Напоминание

Работа с родителями в начальной школе


Автор: Леонова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальноое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" №7 г.Ртищево Саратовская область
Населённый пункт: Саратовская обл. г. Ртищево
Наименование материала: статья
Тема: Работа с родителями в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.

Именно родители должны стать нашими помощниками,

Союзниками, участниками единого педагогического процесса,

коллегами в деле воспитания детей.

В.А. Сухомлинский.

Всем известны слова известного русского педагога-новатора

В.А. Сухомлинского, но я позволю начать своё выступление со

старого школьного афоризма, который известен в кругах моих

коллег: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их

родителями». Я часто слышу подобные фразы от своих коллег. Но

мой опыт работы в роли классного руководителя, а он 23 годам,

опровергает эти утверждения, именно поэтому я с радостью

согласилась участвовать в сегодняшнем мероприятии. Мне всегда

интересно работать с родителями, ведь именно через них я узнаю о

детях, с которыми я работаю. Я считаю, что родитель и ребёнок

неделимы, и именно так их стоит воспринимать. Вот давайте

представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу, т.е. с

родителями, ребенок делает свои первые шаги, получает первые

уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море

знаний, и курс в этом море прокладывает школа. И это не значит, что

ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки

дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк

знает, чем он обязан берегу. Так же школа и семья – партнеры, волею

судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка,

желающие плыть к вполне определенному пункту движения –

Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.

Итак, возвращаясь к теме, в стране идет образовательный бум,

предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы

воспитательного процесса. Но проблема воспитания остается одной из

самых важных проблем на данном этапе времени. Общество испытывает

духовно-нравственный кризис. И я с уверенностью могу сказать, что мир

не справляется со своими детьми, т.к.родители не успевают

приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни.

Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами,

почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.

По своему опыту знаю, что педагоги делают порой просто

невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было

эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том

случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в

совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного

процесса?

Итак, начну по порядку!

Роль классного руководителя огромна – он может стать

объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою

задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей,

помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и

родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Что же я делаю, чтобы им захотелось со мной сотрудничать?

Шаг первый.

Я в своей работе никогда не скуплюсь на внимательное отношение к

родителям. На каждое родительское собрание обязательно направляю

индивидуальное приглашение. Например, на первое собрание 1 сентября я

сделала такое приглашение-поздравление:

Уважаемые родители!

Поздравляю Вас с началом учебного года!

Ваш ребёнок стал первоклассником. Какие трудности могут

встретиться на его пути, как сделать так, чтобы их было поменьше, –

на эти и многие другие вопросы поможет ответить наша с Вами первая

встреча. Родиельское собрание «Давайте познакомимся», состоится 29

августа 2021 года в 18-00 в каб. № 107.

Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие

на родительских собраниях и папы, и мамы.

С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель, Татьяна

Николаевна.

На этой же встрече я предлагаю распределить роли, обязанности

среди родителей и пытаюсь это сделать так, чтобы каждый был

задействован. Во-первых, каждый родитель чувствует свою значимость, а

я чётко выстраиваю свою работу с родителям. А во-вторых, в каждую

секцию назначаю по нескольку человек, так знакомство родителей и

сплочение происходит быстрее., ведь в родители приходят к нам из разных

микрорайонов нашего города и порой не знают друг друга. Работа одной

из секций нужна уже в первый день, на утреннике 1 сентября.

Итак, Шаг второй: Фото для любимых чад.

Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной

деятельности, новый учебный год я начинаю ярко. Первый классный час

обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него

приглашаю родителей. Они не просто зрители, они – и участники

представления, и жюри, и спонсоры. Например, очень запоминающийся

момент - это фотосессия.

Поскольку адаптационный период происходит не только у самих

ребят, но и у их родителей, то просмотр фотографий любимых чад, того,

как проходит их день, служит одним из факторов формирования

душевного спокойствия родителей. А от этого, как известно, зависит и

состояние деток, которые очень хорошо чувствуют своих родителей. Вот

тут и начинается первая помощь от родителей. Фотосессия начинается с

утра и продолжается весь учебный день. Родители заменяют друг друга, но

накануне им вместе пришлось готовить фотозону, вот тут-то мы и

знакомимся ближе, совместная работа учителя, родителей и детей ведёт к

созданию и сплочению родительского и детского коллектива.

Шаг третий. Уроки с родителями.

Приглашаю родителей на уроки в качестве учителя, на должность

руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п.

Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным

вещам.

Например, родительский классный час. В нашем случае он проходит 2 раза

в год. На первом в году собрании мы сразу выбираем родителей для

подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбираем

других. Тематика может быть определена учителем, а может быть

предоставлена на усмотрение родителей. Например, в 2023 мы провели

классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю» в

рамках школьной акции «Мамоурок».

Шаг четвёртый. Социальные сети.

Сколько бы ни говорили о том, что это зло, но хотим мы этого или

нет, соцсети успешно существуют. Почему бы их не использовать на благо

воспитания? Какой информацией я наполняю содержание группы или

блога?

Обычно это новости из жизни класса и школы, сопровождаемые

интересными фотографиями с небольшими содержательными

комментариями.

Также включаю информацию, на первый взгляд, далёкую от школы.

Это тексты, касающиеся хобби родителей. Например, после очередного

дня именинника, в нашей группе частенько появляется рецепт пирога или

салата, приготовленного чьей – то мамой, или мастер – класс по

приготовлению вкуснейших блинчиков от другой мамочки. Или чей-то

папа может нас научить делать кормушку для птиц, а кто-то покажет свой

улов!!!

Это не только позволяет родителям с гордостью смотреть на своё

чадо, но и узнавать друг о друге больше.

Шаг четвёртый. Внеклассные мероприятия.

Активно вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия,

проходящие не только в классе, но и в школе. А также они с

удовольствием отправляются с нами в поездки.

Не останавливаюсь на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а

пытаюсь максимально разнообразить их, сделать их более зрелищными,

интерактивными, увлекательными.

Следует отметить, что родители принимают активное участие в

изготовлении поделок. Ребята по моему заданию, а многие и по

собственной инициативе, готовят творческие работы, поделки, рисунки,

плакаты.

Я представляю фото с с 23 февраля прошлого года.

Шаг пятый Акции.

Есть ещё одна форма организации воспитательного процесса –

проведение акций!

Участие ребят в социальных акциях должно быть интересным,

увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием,

которое позволяет ребёнку и родителям пережить свою значимость и

нужность.

Самой масштабной по количеству участников и по насыщенности

мероприятий является социальная акция «Ветеран живёт рядом», которая

реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Она

проводиться ко Дню Победы.

Мною были подготовлены и проведены тематические занятия на

тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».

В этой акции с особым

желанием участвуют родители, и дети, бабушки и дедушки. В прошлом

году создали свою классную стену памяти, приготовили вместе с

родителями открытки для горожан и вместе возложили цветы к памятнику

погибших в ВОВ.

Говоря о наших классных акциях, вспоминается одна из последних

прошедшего года «Батарейки, сдавайтесь»…….

К сожалению, время ограничено, и закончить своё выступление хочу

Общайтесь с родителями! Сообщайте им не только о проступках их детей.

Рассказывайте и о достижениях ребёнка, о его маленьких победах –

родители обязательно ответят Вам взаимностью.

Считаю, что коллектив единомышленников: учитель и родители –

непременное условие успеха в воспитании и обучении школьников. Таким

образом,

в

результате

совместной

работы

формируется

дружный,

самостоятельный, трудоспособный коллектив.



В раздел образования