Автор: Гура Анастасия Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №85 "Журавушка"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Учимся правильно отвечать на вопросы в задании 35 "Письмо"
Тема: Подготовка к ОГЭ по английскому языку
Раздел: среднее образование
Учимся правильно отвечать на вопросы в задании 35 «Письмо».
Умение отвечать на вопросы в письме на ОГЭ по английскому языку -
ключевой навык, который оценивается в разделе "Письмо". Важно не просто
дать полные и точные ответы на три вопроса, но и продемонстрировать
уверенное владение языком, логическое мышление и способность строить
связные и грамотные фразы. Данная статья посвящена анализу навыка отвечать
на вопросы в письме на ОГЭ по английскому языку, изучению его компонентов
и предложению эффективных методов и приёмов обучения. В качестве
примеров использованы вопросы с сайта ФИПИ, которые могут встретиться
учащимся на экзамене.
Приступая к работе с вопросами в письме на ОГЭ по английскому языку, важно
обратить
внимание
учащихся
на
время,
в
котором
заданы
вопросы.
Встречаются письма, где в каждом вопросе используется разное время глагола:
Do you think it's exciting to be a famous actor and why? (Present Simple)
When did you last see a theatrical performance? (Past Simple)
Have you ever been to the Bolshoi Theatre? (Present Perfect)
Важно: если ответы даны не в том времени, в котором заданы вопросы, это
«минус/ы» по критерию «Решение коммуникативной задачи» (РКЗ).
Следующим шагом является работа с ограничителями (you / your friends /
Russian teenagers / your parents / in your family / when they travel / with your class /
in summer / etc.) В одном вопросе можно встретить более одного ограничителя:
What is the best season for travelling in Russia and why?
What other hobbies are popular with teenagers in your country?
Do you think an electronic book is a good choice when you're travelling in the
summer, and why?
Важно: если ограничитель не учтен при ответе, то это «минус/ы» по РКЗ.
В письме-стимуле можно встретить так называемые «насыщенные» вопросы в
плане лексики/грамматики и содержания:
If you could use only one gadget, what would it be and why?
What would you do if you had more free time?...
При ответе на данные вопросы учащимся требуется не только определить тип
условных предложений (Conditional II), но и верно ответить. Первый вопрос
дополнительно осложняется «хвостиком» why?
Следующий пример, наоборот, начинается с вопросительного слова Why?
Why don't some people want
to have any pets?
При этом вопрос содержит отрицание don
’
t
…want: «Почему некоторые люди
НЕ
хотят иметь домашних питомцев?» Соответственно и ответ должен
строится с учетом отрицания.
Не меньшую сложность у учащихся может вызвать вопрос, содержащий
конструкцию глагол + предлог + -ing (дополнение) и «like» («такие, как»).
Do you approve of keeping exotic pets like spiders or snakes and why?»
Данный пример включает «хвостик» why?
Другая грамматическая форма и коммуникативная задача, на которую также
хотелось бы обратить внимание – like / would like:
What do you like most about your school?
Which country would you like to visit one day, and why?
В первом случае «нравиться», а во втором – «хотел бы посетить».
В письме-стимуле встречаются и разделительные вопросы, которые, как
правило, содержат конструкции «do you prefer», «do you have or would you like to
have», а также «which do you think is better», а также «хвостик» why?
What pet do you have or would you like to have?
What do you collect or what would you like to collect?
Which do you think is better for animals - to live in the zoo or in the wild, and
why?
Do you prefer e-books or paper books and why?
What do you prefer: watching TV or browsing the Internet, and why?
Важно:
Если
учащийся
не
ответил
на
один
из
компонентов/деталь
«насыщенного» вопроса, ответ считается неполным, это «плюс/минус» по
критерию Решение коммуникативной задачи.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросах, содержащих «how»
How long does it take you to get to your school?
How much time do you spend surfing the Internet?
How many foreign languages would you like to speak, and why?...
How many hours a day are you online?
How often do you miss school because of health problems?
Такие вопросы требуют более развернутых ответов и не должны состоять из
одного слова.
Принимая во внимание всё выше сказанное, работу с вопросами из письма-
стимула следует начать с чтения формулировки и подчеркивания ключевых
моментов. Ответ на письмо может содержаться уже в самом вопросе. Так,
например, ответ к вопросу «What is the best present you
’
ve
ever
received
?» может
быть следующим: The best present I’ve ever received is…
Для отработки вопросов мною составлены и используются следующие
дидактические материалы:
Упражнение 1: Соотнеси ответы с вопросами:
I spend my free time with my friends.
a) How do you spend your free time?
b) Who do you spend your free time with?
I’m going to take four exams this year.
a) How many exams are you going to take this year?
b) What exams are you taking this year?
etc.
Упражнение 2: Найдите отличия в ответах:
Два автора отвечают на один и тот же вопрос. Учащимся предлагается
проанализировать ответы (полный / неполный). При этом ребята, слушая и видя
варианты других учащихся, могут взять на вооружение дополнительные идеи.
Упражнение 3: Составь вопросы по готовому письму.
Упражнение 4: Найдите и исправьте неточные / неполные ответы.
Выделите цветом неточные / неполные ответы учащихся. Покажите, что
необходимо исправить. И ученик читает, ищет и исправляет. Учитель при этом
только наблюдает и анализирует.
Игра "Редактор"
Ученики делятся на группы. Каждая группа получает текст с несколькими
вопросами. Задача группы - проверить вопросы на грамматические ошибки и
правильность постановки вопросов.
Игра "Угадай желание"
Данная игра на отработку вопросов с like / would like. Один игрок загадывает
желание, используя would like, а другой игрок пытается его угадать, задавая
вопросы, используя like / would like.
Игра "Напиши ответы на вопросы по цепочке"
Вариант 1: Учащиеся делятся на 2 группы и пишут ответы на 3 вопроса по
цепочке на отдельном листе. Можно ограничить данную работу по времени.
Побеждает тот, кто не только быстро, но и правильно ответит на все вопросы.
Вариант 2: Учащиеся по одному выходят к доске, один написал – далее другой
продолжает. Победитель – группа, которая ответила не только первой, но
сделала это верно.
Вариант 3: Учащиеся встают в круг и, передавая друг другу мячик, по очереди
отвечают на вопросы, записанные на доске. В этот момент кто-то из класса еще
и записывает их ответы на доске. Задача состоит в том, чтобы дать правильные
ответы, связанные логично между собой. Можно ограничить по времени,
например, 20 секунд (если не успел проговорить за отведенное время, то
получаешь минус балл).
Работая с вопросами в задании 35, мы готовим учащихся и к выполнению
устной части - «вопросы от electronic assistant». Эта часть ОГЭ также требует от
учеников умения понимать вопросы и давать на них развернутые ответы.
В целом, ответы на вопросы в письме на ОГЭ по английскому языку являются
важным показателем уровня владения языком и способности ученика выражать
свои мысли в письменной форме. Подготовка к этой части экзамена требует
систематического обучения и практики. Важно, чтобы ученики не только
понимали вопросы, но и могли формулировать собственные мысли и
аргументы, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции.