Автор: Бердина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пичаевская СОШ"
Населённый пункт: с. Пичаево, Пичаевский муниципальный округ, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Родительское образование – важный аспект семейного благополучия"
Раздел: начальное образование
Бердина Светлана Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «Пичаевская СОШ»
с. Пичаево, Пичаевский район
Родительское образование – важный аспект семейного благополучия
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа
воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.А. Сухомлинский
На успешное будущее ребенка оказывают влияние, в первую очередь,
родители и педагоги. Именно поэтому очень важно со всей серьезностью и
ответственностью подходить к вопросу обучения и воспитания наших детей.
Одним
из
основных
условий
оптимального
развития
ребенка,
определяющим качество его жизни в дальнейшем, а также его полноценную
самореализацию, является его окружение в детстве – эрудированные и
мотивированные взрослые, которые в силах обеспечить благоприятное
развитие и себе, и ребенку. К таким компетентным людям относятся, в
равной степени, родители и педагогические работники образовательных
организаций.
В настоящее время слова «ребенок – семья» приобретают всё большую
актуальность в понятии современного воспитания. Во многих статьях и
работах по педагогике, методических документах различного уровня,
научных исследованиях выделяют высокую значимость педагогической
поддержки семьи в проблеме самореализации личности ребенка.
Сущность
вышеизложенного
сводится
к
тому,
что
становится
актуальной проблема развития родительской компетентности в системе
партнерских
отношений,
которые
основаны
на
координированной
и
разделенной ответственности за итоговый результат процесса образования.
Стоит отметить, что воспитание в семье является педагогически
организованным общением. Значимость данного взаимодействия в семье
заключается в содействии активному развитию ребенка, становлению
творческих умений и пополнению его социального опыта. Как нам известно,
институт семьи имеет большие ресурсы для становления систематического,
ежедневного и непрерывного общения родителей и детей. Но достигнуть
высокого педагогического уровня общения родителей и детей возможно
только при соблюдении следующих условий:
стремление родителей использовать в воспитательных целях
естественную потребность детей в коммуникации;
создание в семье благоприятных условий жизни: социальные
установки,
духовные
ценности,
теплые
и
доверительные
отношения
родителей и детей, нравственная атмосфера, учёт интересов и потребностей
каждого из членов семьи;
рациональное использование свободного времени;
организация такой деятельности родителей и детей в условиях
семьи, результатом которой явились бы общие темы для разговора,
общность интересов, а также обмен опытом и знаниями;
осуществление
педагогического
руководства
процессом
взаимодействия родителей и детей, его периодичность;
создание в семье определенных жизненных ситуаций общения
для формирования у детей человеческого опыта, оперативного усвоения
конкретной информации, норм поведения, правил индивидуальных и
коллективных
отношений,
расширению
кругозора
и
познавательных
интересов.
Стоит отметить, что в современном обществе существует мнение о том,
что с ребенком необходимо найти общий язык. Исходя из этого, можно
говорить о том, что понятие родительской ответственности часто заменяется
понятиями
благосклонного
отношения,
заботы
и
положительного
расположения
к
ребенку
–
это,
безусловно,
важные
компоненты
родительства, но недостаточные.
У специалистов существует мнение, что ответственный родитель, в
первую очередь, – взрослый человек, способный отвечать за свои поступки и
за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно
говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой
личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и всем
необходимым, а также создать благоприятные условия для жизни и развития
ребенка.
Таким
образом,
ответственное
родительство
это,
для
начала,
сбалансированность разных сторон воспитания, таких как:
1.
Коммуникативная сторона – это активное общение с ребенком. В
настоящее время современный мир наполнен множеством интересного и
познавательного, однако, помимо этого, существует немало опасностей и
соблазнов, ввиду чего родитель должен быть всегда в курсе происходящего в
жизни ребенка. Сюда входят его предпочтения, интересы, увлечения.
Взрослому
необходимо
по
мере
возможности
разделять
их,
иметь
определенные знаний в данных сферах, а также иметь возможность
оказывать влияние на ребенка.
2.
Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто
слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок
в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика,
вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать
проблемы и делиться своими переживаниями.
В условиях трансформации общества в целом и системы образования в
частности воспитательная и образовательная работа с семьей приобретает
новое
содержание.
Ответственность
родителей
за
выполнение
своих
обязанностей значительно возрастает. К сожалению, не каждый родитель это
понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в
полной мере. Этому могут быть следующие причины:
разрушение в современном обществе семьи как института. По
статистике около трети детей воспитываются в неполных семьях, а это
приводит к тому, что в будущем дети, воспитывающиеся в таких семьях,
вероятнее всего, сами не смогут стать полноценными родителями.
недостаточно
результативная
работа
образовательных
учреждений с семьями. Школа призвана обеспечить единство педагогов и
родителей, помочь семье в полной мере реализовать свой потенциал. Семья
полноценно выполняет свои воспитательные функции лишь в том случае,
если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если
будет действовать со школой как единый механизм в решении общих
воспитательных и образовательных задач. Исключительно при условии
согласованной работы школы и семьи, в ходе которой они будут стремиться
к постоянному совершенствованию личности ребенка, учитывать и развивать
способности и индивидуальные особенности детей, можно будет добиться
положительного результата.
Важно
отметить,
что
смысл
педагогического
взаимодействия
родителей и педагогов в школе заключается в создании оптимальных
условий для нормальной жизни ребенка, для его всестороннего развития.
Проявить свою индивидуальность и дети, и родители могут в процессе
специально организованной деятельности.
Одну из таких возможностей предоставляет подготовка и проведение
совместных мероприятий и открытых уроков. Взаимодействие семьи и
школы я отразила в собственной системе, которая включает в себя ряд
родительских собраний по теме семейного воспитания, а помимо этого
вовлечение родителей в процесс подготовки и проведения празднований и
экскурсий. Я думаю, что подготовка к такого рода событиям имеет большое
значение, ввиду того, что даёт возможность ребятам проявить творчество и
показать
себя
совершенно
иначе.
В
своей
работе
при
подготовке
мероприятий я придерживаюсь следующих принципов:
тематика учитывает возрастные и индивидуальные особенности
детей;
мероприятие должно быть направлено на просвещение, носить
конструктивный характер, а не указывать на неудачи детей в школе;
не фокусировать внимание на обсуждении личности одного из
детей, лучше оставить это для личной беседы;
помимо
теоретического
характера,
должна
прослеживаться
практическая часть: дискуссии, тренинги и др.
Таким образом, родительское образование представляет собой не
только основу профилактики семейного неблагополучия, привлечения
проблемных семей к интересам собственного ребенка, вырабатывание
ответственной,
позитивной
родительской
позиции,
а
скорее
условие
формирования создания добропорядочной семьи, основу семейного и, в
итоге государственного благополучия.