Авторы: Кирюшкин Виктор Николаевич, Виктор Николаевич Кирюшкин
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ Елаурская СШ имени Героя Советского Союза А.П. Дмитриева
Населённый пункт: с. Елаур, Сенгилеевский район, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль трудового воспитания в социализации подростка
Раздел: среднее образование
Статья "Роль трудового воспитания в социализации подростка"
Кирюшкин Виктор Николаевич, учитель технологии.
Будущее принадлежит двум типам людей:
человеку мысли и человеку труда.
В сущности, оба они составляют одно целое,
ибо мыслить - значит трудиться.
В. Гюго.
Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебно-
воспитательного учреждения.
Воспитание - это и социальная функция, то есть подготовка молодежи к жизни в
обществе Проблема социализации личности стала особенно актуальной во второй
половине 20 века, так как выросло число факторов, оказывающих влияние на
формирование
молодого
поколения,
и
это
влияние
стало
многосторонним
и
противоречивым: НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая
дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. - все это делает процесс
воспитания весьма драматичным. Социализация в самом широком толковании - это
"комплексный процесс интеграции индивида в общественные структуры", это процесс
усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных
ролей, выполняемых каждым в жизни. В ходе социализации личность приспосабливается,
адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию
называют "вторым, социокультурным рождением человека". Личность реализуется в
общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах
трудовых и прочих. И происходит этот процесс, как в условиях стихийного воздействия
различных
обстоятельств
жизни
в
обществе,
так
и
в
условиях
воспитания
-
целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее
начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.
Социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными
биологическими
задатками
приобретает
качества,
необходимые
ему
для
жизнедеятельности
в
обществе".Также
в
процессе
социализации
происходит
формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В
рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов,
установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов
жизненного стиля. К институтам социализации относятся семья, школа, микросреда
(«улица»),
социальные
группы,
общественные
организации,
средства
массовой
информации, институты политики, культуры, церкви Известно также и то, что за
последнее десятилетие в ходе социальнокультурной трансформации России, ее перехода к
демократической модели управления и рыночной экономике существенно изменились
социальные условия образования и воспитания, перехода от мира детства к миру труда и
профессии.
Одновременно изменились цели и способы учебно-воспитательного процесса.
Вместо формирования молодого человека по заранее заданному идеологическому
образцу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном
выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных,
экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Перед
школой
в
качестве
первоочередной
стоит
задача
создания
стимулирующей
и
воспитывающей социальной среды, создания позитивного здорового образа жизни и
привлекательного идеала - образованного и культурного, самостоятельного и активного,
много умеющего и могущего познать еще больше, человека с доброй душой и
мозолистыми руками.
Формирование трудовых навыков у детей, трудовая занятость школьников - это
основа
успешности
будущей
профессии
человека,
возможность
самореализации,
самовыражения и самоутверждения личности, средство устойчивости, социальной
самозащиты и адаптации человека в современных условиях. И в контексте этого,
социальный заказ школе - это коренное улучшение трудового обучения, воспитания и
профориентации учащихся, целью которых сегодня является не только привитие любви к
труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного
производства, формирование у них общетрудовых умений и навыков, побуждение к
осознанному выбору профессии, но и создание основы для воспитания мастера своего
дела, отличающегося профессиональной мобильностью, готового к смене профессии, к
перемене труда, честного и добросовестного гражданина - труженика. Труд ребенка,
включенный в систему образования, является условием разностороннего развития и
средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Что такое трудовое
воспитание? Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой
деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание
добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы,
творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Трудовое воспитание
– целенаправленный процесс формирования необходимых для трудовой деятельности
личностных и социальных качеств характера человека. Цель трудового воспитания –
формирование ценностного гуманистического отношения к труду как основе нового
духовного облика человека; как фактора формирования личности, осознанию роли труда в
жизни общества; включение детей и юношества в трудовую деятельность; вооружение
трудовыми навыками и умениями. Сущность трудового воспитания: – выращивание в
человеке определенных знаний и представлений о ценностях труда, стремлений,
интересов, личностных позиций в отношении к различным видам труда; – создание
целостного характера, становление его гражданственности, деловитости, нравственно-
волевых черт, творческого начала; – развитие экономического мышления, создание
инструментария для успешной индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового
воспитания учащихся: – формирование положительного отношения к труду как высшей
ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, потребности в
творческом
труде,
стремления
применять
знания
на
практике;
-
подготовка
к
сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия,
бережного отношения к школе – воспитание высоких моральных качеств:
– трудолюбия, чувства долга и ответственности, честности, предприимчивости,
деловитости, целеустремленности, умения планировать свою жизнедеятельность с учетом
ближайших, средних и дальних перспектив;
– развитие организаторских способностей: умений сотрудничать в коллективной
трудовой деятельности, соревноваться, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку;
– вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками.
Содержание
трудового
воспитания
определяется
задачами,
хозяйственно-
экономическими факторами, производственными условиями района, края, возможностями
и традициями школы и т.д. Содержательную основу трудового воспитания школьника
составляют следующие виды труда: учебный труд, общественно полезный труд и
производительный труд. Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и
физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших
волевых усилий, терпения, усидчивости. Формы и методы его организации: элективные
курсы по выбору, лекции, беседы, тренинги, практикумы, уроки и семинарские занятия,
на которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать,
слушать, сосредотачиваться, выделять главное и т.д. Стандарт общего образования
предусматривает физический труд на занятиях в учебных мастерских и на пришкольном
участке.
Физический
труд
характеризуется
такими
признаками
как,
полезность,
производительность,
творческая
направленность,
удовлетворенность
результатами.
Формы и методы организации труда: коллективная организация выполнения заданий
(бригадные, командные, групповые и т.д.), освоение различных функций в процессе
выполнения
заданий
(исполнитель
определенной
операции,
организатор
работ,
руководитель коллектива и т.д.), разработка проектов и их реализация и т.д.
В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми
нравственных качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам
их трудовой деятельности. Общественно полезный труд включает:
– труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной
территории, бытовой труд дома, уход за зелеными насаждениям и др.);
–
производительный
труд
предполагает
участие
школьников
в
создании
материальных ценностей, вступление в производственные отношения.
Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные
интересы,
склонности,
потребности в труде, они познают смысл экономики и
хозяйствования. Неоспорим факт, что дети, занимавшиеся трудом в школьный период
своей жизни, наиболее приспособлены к любому виду созидательного общественного
труда.
Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута.
Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли
в голове» - ибо тогда портится и сердце, и ум, и совесть. Также Ушинский подчёркивал:
«Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для
счастья, а приготовлять к труду жизни». Тот, кто умеет трудиться, способен совершить
подвиг.
В
современных
условиях
все
больше
осознается
истина,
что
основой
прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам
ЧЕЛОВЕК, его нравственная позиция, его культура, образованность, профессиональная
компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в жизни
человека. Развить это качество в наших детях - насущная задача школы.