Напоминание

"Родительское образование – важный аспект семейного благополучия"


Автор: Бердина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пичаевская СОШ"
Населённый пункт: с. Пичаево, Пичаевский муниципальный округ, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Родительское образование – важный аспект семейного благополучия"
Раздел: начальное образование





Назад




Бердина Светлана Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Пичаевская СОШ»

с. Пичаево, Пичаевский район

Родительское образование – важный аспект семейного благополучия

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа

воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А. Сухомлинский

На успешное будущее ребенка оказывают влияние, в первую очередь,

родители и педагоги. Именно поэтому очень важно со всей серьезностью и

ответственностью подходить к вопросу обучения и воспитания наших детей.

Одним

из

основных

условий

оптимального

развития

ребенка,

определяющим качество его жизни в дальнейшем, а также его полноценную

самореализацию, является его окружение в детстве – эрудированные и

мотивированные взрослые, которые в силах обеспечить благоприятное

развитие и себе, и ребенку. К таким компетентным людям относятся, в

равной степени, родители и педагогические работники образовательных

организаций.

В настоящее время слова «ребенок – семья» приобретают всё большую

актуальность в понятии современного воспитания. Во многих статьях и

работах по педагогике, методических документах различного уровня,

научных исследованиях выделяют высокую значимость педагогической

поддержки семьи в проблеме самореализации личности ребенка.

Сущность

вышеизложенного

сводится

к

тому,

что

становится

актуальной проблема развития родительской компетентности в системе

партнерских

отношений,

которые

основаны

на

координированной

и

разделенной ответственности за итоговый результат процесса образования.

Стоит отметить, что воспитание в семье является педагогически

организованным общением. Значимость данного взаимодействия в семье

заключается в содействии активному развитию ребенка, становлению

творческих умений и пополнению его социального опыта. Как нам известно,

институт семьи имеет большие ресурсы для становления систематического,

ежедневного и непрерывного общения родителей и детей. Но достигнуть

высокого педагогического уровня общения родителей и детей возможно

только при соблюдении следующих условий:

стремление родителей использовать в воспитательных целях

естественную потребность детей в коммуникации;

создание в семье благоприятных условий жизни: социальные

установки,

духовные

ценности,

теплые

и

доверительные

отношения

родителей и детей, нравственная атмосфера, учёт интересов и потребностей

каждого из членов семьи;

рациональное использование свободного времени;

организация такой деятельности родителей и детей в условиях

семьи, результатом которой явились бы общие темы для разговора,

общность интересов, а также обмен опытом и знаниями;

осуществление

педагогического

руководства

процессом

взаимодействия родителей и детей, его периодичность;

создание в семье определенных жизненных ситуаций общения

для формирования у детей человеческого опыта, оперативного усвоения

конкретной информации, норм поведения, правил индивидуальных и

коллективных

отношений,

расширению

кругозора

и

познавательных

интересов.

Стоит отметить, что в современном обществе существует мнение о том,

что с ребенком необходимо найти общий язык. Исходя из этого, можно

говорить о том, что понятие родительской ответственности часто заменяется

понятиями

благосклонного

отношения,

заботы

и

положительного

расположения

к

ребенку

это,

безусловно,

важные

компоненты

родительства, но недостаточные.

У специалистов существует мнение, что ответственный родитель, в

первую очередь, – взрослый человек, способный отвечать за свои поступки и

за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно

говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой

личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и всем

необходимым, а также создать благоприятные условия для жизни и развития

ребенка.

Таким

образом,

ответственное

родительство

это,

для

начала,

сбалансированность разных сторон воспитания, таких как:

1.

Коммуникативная сторона – это активное общение с ребенком. В

настоящее время современный мир наполнен множеством интересного и

познавательного, однако, помимо этого, существует немало опасностей и

соблазнов, ввиду чего родитель должен быть всегда в курсе происходящего в

жизни ребенка. Сюда входят его предпочтения, интересы, увлечения.

Взрослому

необходимо

по

мере

возможности

разделять

их,

иметь

определенные знаний в данных сферах, а также иметь возможность

оказывать влияние на ребенка.

2.

Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто

слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок

в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика,

вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать

проблемы и делиться своими переживаниями.

В условиях трансформации общества в целом и системы образования в

частности воспитательная и образовательная работа с семьей приобретает

новое

содержание.

Ответственность

родителей

за

выполнение

своих

обязанностей значительно возрастает. К сожалению, не каждый родитель это

понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в

полной мере. Этому могут быть следующие причины:

разрушение в современном обществе семьи как института. По

статистике около трети детей воспитываются в неполных семьях, а это

приводит к тому, что в будущем дети, воспитывающиеся в таких семьях,

вероятнее всего, сами не смогут стать полноценными родителями.

недостаточно

результативная

работа

образовательных

учреждений с семьями. Школа призвана обеспечить единство педагогов и

родителей, помочь семье в полной мере реализовать свой потенциал. Семья

полноценно выполняет свои воспитательные функции лишь в том случае,

если она будет представлять собой коллектив единомышленников, если

будет действовать со школой как единый механизм в решении общих

воспитательных и образовательных задач. Исключительно при условии

согласованной работы школы и семьи, в ходе которой они будут стремиться

к постоянному совершенствованию личности ребенка, учитывать и развивать

способности и индивидуальные особенности детей, можно будет добиться

положительного результата.

Важно

отметить,

что

смысл

педагогического

взаимодействия

родителей и педагогов в школе заключается в создании оптимальных

условий для нормальной жизни ребенка, для его всестороннего развития.

Проявить свою индивидуальность и дети, и родители могут в процессе

специально организованной деятельности.

Одну из таких возможностей предоставляет подготовка и проведение

совместных мероприятий и открытых уроков. Взаимодействие семьи и

школы я отразила в собственной системе, которая включает в себя ряд

родительских собраний по теме семейного воспитания, а помимо этого

вовлечение родителей в процесс подготовки и проведения празднований и

экскурсий. Я думаю, что подготовка к такого рода событиям имеет большое

значение, ввиду того, что даёт возможность ребятам проявить творчество и

показать

себя

совершенно

иначе.

В

своей

работе

при

подготовке

мероприятий я придерживаюсь следующих принципов:

тематика учитывает возрастные и индивидуальные особенности

детей;

мероприятие должно быть направлено на просвещение, носить

конструктивный характер, а не указывать на неудачи детей в школе;

не фокусировать внимание на обсуждении личности одного из

детей, лучше оставить это для личной беседы;

помимо

теоретического

характера,

должна

прослеживаться

практическая часть: дискуссии, тренинги и др.

Таким образом, родительское образование представляет собой не

только основу профилактики семейного неблагополучия, привлечения

проблемных семей к интересам собственного ребенка, вырабатывание

ответственной,

позитивной

родительской

позиции,

а

скорее

условие

формирования создания добропорядочной семьи, основу семейного и, в

итоге государственного благополучия.



В раздел образования