Напоминание

Игровые технологии на уроках окружающего мира в начальной школе


Автор: Макрушина Оксана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: г. Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии на уроках окружающего мира в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Игровые технологии на уроках окружающего мира в начальной школе

Автор: Макрушина Оксана Алексеевна

МБОУ “СОШ № 23”, г. Абакана

Аннотация: В статье рассматривается

применение

игровых технологий на уроках

окружающего мира в начальной школе, описывается значение игровой деятельности для

младших школьников.

Ключевые слова: игровые технологии, дидактическая игра, уроки окружающего мира.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

Начальное образование — первый этап общего образования детей. Получая начальное

образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки общения и

решения прикладных задач.

«Школа должна внести в жизнь основные знания, добытые естественными науками,

сделать их столь же обыкновенными, как знания грамматики, арифметики или истории, и

тогда основные законы явлений природы улягутся в уме человека вместе со всеми

прочими законами». К.Д. Ушинский

Для детей младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для

них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. В настоящее время появилось целое

направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим

методом воспитания и обучения детей.

Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить

свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения

в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

«Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем

та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а

понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и

следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он

не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. К.Д. Ушинский

Игра – это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. К.Д.

Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный

процесс для того, чтобы он был более интересным и продуктивным.

В.А. Сухомлинский, говоря о необходимости применения дидактической игры, отмечал,

что: «Без игры нет полноценного умственного развития. Игра пробуждает творческое

воображение, без которого нельзя представить полноценное обучение» [4, 12].

Виноградова Н.Ф. утверждает, что «... игра – это структурный элемент (часть) урока по

ознакомлению

детей

с

окружающим

миром»

[1].

Исследованию

дидактических

возможностей игры посвящены работы Ш.А. Амонашвили, А.К. Бондаренко, Е.Ф.

Иваницкой, Е.И. Удальцовой, А.И. Сорокиной

.

К дидактическим (обучающим) играм предъявляются педагогические требования:

1) Обязательным компонентом игры являются её правила.

1) игровая деятельность должна быть мотивирована, уместна и необходима ученику на

уроке;

2) игровой материал должен быть адаптирован под индивидуальные особенности

младшего школьника.

3) игра должна быть построена на интересе и удовольствии ( в том важнейший

психологический секрет игры)

4) в игре обязателен элемент соревнования между участниками ( или командами)

5) игры должны соответствовать изучаемому материалу.

Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно,

дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать

правила. В ходе игры дети учатся работать в парах, группах, считаться с мнением и

интересами одноклассников, сдерживать свои желания, так реализуется воспитательный

потенциал игры.

Игра учит анализировать и обобщать, осознавать и выполнять правила, которые только

что изучили, закрепить, повторить полученные знания , что способствует более глубокому

усвоению пройденного. Поэтому для достижения этой цели целесообразно применять

дидактические (обучающие) игры.

Учителю при подборе игр необходимо учитывать

индивидуальные особенности

учеников: характер, усидчивость, организованность, чтобы достигать целей урока в

процессе игровой деятельности [2].

Курс “Окружающий мир” в начальной школе объединяет в себе базовые социо-

гуманитарные и естественнонаучные знания и умения,

располагает к развитию

метапредметных

навыков,

исследовательских

умений

младших

школьников.

Предметный материал курса позволяет использовать на уроках дидактическую игру.

Для

закрепления изученного материала на уроках окружающего мира можно

использовать различные типы дидактических игр (по А.И. Сорокиной [3]):

Игра-путешествие – дидактическая игра создает условия для того, чтобы ребёнок обратил

внимание на то, что находятся вокруг него, активизирует наблюдательность и

способность преодолевать трудности. В этих играх используются многие способы

раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка

задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач. Например, для

обобщения знаний по теме “Царства природы”, педагог может предложить учащимся

разделиться на команды и отправиться в экспедицию по школьному двору. Задача каждой

команды - обнаружить как можно больше представителей различных царств природы,

верно определить виды с помощью справочника и атласа-определителя и записать в

путевой журнал.

Игра-предположение – направлена на развитие логического мышления, а также

формирование умения правильно формулировать свои мысли. Задача учеников в этой

игре: составить устное или письменное высказывание - продолжение фразы “что было бы,

если...”.

Например, на этапе обобщения знаний по теме “Планета Земля” учитель может

предложить ученикам работу в командах с этой фразой следующим образом: придумайте

продолжение фразы о нашей планете “что было бы, если...”.

Например, “что было бы, если на нашей планете не было воздуха?”, « что было бы, если

наша планета была бы восьмой в Солнечно системе?»

После того, как вопросы будут составлены, команды обмениваются ими и составляют

развернутый ответ.

Побеждает команда, которая составит самый развёрнутый ответ.

Игра-загадка – это игра, в основе которой лежит проверка знаний, находчивости

школьника. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,

формирует умение рассуждать, делать выводы.

На уроке обобщения по разделу можно предложить детям подготовить загадки по

различным определяем, изученным ранее и устроить турнир по их отгадыванию среди

учеников.

Игра-беседа – это игра направлена на развитие эмоциональных и мыслительных

процессов, воспитывает умение слушать и уважать мнение другого человека. В этот типы

игры включаются элементы викторины. Например, на уроке по теме “Правила пожарной

безопасности” можно назначить из числа учеников эксперта по пожарной безопасности,

который будет задавать одноклассникам вопросы и проверять правильность ответов, тех

ребят, которые не допустят ошибок, учитель может поощрить значком “знаток пожарной

безопасности”.

Дидактическая игра— это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность,

когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и

ориентируют своё поведение на выигрыш.

Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по

имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Таким образом, дидактическая игра – это эффективный метод и способ для формирования

интереса и мотивации к процессу обучения. Потенциал дидактической игры может быть

раскрыт на материале уроков окружающего мира в начальной школе. Дидактическая игра

способна привлечь внимание школьников, воспитать в них интерес к изучению мира

вокруг. Использовать дидактические игры на уроках окружающего мира необходимо.

Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. Методика воспитания. – М.: Просвещение, 1981 г.

2. Сальникова Ю.И. Игра как один из методов обучения младших школьников на уроках

окружающего мира // Проблемы и перспективы развития образования в России, 2023 г.

3. Сорокина А.И. Дидактические игры. - Москва: Просвещение, 2002 г.

4. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 томах. Т. 5. – М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952.гг.



В раздел образования