Автор: Чаплыгина Татьяна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20 им. А.А.Хмелевского"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии в работе школьного психолога"
Раздел: среднее образование
«
Современные образовательные технологии в
работе школьного психолога»
Информационные технологии
В деятельности школьного психолога информационные технологии очень
актуальны.
Благодаря
реализации
проекта
«Развитие
единой
образовательной
информационной среды школы» за ограниченный промежуток времени система
образования достигла существенных успехов в области информатизации.
С помощью информационных технологий актуальна реализация основных
направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация,
развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации
существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений
деятельности
школьного
психолога
в
режиме
дистанционной
службы
происходит через:
- создание тематической психологической электронной библиотеки для
школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их
волнуют,
- выставление развивающих, диагностических материалов для детей, с
которыми дети могут работать в режиме on-line,
- проведение дистанционных психологических акций и конкурсов,
- организацию дистанционного консультирования целевых групп, (в
частности, возможно создание Интернета – доверия, специального раздела, при
обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и
клиента),
- организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли
высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить совет
- организацию школ дистанционного обучения
- проведение чата команды психологов с детьми, родителями, проведение
дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации, а также чаты,
с привлечением специалистов из других городов, проведение телемостов с
педагогами, детьми
- проведение опросов целевых групп
- организацию психологического практикума для целевых групп
Говоря
о
деятельности
дистанционной
школьной
психологической
службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми
целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного
психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность
функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того,
одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.
Одним из направлений использования информационной технологии в
работе школьного психолога можно рассматривать использование Интернет-
проектирования
в
качестве
метода
коррекционно-развивающей
работы
психолога. Термин «Интернет-проект» - один из самых употребительных
терминов в сети Интернет. В узком смысле он отождествляется с понятием
«сайт». В широком смысле, Интернет-проект – это проект, в котором для
решения проблемы задействуются компьютерные возможности и сервисы.
В качестве примеров итоговых продуктов Интернет-проектирования
можно привести следующие: сайт, компьютерная презентация, компьютерный
рисунок, электронная книга, журнал, компьютерная игра, дистанционный
конкурс, фестиваль, телемост, дискуссионный чат и другие дистанционные
мероприятия.
Включение детей в разработку и реализацию собственных Интернет-
проектов обладает большим развивающим потенциалом. С одной стороны, как
командная
форма
работы
Интернет–проект
позволяет
формировать
познавательные способности, проектное мышление, субъектную позицию
школьников, умения совместной деятельности, работы в команде. С другой
стороны, содержательное наполнение позволяет решать самые разнообразные
психологические задачи: коррекционные, развивающие, образовательные.
Неотъемлемой частью реализации Интернет-проекта является медиа-
презентация итогов проекта, в рамках которой дети не только предъявляют
проектные продукты, но и развивают умения экспертирования, планирования и
отбора информации, коммуникативные навыки и т.д. При подготовке к
презентации важно, чтобы дети самостоятельно или с помощью учителя
разработали критерии оценки, а также структуру.
Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа-уроков
психологии, на которых активно используются ИТ-технологии.
В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые
задачи
по
разработке
коллекций
цифровых
источников,
коррекционных
программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии,
электронных
добавлений
к
известным
УМК
по
психологии
и
т.д.
Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-
психолога и используются в привычном режиме. [6]
Технология обучающих игр:
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-
педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные
функции:
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений -
может выражаться в игровых упражнениях;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся –
выражается в дидактических методиках;
Социально-психологическая:
развитие
коммуникативных
навыков,
выражается в ролевых играх.
Технология
обучающей
игры
может
комбинироваться
с
такими
технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.
Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В
педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,
которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности
учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную,
социальную, профессиональную активность учащихся.
Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных
категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).
Здоровьесберегающие технолологии
В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем,
школьники
страдают
психологическими
проблемами
(дезадаптационными
нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной
системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы
большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале
педагога-психолога
находятся
методики,
способные
вывести
ребенка
из
стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности
появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик,
как:
Музыкотерапия –
использование
музыки
для:
расслабления
и
успокоения,
активизации
эмоциональной
сферы,
коррекции
эмоционального состояния.
Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в
эстетических целях.
Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии,
тревожности, страхах.
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или
имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
Телесная терапия - методы работы с телом, целью которых является
улучшение телесного и душевного самочувствия.
Арт-терапия
Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы,
связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия,
сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и
успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает
многогранный
внутренний
потенциал
человека
и
параллельно
помогает
бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы,
внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек
погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще
всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а
на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях
обучения.
Игровая терапия
Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции,
психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует
улучшению психологического климата в семьях и малых группах.
Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые
игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики
релаксационного
характера,
основанные
на
активной
работе
воображения,разных формах художественной экспрессии и др.
По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:
Сотрудничества
Технологии
сотрудничества
реализуют
демократизм,
равенство,
партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее
актуальной
данная
технология
является
при
организации
научно-
исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой
работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме
решения
познавательной,
творческой
цели,
предусматривает
решение
психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура
общения,
отражающая
все
коммуникативные
уровни:
«...деятельность
-
взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).
Личностно - ориентированные
Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы
личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-
ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической
философии, психологии и педагогики.
В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность
ребенка,
стремящаяся
к
максимальной
реализации
своих
возможностей
(самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на
осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях:
Гуманно - личностные
Отличаются
прежде
всего
своей
гуманистической
сущностью,
психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.
Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в
его творческие силы, отвергая принуждение:
Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с
формированием и развитием личностных качеств субъекта.
Следовательно,
под
термином
«психологические
технологии»
подразумевается
совокупность
методов
и
приёмов,
направленных
на
формирование действенно – практической сферы личности и реализацию
природных потенциалов.
Используемые
педагогом-психологом
технологии
выполняют
ряд
функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование,
психологическая
поддержка,
психологическая
реабилитация,
социально–
психологическое обучение.
Психологическая профилактика - содействие полноценному развитию
личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение
возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в
осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной
задачей
психологической
профилактики
является
создание
условий,
содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на
проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во
взаимодействии.
В ходе реализации данной функции используются следующие техники:
• Повышение социально–психологической компетентности участников
образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе
проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического
насилия,
проектирование
ненасильственных
альтернативных
моделей
поведения.
• Использование данных о показателях психического здоровья участников
с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение
выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной
напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между
«Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.
• Совместное
обсуждение
и
выработка
правил
безопасного
взаимодействия всеми участниками образовательной среды.
Психологическое консультирование - оказание помощи участникам в
самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным
условиям,
формировании
ценностно–мотивационной
сферы
и
системы
отношений
к
другим,
осознание
ценности
ненасилия,
преодоление
профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости,
способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию.
Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–
тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей
диагностики
отношения
к
образовательной
среде,
удовлетворенности
основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для
субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его
структурных
составляющих),
так
и
личностно–эмоциональных
и
коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического
здоровья.
Психологическая
коррекция - активное
психолого–педагогическое
воздействие,
направленное
на
устранение
отклонений
в
личностном
и
профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.
В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое
представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению
регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и
самоуправления.
Второе
–
нормативно–ценностная
коррекция,
которая
заключается
во
внесении
определенных
направлений
в
индивидуально–
личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой
человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
Психологическая реабилитация - процесс, мобилизующий личностные
адаптационные
механизмы
при
переживании
психотравмирующих
обстоятельств,
вызванных
состоянием
внешней
среды.
Реабилитация
предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с
изменением условий.
Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как
реабилитационные психотехнологии.
Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё
целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-
педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей
творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.