Автор: Маслова Алена Юрьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Лицей №3 им. П.А. Столыпина"
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовской области
Наименование материала: «Финансовая грамотность. Сложившаяся практика в МОУ "Лицей №3 им. П.А. Столыпина»
Тема: "Формирование функциональной грамотности в системе дополнительного образования детей. Из опыта работы."
Раздел: среднее образование
«
.
Финансовая грамотность
Сложившаяся практика
"
№3
.
.
.
в МОУ Лицей
им П А
»
Столыпина
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Маслова Алена Юрьевна
МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина
г. Ртищево Саратовской области
Балберова Е.В.
Соколова Р.Э.
Маслова А.Ю.
Проект «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов,
администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности,
а так же эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по
распространению финансовой грамотности» прошли очное обучение по программе
«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным
категориям обучающихся» (объемом 72 часа) в Региональном методическом центре
по финансовой грамотности на базе ПОВОЛЖСКОГО ИНСТИТУТА
УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА – филиала РАНХиГС.
Целесообразно начинать обучение финансовой грамотности на
начальных ступенях образовательной системы. Ведь чем
раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и
общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы
полезные финансовые привычки.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» 2-4 классов,
являются развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Формируемые компетенции
осуществлять поиск и использование информации необходимой для
результативного и эффективного решения задач в финансовой
сфере;
определять актуальные и потенциальные источники доходов;
анализировать структуру собственных (семейных) доходов и
расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета,
оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства,
планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
выявлять возможные финансовые риски, оценивать их,
разрабатывать меры по уменьшению рисков;
оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски,
возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять
эффективную процентную ставку по кредиту;
Учебные материалы
используемого нами УМК
«Финансовая
грамотность» И.Липсиц, Е.
Вигдорчик для 2-4 классов,
содержат значительный
объём информации, что
позволяет использовать их
во внеурочной
деятельности - для
самообразования
обучающихся, реализации
их индивидуальной
образовательной
траектории, совместной
работы с родителями и
т.д.
На своих занятиях Балберова Е.В.
использует различные
электронные ресурсы:
анимированная презентация для 2-
4 классов «История денег: от
куниц до бумажных», мультфильм
«Азбука финансовой грамотности
со Смешариками», «Богатый
бобренок»; настольная тренинг-
игра «Не в деньгах счастье».
Игра учит планировать расходы и
доходы, знакомит с финансовыми
понятиями: в процессе игроки
«получают» зарплату, организуют
досуг и следят за здоровьем своей
«семьи», цифровые
образовательные ресурсы:
мобильное приложение
«Монеткины», мобильное
приложение «Банкноты 2017»;
Балберова Е.В.
Соколова Р.Э.
Содержание
программы
«Финансовая
грамотность
5-7 класс» разработанной
педагогом
дополнительного
образования
Соколовой
Р.Э,
направлено
на
формирование
метапредметных
компетенций
и
умения
принимать
финансовые
решения
в
повседневной
жизни,
а
также
на
развитие
процессов
самопознания,
самовыражения
и
самореализации учащихся.
При организации изучения курса рекомендуется
использование как традиционных, так и интерактивных
методов обучения.
1. «Мозаика» как метод кооперативного обучения.
2. «Один – два – вместе».
3. Анализ и решение задач с помощью «дерева решений».
4. «Аукцион».
5. Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта,
карта памяти).
6. Мозговой штурм и сетка принятия решений.
7. Мастерская портфолио.
8. Практикум.
9. Кейс.
10. Игра
11. Учебная экскурсия
Целью программы
«Финансовая грамотность 8-9
класс» разработанной
педагогом дополнительного
образования Масловой А.Ю.,
является помощь учащимся
не просто понять правила
организации финансовой
жизни своей — родительской
— семьи, но и научить
разумно формировать
модель собственной будущей
самостоятельной семейной
жизни, подготовить к
успешному решению
финансовых проблем на
взрослом уровне.
Маслова А.Ю.
Материалы используемого
педагогом УМК «Финансовая
грамотность 8-9 класс
И.Липсиц, Е. Вигдорчик»,
призваны ознакомить
подростков с основами
рационального финансового
поведения - как разумно
организовать и
оптимизировать будущий
семейный бюджет, что надо
делать для повышения
личного и семейного
благосостояния, почему
важно предусмотреть
возможность финансовых
потерь и как их
минимизировать, как
научиться смолоду управлять
своими финансами, чтобы
иметь безбедную старость
Учащиеся 10-11 классов это подростки 16–18 лет, которые уже обладают
необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием в
области финансовой грамотности. Они позволяют воспринимать
предлагаемые им в рамках учебного модуля «Финансовая грамотность».
Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками
более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.
В 2022/2023 учебном году учащиеся МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина»
принимали участие в осенней сессии онлайн-уроков организатором
которых выступил
Центральный банк Российской Федерации - Банк России:
Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут
Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами
Личный финансовый план. Путь к достижению цели
Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в
киберпространстве
Финансовые инструменты и стратегии инвестирования
С налогами на Ты
Моя профессия – финансист
Путешествие в историю страхования
«Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость, а умело
расходовать – искусство».
Бертольд Авербах