Автор: Бурмага Максим Леонидович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО г. Абакана "СШ по плаванию"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Основные виды спортивной подготовки пловца
Раздел: дополнительное образование
Основные виды спортивной подготовки пловца
Фантастические спортивные результаты, достигнутые в плавании разными способами, стали
благодаря развитию отраслей спортивной науки – биомеханики и спортивной антропологии,
биоэнергетики, физиологии, биохимии, спортивной медицины и др. Спортивные успехи в плавании
определяются гидродинамическими качествами, которые зависят от особенностей телосложения,
возраста, пола занимающихся; уровнем развития физических качеств (сила, гибкость, выносливость),
являющихся основой для постановки современной техники и тактики плавания; высоким уровнем
мотивации к занятиям, направленных на совершенствование спортивного мастерства.
Создание надлежащих условий для успешной реализации программы спортивной подготовки
пловцов – программа чрезвычайно сложная и многогранная.
Спортивная подготовка пловцов включает в себя: соревнования, спортивную тренировку,
совокупность факторов, дополняющих тренировку и соревнования и усиливающих их воздействие.
Спортивная тренировка – педагогический процесс воспитания, обучения и тренировки, проводимых
при активном содействии спортсмена и с учетом его индивидуальных особенностей, в условиях
медико-биологического
и
материально-технического
обеспечения,
использования
средств
восстановления и эффективной организации.
Непосредственная цель спортивной тренировки – участие в соревнованиях. Уровень
спортивных результатов и структура предстоящей соревновательной деятельности служат отправной
точкой построения тренировочного процесса.
Успешность соревновательной деятельности зависит от следующих факторов: технической,
физической,
тактической,
теоретической,
психологической,
морально-волевой
подготовке
и
двигательной одаренности. Достижение мастерства в каждом из перечисленных видов спортивной
подготовки
пловца
обеспечивается
использованием
специальных
средств,
применяемых
в
определенной последовательности и с определенной дозировкой на протяжении запланированного
цикла тренировочных занятий.
Техническая подготовка
Обучение технике спортивного плавания осуществляется в следующих направлениях:
- создание представлений о технике спортивных способов плавания;
- обучение отдельным плавательным движения с использованием подводящих упражнений на
суше;
- обучение сочетанию отдельных плавательных движений;
- обучение всему комплексу плавательных движений;
- устранение недостатков в технике плавания, закрепление навыка в плавании данным
способом.
На первом этапе обучения необходимо сформировать предварительное преставление о технике
плавания и ознакомить со свойствами воды. Обучаемый усваивает смысл и характерные признаки
действия. Если двигательное действие несложно по структуре, доступно по уровню физической ,
двигательной и психологической подготовленности, то целесообразен целостный метод его освоения.
Если в состав обучения входят сложные для обучающегося двигательные действия, то целесообразней
использовать раздельный метод обучения: изучается работа рук, работа ног, дыхания. Далее
достигается согласование работы рук и ног, рук и дыхания - до полной координации работы, рук, ног и
дыхания.
На втором этапе обучения ведется работа над практическим освоением техники спортивных
способов плавания и выделением основного стиля плавания. Здесь целесообразно применять
специальный комплекс упражнений для устранения характерных для пловцов низкой квалификации
ошибок. Если на первом этапе создаются предпосылки
двигательного действия, то на втором
основная задача – формирование устойчивого навыка плавания.
Третий этап – спортивного совершенствования. Движения стабилизируются по отношению к
измененным условиям двигательной задачи. Для этого необходимы: оптимальная свобода и
экономичность движений на воде; целесообразная быстрота; необходимая вариативность действий;
автоматизированность двигательного действия.
На четвертом этапе обучающиеся учатся самостоятельно формулировать двигательные задачи,
принимать решения и действовать в зависимости от ситуации.
Уже в процессе обучения технике спортивных способов плавания преподаватель с учетом
подготовленности занимающихся обязан дозировать нагрузки: плавание по элементам – с помощью
рук или ног (плавание со стационарной опорой, с подвижной опорой, имитация движений в воде);
варьировать темп движений (малый, умеренный, большой, на ускорение).
Выполняя систему вариативных упражнений, обучающиеся благодаря приспособительным
реакциям организма приходят под контролем преподавателя к лучшим для себя вариантам техники
плавания.
Тактическая подготовка
Тактическое мастерство тесно связано с физическими и волевыми качествами.
Недостаточное развитие быстроты и выносливости нередко устанавливает предел тактического
мастерства. В связи со спецификой продвижения пловца в воде достижение высоких результатов
может быть успешным только при относительно равномерной скорости на дистанции.
Для совершенствование распределения сил в процессе соревнования рекомендуется применять
следующие методы:
- включение в тренировку задания на точное выполнение раскладок скоростей по отрезкам на
дистанции;
- использование в упражнениях неоднократных промежуточных финишей. Для пловцов
упражнением, развивающим это качество, является многократное финиширование;
- последовательное введение в учебное состязание отдохнувших партнеров.
Физическая подготовка
Физическое развитие пловца – одна из главных форм подготовки пловца. Физическая
подготовленность
зависит
от
уровня
развития
силы,
быстроты,
гибкости,
выносливости,
функциональных возможностей и двигательных способностей занимающихся. Разносторонняя
физическая подготовка является основой для достижения высоких спортивных результатов.
Успешность реализации данной задачи зависит от оптимального сочетания объема, интенсивности и
направленности работы с учетом периода подготовки пловца и его физического состояния на данном
этапе.
Сила как физическое качество представляет собой способность человека
преодолевать
различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или группы
мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым качествам, то обычно называют максимальные
показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторонней силовой
подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых
возможностей его мускулатуры. Основными средствами для развития силы являются силовые
упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие
развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например,
выжимание штанги). Ко второй группе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-
силовом режиме, т. е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно
силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как скоростно-силовые -
быстроту их сокращения.
Гибкость — это способность пловца выполнять различные движения с максимальной
амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в суставах, которая в свою очередь
определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Упражнения для развития гибкости должны
быть направлены на увеличение подвижности в суставах, которая обеспечивается растягиванием
мышц, сухожилий и связок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП
обеспечили пловцу
выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при
обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по
которым выполняются движения пловца в воде. Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и
обеспечить выполнение движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять
упражнения на растягивание.
Быстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное движение с
наименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью, которая зависит от величины
сопротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях.
Кроме этого, скорость зависит от быстроты нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и
технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от
величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эффективно
развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами развития быстроты
являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных возможностей
пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития быстроты, необходимо овладеть всеми ее
проявлениями, а именно: быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в
подвижных и спортивных играх, касание финишной стенки при смене этапов в эстафетном плавании
и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным темпом мышечных сокращений.
Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у
детей. Вот почему развитие быстроты у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой
над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.
Выносливость — это способность человека в течение продолжительного времени выполнять
интенсивную физическую работу. Эту способность обычно определяют по двум показателям:
скорости передвижения и времени, в течение которого эта скорость сохранялась. В свою очередь
уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и
функциональной подготовленности человека. В настоящее время в спортивной тренировке различают
общую
и
специальную
выносливость.
Общая
выносливость
характеризуется
длительной
работоспособностью пловца при выполнении любой работы (любых физических упражнений), а
специальная выносливость—длительной работоспособностью при выполнении определенной работы
(специфических физических упражнений). В свою очередь специальная выносливость разделяется на
силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное
выполнение
силовых
упражнений.
Силовая
выносливость
пловца
в
достаточной
степени
обеспечивается упражнениями для развития силы. Выполнение этих упражнений предусматривается
как в общей, так и в специальной физической подготовке пловца. Скоростная выносливость —
способность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и
показывать при этом наиболее высокий личный результат.
Ловкость—это собирательное двигательное качество человека, которое зависит от уровня
развития всех других двигательных качеств. Уровень развития ловкости выражается способностью
пловца
быстро
осваивать
различные
по
сложности
новые
движения,
умением
правильно
координировать свои действия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между формой,
характером и временем выполнения отдельных частей двигательного действия. У пловца ловкость
проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые варианты отдельных
движений и способов плавания в целом. В процессе спортивной тренировки ловкость проявляется во
всех новых тренировочных упражнениях.
Физическая подготовка как процесс целенаправленного развития физических качеств и
формирования специфической структуры физической подготовленности подразделяется на общую и
специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) – процесс развития двигательных способностей, не
специфических для избранного вида мышечной деятельности, но косвенно влияющих на успех в
спорте. К основным средствам физической подготовки относятся: различные виды передвижений,
кроссовая подготовка, общеразвивающие и акробатические упражнения, подвижные и спортивные
игры, эстафеты с элементами общеразвивающих упражнений, лыжная подготовка.
Специальная физическая подготовка (СФП) – процесс развития двигательных способностей,
отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
На суше к средствам СФП относится упражнения на специальных тренажерах, в воде – подавляющее
большинство видов тренировочной нагрузки.
Соотношение ОФП и СФП изменяется как в процессе многолетних занятий спортом, так и в
годичном цикле подготовки в сторону увеличения удельного веса СФП. При этом ОФП
рассматривается как база для развития специальных двигательных качеств.
Теоретическая подготовка
Важное место в развитии личности юного пловца занимает теоретическая подготовка, которая
вооружает его основами специальных знаний в области спортивного плавания, основными понятиями
о медико-биологических и психологических аспектах процесса тренировки.
На занятиях по теоретической подготовке пловца должны быть рассмотрены в доступной
форме следующие вопросы:
- физическая культура и спорт в нашей стране;
- гигиена плавания, врачебный контроль и самоконтроль в тренировке, предупреждение травм,
оказание первой помощи;
- сведения о строении и функциях человека;
- основы техники спортивного и прикладного плавания;
- основы методики тренировки;
-
планирование
тренировки,
методика
ведения
дневника
спортсмена
и
составление
ежемесячных отчетов о тренировке;
- оборудование и инвентарь;
- правила, организация, и проведение соревнований.
Теоретический материал изучается во время бесед в начале и в конце тренировочного занятия,
специальных лекций, просмотров спортивных кинофильмов, наглядных пособий. В наибольшем
объеме теоретические знания представлены на первом этапе подготовительного периода и во время
пребывания пловца в спортивном лагере.
Психологическая подготовка
Задача психологической подготовки – формирование и совершенствование спортивного,
бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и
совершенствование
механизмов
нервно-психической
регуляции,
доведение
их
до
уровней,
определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств пловца
происходит с помощью изменения и коррекции отношений спортсмена к выполняемой и предстоящей
тренировочной
нагрузке,
к
своим
возможностям
восстановления,
к
нервно-психическому
перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного
задания, к спортивному режиму и
спортивной жизни вообще.
Основными методами психологической подготовке являются беседы тренера со спортсменами
в индивидуальной и коллективной форме, использование разнообразных средств и приемов
психолого-педагогического воздействия: убеждения, внушения, метода заданий и поручений,
моделирование соревновательных ситуаций, методы идеомоторной тренировки.
Таким образом, пловцу необходимо глубокое понимание техники всех выполняемых им
движений, отличное знание их динамических и кинематических характеристик, отличная физическая
подготовленность, которая обеспечивается специальными упражнениями
на суше и воде, и
психологическая готовность к победе. Логическим завершением системы взаимосвязей компонентов
тренировки является достигнутый результат на соревновании, задача которого – максимальная
реализация технического и тактического мастерства спортсмена, его физических возможностей.