Напоминание

«И ЛИК ЕЁ ОЗАРЕНО ТВОРЕНЬЕМ МАСТЕРОВ ДОСТОЙНЫХ»


Автор: Чолохова Наталья Евгеньевна
Должность: Преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа № 2 г. Донецка"
Населённый пункт: Донецкая Народная Республика, г. Донецк
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «И ЛИК ЕЁ ОЗАРЕНО ТВОРЕНЬЕМ МАСТЕРОВ ДОСТОЙНЫХ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

«И ЛИК ЕЁ ОЗАРЕНО

ТВОРЕНЬЕМ МАСТЕРОВ ДОСТОЙНЫХ»

Методический доклад

преподавателя I категории

отдела народных инструментов

МБУ ДО «Музыкальная школа №2

г. Донецка»

Чолоховой Натальи Евгеньевны

Донецк - 2023

ПЛАН

I.

Вступление.

II.

Основная часть.

1.

История возникновения домры.

2.

В.В. Андреев и Императорский Великорусский оркестр.

3.

Применение и репертуар.

III.

Выводы.

I.

Вступление

Домра, как забытая царица,

Что жила когда-то на Руси.

Балалайки старшая сестрица,

Звуком ладным в голубой выси,

Разносила на потеху миру

В скоморошьих озорных руках,

Складных песен звонкую сатиру

В старых сказках, баснях и стихах.

Владимир Бесцветный

С давних времен на Руси простой народ свои душевные переживания, а

также происходящие события талантливо отображал в народном творчестве.

Помощниками

в

этом

ему

были

различные

народные

музыкальные

инструменты, искусство исполнения на которых передавалось от поколения к

поколению. Одним из таких инструментов являлась домра - любимица

скоморохов и простого народа. Под нее пели и плясали, рассказывали сказки

и былины, ее звонкий голос и своеобразный тембр привлекал к себе

внимание слушателей. Домра часто была в центре событий, порой даже

драматических, в результате чего попала под опалу и исчезла из народного

творчества на несколько столетий.

Прошло время, домра возродилась и вновь покорила слушателей своим

необычным звучанием, похожим на голос звонкого ручья. Ей подвластно

отобразить и романтические настроения, и чарующую красоту природы.

Недаром в кинематографе, когда необходимо подчеркнуть очарование

русской земли, мы часто слышим трепетный голос домры.

II.

Основная часть.

1.

История возникновения домры.

Исторические корни домры уходят в далекие времена, но когда и

откуда появилась она на Русской земле, никто точно сказать не может. В

древних, сохранившихся до нас летописях, сведений о ней почти нет.

Инструменты,

чрезвычайно

схожие

с

домрой

имелись

у

разных

национальностей: доглама у турков, думра у киргизов, рубаб у таджиков,

думбыра

у

башкир,

домбра

у

казахов.

Предшественником

всех

таких инструментов считается имеющий форму овала древнеегипетский

танбур, звук на котором извлекали при помощи маленькой подточенной

палочки. Домра также имела большое сходство с ним, но на русском

инструменте, выточенном из дерева, с приделанной палкой - грифом и

натянутыми из жил струнами, играли рыбной костью или пером.

Домра на Руси была очень востребована, люди делили с ней печаль и

радость. Под домру пели и плясали, складывали сказки и рассказывали

былины. Очень простой в изготовлении инструмент был весьма популярным

среди простого народа и потешных людей – скоморохов. Голосистая и легкая

домра пять сотен лет звучала в крестьянских избах, на рыночной площади и

даже в царских хоромах. В 16 столетии с целью организации увеселения

царского

двора

была

создана

«Потешная

палата» —

своеобразный

придворный оркестр того времени, в который входили и домрочеи - так

называли исполнителей на домре.

В 17 веке для скоморохов, устраивающих увеселительные

представления и часто небезобидно подшучивающих над церковной и

светской властью, наступили темные времена.

Серьезное недовольство знати и церкви вылилось в гонение на

музыкантов. По особому указанию царя в 1648 году скоморохов начали

отправлять в ссылку или казнить, а инструменты, включая и домры,

названные бесовскими, собирать и уничтожать. Домра была истреблена и 200

лет про нее никто не вспоминал.

Только в конце 19 столетия в далекой от столицы губернии, в глухой

деревне, на чердачном помещении ветхой избы был найден инструмент с

корпусом в виде овала, и никто даже не вспомнил, как он называется.

Основываясь на изображения в древних документах, сделали

заключение - этот инструмент - домра. Как ей удалось сохраниться, так и

остается тайной, но спящая красавица должна была вернуться к жизни.

По форме найденного уникального раритета и эскизам В. Андреева,

основоположника первого оркестра народных инструментов, и при участии

энтузиаста – патриота Н. Фомина в 1896 году мастером по изготовлению

скрипичных инструментов С. Налимовым домра была воссоздана. В то время

В. Андреев уже организовал ансамбль балалаек, с успехом выступавший в

России и за ее пределами, но для воплощения его главной мечты, создания

полноценного оркестра нужен был инструмент, который бы красиво

проводил мелодическую линию, и домра для этого очень подходила.

В. Андреевым вместе с С.Налимовым были разработаны, а затем и

изготовлены разные виды домр: пикколо, альт, тенор (применяется редко),

бас и контрабас (не применяется), ставшие основным инструментарием

оркестров народных инструментов. Десять лет после своего возрождения

домра, имеющая небольшой диапазон, применялась только как инструмент

оркестра. В начале 20 века по просьбе дирижера Г. Любимова мастером С.

Буровым была сконструирована домра, которая имела не три струны, как

андреевская, а четыре. Она настраивалась по квинтам как скрипка и имела

соответствующий

диапазон.

Несомненно,

увеличенный

диапазон

четырехструнной домры стал преимуществом, но она уступала "трехструнке"

в тембральной окраске. Через некоторое время в содружестве Г. Любимова и

С. Бурова были изготовлены домры разных размеров - от пикколо до

контрабаса, все они имели 4 струны и квинтовый строй.

Это - басовая, альтовая, и пикколо, редкие разновидности:

контрабасовая и теноровая.

Пикколо – звучит ярко и светло, ее пронзительный голос очень дополняет и

украшает звучание всего оркестра.

Альт с мягким и грудным по тембру звуком обычно служит для

гармонического заполнения между верхним и нижним голосом, но иногда

ему поручают и сольные моменты.

Бас - по всему диапазону имеет насыщенный, бархатный звук. Являясь

обладателем веского, густого и немного тяжеловатого голоса, нижнему

регистру инструмента поручается ведение басовой линии. Мелодические

линии, поручаемые среднему и высокому регистрам, которые имеют мягкий

и бархатистый оттенок, звучат очень красочно и проникновенно. Из-за

больших размеров бас технически весьма ограничен, потому что требует от

домриста наличие большой растяжки пальцев левой руки.

2.

В.В. Андреев – отец русской балалайки

Василий Васильевич Андреев (1861-1918) – выдающийся патриот

России,

реформатор

русских

народных

инструментов,

создатель

и

руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель,

педагог,

композитор,

дирижер,

исполнитель-виртуоз

на

балалайке

и

гармонике.

В.В. Андреев родился 3 января (15 января по новому стилю) 1861 года в

городе Бежецке Тверской губернии в семье купца первой гильдии Василия

Андреевича Андреева и Софьи Михайловны (в девичестве Веселаго) из

дворян. С ранних лет В.В. Андреев был увлечен фольклорной стихией и

самоучкой играл на многих инструментах. В старших классах гимназии он

занимался на скрипке у профессора Санкт-Петербургской консерватории

Н.В. Галкина. Услышав летом 1883 года в своем имении Марьино в Тверской

губернии игру балалечника-самородка Антипа, Андреев был поражен

богатыми возможностями примитивного инструмента и загорелся идеей его

усовершенствования. Уже в следующем году В.В. Андреев отважился

выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в

Самаре, а в 1886 году с новой, улучшенной в акустическом отношении

балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания.

Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском

быстро

превратили

Андреева

в

кумира

великосветских

салонов

и

законодателя мод.

В 1887 году по его чертежам создана хроматическая балалайка и ее

разновидности: пикколо, прима, альт, и бас, издана первая «Школа для

балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге,

организован «Кружок любителей игры на балалайках». Выступление этого

Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888

года стало первым в истории Андреевского оркестра.

В 1896 году к балалайкам присоединились воссозданные путем

исторического исследования домры, гусли и другие народные инструменты.

В результате неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности

Андреева в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских

учителей, - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с

инструментами возвращались и народные песни.

Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского

оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали

популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.

Эти успехи, а также поддержка Императорской семьи и выдающихся

современников

помогли

Андрееву

выдержать

упорную

борьбу

с

недоброжелателями. В 1892 году во Франции он был избран почетным

членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в

музыку». В 1900 году на Всемирной выставке в Париже В.В. Андреев был

награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью

Выставки. В 1913 году ему пожалован титул надворного советника, а в 1914

году − звание «Солиста Его Императорского Величества».

Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не

только все свое состояние, но и всю жизнь. Умер В.В. Андреев в ночь на 26

декабря 1918 года. Последними его слушателями были бойцы Уральского

фронта. В.В. Андреев похоронен в Александро-Невской лавре.

3. Применение и репертуар

Уже изначально в период восстановления домры мастерами под

руководством музыканта, создателя кружка балалаечников и композитора В.

Андреева, предназначение ее было определено как мелодического в оркестре

народных инструментов. Продолжительное время роль домры заключалось

именно в этом, она в народном оркестре играет ту же роль примы, как и

скрипка в симфоническом. Домра довольно долго оставалась только

оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым, когда при

оркестре под управлением В. Андреева начал свою концертную деятельность

домровый квартет. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько

позже. Очень жаль, но в России домра как народный инструмент больше не

применялась.

Как солирующий концертный инструмент домра раскрылась весьма

ярко, специально для нее начали сочиняться произведения. Особо следует

отметить концертное произведение Н. Будашкина, поистине ставшее

жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения

крупной формы Ю. Шишакова, Б. Кравченко, Ю. Зарицкого, которые еще

больше раскрыли его новые художественные возможности.

К сожалению, маститые композиторы, сочиняющие в иных жанрах, не

проявляют особого интереса к домре, и для нее обычно пишут произведения

композиторы - исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько,

К. Волков, В. Соломин, В. Соболева-Белинская, В. Пожидаев, Н. Хондо, Ю.

Семашко, Е. Подгайц и другие. Однако домра в плане репертуара не

обижена, на инструменте прекрасно звучат транскрипции, написанные

величайшими композиторами для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано.

Это шедевры таких композиторов как И.С. Бах, П.И. Чайковский, Г.

Венявский, Ф. Пуленк, А. Скарлатти, К. Сен-Санс, П. Сарасате, Д.

Шостакович, Н. Паганини, С. Рахманинов, C. Прокофьев, Д. Гершвин, А.

Пьяццолла.

III.

Выводы

Наверное, на свете нет инструмента с такой драматической судьбой, как

у домры. Находившаяся на пике популярности она попала в опалу,

трагически пропала и была на долгое время забыта. И заново возродилась, но

только теперь она не веселит народ на завалинке у деревенской избы, а

покоряет своим звучанием слушателей в огромных концертных залах.

На сегодняшний день у домры, молодого подающего большие

надежды инструмента, обладающего значительными возможностями, и

поднявшегося до высоты академического жанра, очень большая творческая

перспектива, так как интерес к нему постоянно возрастает.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статьи старшего преподавателя Костенко Н. Харьковского национального

университета искусств им. И.П. Котляревского «СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ

И ПРАКТИКА ДОМРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ» 2014

год.



В раздел образования