Автор: Альмурзаева Айгуль Ибрагимовна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 с. Кизляр
Населённый пункт: Моздокский район
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Раздел: среднее образование
Предмет: Физическая культура
Тема
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках
физической культуры и во внеурочной деятельности»
Сведения об авторе
Ф.И.О.: Альмурзаева Айгуль Ибрагимовна
Должность: учитель физической культуры
Место работы: МБОУ СОШ№1 с. Кизляр
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках физической
культуры и во внеурочной деятельности»
Проблема одаренности в современное время становится все более
актуальной. За всю истории человечества, физкультура и спорт играли
важнейшую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. С
малых лет в семье начинаем приучать своих малышей сначала ползать, затем
ходить, бегать. Если семья спортивная, то и приучение к физической
культуре начинается раньше. Уже в начальных классах таких деток видно по
их поведению, как они двигаются, схватывают новое на уроках физической
культуры. Физическим нагрузкам отводится значительная часть школьной
программы, а уровень спортивной подготовки во многом определяет
привлекательность человека и его ценность для государства. Сила, здоровье,
смелость и выносливость считаются неотъемлемыми качествами настоящего
спортсмена. В основном многие школы сталкиваются с различными
проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение.
Основной проблемой на первых этапах работы является, раннее выявление и
развитие физических способностей ребенка. Поэтому, хотелось бы выделить
мысль, о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений,
навыков, физических способностей еще в начальном звене. Одаренные дети,
попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние
способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и
недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей
формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их
физические возможности со временем проявляются.
На сегодняшний день увлеченность интернетом и телевидением,
искусственные средства создания комфорта привели к тому, что люди
перестали уделять спорту должное внимание, предпочитая пассивный отдых
активному образу жизни. Эта печальная и проблемная тенденция заметно
отразилась на детях. Подражая взрослым, они часами сидят за компьютером,
телефоном или просмотром телепередач. Результат – сколиоз, головные
боли, снижение умственных способностей, нет спортивно физических
одаренных детей. Каждый ребенок в семье уникален. Через его физическое
тело можно рассмотреть, какой вид спорта нравится, каким видом спорта
лучше заниматься. Говорят, что одаренные дети отстают в физическом
развитии от сверстников. Исследования ученых давно доказали, что чаще
бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по
этому параметру.
На сегодняшний день определенны виды одаренности: умственная,
социальная, моторная, практическая. Самым главным ведущим в познании
спортивной одаренности, является определение возможностей моторной
организации человека и его психических способностей, которые могут быть
как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.
И моя задача, как учителя физической культуры состоит в том, чтобы
создать комфортную ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую
способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность,
или создавать образовательную среду, для развития уже проявившихся
способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение
потребностей данного ребенка.
В своей работе на уроках физической культуры во внеурочной
деятельности я использую следующие признаки одаренности - быстрое
освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов
деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и
развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении
цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных
соревнованиях и конкурсах.
Выбор содержания и методов работы с одаренными детьми я
учитываю, что каждому возрастному этапу развития детей соответствуют
разные типы ведущей деятельности.
Здесь большую роль играет и
привлечение родителей, так как в развитии и формировании одаренности
большое значение имеет их участие. Прежде всего в начале учебного года
посещаю родительские собрания, где знакомлю родителей с изменениями в
работе,
акцентирую
на
важные
мероприятия.
Также
напоминаю
о
физиологических
особенностях
подростков
и
после
решаем
текущие
вопросы. Стараемся привлекать родителей по максимуму к совместной
деятельности:
выступаем
на
соревнованиях
семьями,
организовываем
совместные, дружеские мероприятия.
Традиционным стало проведение
соревнований «Мама, папа, я - спортивная семья», ««Мама, папа, я - лыжная
семья», где родители с желанием вместе с детьми принимают активное
участие.
Для ребят среднего возраста (11-15 лет) главным ведущим видом
деятельности
выступает
социально-коммуникативная
деятельность
–
совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, как условие и
средство формирования самооценки. Стараюсь включать одаренных детей в
соревнования с такими же одаренными детьми, или более старшими,
поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.
Ежегодно проводим товарищеские игры - встречи с командами других школ.
Таким образом, я привлекаю детей к серьезной физической подготовке.
В общении со сверстниками одаренный ребенок, довольно часто, берет
на себя большую роль организатора групповых дел и игр, поэтому я стараюсь
привлечь
таких
детей
на
уроках
и
занятиях
к
демонстрации
упражнений, инструкторской
деятельности
в
работе
с
отстающими,
судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно
выстроена, индивидуализирована и работа над ее реализацией должна
приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Практика
нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися
по физической культуре подходят следующие формы работы:
- секционные занятия по видам спорта;
- спортивные соревнования;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуально-групповым планам;
- сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт,
спортивных школ и сотрудничество с другими школами.
Физическое
воспитание
во
внеурочное
время
тесно
связано
с
нравственным,
трудовым,
умственным,
эстетическим
воспитанием
школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит
четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной
этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не
проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне
радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования
различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов,
совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
В своей творческой работе делаю все возможное, для выявления
одаренных и способных детей. Как можно раньше привлечь их к внеурочной
деятельности в школе, а если у ребенка явные таланты к тому или иному
виду спорта порекомендовать хорошего тренера. Главное было бы желание,
чтобы ребенок сам этого хотел. Всячески поддерживаю, чтобы детям в школе
было интересно заниматься спортом, показывать пример другим учащимся,
приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию. Стараюсь создать
все условия для того, чтобы каждый ребенок имел возможность найти себя,
реализовав свой творческий и интеллектуальный потенциал.