Напоминание

"Формирование функциональной грамотности в системе дополнительного образования детей. Из опыта работы."


Автор: Маслова Алена Юрьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Лицей №3 им. П.А. Столыпина"
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовской области
Наименование материала: «Финансовая грамотность. Сложившаяся практика в МОУ "Лицей №3 им. П.А. Столыпина»
Тема: "Формирование функциональной грамотности в системе дополнительного образования детей. Из опыта работы."
Раздел: среднее образование





Назад




«

.

Финансовая грамотность

Сложившаяся практика

"

№3

.

.

.

в МОУ Лицей

им П А

»

Столыпина

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Маслова Алена Юрьевна

МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина

г. Ртищево Саратовской области

Балберова Е.В.

Соколова Р.Э.

Маслова А.Ю.

Проект «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов,

администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности,

а так же эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по

распространению финансовой грамотности» прошли очное обучение по программе

«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным

категориям обучающихся» (объемом 72 часа) в Региональном методическом центре

по финансовой грамотности на базе ПОВОЛЖСКОГО ИНСТИТУТА

УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА – филиала РАНХиГС.

Целесообразно начинать обучение финансовой грамотности на

начальных ступенях образовательной системы. Ведь чем

раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и

общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы

полезные финансовые привычки.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» 2-4 классов,

являются развитие экономического образа мышления, воспитание

ответственности и нравственного поведения в области

экономических отношений в семье, формирование опыта

применения полученных знаний и умений для решения элементарных

вопросов в области экономики семьи.

Задачи программы:

Формируемые компетенции

осуществлять поиск и использование информации необходимой для

результативного и эффективного решения задач в финансовой

сфере;

определять актуальные и потенциальные источники доходов;

анализировать структуру собственных (семейных) доходов и

расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета,

оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства,

планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

выявлять возможные финансовые риски, оценивать их,

разрабатывать меры по уменьшению рисков;

оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски,

возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять

эффективную процентную ставку по кредиту;

Учебные материалы

используемого нами УМК

«Финансовая

грамотность» И.Липсиц, Е.

Вигдорчик для 2-4 классов,

содержат значительный

объём информации, что

позволяет использовать их

во внеурочной

деятельности - для

самообразования

обучающихся, реализации

их индивидуальной

образовательной

траектории, совместной

работы с родителями и

т.д.

На своих занятиях Балберова Е.В.

использует различные

электронные ресурсы:

анимированная презентация для 2-

4 классов «История денег: от

куниц до бумажных», мультфильм

«Азбука финансовой грамотности

со Смешариками», «Богатый

бобренок»; настольная тренинг-

игра «Не в деньгах счастье».

Игра учит планировать расходы и

доходы, знакомит с финансовыми

понятиями: в процессе игроки

«получают» зарплату, организуют

досуг и следят за здоровьем своей

«семьи», цифровые

образовательные ресурсы:

мобильное приложение

«Монеткины», мобильное

приложение «Банкноты 2017»;

Балберова Е.В.

Соколова Р.Э.

Содержание

программы

«Финансовая

грамотность

5-7 класс» разработанной

педагогом

дополнительного

образования

Соколовой

Р.Э,

направлено

на

формирование

метапредметных

компетенций

и

умения

принимать

финансовые

решения

в

повседневной

жизни,

а

также

на

развитие

процессов

самопознания,

самовыражения

и

самореализации учащихся.

При организации изучения курса рекомендуется

использование как традиционных, так и интерактивных

методов обучения.

1. «Мозаика» как метод кооперативного обучения.

2. «Один – два – вместе».

3. Анализ и решение задач с помощью «дерева решений».

4. «Аукцион».

5. Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта,

карта памяти).

6. Мозговой штурм и сетка принятия решений.

7. Мастерская портфолио.

8. Практикум.

9. Кейс.

10. Игра

11. Учебная экскурсия

Целью программы

«Финансовая грамотность 8-9

класс» разработанной

педагогом дополнительного

образования Масловой А.Ю.,

является помощь учащимся

не просто понять правила

организации финансовой

жизни своей — родительской

— семьи, но и научить

разумно формировать

модель собственной будущей

самостоятельной семейной

жизни, подготовить к

успешному решению

финансовых проблем на

взрослом уровне.

Маслова А.Ю.

Материалы используемого

педагогом УМК «Финансовая

грамотность 8-9 класс

И.Липсиц, Е. Вигдорчик»,

призваны ознакомить

подростков с основами

рационального финансового

поведения - как разумно

организовать и

оптимизировать будущий

семейный бюджет, что надо

делать для повышения

личного и семейного

благосостояния, почему

важно предусмотреть

возможность финансовых

потерь и как их

минимизировать, как

научиться смолоду управлять

своими финансами, чтобы

иметь безбедную старость

Учащиеся 10-11 классов это подростки 16–18 лет, которые уже обладают

необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием в

области финансовой грамотности. Они позволяют воспринимать

предлагаемые им в рамках учебного модуля «Финансовая грамотность».

Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками

более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.

В 2022/2023 учебном году учащиеся МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина»

принимали участие в осенней сессии онлайн-уроков организатором

которых выступил

Центральный банк Российской Федерации - Банк России:

Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут

Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами

Личный финансовый план. Путь к достижению цели

Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в

киберпространстве

Финансовые инструменты и стратегии инвестирования

С налогами на Ты

Моя профессия – финансист

Путешествие в историю страхования

«Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость, а умело

расходовать – искусство».

Бертольд Авербах



В раздел образования