Автор: Стукалова Людмила Валентиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ СОШ №9
Населённый пункт: с. Урожайное Левокумского муниципального округа Ставропольского края
Наименование материала: рекомендации родителям
Тема: "Когда начинать учить английский язык?"
Раздел: среднее образование
«Как развивать память у ребенка?»
(консультация для родителей)
Подготовила: Черникова М.Ю. – воспитатель
МБДОУ д\с №45 г. Ставрополь
Психологи напоминают, что к школе старшие дошкольники обязаны
подойти не только с запасом определенных знаний, но и с хорошо развитыми
психическими
процессами:
мышлением, вниманием,
воображением,
восприятием. Самое главное, они должны иметь хорошую память. Если этого
не будет, вполне закономерно, что в школе ребенка ждут трудности в
овладении чтением, письмом, пересказом, заучиванием стихов, решением
арифметических задач и т. д. Чтобы этого не случилось, родителям надо
задуматься заблаговременно о том, как тренировать память у детей.
Этапы развития памяти у детей
Специалисты советуют родителям учитывать: на каждом возрастном
этапе развитие памяти у детей имеет свои определенные особенности. Их
рекомендуется хорошо знать, чтобы для домашних занятий подобрать
наиболее эффективные задания. Какие упражнения для развития памяти у
дошкольников можно посоветовать и когда к ним лучше всего приступить?
Тренировки желательно начинать с младенческого возраста, когда активно
начинает
развиваться
образная
память,
и
первые
впечатления
об
окружающем
мире
грудничок
получает
с
образами
близких
людей.
Младенцы хорошо помнят маму, папу, их голоса, запахи, эмоционально
реагируют на них, параллельно с образной развивается эмоциональная
память. У годовалого ребенка уже довольно четко запечатлеваются образы
многих окружающих предметов, и чем разнообразнее будут впечатления
крохи,
тем
лучше
будет
психический
опыт.
Соответственно,
более
качественно сформируются процессы памяти: запоминание, сохранение,
воспроизведение. В младенческом возрасте также активно развивается
моторно-двигательная память: малыши хорошо помнят последовательность
действий (умывание, одевание), беспокоятся, когда нарушается распорядок
их жизни. Поэтому для достижения лучшего результата упражнения требуют
четкого, систематического проведения.
Этап 1: упражнения для младенческого возраста
Известно, что пальчиковые игры ‒ универсальное средство воспитания
малышей, так как они играют большую роль в психическом и физическом
развитии ребенка.
Поэтому
такие
игры
могут
стать
отличными
упражнениями на развитие памяти. Они также хороши тем, что не требуют
специальной
подготовки
взрослых,
их
можно
проводить
во
время
бодрствования детей в любой обстановке. Для поддержания интереса
используются короткие детские стишки, потешки, считалочки. Грудничок с
удовольствием повторяет движения и слова за взрослым, тем самым развивая
свою
двигательную,
эмоциональную
память,
зрительное
и
слуховое
восприятие.
Этап 2: как развивать память в раннем детстве?
В раннем возрасте (1-3 года) процессы памяти развиваются быстро,
малыш воспринимает все яркое, интересное, эмоциональное. Такому
бурному развитию также способствует ходьба и овладение речью, так как
дети лучше всего запоминают то, что сопровождает их деятельность: слова,
движения, эмоции. Родителям желательно не упустить новые возрастные
особенности детишек, чтобы развитие памяти шло интенсивно, без задержек.
В этом возрасте взрослые могут использовать для малышей такие же задания,
что и в предыдущем, постепенно вводя новые или усложняя знакомые.
Этап 3: упражнения для дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется тем, что в этом периоде
начинается формирование произвольности психической деятельности. Это
касается и процессов памяти. Дошкольник, знакомясь со специальными
приемами запоминания, учится ставить цель при работе со сложным
материалом, воспроизводит действия по инструкции взрослого, может
опираться на знакомую информацию при получении новых знаний. Но для
того чтобы сформировать такие навыки, нужна постоянная работа не только
со стороны педагогов, но и родителей.
Родителям надо знать, что несмотря на универсальность заданий,
упражнения для младшего дошкольника будут отличаться от упражнений для
старших детишек сложностью действий, более объемными заданиями,
полученным результатом.
Однако способы обучения детей будут одинаковыми в течение всего
дошкольного периода. К ним относятся игровые приемы, систематические
тренировки, поощрения, стремление к положительному результату. К концу
дошкольного периода и к переходу в школу дошколята должны овладеть
следующими навыками:
1. Учитывая, что процессы запоминания связаны со слухом, зрением,
осязанием, движениями, эмоциями, у семилетнего ребенка должны быть
развиты все виды памяти (слуховая, зрительная, моторно-двигательная,
тактильная, эмоциональная).
2. Задействование видов памяти дает возможность ребенку запоминать
много разной информации, что невозможно сделать только при помощи
непроизвольных процессов, поэтому дошкольнику необходимо овладеть
специальными приемами запоминания (ассоциации, техники), то есть
произвольными действиями.
3. Так как произвольность только еще развивается, дошкольник должен
уметь использовать подсобные способы запоминания (пальцы, игру, рифмы).
4. Чтобы произвольная память ребятишек активно развивалась, взрослые
должны сделать домашние тренировки систематическими, доступными,
интересными, с принципом от простого задания к сложному.
5. Память
дошкольника
развивается
совместно
с
остальными
психическими процессами: мышлением, вниманием, воображением, поэтому
упражнения должны носить комплексный характер.