Автор: Ренц Светлана Владимировна
Должность: Преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №49"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ, п. Трудармейский
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Начальный этап обучения игре на аккордеоне"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №49»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Начальный этап обучения игре на аккордеоне»
Составитель: преподаватель
высшей квалификационной категории
по классу аккордеона
Ренц Светлана Владимировна
2021
Содержание
Введение
1.
Пять характерных психофизических черт, которые учитываются при
работе с учеником младших классов
2. Методы работы
3. Первые занятия с начинающими
3.1. Наглядно – демонстрационные
3.2. Теоретические
3.3. Практические (посадка, постановка инструмента)
4. Постановка рук
4.1. Особенности постановки правой руки
4.2. Особенности постановки левой руки
5. Начальные исполнительские навыки
6. Первые упражнения для правой руки
7. Первые упражнения для левой руки на готовой системе
8. Знакомство со штрихами
9. Выбор репертуара для начинающего
Заключение
Список методической литературы
Актуальность
начального
этапа
обучения
игре
на
аккордеоне заключается в том, что в это время закладывается фундамент
музыкального развития и исполнительских навыков ученика, от качества
которого зависит прочность будущего здания.
На этом этапе складываются первые музыкальные представления и
понятия ученика, его отношение к музыке и музыкальным занятиям,
осуществляется постановка исполнительского аппарата, появляются первые
практические навыки игры на аккордеоне в их неразрывной связи с
художественными задачами.
Важнейшей предпосылкой успеха обучения на первом этапе является
интерес ребёнка к музыке и музыкальным занятиям, который преподаватель
должен постараться вызвать на самых первых уроках и постоянно
поддерживать в дальнейшем.
Введение
Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых
ответственных, важных
и сложных
этапов,
так как
на этом этапе
закладываются
основные
навыки,
такие
как
постановка,
посадка,
технические приёмы и т. д. Начальный этап является определяющим для
последующего
развития
юного
музыканта. Несомненно, успехи начинающего музыканта во многом зависят
от мастерства преподавателя, его профессиональных навыков, владения
методикой, умения найти индивидуальный подход, грамотно объяснить
материал, но самое главное, что требуется от преподавателя, это любовь к
детям.
Специфика профессии музыканта-педагога связана со специальными
знаниями, умениями и навыками, которые должны находиться в единстве с
педагогическими знаниями. Все виды деятельности и формы работы в
музыкальной школе (уроки и различные внеклассные мероприятия) требуют
от преподавателя профессиональных знаний и умений не только музыканта,
но прежде всего педагога.
Глубоко прав Д. Кабалевский, подчеркивающий, что если мы ставим
перед собой задачу всестороннего, гармоничного развития обучающихся, то
надо прежде всего позаботиться о всестороннем, гармоничном развитии
преподавателей.
Таким образом, преподаватель для осуществления поставленных перед
ним задач должен: любить и понимать детей, знать не только методику
проведения уроков, принципы их построения, но и хорошо знать свой класс,
состоящий из детей разных возрастов с очень разными склонностями,
интересами и способностями.
Проблемы, которые встают перед преподавателем на каждом уроке, -
бесконечны,
они
требуют
углубленных
творческих
изысканий
и
расширенных музыкальных познаний самого преподавателя.
На начальном этапе, когда происходит первое знакомство ученика с
инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения.
От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и
недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения
наиболее
сложный
и
ответственный.
Он
основа
всего
дальнейшего
отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего
последующего музыкального обучения. От преподавателя помимо высокой
музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических,
волевых и нравственных качеств. Уважение и авторитет преподавателя
особенно важны на таком раннем этапе, где большую роль играет личность
учителя. Во многом именно от этого зависит отношение ученика к занятиям.
1. Пять характерных психофизических черт, которые учитываются при
работе с учеником младших классов
Можно выделить несколько общих характерных психофизических
черт, которые нужно учитывать при работе с обучающимся младших
классов.
Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться
на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено
разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка
не слабел.
Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна
обязательно удовлетворяться.
В-третьих, ребёнок легко воспринимает новое, но также быстро
забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за
правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.
В-четвертых,
мыслительный
процесс
детей
не
позволяет
им
воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при
концентрированной её подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой
реакции
приведёт
к
отрицательным
последствиям,
так
как
несёт
беспокойство, страх, поспешность.
В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в
конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а
потом вводить какое-либо образное обозначение.
Игру
на
аккордеоне
ребёнок
должен
воспринимать
как
новое
развлечение. Задача преподавателя - направить это развлечение. Для этого
можно использовать всё, что будит воображение ребёнка: музыкальный
материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненные
самими детьми самостоятельно или с помощью преподавателя), рассказ,
сопровождающий игру, задачи - головоломки.
Всё это помогает конкретизировать музыкальный образ, постигать
трудную для детей музыкальную грамоту и даже находить нужные движения
рук. Преподаватель, занимающийся с обучающимся младшего возраста,
должен проявлять большое внимание, такт и строить свои уроки каждый раз
по-новому, в зависимости от характера, способностей, знаний ученика.
Успех в занятиях с детьми наполовину подсказан их собственной
фантазией и воображением.
Пьесы и упражнения должны быть лёгкими, доступными детскому
восприятию и направлены на выполнение конкретно поставленной задачи,
будь то постановка рук, приобретение начальных навыков или усвоение
нотной грамоты.
Одно из условий в ранних занятиях – суметь привлечь к себе симпатии
ученика. Преподаватель не может надеяться, что ребёнок полюбит музыку,
если
ему
не
стала
близка
личность
преподавателя.
Важно
создать
непринужденную обстановку, чтобы ребёнок полностью раскрылся. Это
поможет решить одну из главнейших задач – свободу рук и естественность
движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.
2. Методы работы
Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребёнок.
Уроки должны быть построены на одновременном развитии всех важных для
музыканта условий обучения. Каждый урок сочетает в себе: 1) знакомство с
клавиатурой, 2) гимнастику и постановку рук, 3) развитие слуха, ритма,
памяти, 4) основы нотной грамоты.
С первых уроков нужно стремиться ввести ребёнка в новый для него
мир художественных образов. Очень важно, чтобы преподаватель и сам
свободно
владел
инструментом.
Вдохновенное
исполнение
оставляет
глубокий след в душе ученика, оно становится примером для подражания и,
что не менее важно, дополнительным стимулом для серьёзной работы,
требующей большой концентрации внимания.
С самого начала следует обратить внимание ученика на музыкальный
ритм.
Совершенствование
чувства
ритма
ускоряет
общемузыкальное
развитие обучающегося, так как ритм объединяет эмоциональное и
двигательное
начала.
Со
временем
дети
должны
научиться
хорошо
интонировать мелодию, чувствовать различные ладогармонические краски и
управлять динамикой. Для будущего музыканта-исполнителя очень важно
овладеть различными средствами артикуляции. Всему этому способствует
игра в ансамбле, в особенности с преподавателем, а также чтение с листа.
В донотный период, длящийся ориентировочно первые две недели,
преподаватель получает представление об индивидуальных особенностях
ребёнка, его темпераменте, одарённости, общем развитии; формируются
взаимоотношения преподавателя и ученика. Быстрее других проявляют свои
способности общительные, подвижные дети. С ними весьма эффективна
коллективная форма занятий, которая дает преподавателю неограниченные
возможности моделирования игровых ситуаций, естественно раскрывающих
индивидуальные особенности учеников. И, напротив, с детьми замкнутыми,
стеснительными
нужен
особый
характер
общения
-
спокойный,
доверительный.
Подражая друг другу, дети получают первые навыки музицирования и
артистизма. Из всех музыкальных способностей раньше всего проявляются
общая музыкальность и ритм. Гораздо сложнее проверить слух, так как
многие дети, обладающие отличным слухом, интонируют (поют) весьма
приблизительно. В этом случае преподавателю поможет игра: найти на
инструменте или узнать на слух одну из двух или трёх клавиш, дающих
звуки различной высоты (желательно, чтобы все они были расположены на
одном ряду клавиатуры).
3. Первые занятия с начинающими
3.1.Наглядно-демонстрационные
Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с
инструментом, его возможностями. Для этого преподаватель должен сам
владеть
инструментом
и
уметь
исполнить
несколько
известных
произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика.
Играя ребёнку на инструменте,
преподаватель решает сразу несколько
первоначальных педагогических задач, во-первых, приобщает ученика к
музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых,
используя
принцип
наглядности,
пробуждает
у
ученика
интерес
к
инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и, в-
третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс
.
3.2. Теоретические
После
прослушивания
ребёнком
музыкального
произведения
попросить определить, какая звучала музыка: грустная или весёлая,
медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более
внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп.
Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель
тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности. Учитывая
психологию маленького ребёнка, желание сразу же сесть за аккордеон и
начать
играть
на
нём,
преподаватель
должен
предоставить
такую
возможность
ученику
на
первом
занятии,
образно
выражаясь,
дать
попробовать свои силы. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение
музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам:
посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой
клавиатурах.
3.3. Практические (посадка, постановка инструмента)
Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя
ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение
корпуса обучающегося и положение аккордеона. Правильная посадка,
установка
инструмента
и
постановка
рук,
способствует
успешному
овладению аккордеоном. Сидеть нужно на передней половине полужёсткого
стула, если бёдра при этом располагаются горизонтально, параллельно полу,
то можно считать, что высота стула соответствует росту обучающегося.
Аккордеонист имеет три основные точки опоры: опора на стул и опора
ногами на пол, ноги для удобства опоры лучше слегка расставить. Однако,
если мы будем почти полностью ощущать свой вес на стуле, то мы обретём
грузную, ленивую посадку.
4. Постановка рук
Основным критерием правильной постановки рук является природная
естественность и целесообразность движений.
4.1. Особенности постановки правой руки.
Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре,
преподаватель должен добиться, чтобы обучающийся умел расслаблять руку.
Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при
этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе,
задействовав при этом только мышцы плеча, сохранив расслабленными
предплечье и кисть. В таком естественном положении кисть подносится к
клавиатуре.
Предплечье и кисть должны образовывать единое целое, допустим
лишь незначительный сгиб в лучезапястном суставе. Ладонь должна быть
расположена
параллельно
по
отношению
к
клавиатуре.
Обычно
обучающиеся допускают ошибку, наклоняя ладонь в сторону 5-го или , реже,
1-го пальцев. Преподаватель должен сразу исправить ученика, чтобы в
дальнейшем избежать проблемы, связанные с туше. Пальцы при игре
находятся в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью
между подушечками и ногтями. Первый палец касается клавиши боковой
частью около ногтя.
4.2.Особенности постановки левой руки
.
При постановке левой руки, в первую очередь следует подогнать
ремень, предназначенный для разведения меха. Он не должен быть слишком
свободен, т.к. в этом случае обучающийся при игре на разжим может не
доставать вспомогательный и основной ряды.
Если же ремень будет сильно
прижимать руку к корпусу, то в этом случае будет затруднено передвижение
руки вверх и вниз по левой клавиатуре.
Распространённой ошибкой является желание обучающегося слишком
выдвинуть левую руку вперед. В этом случае ему будет трудно доставать
пальцами 3, 4 и 5 ряды, а также выполнять движение меха на сжим, т.к.
теряется точка опоры, которой является при правильном положении задняя
часть ладони (перед лучезапястным суставом). Если же ученик убирает кисть
за ремень, то он не достанет 1 (вспомогательного) и 2 (основного) ряда.
Оптимальным считается такое положение кисти, при котором третий палец
дотягивается до вспомогательного ряда, а ремень прикрывает лучезапястный
сустав.
Пальцы также, как и в правой руке должны быть округлены. Касание
кнопок – аналогично правой клавиатуры. Первый палец не должен быть
оттянут назад и располагаться на боковой крышке левой части корпуса, а
находиться вместе с остальными около кнопок.
5. Начальные исполнительские навыки.
Приступая к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать
с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы
ученик понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара,
нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счёт различного
по интенсивности ведения меха. Понимая важность участия работы меха в
комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учеником
игровые навыки с владения мехом.
Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое
из них заключается
в обычном разведении меха. Целесообразно, если
ученик будет выполнять это упражнение, пользоваться кнопкой воздушного
клапана, т.к. это позволит целиком, не отвлекаясь на постановку рук,
сосредоточить внимание на правильности движения меха.
Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение
должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть
достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания,
возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет
ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость. Не стоит
поначалу слишком нагружать ученика большим количеством повторений
упражнения, т.к. с непривычки это вызывает боли мышц плеча.
Закладывая на первых занятиях основы владения мехом, преподаватель
должен предостеречь обучающегося от возможных ошибок. Наиболее
типичными является: ученик, поднимая нижнюю часть корпуса левой
клавиатуры, производит сжим меха по неправильной траектории. При
ведении меха на сжим, обучающийся наклоняет корпус вправо, нарушая при
этом правильность посадки за инструментом.
При смене меха на сжим, ученик прижимает локоть правой руки к
своему корпусу. Чтобы предотвратить эти ошибки, преподаватель должен
наглядно показать ученику правильное ведения меха.
6. Первые упражнения для правой руки.
Знакомство обучающегося с правой клавиатурой начинается с белых
клавиш. Рука для удобства и снятия лишнего напряжения находится
приблизительно по центру грифа. При нажатии клавиш нужно внимательно
следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе,
были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем
клавишу, напрягает остальные. Для того, чтобы устранить эту зависимость и
дать почувствовать, что каждый палец может работать самостоятельно, не
передавая напряжение другим, можно дать следующее упражнение:
- кисть расположена таким образом, что все пальцы касаются клавиш.
Затем один из них поднимается и несколько раз подряд нажимает или
толкает
клавишу.
Нужно
стараться,
чтобы
все
пальцы
равнозначно
выполняли описанное упражнение.
Чтобы обучающийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит
на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том, и в
другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счёт
ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца
утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность.
При способе звукоизвлечения ударом или толчком мы подразумеваем
"весовую игры". Маленькие дети могут достичь "весовой игры" лишь в том
случае, если у аккордеона лёгкая клавиатура. Но, к сожалению, у
инструментов, рассчитанных на начинающих, клавиатура очень тяжёлая. Это
вносит в обучение дополнительные сложности, затрудняя, а вернее, делая
невозможным воспроизведение таких штрихов, как пальцевое стаккато и нон
легато в подвижных темпах.
Работая над пальцевым ударом с учеником, преподаватель должен
следить, чтобы движения не были резкими и размашистыми. Мягкость,
плавность, пластичность, гибкость – те компоненты, которые нужно
развивать в раннем возрасте, т.к. в дальнейшем с физиологическим
изменением ребёнка (окостенение, жёсткость связок) делать это будет
труднее.
Движение
пальцев
при
касании
клавиши
должно
быть
не
перпендикулярным, а направленным немного под ладонь. При этом
движение пальцев становится обобщённым, первые фаланги не прогибаются.
Исполняя этот технический приём, нельзя допускать, чтобы пальцы
скользили по клавишам. Это приводит к их срыву, а следовательно звукоряд
становится неровным. Работая над таким технологическим исполнением,
обучающийся большей частью развивает пластику пальцев, оставляя в
спокойном состоянии кисть.
Нужно заметить, что удар может быть как пальцевой, так и кистевой.
Оба вида должны осваиваться по возможности одновременно, чтобы
обучающийся понимал различие и не подключал в упражнениях на
пальцевой удар кисть. Важно добиться от ученика чтобы, исполняя то или
иное упражнение он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. Громкость
звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей
в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо
вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во
втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в
первом – пострадает артикуляция – не будет чёткости произношения, а также
звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет
различным.
Проследив за тем, чтобы ученик до конца прожимал клавиши, нужно
принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно
превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы ученик тратил лишь
только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора
может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению
темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот.
7. Первые упражнения для левой руки на готовой системе.
Ознакомив ученика с расположением рядов, басов, аккордов на готовой
клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения
отмеченной ноты "до" третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует
освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен
находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу,
нащупывая заранее верхнюю кнопку. Наиболее типичной ошибкой является
переползание пальцем на соседнюю кнопку. Необходимо объяснить, что
каждую последующую кнопку нужно нажимать сверху, перенося при этом
палец.
Объяснив ученику, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают
те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей
вертикали
баса
и
мажора
одновременно,
затем
раздельно.
Способ
звукоизвлечения
-
толчок, нажим. Очень важно, чтобы после каждого
взаимодействия с кнопкой ученик расслаблял палец. Во время игры одного
пальца другие должны быть округлены и расслаблены. Чтобы 4 и 5 пальцы
не уходили в сторону с клавиатуры, нужно располагать 4 палец как можно
ближе к вспомогательному ряду. В последствии следует дать упражнение, в
котором будут задействованы все четыре пальца.
Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры
является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non
legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.
8. Знакомство со штрихами
Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non
legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала? Существуют
различные точки зрения. Как показывает практика, обучающемуся легче
даётся исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технический приём
входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При
штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание
клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание.
Поэтому штрих legato обучающемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще
перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более
лёгкая технология исполнения non legato даёт возможность обратить большее
внимание ученика на постановочные моменты.
9. Выбор репертуара для начинающего
Занимаясь
подбором
музыкальных
произведений,
преподавателю
необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности.
Технические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны
быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один
технический
приём,
вид
техники
подбирается
несколько
пьес.
Это
способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане
не даёт накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным
исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений
должен исходить от возможностей ученика. Если при накопленном
потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не
стоит продолжать держать его на простых. Но надо быть осторожным,
завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к
инструменту и музицированию.
Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание
постепенное,
незаметное
для
ученика,
повышение
сложности
пьес,
руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть
развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу обучающийся
достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.
Заключение
Постановка игрового аппарата, посадка за инструментом, основы
звукоизвлечения, основы меховедения инструмента – все эти начальные
этапы обучения максимально важны для обучающихся младших классов
ДМШ.
От формирования данных навыков зависит дальнейшее техническое и
творческое развитие ученика. Именно в младших классах музыкальной
школы важно привить обучающемуся любовь к творчеству и разъяснить все
особенности музицирования на таком не простом музыкальном инструменте
как аккордеон.
Список методической литературы
1.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М. - Л.,1974
2.
Калугина М.
Развитие творческих навыков. Вып.1
М. Калугина, П.
Халабузарь. – М.: Музыка, 1989
3. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – М., 1985
4.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972
5.
Семёнов В.А. Современная школа игры на баяне. - "Музыка", 2003г.