Напоминание

"Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников"


Автор: Ковальская Марина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ с.Багаевка им. Н.В. Котлова"
Населённый пункт: Саратовская область, г.Саратов, с. Багаевка
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Ковальская М.С

Россия, г. Саратов, Саратовская область, село Багаевка

МАОУ «СОШ с. Багаевка имени Н. В. Котлова»

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один

год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет

вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд -

выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с

которым связывают стремительный рост информации, высокими

темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре

мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс

мышления

протекает,

как

правило,

стихийно.

Поэтому

продуктивность

мыслительной

деятельности

школьников,

к

сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной

мере отвечает задачам современного обучения.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает

задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если

есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже

речь идёт о мышлении.

Как

повысить

мотивацию

к

обучению

у

современных

школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как

научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно,

что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную

классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к

обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик.

Только грамотное использование различных способов обучения

позволит

создать

условия,

которые

будут

побуждать

самих

школьников к получению знаний.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в

поиске

таких

методов

и

приёмов

работы,

которые

бы

совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили

бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности

1

человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия,

появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и

другие

качества

ума,

мышление

можно

развивать.

Развивать

мышление – значит развивать умение думать.

В

новом

стандарте

(ФГОС)

в

основе

метапредметных

результатов освоения основной образовательной программы, иначе

говоря,

метапредметных

результатов

обучения

лежат

метапредметные умения:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в

том

числе

альтернативные,

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и

символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных

задач;

-смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в

поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы

совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили

бы мыслить более продуктивно.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться

позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности

младших школьников, является технология развития критического

мышления.

Для учителей начальных классов всегда существует проблема:

как

сделать

свои

уроки

увлекательными

и

емкими

в

плане

содержания.

Я

пришла

к

выводу,

что

актуальна

технология

критического мышления, ее применение позволяет оживить урок,

сделать его увлекательным, содержательным и эмоциональным,

социально значимым для учащегося. Развиваются познавательные

способности и познавательные процессы личности: разные виды

памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание,

восприятие.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной

деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем

2

восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его

информационному полю.

Д. Клустер – один из авторов ТРКМ.

С точки зрения психологии, критическое мышление – это

разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении

того, во что верить и что делать (Д. Браус, Д. Вуд); использование

таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают

вероятность

получения

желательного

результата,

отличается

взвешенностью, логичностью и целенаправленностью (Д. Халперн).

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное,

развивающееся путем наложения новой информации на жизненный

личный опыт.

Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов,

может развивать следующие качества ученика:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно

излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4.

готовность

исправлять

свои

ошибки

(воспользоваться

ошибкой для продолжения обучения);

5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые

решения воспринимались другими людьми).

Критическое мышление означает не негативность суждений или

критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить

обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое

мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый

ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в

контексте учебной программы.

Технология развития критического мышления через чтение и

письмо (ТРКМЧП) разработана в конце XX века в США. Известна в

России

с

1997

г.

Представляет

собой

целостную

систему,

формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и

письма. Она является общепедагогической, надпредметной.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления

посредством интерактивного включения учащихся в образовательный

процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не

только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать

взвешенные

решения,

работать

с

информацией,

анализировать

различные стороны явлений и т.п.):

3

· Развитие таких базовых качеств личности, как критическое

мышление,

рефлексивность,

коммуникативность,

креативность,

мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за

собственный выбор и результаты своей деятельности.

· Развитие аналитического, критического мышления (выделение

причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний

в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях;

умение

отличать

факт,

который

всегда

можно

проверить,

от

предположения и личного мнения);

· Формирование культуры чтения, включающей в себя умение

ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными

стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать

информацию

с

точки

зрения

ее

важности,

«отсеивать»

второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы

и обобщения.

·

Стимулирование

самостоятельной

поисковой

творческой

деятельности,

запуск

механизмов

самообразования

и

самоорганизации.

В

содержании

целей

заложено

формирование

ключевых

компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения

проблем.

Особенностью данной педагогической технологии является то,

что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс,

исходя

из

реальных

и

конкретных

целей,

сам

отслеживает

направления своего развития, сам определяет конечный результат. С

другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на

развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух

китах»):

- структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и

рефлексию.

Такая

структура

урока,

по

мнению

психологов,

соответствует

этапам

человеческого

восприятия:

сначала

надо

настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем

познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе

понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

- содержание, в основе которого – эффективные приёмы и

стратегии, направленные на формирование у учащихся критического

мышления.

Технология РКМЧП предлагает разнообразный набор приёмов и

методов для осуществления этого этапа работы. Стройная система

4

приемов включает в себя как способы организации индивидуальной

работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

Фаза «Вызов»

По пословице, «доброе начало полдела откачало».

Начало урока, построенного на основе традиционного подхода:

учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего

материала.

Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия «вызова», во

время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания,

пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии

развития критического мышления — то «доброе начало», которое

задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать

учеников, сформулировать цели работы.

Специфика технологии – в активной позиции учащихся,

которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели

изучения, определяют желаемый результат в освоении темы.

Фаза «Осмысление» (изучение нового материала)

На уроке, построенном на основе традиционного подхода,

нередко основным источником информации становится учитель. При

этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев

анализирует и оценивает.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс проблема

активизации учащихся стала ещё острее. Учитель сопровождает

объяснение

нового

материала

компьютерной

презентацией;

повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся

роль пассивного «зрителя».

Когда урок построен в ТРКМ, содержательная стадия урока —

«осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа

ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная.

Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого

объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится

формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося

на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.

Фаза «Рефлексия»

Завершающая

часть

урока,

построенного

на

основе

традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет,

какой материал был усвоен учащимися.

Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она

необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли

проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и

5

решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом

проблемы и противоречия.

Идет рефлексия своего процесса учения. Учеником происходит

активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь

приобретённых знаний. Для развития коммуникативных навыков

крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение

новой информации своими словами позволяет лучше понять и

принять ее.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового

материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно,

это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу

лучше было бы задать вопрос и т. д.). Подобный анализ становится

более полезен, если он обращен в словесную или письменную форму.

Именно в этом случае мысли структурируются, превращаясь в новое

знание.

Главное отличие завершающей стадии урока традиционного от

рефлексии урока, построенного в ТРКМ – это то, что сами учащиеся

подводят итог, определяют личные результаты и проводят оценку

собственной деятельности.

Принципы технологии развития критического мышления

Принципиальными

моментами

для

технологии

«РКМЧП»

являются:

- активность учащихся в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково

ценные;

- мотивация учащихся на самообразование через освоение

приёмов ТРКМ;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными

жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми

дети сталкиваются в реальной жизни;

- использование графических приёмов организации материала.

Они являются эффективными для формирования мышления.

Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения

между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый

от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Графическая организация материала может применяться на всех

этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ

направить это исследование в нужное русло, как способ организовать

размышление над полученными знаниями.

6

Средства технологии позволяют работать с информацией в

любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно

организовать на любом предметном материале.

При традиционном обучении в классе нередко основным

источником информации становится учитель. При этом он не только

ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает.

Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с

тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этапе вызова уже

возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно

это

является

основным

стимулом

развития

критического

и

творческого мышления.

На этапе осмысления ученик получает возможность задуматься

о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой

информации учится формулировать вопросы, определяет собственную

позицию.

На этапе рефлексии происходит выведение знания на уровень

понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения.

Для

развития

коммуникативных

навыков

крайне

важен

непосредственный

живой

обмен

идеями.

Выражение

новой

информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

Основные функции учителя (традиционный урок):

Информирующая (рассказать);

Контролирующая (заставить выучить);

Оценивающая (оценить усердие);

Роль учителя (урок, построенный в ТРКМ):

Направляет усилия учеников в определенное русло;

Сталкивает различные суждения;

Создает

условия,

побуждающие

к

принятию

самостоятельных решений;

Дает

учащимся

возможность

самостоятельно

делать

выводы;

Подготавливает новые познавательные ситуации внутри

уже существующих.

Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют все

обучение проводить на основе принципов

сотрудничества,

совместного планирования и

осмысленности.

Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной

ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с

конкретными

жизненными

задачами,

выяснением

и

решением

7

проблем,

с

которыми

дети

сталкиваются

в

реальной

жизни.

Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки

коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков

личности - необходимые условия для формирования гражданских

взглядов.

Разрушаются стереотипы традиционного урока:

Традиционный урок:

Урок, построенный в ТРКМ:

· На уроке нужно оценивать ученика

·Учащийся не должен делать ошибок

·Учитель знает, как и что должен

отвечать школьник

·Учитель должен знать ответы на все

вопросы,

которые

возникают

на

занятии

·На

вопрос,

поставленный

преподавателем, всегда должен быть

ответ

·Учащийся сам может оценить

свою деятельность

·Учащийся

имеет

право

на

ошибку

·Учитель

допускает

альтернативные

варианты

ответов

·Учитель может не знать ответа

на заданный учащимся вопрос

·Вопросы учителя могут быть

началом

нового

получения

знаний

Теоретически

все

просто,

а

на

практике

существуют

определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю

работу

на

уроках,

тратить

значительно

больше

времени

на

подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на

каждом уроке технология применима. Но при этом открывается

огромное поле деятельности для творческой работы учителя и

обучающихся.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу

вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную

уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом

мне помогают приёмы технологии РКМЧП.

Список литературы

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб:

Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология

развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

3. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить

критически. - СПб., 2003. - 192 с.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо:

стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. - с. 66 — 72

8

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на

уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с

9



В раздел образования