Напоминание

Роль трудового воспитания в социализации подростка


Авторы: Кирюшкин Виктор Николаевич, Виктор Николаевич Кирюшкин
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Елаурская СШ имени Героя Советского Союза А.П. Дмитриева
Населённый пункт: с. Елаур, Сенгилеевский район, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль трудового воспитания в социализации подростка
Раздел: среднее образование





Назад




Статья "Роль трудового воспитания в социализации подростка"

Кирюшкин Виктор Николаевич, учитель технологии.

Будущее принадлежит двум типам людей:

человеку мысли и человеку труда.

В сущности, оба они составляют одно целое,

ибо мыслить - значит трудиться.

В. Гюго.

Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебно-

воспитательного учреждения.

Воспитание - это и социальная функция, то есть подготовка молодежи к жизни в

обществе Проблема социализации личности стала особенно актуальной во второй

половине 20 века, так как выросло число факторов, оказывающих влияние на

формирование

молодого

поколения,

и

это

влияние

стало

многосторонним

и

противоречивым: НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая

дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. - все это делает процесс

воспитания весьма драматичным. Социализация в самом широком толковании - это

"комплексный процесс интеграции индивида в общественные структуры", это процесс

усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных

ролей, выполняемых каждым в жизни. В ходе социализации личность приспосабливается,

адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию

называют "вторым, социокультурным рождением человека". Личность реализуется в

общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах

трудовых и прочих. И происходит этот процесс, как в условиях стихийного воздействия

различных

обстоятельств

жизни

в

обществе,

так

и

в

условиях

воспитания

-

целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее

начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.

Социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными

биологическими

задатками

приобретает

качества,

необходимые

ему

для

жизнедеятельности

в

обществе".Также

в

процессе

социализации

происходит

формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В

рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов,

установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов

жизненного стиля. К институтам социализации относятся семья, школа, микросреда

(«улица»),

социальные

группы,

общественные

организации,

средства

массовой

информации, институты политики, культуры, церкви Известно также и то, что за

последнее десятилетие в ходе социальнокультурной трансформации России, ее перехода к

демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились

социальные условия образования и воспитания, перехода от мира детства к миру труда и

профессии.

Одновременно изменились цели и способы учебно-воспитательного процесса.

Вместо формирования молодого человека по заранее заданному идеологическому

образцу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном

выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных,

экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Перед

школой

в

качестве

первоочередной

стоит

задача

создания

стимулирующей

и

воспитывающей социальной среды, создания позитивного здорового образа жизни и

привлекательного идеала - образованного и культурного, самостоятельного и активного,

много умеющего и могущего познать еще больше, человека с доброй душой и

мозолистыми руками.

Формирование трудовых навыков у детей, трудовая занятость школьников - это

основа

успешности

будущей

профессии

человека,

возможность

самореализации,

самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной

самозащиты и адаптации человека в современных условиях. И в контексте этого,

социальный заказ школе - это коренное улучшение трудового обучения, воспитания и

профориентации учащихся, целью которых сегодня является не только привитие любви к

труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного

производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков, побуждение к

осознанному выбору профессии, но и создание основы для воспитания мастера своего

дела, отличающегося профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к

перемене труда, честного и добросовестного гражданина - труженика. Труд ребенка,

включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и

средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Что такое трудовое

воспитание? Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой

деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание

добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы,

творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание

– целенаправленный процесс формирования необходимых для трудовой деятельности

личностных и социальных качеств характера человека. Цель трудового воспитания –

формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового

духовного облика человека; как фактора формирования личности, осознанию роли труда в

жизни общества; включение детей и юношества в трудовую деятельность; вооружение

трудовыми навыками и умениями. Сущность трудового воспитания: – выращивание в

человеке определенных знаний и представлений о ценностях труда, стремлений,

интересов, личностных позиций в отношении к различным видам труда; – создание

целостного характера, становление его гражданственности, деловитости, нравственно-

волевых черт, творческого начала; – развитие экономического мышления, создание

инструментария для успешной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового

воспитания учащихся: – формирование положительного отношения к труду как высшей

ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в

творческом

труде,

стремления

применять

знания

на

практике;

-

подготовка

к

сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия,

бережного отношения к школе – воспитание высоких моральных качеств:

– трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости,

деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом

ближайших, средних и дальних перспектив;

– развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в коллективной

трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку;

– вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Содержание

трудового

воспитания

определяется

задачами,

хозяйственно-

экономическими факторами, производственными условиями района, края, возможностями

и традициями школы и т.д. Содержательную основу трудового воспитания школьника

составляют следующие виды труда: учебный труд, общественно полезный труд и

производительный труд. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и

физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших

волевых усилий, терпения, усидчивости. Формы и методы его организации: элективные

курсы по выбору, лекции, беседы, тренинги, практикумы, уроки и семинарские занятия,

на которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать,

слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т.д. Стандарт общего образования

предусматривает физический труд на занятиях в учебных мастерских и на пришкольном

участке.

Физический

труд

характеризуется

такими

признаками

как,

полезность,

производительность,

творческая

направленность,

удовлетворенность

результатами.

Формы и методы организации труда: коллективная организация выполнения заданий

(бригадные, командные, групповые и т.д.), освоение различных функций в процессе

выполнения

заданий

(исполнитель

определенной

операции,

организатор

работ,

руководитель коллектива и т.д.), разработка проектов и их реализация и т.д.

В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми

нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам

их трудовой деятельности. Общественно полезный труд включает:

– труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной

территории, бытовой труд дома, уход за зелеными насаждениям и др.);

производительный

труд

предполагает

участие

школьников

в

создании

материальных ценностей, вступление в производственные отношения.

Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные

интересы,

склонности,

потребности в труде, они познают смысл экономики и

хозяйствования. Неоспорим факт, что дети, занимавшиеся трудом в школьный период

своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного общественного

труда.

Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута.

Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли

в голове» - ибо тогда портится и сердце, и ум, и совесть. Также Ушинский подчёркивал:

«Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для

счастья, а приготовлять к труду жизни». Тот, кто умеет трудиться, способен совершить

подвиг.

В

современных

условиях

все

больше

осознается

истина,

что

основой

прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам

ЧЕЛОВЕК, его нравственная позиция, его культура, образованность, профессиональная

компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в жизни

человека. Развить это качество в наших детях - насущная задача школы.



В раздел образования