Напоминание

"Современные образовательные технологии в работе школьного психолога"


Автор: Чаплыгина Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20 им. А.А.Хмелевского"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии в работе школьного психолога"
Раздел: среднее образование





Назад




«

Современные образовательные технологии в

работе школьного психолога»

Информационные технологии

В деятельности школьного психолога информационные технологии очень

актуальны.

Благодаря

реализации

проекта

«Развитие

единой

образовательной

информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система

образования достигла существенных успехов в области информатизации.

С помощью информационных технологий актуальна реализация основных

направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация,

развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации

существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений

деятельности

школьного

психолога

в

режиме

дистанционной

службы

происходит через:

- создание тематической психологической электронной библиотеки для

школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их

волнуют,

- выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с

которыми дети могут работать в режиме on-line,

- проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,

- организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в

частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при

обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и

клиента),

- организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли

высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет

- организацию школ дистанционного обучения

- проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение

дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты,

с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с

педагогами, детьми

- проведение опросов целевых групп

- организацию психологического практикума для целевых групп

Говоря

о

деятельности

дистанционной

школьной

психологической

службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми

целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного

психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность

функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того,

одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.

Одним из направлений использования информационной технологии в

работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-

проектирования

в

качестве

метода

коррекционно-развивающей

работы

психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных

терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием

«сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для

решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.

В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования

можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный

рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный

конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные

мероприятия.

Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-

проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как

командная

форма

работы

Интернет–проект

позволяет

формировать

познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию

школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой

стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные

психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.

Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-

презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют

проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и

отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к

презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя

разработали критерии оценки, а также структуру.

Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа-уроков

психологии, на которых активно используются ИТ-технологии.

В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые

задачи

по

разработке

коллекций

цифровых

источников,

коррекционных

программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии,

электронных

добавлений

к

известным

УМК

по

психологии

и

т.д.

Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-

психолога и используются в привычном режиме. [6]

Технология обучающих игр:

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-

педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные

функции:

Инструментальная: формирование определенных навыков и умений -

может выражаться в игровых упражнениях;

Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся –

выражается в дидактических методиках;

Социально-психологическая:

развитие

коммуникативных

навыков,

выражается в ролевых играх.

Технология

обучающей

игры

может

комбинироваться

с

такими

технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.

Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В

педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,

которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности

учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную,

социальную, профессиональную активность учащихся.

Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных

категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Здоровьесберегающие технолологии

В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем,

школьники

страдают

психологическими

проблемами

(дезадаптационными

нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной

системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы

большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале

педагога-психолога

находятся

методики,

способные

вывести

ребенка

из

стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности

появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.

Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик,

как:

Музыкотерапия

использование

музыки

для:

расслабления

и

успокоения,

активизации

эмоциональной

сферы,

коррекции

эмоционального состояния.

Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в

эстетических целях.

Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии,

тревожности, страхах.

Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или

имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

Телесная терапия - методы работы с телом, целью которых является

улучшение телесного и душевного самочувствия.

Арт-терапия

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы,

связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия,

сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и

успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает

многогранный

внутренний

потенциал

человека

и

параллельно

помогает

бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы,

внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек

погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще

всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а

на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях

обучения.

Игровая терапия

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции,

психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует

улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые

игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики

релаксационного

характера,

основанные

на

активной

работе

воображения,разных формах художественной экспрессии и др.

По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:

Сотрудничества

Технологии

сотрудничества

реализуют

демократизм,

равенство,

партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее

актуальной

данная

технология

является

при

организации

научно-

исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой

работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме

решения

познавательной,

творческой

цели,

предусматривает

решение

психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура

общения,

отражающая

все

коммуникативные

уровни:

«...деятельность

-

взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).

Личностно - ориентированные

Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы

личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-

ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической

философии, психологии и педагогики.

В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность

ребенка,

стремящаяся

к

максимальной

реализации

своих

возможностей

(самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на

осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях:

Гуманно - личностные

Отличаются

прежде

всего

своей

гуманистической

сущностью,

психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.

Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в

его творческие силы, отвергая принуждение:

Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с

формированием и развитием личностных качеств субъекта.

Следовательно,

под

термином

«психологические

технологии»

подразумевается

совокупность

методов

и

приёмов,

направленных

на

формирование действенно – практической сферы личности и реализацию

природных потенциалов.

Используемые

педагогом-психологом

технологии

выполняют

ряд

функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование,

психологическая

поддержка,

психологическая

реабилитация,

социально–

психологическое обучение.

Психологическая профилактика - содействие полноценному развитию

личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение

возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в

осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной

задачей

психологической

профилактики

является

создание

условий,

содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на

проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во

взаимодействии.

В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

• Повышение социально–психологической компетентности участников

образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе

проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического

насилия,

проектирование

ненасильственных

альтернативных

моделей

поведения.

• Использование данных о показателях психического здоровья участников

с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение

выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной

напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между

«Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

• Совместное

обсуждение

и

выработка

правил

безопасного

взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование - оказание помощи участникам в

самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным

условиям,

формировании

ценностно–мотивационной

сферы

и

системы

отношений

к

другим,

осознание

ценности

ненасилия,

преодоление

профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости,

способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–

тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей

диагностики

отношения

к

образовательной

среде,

удовлетворенности

основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для

субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его

структурных

составляющих),

так

и

личностно–эмоциональных

и

коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического

здоровья.

Психологическая

коррекция - активное

психолого–педагогическое

воздействие,

направленное

на

устранение

отклонений

в

личностном

и

профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое

представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению

регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и

самоуправления.

Второе

нормативно–ценностная

коррекция,

которая

заключается

во

внесении

определенных

направлений

в

индивидуально–

личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой

человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

Психологическая реабилитация - процесс, мобилизующий личностные

адаптационные

механизмы

при

переживании

психотравмирующих

обстоятельств,

вызванных

состоянием

внешней

среды.

Реабилитация

предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с

изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как

реабилитационные психотехнологии.

Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё

целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-

педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей

творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.



В раздел образования