией преподавателей в классе. 2ой этап - участие в Фестивале
технического мастерства с концертным исполнением другого этюда на
сцене, перед зрителями в зале. Так же, подтверждая свои теоретические
знания, ученики принимают участие в музыкальной викторине.
Условия участия. Исполнение одного этюда по выбору участника.
Ход мероприятия:
I Фестиваль технического мастерства «Король Этюд»
юных музыкантов – исполнителей на народных инструментах.
23.10.2021, в 12.00, Малый концертный зал ДШИ
Вступительная часть.
Звучит фонограмма этюда Ф. Шопена №1 до-мажор (торжественного
характера).
В зале находятся Жюри Фестиваля – Советники Короля:
председатель и члены: Верховный Советник «ЛИРА»,
Советники: «Гармония», «Мелодия», «Пауза», «Ритм»
Выступающие исполнители так же находятся в зале.
Выход Короля Этюда со свитой (Пажи – музыкальные ключи, Фрейлины –
ноты). Под музыку они проходят на сцену, где стоит трон, Король
усаживается, свита располагается рядом.
Фрейлина-Нота 1: Дорогой Король, мы прибыли на I Фестиваль технического
мастерства музыкантов, играющих на русских народный инструментах!
Король Этюд: Да-да-да! Я приветствую всех подданных моего королевства!
-Я вижу в этом зале своих мудрых Советников, которые будут оценивать
игру наших музыкантов (представляет Жюри):
Председатель:
«Верховный Советник» ЛИРА - Медведева Л.Л, преподаватель высшей
категории по классу баян, заведующая отделением народных инструментов
Члены Жюри:
«Советник» ГАРМОНИЯ - Фетисова О.Н., преподаватель первой
категории по классу баян.
«Советник» МЕЛОДИЯ - Кривоченко Т.С., преподаватель первой категории
по классу аккордеон.
«Советник» ПАУЗА - Боровкова М.В. , преподаватель по классу гитара
«Советник» РИТМ - Суховой А.А., преподаватель по классу саксофон
Король Этюд: (обращается в зал) А вот и наши музыканты! Вы готовы
сегодня выступать на сцене, показать свое умение в исполнении этюдов?
-Я буду очень рад вас услышать. Ведь я не простой король, а Король – Этюд!
Фрейлина-Нота 2: Да, дорогой Король-Этюд, у тебя необыкновенное имя!
Этюд – слово французское, означает – учение, тренировка.
Паж: Действительно, музыкант разучивает этюды, упражняется в игре на
своем инструменте, так как ему нужны гибкие, сильные пальцы, послушное
дыхание и умение работать мехом или медиатором, владеть различными
штрихами и динамическими нюансами.
Ф-Нота1 : Для этого и существуют этюды – инструментальные пьесы, где
применён определённый технический прием или даже несколько приёмов
сразу для развития навыков мастерства исполнителей.
Король Этюд: Совершенно верно! Например, есть этюды для тренировки
беглости пальцев, для игры терциями или октавами, и для решения многих
других задач. Во все времена композиторы обращались к жанру этюда и
смогли создать мировые шедевры, достойные величайшего восхищения!
Паж: Этюды – весьма полезные пьесы, их создано великое множество, и они
очень разнообразны. Они несут в себе определенные чувства, характеры,
создают различные настроения.
Фрейлина-Нота 2: Дорогой Король-Этюд, все музыканты знают Карла
Черни, которому в этом году исполнилось 230 лет! Это, именно, он сочинил
этюды для начинающих: Учебник «Школа беглости» и собрание этюдов под
названием «Искусство беглости пальцев».
Король Этюд: Сегодня я надеюсь услышать некоторые этюды Карла Черни в
исполнении наших музыкантов. А сейчас, я объявляю свою волю:
I Фестиваль технического мастерства музыкантов - исполнителей на
русских народных инструментах считать открытым! (фонограмма музыки
фанфарного характера (аплодисменты)
Практическая творческая часть.
Под фонограмму этюда К. Черни Пажи уносят трон, подготавливают
табуреты для исполнителей.
Фрейлина – Нота 1: Дорогой Король-Этюд, тебе предоставляется право
первым исполнить свой этюд на этой сцене. Приглашаем тебя!
«Король Этюд» (Васильченко Я) исполняет Этюд Л. Шитте.
Далее Фрейлины-Ноты 1 и 2 объявляют исполнителей по заявленной
программе. Программа выступлений дублируется на экране (презентация –
приложение 4). Продолжают концертное выступление участники Фестиваля.
Программа концерта.
№
Ф.И. исполнителя
Программа
Ответственный
1.
Васильченко Ярослав
Л. Шитте
Этюд соль-мажор
Медведева Л.Л.
2.
Матунин Роман
С Зверев
Этюд ля-минор
Медведева Л.Л
3.
Балаескул Богдан
К. Черни,
Этюд соль-мажор
Кривоченко Т.С.
4.
Стрельский Лев
В. Бухвостов
Этюд ля-минор
Кривоченко Т.С.
5.
Тихонов Арсений
Р. Бажилин
Этюд ми-минор
Кривоченко Т.С.
6.
Бойченко Мирон
Б. Самойленко
Этюд ре-минор
Медведева Л.Л
7.
Орехов Арсений
Б. Самойлов
Медведева Л.Л
Этюд ля-минор
8.
Волков Иван
Р. Ильина
Этюд ля-мажор
Медведева Л.Л
9.
Бабий Инокенья
А. Яньшинов
Этюд ми-минор
Медведева Л.Л
10.
Конева Анна
В. Глейхман
Этюд ля-мажор
Фетисова О.Н.
11.
Балинский Денис
М. Каркасси
Этюд ре-минор
Боровкова М.В.
12.
Филиппов Дмитрий
М. Каркасси
Этюд ля-минор
Боровкова М.В
13.
Ткач Ярослав
Г. Беляев
Этюд ля-минор
Медведева Л.Л
14.
Потапов Богдан
В. Шуленко
Этюд до-мажор
Фетисова О.Н.
15.
Бебновская Елизавета
В. Мотов
Этюд ля-минор
Медведева Л.Л
16.
Хныкина Валерия
К. Бруннер
Этюд до-мажор
Фетисова О.Н.
17.
Димов Дмитрий
М. Шапошникова
Этюд соль-мажор
Суховой А.А.
После исполнения всех участников «Советники» удаляются на обсуждение.
и присваивают номинации (Приложение2):
Во время обсуждения и подготовки дипломов в зале проводится викторина
«Музыкальный эрудит» (проводят учащиеся старших классов Бебновская Е
и Хныкина В), (приложение 5)
Итоговая часть.
Награждение.
Под фонограмму (торжественный этюд)
Советники, во главе с Награждающим (заместитель директора по учебной
части Юлия Борисовна Попихина) появляются в зале.
Верховный Советник: От лица Советников Короля Этюда, и от себя лично,
приветствую всех участников I Фестиваля технического мастерства!
Слово для поздравления и награждения предоставляется заместителю
директора по учебной части Юлии Борисовне Попихиной. (вручение)
Фотосессия (общая фотография).
Приложеиие 1.
ПОЛОЖЕНИЕ
I Фестиваль технического мастерства «Король Этюд»
юных музыкантов- исполнителей
в рамках творческого проекта
«Основы технического совершенства – этюды»
23.10.2021 12.00 Малый зал ДШИ, г Белогорск
1.Фестиваль проводится для учащихся 2-8 классов, обучающихся игре на
баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре.
2.Фестиваль проводится в форме театрализованного концерта
3. Цель: Концертное исполнение этюдов.
Задачи:
1). Поддерживать и совершенствовать практическое техническое мастерство
учащихся отделений музыкального исполнительства.
2).Заинтересовывать исполнением этюдов через творческий подход, тем
самым дополнять концертный репертуар учащихся,
3). Закреплять теоретические познания в сфере музыкальной грамоты.
4). Популяризировать игру на русских народных инструментах
4.Условия участия. Исполнить один этюд по выбору участника.
5.Заявка на участие в Фестивале технического мастерства.
Ф.И..участника
Сколько
лет, класс
Программа
(название,
композитор)
Хронометраж Преподаватель
Срок подачи заявок – до 10.10.2021
6.Жюри Фестиваля состоит из преподавателей ОНИ
Председатель: Медведева Л.Л, преподаватель высшей категории по классу
баян, заведующая отделением народных инструментов
Члены Жюри:
Фетисова О.Н., преподаватель первой категории по классу баян.
Кривоченко Т.С., преподаватель первой категории по классу аккордеон.
Боровкова М.В. , преподаватель по классу гитара
Суховой А.А., преподаватель по классу саксофон
7.Награждение проводит Заместитель директора по учебной части.
А). Каждому участнику вручается Диплом Фестиваля по определенным
номинациям, (приложение 2); преподавателям, подготовившим участника –
Благодарность.
Б). Возможно утверждение специальных призов.
Приложение 2.
Оценка выступлений – по 5-ти бальной системе.
Оценки членов Жюри суммируются за каждое исполнение и распределяются
по номинациям.
Проект протокола I Фестиваля технического мастерства , 23.10.2021
Наименование номинации
Фамилия Имя участника
«Блестящее исполнение этюда»
«Достойное исполнение этюда»
«Мастер пассажа»
«Быстрые пальчики»
«Отличный виртуоз»
«Будущий виртуоз»
«Надежда технического мастерства»
«Стремление к техническому
совершенству»
- Диплом за 1,2,3 место в викторине «Музыкальный эрудит»
- Благодарность преподавателям
Приложение 3
Программа концерта
№
Ф.И. исполнителя
Программа
Ответственный
1.
Васильченко Ярослав
Л. Шитте
Этюд соль-мажор
Медведева Л.Л.
2.
Матунин Роман
С Зверев
Этюд ля-минор
Медведева Л.Л
3.
Балаескул Богдан
К. Черни,
Этюд соль-мажор
Кривоченко Т.С.
4.
Стрельский Лев
В. Бухвостов
Этюд ля-минор
Кривоченко Т.С.
5.
Тихонов Арсений
Р. Бажилин
Этюд ми-минор
Кривоченко Т.С.
6.
Бойченко Мирон
Б. Самойленко
Этюд ре-минор
Медведева Л.Л
7.
Орехов Арсений
Б. Самойлов
Этюд ля-минор
Медведева Л.Л
8.
Волков Иван
Р. Ильина
Этюд ля-мажор
Медведева Л.Л
9.
Бабий Инокенья
А. Яньшинов
Этюд ми-минор
Медведева Л.Л
10.
Конева Анна
В. Глейхман
Этюд ля-мажор
Фетисова О.Н.
11.
Балинский Денис
М. Каркасси
Этюд ре-минор
Боровкова М.В.
12.
Филиппов Дмитрий
М. Каркасси
Этюд ля-минор
Боровкова М.В
13.
Ткач Ярослав
Г. Беляев
Этюд ля-минор
Медведева Л.Л
14.
Потапов Богдан
В. Шуленко
Этюд до-мажор
Фетисова О.Н.
15.
Бебновская Елизавета
В. Мотов
Этюд ля-минор
Медведева Л.Л
16.
Хныкина Валерия
К. Бруннер
Этюд до-мажор
Фетисова О.Н.
17.
Димов Дмитрий
М. Шапошникова
Этюд соль-мажор
Суховой А.А.
приложение 4
Приложение 5
Викторина «Музыкальный эрудит»
Разминка
1.Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он…(исполнитель)
2.Пять линеек – дом для нот,
Нота в каждой здесь живёт.
Люди в мире разных стран
Зовут линейки…(нотный стан).
3.В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (гармонь)
4. Если текст соединить с мелодией,
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто -…(песня)
Основные вопросы.
1. Что является музыкальным символом России? (Гимн России)
2. Как называют музыканта, который руководит хором или оркестром?
(дирижёр)
3.Какими ключами нельзя открыть входную дверь? (музыкальными
ключами – например: скрипичным, басовым)
4.Кто написал фортепианный цикл «Времена года»? ( П.И. Чайковский,
А. Вивальди)
5.Музыкальный коллектив, состоящий из 3-х музыкантов? (трио)
6.Как называется музыкальное сопровождение сольной партии?
(аккомпанемент)
7. Как называется пение, похожее на декламацию? (речитатив)
8. Кларнет – струнный или духовой инструмент? (духовой)
9. Как называется высшее учебное музыкальное заведение?
(консерватория)
10. На каком инструменте играл былинный герой Садко? (на гуслях)
11. Кто написал оперу «Иван Сусанин»? ( М. И. Глинка)
12. Какое произведение исполняют мамы своим детям перед сном?
(колыбельная песня)
13. Как называется пение без сопровождения (без аккомпанемента)?
(а капелла)
14. Мажор – это регистр или лад? (лад)
15.Какой русский народный инструмент имеется в каждом доме?
(ложки)
Дополнительные вопросы.
1.Как называется подставка для нот? (пюпитр)
2. Какие ноты растут на грядках? (фа-соль, по-ми-до-р)
3. Воспроизведение нескольких звуков одновременно (аккорд)