Напоминание

«ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»


Автор: Викулина Ирина Николаевна
Должность: преподаватель педиатрии
Учебное заведение: ГБПОУ "Донецкий медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Донецк, ДНР
Наименование материала: ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: «ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГБПОУ «Донецкий медицинский колледж»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА

ТЕМУ:

«ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА

РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

Автор:

Викулина

И.Н.

преподаватель

высшей

квалификационной

категории ГБПОУ «Донецкий медицинский колледж»

2024

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сведения об авторе

2. Тема и цель опыта

3

3

3. Условия формирования опыта

3

4. Актуальность и перспективность опыта

3

5. Ведущая педагогическая идея опыта

4

6. Теоретическая база опыта

4

7. Технология опыта

5

8. Длительность работы над опытом

10

9. Результативность опыта

10

10. Выводы

11

11. Список литературы

12

12. Приложения

13

3

1. Сведения об авторе.

Фамилия, имя, отчество: Викулина Ирина Николаевна

Место работы и должность: ГБПОУ «Донецкий медицинский колледж»,

преподаватель.

Преподаваемая дисциплины: «Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии»,

«Пропедевтика в педиатрии», «Лечение пациентов детского возраста»

Стаж работы педагогический общий: 21,5 год

Квалификационная категория: специалист высшей квалификационной категории

2. Тема опыта: «Виды, формы и методы контроля знаний студентов на разных

этапах практического обучения» при преподавании дисциплин педиатрического цикла.

Цель

опыта:

развитие

клинического

мышления

и

формирование

профессиональных

компетенций

при

преподавании

педиатрии

посредством

использования разных видов, форм и методов контроля знаний студентов на разных

этапах практического обучения.

3. Условия формирования опыта.

Главная задача любого образовательного учреждения - это повышение качества

образования, подготовка специалиста профессионально компетентного, готового к

саморазвитию, самосовершенствованию.

Активизировать познавательную деятельность студентов каждый преподаватель

стремится путем использования различных форм и методов активного обучения.

Степень активизации рассматривается в зависимости от того, какие методы

активного обучения, их количество и разнообразие использует преподаватель на занятии и

во внеаудиторной деятельности студента.

Управление процессами формирования и развития творческого потенциала

студентов обеспечивает профессиональное становление и развитие творческой личности,

а именно:

самоактуализацию и самовыражение студента в творчестве,

подготовку творчески мыслящего и действующего специалиста,

формирование творчески ориентированной личности,

создание всесторонне и гармонически развитой личности.

Формирование

компетенции

обучающегося

в

процессе

образовательной

деятельности зависит от многих составляющих:

содержания образования;

стиля жизни образовательного учреждения;

типа взаимодействия между преподавателями и студентам;

использования информационных технологий.

Система

подготовки

высококвалифицированных

медицинских

специалистов

среднего звена имеет практикоориентированную направленность и возможна лишь при

условии использования современных образовательных технологий, в том числе игровых.

4. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность темы обусловлена внедрением государственных образовательных

стандартов,

требующих

повышения

уровня

профессионализма

работников

здравоохранения

и

уровня

профессиональной

сформированности

выпускников

учреждений среднего профессионального образования при освоении дисциплины,

профессионального

модуля

(ПМ),

междисциплинарного

курса

(МДК),

который

предусматривает приобретение обучающимися не только знаний, определенных умений,

практического опыта, но и формирование профессиональных компетенций.

На современном этапе развития общества образование рассматривается как

ведущий фактор социального и экономического прогресса, так как основным капиталом

4

современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний

и принятию нестандартных решений. Обучение такого человека - основа новой

образовательной

парадигмы,

в которой

личность

и ее

личностные

качества

рассматриваются как самоценность. Концепция модернизации образования определяет

современные ключевые компетенции, как «систему универсальных умений, знаний,

навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности

обучающихся».

В последнее время выдвигаются новые требования к теоретической и практической

подготовке медицинских работников, как самостоятельных специалистов. Умение

анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное

решение - неотъемлемое качество будущего медицинского работника.

5. Ведущая педагогическая идея опыта.

Переход к обучению на основе федерального государственного образовательного

стандарта (ФГОС) в системе среднего профессионального образования (СПО) заставил

взглянуть по-новому на сам образовательный процесс, преподаватель обязан обеспечить

качество образовательного процесса, используя набор современных образовательных

технологий.

В результате использования традиционных педагогических технологий, из стен

образовательного учреждения выходит молодой специалист, которому на работе говорят:

«Забудь дедукцию, давай продукцию», и начинают обучать заново тому, что он должен на

этой самой работе делать. Для эффективного решения производственных задач нужна не

сумма знаний, а сумма профессиональных и личностных качеств.

Тут же предвидим возмущение преподавателей традиционной технологии: «Мы же

проводим практические занятия».

Отвечаем: «Всё равно у вас на первом месте - знания». Но главное не знания сами

по себе, а применение этих знаний! Когда получение знаний и их использование идут

параллельно,

эффективность

обучения

резко

повышается.

Но

для

этого

нужно

переосмыслить свою философию профессионального обучения.

Поэтому, идея опыта заключается в формировании на практических занятиях

педиатрии свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и

самореализации, с использованием системного личностно-ориентированного подхода к

процессу воспитания и подготовки будущего специалиста.

6. Теоретическая база опыта.

При проведении своих занятий руководствуюсь Уставом образовательного

учреждения, в котором прописаны права и обязанности педагога и обучающегося,

Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

по специальности 31.02.01 «Лечебное дело», утвержденного Приказом Министерства

просвещения России от 4 июля 2022 г. № 526, зарегистрирован в Министерстве юстиции

Российской Федерации 05 августа 2022 года, регистрационный № 69542, Приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

образовательным программам среднего профессионального образования».

Следующим пунктом теоретической базы преподавания считаю применение и

использования на занятиях учебных пособий, учебников и практикумов:

1.

Григорьев, К.И. Диагностика и лечение пациентов детского возраста: учебник /

К.И. Григорьев. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020.

2.

Ежов Н.В. Педиатрия (практикум) Москва, Оникс 2011 год.

3.

Запруднов, А.М. Педиатрия с детскими инфекциями: учебник / А.М. Запруднов,

К.И. Григорьев. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019.

4.

Запруднов А.М. «Общий уход за детьми», Москва: «ГЭОТАР-Медиа» 2018.

5

5.

Качаровская, Е. В. Сестринское дело в педиатрии: практическое руководство для

медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е.В., Лютикова О.К. - Москва: ГЭОТАР-

Медиа, 2014.

6.

Тарасова И.В., Назирбекова И.Н., Стеганцова О.Н. Педиатрия: Рабочая тетрадь:

учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

7.

Учайкин В.Ф. «Неотложные состояния в педиатрии», «ГЭОТАР-Медиа», 2011

год.

8. Шабалов, Н.П. Педиатрия: учебник для студентов мед. вузов / Н.П.Шабалов.-М.:

Спец.Лит, 2019.

7. Технология опыта.

Основная цель, стоящая перед преподавателем, воспитывающим медицинского

работника нового поколения, заключается в воспитании высококвалифицированного

специалиста, личности, способной творчески осуществлять медсестринский процесс. В

связи с этим, наряду с традиционными методами обучения широко применяются

активные методы обучения и разные виды, формы и методы контроля знаний студентов

на разных этапах практического обучения.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По

определению контроль

-

это

соотношение

достигнутых

результатов

с

запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят

эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки

учащихся. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет

преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать

необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности

создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и

активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно

оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала,

но и увидеть свои

собственные удачи и промахи.

Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения,

ощущения

учащимися

нового

материала.

Проблема

контроля

за

учебной

деятельностью не нова, и педагогический опыт накопленный в этой области богат и

разнообразен.

ТИПЫ КОНТРОЛЯ

В

зависимости

от

того,

кто

осуществляет

контроль

за

результатами

деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

1.

Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося);

2.

Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища);

3.

Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

индивидуальная,

групповая,

фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание, которое он

должен выполнять без посторонней помощи.

При групповом контроле бригада временно делится на несколько минигрупп и

каждой группе дается проверочное задание.

При фронтальном контроле задания предлагаются всей бригаде. В процессе этой

проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество

словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Традиционные виды контроля

6

Основные:

Предварительный

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Дополнительные:

Предварительный

Рубежный (модульный)

Резидуальный (контроль остаточных знаний)

Основанием для выделения этих видов

контроля

является

специфика

дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе

усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения

значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового

контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету,

ряду

дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта).

Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного

планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный

(исходный) уровень знаний и умений обучающихся, чтобы использовать его как

фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и

навыков учащихся.

Ведущая задача текущего

контроля - регулярное управление

учебной

деятельностью

учащихся

и

ее

корректировка.

Он позволяет

получить

непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на

основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. При организации

текущего

контроля

необходимо

добиваться

сознательного,

а

не

формального,

механического усвоения учащимися учебного материала. Данный контроль может быть

индивидуальным и групповым. Текущий контроль должен занимать небольшую часть

учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и

закреплении полученной информации. Нельзя допускать больших интервалов в контроле

каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям,

а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль охватывает обучающихся всей группы и

проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических практических

работ. Он позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по

разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр.

Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные

и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам. Периодический контроль

позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений,

так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам

учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются

значительные

по

объему

разделы

курса

и от

учащихся

требуется

большая

самостоятельная конструктивная деятельность.

Итоговый контроль

направлен на проверку конечных результатов обучения,

выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков,

полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин. Итоговый

контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, государственных

экзаменах, защите дипломного проекта.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Методы контроля - это способы диагностической деятельности, обеспечивающие

обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения,

7

эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное,

точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Методы контроля

1.

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный).

2.

Письменная проверка.

3.

Стандартизированный контроль.

Каждый

метод

контроля

имеет

свои

достоинства

и

недостатки,

область

применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным

диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически

целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-

воспитательного процесса.

Традиционные формы контроля

Устный

Опрос

Собеседование

Коллоквиум

Зачет

Экзамен

Письменный

Диктант

Тест

Контрольная работа

Практическая работа

Эссе

Реферат

Курсовая работа

Научно-учебные отчеты по практикам

Отчеты по научно-исследовательской работе (НИРС)

Технические средства

Программы компьютерного тестирования

Учебные задачи

Комплексные ситуационные задания

Информационные системы и технологии

Электронные обучающие тесты

Электронные аттестующие тесты

Электронный практикум

Виртуальные лабораторные работы

Инновационные оценочные средства

Модульно-рейтинговая система

Стандартизированный тест с творческим заданием

Кейс-метод

Портфолио

Метод развивающейся кооперации

Деловая (ролевая) игра

Метод проекта

Устный опрос - требует от преподавателя большой предварительной подготовки:

тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и

примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов

группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной

обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

8

Фронтальный опрос

проводится в форме беседы преподавателя с группой.

Достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех студентов

группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными,

логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы

обучающихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью

фронтального

опроса

преподаватель

имеет

возможность

проверить

выполнение

учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового

материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного

материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать

фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так

как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению (Приложение

№ 1).

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на

вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным

средством развития речи, памяти, мышления обучающихся. Вопрос обычно задают всей

группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все обучающиеся поняли

его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного студента (Приложение №

2).

Чтобы вызвать при проверке познавательную активность студентов всей группы,

целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Устный опрос требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же

вопросу нельзя проверить всех студентов. Поэтому опытные преподаватели в целях

рационального

использования

учебного

времени

проводят

комбинированный,

уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом

по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени

проконтролировать работу большего количества учащихся. Так, пока одни работают у

доски, другие решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на

поставленные вопросы с места.

Письменная проверка дает возможность в наиболее короткий срок одновременно

проверить

усвоение

учебного

материала

всеми

учащимися

группы,

определить

направления для индивидуальной работы с каждым.

Письменные работы: диктанты, ответы на вопросы, решение задач и примеров,

составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных

ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть

кратковременными

(7-15

мин),

когда

проверяется

усвоение

учебного

материала

небольшого объемами и более длительными, но не свыше одного академического часа

(Приложения № 3, 4, 5, 6, 7).

Практическая проверка позволяет выявить, как обучающиеся умеют применять

полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями,

главными компонентами деятельности (провести различные измерения, заполнить

документацию,

изготовить

конкретное

изделие,

выполнить

практическую

работу,

проанализировать производственную ситуацию и т.д.) (Приложение 8).

Широкое применение для контроля находят профессиональные диагностические

задачи, деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной

характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень

готовности учащегося к практической деятельности, сформированность таких важнейших

интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, их

использование в нестандартных ситуациях (Приложения № 9, 10).

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит

из двух частей - задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон

представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания.

9

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного

времени

проверить

всех

учащихся.

Основной

недостаток

этого

контроля

-

ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную

деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение);

поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля (Приложение № 11).

В последнее время стали применять такие методы, как

самоконтроль

и

взаимопроверка.

Самоконтроль

активизирует

познавательную

деятельность

обучающегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке

умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков

самообразования. Перед самостоятельной работой учащиеся получают инструкцию о

выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать учащимся,

какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым

учащиеся сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом либо

учащиеся работают по обучающим программам. Либо правильные ответы проецируются

на экран, либо записываются на доске.

Подобным образом осуществляется и взаимопроверка, в ходе которой учащиеся

проверяют друг у друга выполнение задания.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1. Обязательные контрольные работы.

2. Зачеты.

3. Квалификационные испытания.

4. Защита курсовых и дипломных проектов (работ).

5. Семестровые и переводные, а также государственные экзамены.

Тематику контрольных работ рассматривают предметные (цикловые) комиссии по

предложению преподавателей, ведущих данный предмет. Сроки проведения контрольных

письменных работ по разным предметам целесообразно определить таким образом, чтобы

избежать перегрузки обучающихся.

Виды контрольных работ: теоретические, практические, комплексные, содержащие

задания как теоретического, так и практического характера.

Зачет

как итоговая форма контроля применяется главным образом в период

производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической

и

производственной

преддипломной

практики

студенты

получают

зачет

с

дифференцированной оценкой (Приложение № 12).

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в

учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения

учащимися

теоретическими

знаниями,

практическими

умениями

и

навыками

(Приложения № 13, 14).

Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий

повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не

только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы,

устный опрос у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои средства

контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и

умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную

работу каждого студента. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений

раскрываются

индивидуальные

особенности

студентов,

повышается

уровень

подготовки к занятию, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в

знаниях учащихся.

Это положение подтверждается результатами работы преподавателя и позволяет

высказать некоторые рекомендации:

1) Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носить

систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь

10

собственно контролирующей. Формы, приемы, методы и средства контроля должны

быть гибкими и вариативными.

Только в этом случае контроль обеспечивает

индивидуализацию

процесса

обучения заложенную в самих условиях учебного

процесса: каждая учебная группа, новый материал, уровень подготовленности;

2) Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически на

всех этапах обучения и только при хорошо налаженном контроле и своевременной

оценке можно говорить об эффективности обучения;

3) Помимо традиционных форм контроля нужно осваивать и внедрять контрольно-

обучающие программы, т.к. с помощью компьютера можно вести оперативный контроль

и регистрацию результатов самостоятельной работы на уроках;

4) Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы,

средств и

времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность

учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего занятия.

8. Длительность работы над педагогическим опытом.

Педагогическое исследование по методической проблеме: «Виды, формы и методы

контроля знаний студентов на разных этапах практического обучения» было начато

автором в 2015-2016 учебном году со студентами специальности 31.02.01 «Лечебное

дело». Однако в связи с введением новых ФГОС, имеющих практико-ориентированную

направленность, была продолжена и усовершенствована работа над нетрадиционными

видами, формами и методами контроля знаний студентов, которые способствуют

развитию и формированию общих и профессиональных компетенций.

9. Анализ результативности.

Проделанная автором работа позволяет сделать вывод о том, что применяемые

разнообразные виды, формы и методы контроля знаний студентов на разных этапах

практического обучения сыграли положительную роль в знаниях и умениях. Об этом

свидетельствуют результаты качества знаний.

9.1. Результаты промежуточной аттестации:

Учебный год

Качество знаний %

Успеваемость%

2018 - 2019

85,2

98,1

2019 - 2020

86,4

88,6

2020-2021

87,2

87,6

2021-2022

90

98,6

2022-2023

92,4

93,78

2023-2024

94,4

98,71

9.2. Результаты итогового контроля, результаты годового оценивания:

Учебный год

Качество знаний %

Успеваемость%

2018 - 2019

84,1

98,1

2019 - 2020

85,5

91,6

2020-2021

86

90,8

2021-2022

87,7

99

2022-2023

90

93,8

2023-2024

90,81

96,9

9.3. Результаты защиты курсовых проектов:

Учебный год

Качество знаний %

Успеваемость%

2018 - 2019

100

100

2019 - 2020

100

100

2020-2021

100

100

2021-2022

100

100

2022-2023

100

100

2023-2024

100

100

9.4. Результаты защиты дипломных проектов:

Учебный год

Качество знаний %

Успеваемость%

2018 - 2019

100

100

11

2019 - 2020

100

100

2020-2021

100

100

2021-2022

100

100

2022-2023

100

100

2023-2024

100

100

9.5.

Разработаны методические рекомендации по видам, формам и методам

контроля знаний студентов на разных этапах практического обучения.

9.6. Создан Банк ситуационных задач по дисциплинам педиатрического цикла,

которые могут использовать в своей работе преподаватели, а также студенты при

самостоятельной подготовке к итоговой аттестации (экзамен).

9.7.

Создан Банк тестовых заданий по дисциплинам педиатрического цикла,

которые могут использовать в своей работе преподаватели, а также студенты при

самостоятельной подготовке к практическим занятиям.

Также показателем результативности считаю то, что студенты успешно выступают

на конкурсах профессионального мастерства, как на уровне колледжа, так и на

Республиканском уровне, занимая при этом первые места.

Собственный педагогический опыт был представлен на педагогическом совете

колледжа. Был подготовлен педагогический проект с мультимедийной презентацией.

С результатами своей деятельности автор выступала на заседаниях методического

совета и цикловой методической комиссии колледжа.

10. Выводы

Таким образом, применение разнообразных видов, форм и методов контроля

знаний студентов на разных этапах практического обучения имеет неоспоримые

достоинства, которые заключаются в следующем:

раскрывают интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал и

способности каждого учащегося;

совершенствуют

формы

организации

учебной

деятельности

посредством

использования новых педагогических технологий, эффективных методик обучения;

способствует внедрению личностно-ориентированного обучения;

формирует профессиональное мышление, в том числе клиническое;

выполняет воспитательную функцию: развивает систему ценностей студентов,

жизненных установок, профессионального мироощущения;

достигают высокого уровня знаний и умений;

повышают уровень мотивации познавательной активности;

повышают качество знаний у студентов;

развивают и укрепляют интерес к педиатрии.

Применение разнообразных видов, форм и методов контроля знаний студентов на

разных этапах практического обучения способствует, в конечном итоге, формированию у

студентов навыков, которые отражают формирование ОК и ПК, в частности:

1. Аналитические навыки - осуществлять поиск информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного

развития.

2. Практические навыки - организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

3. Коммуникативные навыки - умение эффективно общаться с пациентом и его

окружением в профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной

этики.

12

4. Социальные навыки - умение работать в команде, брать на себя ответственность

за работу членов команды и результат выполнения задания, эффективно общаться с

коллегами.

Применяя разнообразные виды, формы и методы контроля знаний студентов на

разных этапах практического обучения, удается сконцентрировать внимание студентов

медицинского

колледжа

на

профессиональных

ценностных

ориентациях,

так

необходимых им в будущей профессиональной деятельности.

11. Список литературы

1.

Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности

студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева.

– 2012 – 5 (120).

2.

Бобер

Е.А.

Роль

ценностно-ориентированных

текстов,

дидактических

материалов,

ситуационных

задач

в

становлении

профессиональных

ценностных

ориентаций студентов медицинского колледжа /Е.А. Бобер //Молодой ученый №4 (51) –

Чита, 2013. – с. 530.

3.

Бордовская

Н.В.,

Даринская

Л.А.,

Костромина

С.Н.

Современные

образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.

4.

Буланова-Топоркова

М.В.

Педагогические

технологии.

-

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2010.-333 с.

5.

Власова Ю.А. Социоигровая деятельность как средство развития креативных

ресурсов студентов: проблемы применения//Среднее профессиональное образования. –

2013. - № 2. с.35.

6.

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения: учебник/ Г. И.

Кругликов - М.: Академия, 2013. - 320 с.

7.

Курманова, Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа // Среднее

профессиональное образование. – 2011. – № 3.

8.

Сапелкина

В.И.

Использование

современных

образовательных

технологий//Специалист. – 2012. - № 6. с. 21.

9.

Современные образовательные технологии: учебное пособие / автор-составитель

М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011.

10.

Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании.

// Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 10.

Приложение № 1

Перечень вопросов к фронтальному экспресс-контролю знаний

13

(пример 1):

1.

Дайте характеристику инфекционному заболеванию.

2.

Какие бывают формы инфекционного заболевания?

3.

Перечислите пути передачи возбудителей инфекционных заболеваний.

4.

Кто может быть источником инфекции?

5.

Как определяется индекс контагиозности?

6.

Перечислите периоды инфекционного заболевания.

7.

Из каких трех звеньев состоит эпидемическая цепочка?

8.

Каких Вы знаете возбудителей инфекционных заболеваний?

9.

Какие виды иммунитета Вы знаете?

10. Назовите методы повышения иммунитета у детей.

Перечень вопросов к фронтальному экспресс-контролю знаний

(пример 2):

1. Какие железы внутренней секреции вы знаете?

2. Когда проводят скрининговое исследование на врожденный гипотиреоз?

3. Продолжительность функционирования эритроцитов?

4. Что такое глюкозурия, полиурия, гипергликемия?

5. Какое соотношение б:ж:у при сбалансированном питании у детей?

6. Какие гормоны вырабатывает поджелудочная железа?

7. Особенности введения инсулинов.

8. В каких продуктах содержатся углеводы?

9. Какими темпами происходит прибавка роста на первом году жизни?

10. Что обозначает термин ангиопатия?

11. Когда в норме закрываются роднички у детей?

Приложение № 2

Перечень вопросов к индивидуальному контролю знаний

14

(пример 1):

1.

Какая этиология и эпидемиологическая характеристика туберкулёза?

2.

Назвать классификацию туберкулёза.

3.

Назвать клинические симптомы туберкулёзной интоксикации.

4.

Назвать симптомы первичного туберкулёзного комплекса.

5.

Какие исследования имеют значение для диагностики туберкулёза легких?

6.

В чем заключается медикаментозное лечение туберкулёза?

7.

Какой режим и питание у больных туберкулёзом?

8.

Какие группы диспансерного наблюдения Вы знаете?

9.

С какой целью проводится проба Манту и как она оценивается?

10.

Какие

меры

необходимо

проводить

в

детских

учреждениях

для

снижения

заболеваемости туберкулёзом?

Перечень вопросов к индивидуальному контролю знаний

(пример 2):

1. Что такое нормотрофия?

2. Какие характеристики ребенка можно отнести к описанию нормотрофии?

3. Что такое дистрофия?

4. Какие типы дистрофий вы знаете?

5. Что относится к пренатальными причинам развития гипотрофии?

6. Назовите экзогенные причины гипотрофии?

7. Какие гипотрофии вам известны?

8. Проведите сравнительную характеристику I и II степени гипотрофии?

9. Чем характеризуется терминальный период гипотрофии?

10. Какое заболевание характеризуется резким расстройством питания и длительным

белковым голоданием?

11. Отличительные клинические признаки Квашиоркора?

12. Что такое гипостатура?

13. Назовите степени паратрофии?

14. Частые причины паратрофии у детей до года?

15. На чем основана диагностика хронических расстройств питания?

16. Назовите основные профилактические мероприятия при хронических расстройств

питания?

Приложение № 3

15

Письменная проверка: ответы на вопросы

(пример 1):

Письменная проверка: ответы на вопросы

(пример 2):

Приложение № 4

Вариант 1.

1.

Что

относится

к

острым

расстройствам

пищеварения?

2.

Перечислите периоды течения гипотрофий.

3.

Назовите причины простой диспепсии.

4.

Какой дефицит массы тела наблюдается при

гипотрофии III степени?

5.

Перечислите симптомы эксикоза.

6.

Какие основные симптомы характерны для

пилоростеноза?

7.

С чего надо начинать лечение токсической

диспепсии?

8.

В чем заключается лечение пилоростеноза?

9.

С какой целью ребенку с тяжелой гипотрофией

назначаются апилак, метацил?

10.

При какой степени гипотрофии не показаны

УФО?

Вариант 2.

1. Дайте определение лейкоза.

2.

Перечислите

основные

симптомы

«эпителиального»

синдрома

железодефицитных

анемий у детей.

3. Что такое лейкемический провал?

4. Назовите основные фазы лечения острых лейкозов

у детей.

5. Назовите тип кровоточивости при гемофилии.

6. Перечислите формы болезни Шенляйн-Геноха.

7. Что такое гемартроз? Для какого заболевания

характерно?

8. Какой лабораторный показатель периферической

крови подтвердит диагноз тромбоцитопенической

пурпуры?

9. Что включает в себя лечение гемофилии?

10.

Что

противопоказано

детям

больным

тромбоцитопенией?

16

Схема дифференциальной диагностики заболеваний

Заболевания

Скарлатина

Корь

Краснуха

Симптомы

Начало болезни

Характер сыпи

Преимущественная локализация сыпи

Специфические симптомы

Осложнения

Эталон ответов:

Заболевания

Скарлатина

Корь

Краснуха

Симптомы

Начало болезни

Острое, внезапное начало, с

поражением ротоглотки

Острое, с выраженными

катаральными явлениями,

слезотечением, светобоязнью

Острое, катаральные явления

выражены мало

Характер сыпи

Мелкоточечная, сливается на

лице, оставляет после себя

пигментацию, шелушение (на

туловище - мелкое

отрубевидное , на ладонях и

подошвах-пластинчатое)

Крупная, пятнисто-

папулезная, склонная к

слиянию, на

гиперемиварованном фоне

кожи, оставляет после себя

пигментацию, мелкое

отрубевидное шелушение

Мелкая, пятнисто-папулезная,

склонная к слиянию, на

неизмененном фоне кожи, не

оставляет после себя

пигментации, шелушения

Преимущественная

локализация сыпи

На сгибаемой поверхности

конечностей, в складках шеи,

живота, боковых поверхностях

груди, внутренних и задних

поверхностях бедер и голеней

Начинается за ушами, на

переносице, далее

распространяется вниз по

всему телу

Начинается на лице, дальше

распространяется по телу,

преимущественно на

разгибательных поверхностях

конечностей, спине, ягодицах

Специфические

симптомы

«Пылающий зев», «малиновый

язык», симптом Филатова

Пятна Бельского-Филатова-

Коплика на слизистых

оболочках щек

Увеличение затылочных,

задне-, переднешейных

л/узлов

Осложнения

Острый тонзиллит,

лимфаденит, отит,

мастоидит, сепсис,

синовиит, инфекционно-

алергический миокардит,

гломерулонефрит,

ревматизм

Коревая пневмония,

менингоэнцефалит, стоматит,

ларингит

Артропатии, энцефалит

энцефаломиелит,

менингоэнцефалит

Приложение № 5

Составление кроссвордов:

17

Приложение № 6

Составление памяток для родителей (буклеты):

18

Приложение № 7

Создание фотоальбомов:

19

Приложение № 8

Практическая проверка

Отработка практических навыков по алгоритмам:

20

СБОР МОЧИ НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

І. Место проведения:

Лечебно - профилактические учреждения, дом.

ІІ. Оснащение рабочего места:

Пеленальный столик, резиновый подкладной кружок, чистая, сухая посуда для

сбора мочи, стерильне пелёнки, чистая сухая банка емкостью 200 мл, герметичный

полиэтиленовый мешок, подушка, клеёнка, фартук, бланк направления, дез.

раствор.

ІІІ. Предварительная подготовка к выполнению манипуляции:

Собирать мочу после тщательного туалета наружных половых органов ребёнка,

сразу после пробуждения;

Вымыть и высушить руки;

Надеть резиновые перчатки;

Обработать пеленальный столик дез. раствором;

Снять перчатки, обеззаразить их;

Вымыть, высушить и обеззаразить руки;

Постелить на пеленальный столик клеёнку;

Надеть стерильные резиновые перчатки;

Обернуть резиновый круг (предварительно обработанный дез. раствором) двумя

стерильными пелёнками.

IV. Основной этап выполнения:

а) сбор мочи у девочки:

Положить девочку на подкладной резиновый круг, под который подставляют

посуду для сбора мочи, под голову подложить подушку;

Слить мочу после того, как ребёнок помочился, в банку;

б) сбор мочи у мальчика:

Одеть мальчику на ножки большой, чистый, герметичный полиэтиленовый мешок

и закрепить его на поясе туловища;

Снять осторожно с ножек полиэтиленовый мешок после того, как ребёнок

помочился. Слить мочу в чистую банку;

Подмыть ребёнка, кожу просушить пелёнкой;

Положить пеленки в бак для отработанных пелёнок.

Обеззаразить резиновый подкладной кружок, посуду, клеёнку, фартук;

Снять перчатки, обеззаразить их;

Вымыть и высушить руки;

Выписать направление и отправить мочу в лабораторию.

V. Заполнение медицинской документации:

Сделать отметку в листе назначений.

Приложение № 9

Решение задач:

21

Через 10 ч после рождения у ребенка появилось желтушное окрашивание кожи,

которое интенсивно нарастало. Ребенок вялый, постоянно спит, врожденные рефлексы

снижены. У матери 0 (1) группа крови, Rh (-), у ребенка 0 (1) группа крови, Rh (+).

Ребенок

родился

от

третьей

беременности.

Вторая

беременность

закончилась

самопроизвольным выкидышем.

1. Развитие какого заболевания подозревают у ребенка?

2. Какое исследование необходимо провести для подтверждения заподозренного

заболевания?

Эталон ответа:

1. Гемолитическая болезнь новорожденного из-за несовместимости крови матери и плода

по резус-фактору.

2. Определение уровня непрямого билирубина в крови (почасовое повышение),

определение титра резус-антител в крови матери, общий анализ крови.

3. Заменное переливание крови (одноименной резус-отрицательной и одногруппной крови

из расчета 170-180 мл на 1 кг массы тела), инфузионная терапия (глюкоза, альбумин),

фенобарбитал, АТФ, витамины (аскорбиновая кислота, токоферола ацетат, витамины

группы В), облучение лампами дневного или синего света.

Приложение № 10

Творческое задание:

22

Студенты делятся на 3 команды, каждой команде дается задание сформулировать

клинический случай в рамках определенного заболевания. Ответ должен строиться по

схеме и включать в себя знания из предыдущей дисциплины «Пропедевтика и

диагностика в педиатрии».

Схема построения ответа:

- Возраст больного

- Жалобы

- Данные анамнеза (если необходимо)

- Данные объективного обследования

- План диагностических вмешательств

- План лечения данного больного

- Профилактика

Задание:

Острая ревматическая лихорадка, активная фаза, малая хорея

Эталон ответа:

Жалобы на нарушения сна, ухудшение самочувствия, плаксивость, раздражительность,

непроизвольные движения и гримасы.

Из анамнеза известно, что 3 недели назад ребенок переболел ангиной.

При обследовании выявлено: бледность, гиперкинезы, гипотония мышц, нарушение

координации движений.

Пан диагностических мероприятий: ОАК, острофазовые показатели, С-реактивный белок,

ЭКГ, Эхо-КГ

План лечения: 1 этап - стационар. Постельный режим, антибактериальная терапия, НПВС,

преднизолон + препараты брома, витамины группы В, С, хвойные ванны. 2 этап -

санаторий. 3 этап - амбулаторное лечение - вторичная профилактика.

Приложение № 11

Тестовые задания

23

Болезни новорождённых. (II)

1. На ФАПе вследствие преждевременных стремительных родов родился ребенок с массой

тела 1900 г. Состояние ребенка тяжелое, крик слабый, монотонный, отмечается выбухание

большого

и

малого

родничков,

тремор

подбородка,

конечностей,

периодически

наблюдается судорожная готовность. Какое состояние можно диагностировать?

A. Внутричерепная родовая травма

В. Асфиксия новорожденного

C. Гипокальциемический синдром

D. Внутриутробное инфицирование

E. Незрелость центральной нервной системы

2. При осмотре новорожденного ребенка обнаружено кровоизлияние на голове, которое не

выходит за пределы одной кости, безболезненное, не пульсирует. Какой вероятный

диагноз может поставить фельдшер?

A. Внутричерепная травма

B. Родовая опухоль

C. Кефалогематома

D. Перелом кости

E. Отек тканей

3. Вы фельдшер ФАПа. Произошли роды дома. После рождения ребенка наблюдается

желтушная окраска околоплодных вод и пупочного канатика, желтуха у ребенка быстро

нарастает. У матери резус-фактор (-), у ребенка (+). Какой предварительный диагноз?

A. Анемическая форма ГБН

B. Желтушная форма ГБН

C. Отечная форма ГБН

D. Сепсис новорожденных

E. Асфиксия новорожденных

4. Фельдшер осматривал новорожденного после родов дома. При осмотре: ЧСС на первой

минуте жизни составляет менее 100 ударов в минуту, дыхание нерегулярное, акроцианоз,

рефлексы слабые, тонус мышц снижен. Какой вероятный диагноз может поставить

фельдшер?

A. Гемолитическая болезнь новорожденных

B. Коллапс

C. Родовая травма

D. Асфиксия новорожденных

E. Пневмония

5. Вы осуществляете патронаж к новорожденному ребенку 2-х недель. Масса при

рождении 3300 г, на грудном вскармливании. При осмотре Вы обнаружили припухлость в

области правой теменной кости с четкими краями, которая баллотирует в центре. Кожа не

изменена. Температура тела нормальная. Такое состояние соответствует:

A. Эпидуральной гематоме

B. Родовой опухоли

C. Внутричерепной родовой травме

D. Субдуральной гематоме

E. Кефалогематоме

6. У новорожденного ребенка голова постоянно наклонена влево, подбородок повернут

вправо. Объективно:

пальпируется

валик

в

области

левой

грудинно-ключично-

сосцевидной мышцы. Какой патологии, наиболее вероятно, соответствуют указанные

признаки?

А. Тотальный паралич

В. Паралич Эрба

С.Изолированное поражение локтевого сплетения

D. Поражение плечевого сплетения

24

Е. Кривошея

7. Ребенок родился с ВЧРТ. Какие тяжелые отдаленные последствия могут возникнуть?

А. Гипотрофия

В. Эпилепсия, ДЦП, гидроцефалия

С. Бронхиальная астма

D. Гемолитическая болезнь

Е. Сепсис

8. У новорожденного ребенка диагностирован гипотиреоз: уродливое отекшее лицо с

толстыми губами, увеличенным языком, узкие глазные щели, широкая переносица,

большая голова, короткая толстая шея; кожа очень сухая, холодная на ощупь. Что

вызывает развитие данного заболевания?

A. Сниженная продукция тиреоидных гормонов щитовидной железы

B. Повышенная продукция тиреоидных гормонов щитовидной железы

C. Повышенная функция коры надпочечников

D. Дефицит инсулина

E. Сниженная функция коры надпочечников

9. В отделении патологии новорожденных лечится ребенок с диагнозом гемолитическая

болезнь, желтушная форма. За изменениями какой системы Вы должны вести постоянное

наблюдение?

A. Системой органов дыхания

B. Нервной системой

C. Кожей и слизистыми оболочками

D. Пульсом и АД

E. Пищеварительной системой

10. У новорожденного ребенка отсутствует дыхание, отмечается общий цианоз кожи, ЧСС

90 за 1хв. О каком состоянии можно думать?

A. О кефалогематоме

B. Об асфиксии новорожденных

C. О сепсисе

D. О гемолитической болезни

E. О родовой опухоли

Приложение № 12

Формы контроля

25

Зачеты, экзамены

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Квалификация: фельдшер

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК 02.12. Лечение пациентов детского возраста

БИЛЕТ № 1

При осмотре новорождённого ребёнка выявлено: безобразное одутловатое лицо с

толстыми губами, увеличенным языком, узкие глазные щели, широкая переносица,

большая голова, короткая толстая шея; кожа очень сухая, холодная на ощупь.

- Ваш диагноз?

- Ваш план действий.

- Заполните документацию на новорожденного ребенка (браслетки).

Текущий контроль производственной практики

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Квалификация: фельдшер

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК 02.12. Лечение пациентов детского возраста

БИЛЕТ № 3

1.

Продемонстрировать технику применения пузыря со льдом.

2.

Собрать мочу у девочки 3 мес.

3.

Провести патронаж больных детей.

Диф.зачет производственной практики

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Квалификация: фельдшер

Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

ПМ 02. Лечебная деятельность

МДК 02.12. Лечение пациентов детского возраста

БИЛЕТ № 5

Во время медицинского осмотра новорождённого мать пожаловалась на покраснение

ягодиц. При осмотре вы заметили резкое покраснение с эрозиями. Ребёнок постоянно

находится в «памперсах», кожные складки обрабатываются присыпкой только после

гигиенической ванны.

- Установите предварительный диагноз.

- Составьте план действий.

- Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны.

Приложение № 13

Курсовое проектирование

26

Приложение № 14

Дипломное проектирование

27



В раздел образования