Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


Автор: Альмурзаева Айгуль Ибрагимовна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 с. Кизляр
Населённый пункт: Моздокский район
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: Физическая культура

Тема

«Особенности работы с одаренными детьми на уроках

физической культуры и во внеурочной деятельности»

Сведения об авторе

Ф.И.О.: Альмурзаева Айгуль Ибрагимовна

Должность: учитель физической культуры

Место работы: МБОУ СОШ№1 с. Кизляр

«Особенности работы с одаренными детьми на уроках физической

культуры и во внеурочной деятельности»

Проблема одаренности в современное время становится все более

актуальной. За всю истории человечества, физкультура и спорт играли

важнейшую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. С

малых лет в семье начинаем приучать своих малышей сначала ползать, затем

ходить, бегать. Если семья спортивная, то и приучение к физической

культуре начинается раньше. Уже в начальных классах таких деток видно по

их поведению, как они двигаются, схватывают новое на уроках физической

культуры. Физическим нагрузкам отводится значительная часть школьной

программы, а уровень спортивной подготовки во многом определяет

привлекательность человека и его ценность для государства. Сила, здоровье,

смелость и выносливость считаются неотъемлемыми качествами настоящего

спортсмена. В основном многие школы сталкиваются с различными

проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение.

Основной проблемой на первых этапах работы является, раннее выявление и

развитие физических способностей ребенка. Поэтому, хотелось бы выделить

мысль, о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений,

навыков, физических способностей еще в начальном звене. Одаренные дети,

попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние

способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и

недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей

формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их

физические возможности со временем проявляются.

На сегодняшний день увлеченность интернетом и телевидением,

искусственные средства создания комфорта привели к тому, что люди

перестали уделять спорту должное внимание, предпочитая пассивный отдых

активному образу жизни. Эта печальная и проблемная тенденция заметно

отразилась на детях. Подражая взрослым, они часами сидят за компьютером,

телефоном или просмотром телепередач. Результат – сколиоз, головные

боли, снижение умственных способностей, нет спортивно физических

одаренных детей. Каждый ребенок в семье уникален. Через его физическое

тело можно рассмотреть, какой вид спорта нравится, каким видом спорта

лучше заниматься. Говорят, что одаренные дети отстают в физическом

развитии от сверстников. Исследования ученых давно доказали, что чаще

бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по

этому параметру.

На сегодняшний день определенны виды одаренности: умственная,

социальная, моторная, практическая. Самым главным ведущим в познании

спортивной одаренности, является определение возможностей моторной

организации человека и его психических способностей, которые могут быть

как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.

И моя задача, как учителя физической культуры состоит в том, чтобы

создать комфортную ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую

способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность,

или создавать образовательную среду, для развития уже проявившихся

способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение

потребностей данного ребенка.

В своей работе на уроках физической культуры во внеурочной

деятельности я использую следующие признаки одаренности - быстрое

освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов

деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и

развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении

цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных

соревнованиях и конкурсах.

Выбор содержания и методов работы с одаренными детьми я

учитываю, что каждому возрастному этапу развития детей соответствуют

разные типы ведущей деятельности.

Здесь большую роль играет и

привлечение родителей, так как в развитии и формировании одаренности

большое значение имеет их участие. Прежде всего в начале учебного года

посещаю родительские собрания, где знакомлю родителей с изменениями в

работе,

акцентирую

на

важные

мероприятия.

Также

напоминаю

о

физиологических

особенностях

подростков

и

после

решаем

текущие

вопросы. Стараемся привлекать родителей по максимуму к совместной

деятельности:

выступаем

на

соревнованиях

семьями,

организовываем

совместные, дружеские мероприятия.

Традиционным стало проведение

соревнований «Мама, папа, я - спортивная семья», ««Мама, папа, я - лыжная

семья», где родители с желанием вместе с детьми принимают активное

участие.

Для ребят среднего возраста (11-15 лет) главным ведущим видом

деятельности

выступает

социально-коммуникативная

деятельность

совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, как условие и

средство формирования самооценки. Стараюсь включать одаренных детей в

соревнования с такими же одаренными детьми, или более старшими,

поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.

Ежегодно проводим товарищеские игры - встречи с командами других школ.

Таким образом, я привлекаю детей к серьезной физической подготовке.

В общении со сверстниками одаренный ребенок, довольно часто, берет

на себя большую роль организатора групповых дел и игр, поэтому я стараюсь

привлечь

таких

детей

на

уроках

и

занятиях

к

демонстрации

упражнений, инструкторской

деятельности

в

работе

с

отстающими,

судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно

выстроена, индивидуализирована и работа над ее реализацией должна

приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Практика

нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися

по физической культуре подходят следующие формы работы:

- секционные занятия по видам спорта;

- спортивные соревнования;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуально-групповым планам;

- сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт,

спортивных школ и сотрудничество с другими школами.

Физическое

воспитание

во

внеурочное

время

тесно

связано

с

нравственным,

трудовым,

умственным,

эстетическим

воспитанием

школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит

четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной

этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не

проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне

радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования

различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов,

совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

В своей творческой работе делаю все возможное, для выявления

одаренных и способных детей. Как можно раньше привлечь их к внеурочной

деятельности в школе, а если у ребенка явные таланты к тому или иному

виду спорта порекомендовать хорошего тренера. Главное было бы желание,

чтобы ребенок сам этого хотел. Всячески поддерживаю, чтобы детям в школе

было интересно заниматься спортом, показывать пример другим учащимся,

приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию. Стараюсь создать

все условия для того, чтобы каждый ребенок имел возможность найти себя,

реализовав свой творческий и интеллектуальный потенциал.



В раздел образования