Автор: Леонова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальноое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" №7 г.Ртищево Саратовская область
Населённый пункт: Саратовская обл. г. Ртищево
Наименование материала: статья
Тема: Работа с родителями в начальной школе
Раздел: начальное образование
Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
Именно родители должны стать нашими помощниками,
Союзниками, участниками единого педагогического процесса,
коллегами в деле воспитания детей.
В.А. Сухомлинский.
Всем известны слова известного русского педагога-новатора
В.А. Сухомлинского, но я позволю начать своё выступление со
старого школьного афоризма, который известен в кругах моих
коллег: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их
родителями». Я часто слышу подобные фразы от своих коллег. Но
мой опыт работы в роли классного руководителя, а он 23 годам,
опровергает эти утверждения, именно поэтому я с радостью
согласилась участвовать в сегодняшнем мероприятии. Мне всегда
интересно работать с родителями, ведь именно через них я узнаю о
детях, с которыми я работаю. Я считаю, что родитель и ребёнок
неделимы, и именно так их стоит воспринимать. Вот давайте
представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу, т.е. с
родителями, ребенок делает свои первые шаги, получает первые
уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море
знаний, и курс в этом море прокладывает школа. И это не значит, что
ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки
дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк
знает, чем он обязан берегу. Так же школа и семья – партнеры, волею
судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка,
желающие плыть к вполне определенному пункту движения –
Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Итак, возвращаясь к теме, в стране идет образовательный бум,
предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы
воспитательного процесса. Но проблема воспитания остается одной из
самых важных проблем на данном этапе времени. Общество испытывает
духовно-нравственный кризис. И я с уверенностью могу сказать, что мир
не справляется со своими детьми, т.к.родители не успевают
приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни.
Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами,
почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.
По своему опыту знаю, что педагоги делают порой просто
невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было
эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том
случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в
совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного
процесса?
Итак, начну по порядку!
Роль классного руководителя огромна – он может стать
объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою
задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей,
помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и
родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Что же я делаю, чтобы им захотелось со мной сотрудничать?
Шаг первый.
Я в своей работе никогда не скуплюсь на внимательное отношение к
родителям. На каждое родительское собрание обязательно направляю
индивидуальное приглашение. Например, на первое собрание 1 сентября я
сделала такое приглашение-поздравление:
Уважаемые родители!
Поздравляю Вас с началом учебного года!
Ваш ребёнок стал первоклассником. Какие трудности могут
встретиться на его пути, как сделать так, чтобы их было поменьше, –
на эти и многие другие вопросы поможет ответить наша с Вами первая
встреча. Родиельское собрание «Давайте познакомимся», состоится 29
августа 2021 года в 18-00 в каб. № 107.
Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие
на родительских собраниях и папы, и мамы.
С надеждой на встречу, Ваш классный руководитель, Татьяна
Николаевна.
На этой же встрече я предлагаю распределить роли, обязанности
среди родителей и пытаюсь это сделать так, чтобы каждый был
задействован. Во-первых, каждый родитель чувствует свою значимость, а
я чётко выстраиваю свою работу с родителям. А во-вторых, в каждую
секцию назначаю по нескольку человек, так знакомство родителей и
сплочение происходит быстрее., ведь в родители приходят к нам из разных
микрорайонов нашего города и порой не знают друг друга. Работа одной
из секций нужна уже в первый день, на утреннике 1 сентября.
Итак, Шаг второй: Фото для любимых чад.
Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной
деятельности, новый учебный год я начинаю ярко. Первый классный час
обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него
приглашаю родителей. Они не просто зрители, они – и участники
представления, и жюри, и спонсоры. Например, очень запоминающийся
момент - это фотосессия.
Поскольку адаптационный период происходит не только у самих
ребят, но и у их родителей, то просмотр фотографий любимых чад, того,
как проходит их день, служит одним из факторов формирования
душевного спокойствия родителей. А от этого, как известно, зависит и
состояние деток, которые очень хорошо чувствуют своих родителей. Вот
тут и начинается первая помощь от родителей. Фотосессия начинается с
утра и продолжается весь учебный день. Родители заменяют друг друга, но
накануне им вместе пришлось готовить фотозону, вот тут-то мы и
знакомимся ближе, совместная работа учителя, родителей и детей ведёт к
созданию и сплочению родительского и детского коллектива.
Шаг третий. Уроки с родителями.
Приглашаю родителей на уроки в качестве учителя, на должность
руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п.
Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным
вещам.
Например, родительский классный час. В нашем случае он проходит 2 раза
в год. На первом в году собрании мы сразу выбираем родителей для
подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбираем
других. Тематика может быть определена учителем, а может быть
предоставлена на усмотрение родителей. Например, в 2023 мы провели
классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю» в
рамках школьной акции «Мамоурок».
Шаг четвёртый. Социальные сети.
Сколько бы ни говорили о том, что это зло, но хотим мы этого или
нет, соцсети успешно существуют. Почему бы их не использовать на благо
воспитания? Какой информацией я наполняю содержание группы или
блога?
Обычно это новости из жизни класса и школы, сопровождаемые
интересными фотографиями с небольшими содержательными
комментариями.
Также включаю информацию, на первый взгляд, далёкую от школы.
Это тексты, касающиеся хобби родителей. Например, после очередного
дня именинника, в нашей группе частенько появляется рецепт пирога или
салата, приготовленного чьей – то мамой, или мастер – класс по
приготовлению вкуснейших блинчиков от другой мамочки. Или чей-то
папа может нас научить делать кормушку для птиц, а кто-то покажет свой
улов!!!
Это не только позволяет родителям с гордостью смотреть на своё
чадо, но и узнавать друг о друге больше.
Шаг четвёртый. Внеклассные мероприятия.
Активно вовлекаю родителей во все внеклассные мероприятия,
проходящие не только в классе, но и в школе. А также они с
удовольствием отправляются с нами в поездки.
Не останавливаюсь на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а
пытаюсь максимально разнообразить их, сделать их более зрелищными,
интерактивными, увлекательными.
Следует отметить, что родители принимают активное участие в
изготовлении поделок. Ребята по моему заданию, а многие и по
собственной инициативе, готовят творческие работы, поделки, рисунки,
плакаты.
Я представляю фото с с 23 февраля прошлого года.
Шаг пятый Акции.
Есть ещё одна форма организации воспитательного процесса –
проведение акций!
Участие ребят в социальных акциях должно быть интересным,
увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием,
которое позволяет ребёнку и родителям пережить свою значимость и
нужность.
Самой масштабной по количеству участников и по насыщенности
мероприятий является социальная акция «Ветеран живёт рядом», которая
реализуется в рамках гражданско-патриотического воспитания. Она
проводиться ко Дню Победы.
Мною были подготовлены и проведены тематические занятия на
тему: «Никто не забыт, ничто не забыто».
В этой акции с особым
желанием участвуют родители, и дети, бабушки и дедушки. В прошлом
году создали свою классную стену памяти, приготовили вместе с
родителями открытки для горожан и вместе возложили цветы к памятнику
погибших в ВОВ.
Говоря о наших классных акциях, вспоминается одна из последних
прошедшего года «Батарейки, сдавайтесь»…….
К сожалению, время ограничено, и закончить своё выступление хочу
Общайтесь с родителями! Сообщайте им не только о проступках их детей.
Рассказывайте и о достижениях ребёнка, о его маленьких победах –
родители обязательно ответят Вам взаимностью.
Считаю, что коллектив единомышленников: учитель и родители –
непременное условие успеха в воспитании и обучении школьников. Таким
образом,
в
результате
совместной
работы
формируется
дружный,
самостоятельный, трудоспособный коллектив.