Автор: Кирюшкин Виктор Николаевич
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ Елаурская СШ имени Героя Советского Союза А.П. Дмитриева
Населённый пункт: с. Елаур, Сенгилеевский район, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Правила поведения в условиях угрозы терактов и их осуществления
Раздел: среднее образование
Статья «Правила поведения в условиях угрозы терактов и их осуществления».
Кирюшкин Виктор Николаевич, преподаватель-организатор ОБЖ.
В наше время террористическая деятельность и теракты, к сожалению становится
повседневным явлением. В разных точках планеты, в различных государствах происходят
вооруженные конфликты на основе религиозных противоречий, разделения
экономических сфер влияния и борьба за них, конкуренция в сфере экономики, различные
уровни жизни, политические разногласия и еще множество других причин, которые так
или иначе порождают терроризм и различные формы его проявления, террористическая
деятельность никогда не вписывалась в какие-либо нормы морали и общечеловеческие
ценности, я считаю эту преступную деятельность самой циничной и жестокой, которую
породило человеческое общество за всю свою историю.
В ходе своей преподавательской деятельности, в беседах со своими коллегами,
учителями предмета ОБЖ, я выяснил, что на уроках, большинство учителей, не в полной
мере дают знания и алгоритмы действий в различных обстоятельствах, когда возникает
угроза теракта, причин тут несколько. Например, мало кто из преподавателей
интересуется новыми технологиями противодействия терроризма, конечно силовые
структуры не обязаны кричать на весь мир о своих новых разработках и ноу-хау,
поскольку это сразу берется на вооружение различными террористическими
организациями, но силовые структуры, периодически обновляют рекомендации как
действовать в тех или иных опасных ситуациях террористической направленности.
Сегодня терроризм становится более изощреннее, старается использовать современные
средства коммуникаций и научно-технический прогресс в своих бесчеловечных и
корыстных целях, однако наши Российские силовые ведомства оперативно реагируют,
досконально и скрупулезно изучают каждый случай теракта и используемые технологии
террористов, чтобы в дальнейшем минимизировать потери и прежде всего –
предотвращать теракты.
В данной статье, имея личной опыт работы в противодействии терроризму, мне
хотелось бы донести до учителей некоторые рекомендации для определенных случаев,
которым мы мало уделяем времени на уроках по ОБЖ.
Итак начнем: как не стать жертвой теракта?
Прежде всего тут надо научиться просчитывать ситуацию с посещением мест
большого скопления людей. Очень часто мы посещаем различные концерты или
кинотеатры, театры, клубы и что мы делаем? Правильно - ищем буфеты, туалеты, места в
зале и прочее, и совершенно не уделяем время для изучения плана эвакуации в случае ЧС,
которые размещены во множественных местах. Что делать – уделяем время, находим план
эвакуации, осматриваемся в помещении и четко запоминаем различные пути выхода из
помещения с привязкой вашего местонахождения, согласно купленным билетам (сектор,
ряд, место и т.д.). Не знание этой информации зачастую приводят к многочисленным
жертвам, пример тому, недавние события в «Крокус – сити - центре» в Москве. Такие же
действия применимы в крупных магазинах, торгово-развлекательных центрах, рынках,
лечебно-оздоровительных, образовательных и иных учреждениях массового скопления
людей.
Как действовать при стрельбе на улице?
Если вы находитесь на улице и услышали выстрелы, необходимо сразу лечь на
землю, быстро осмотреться, найти укрытие (угол дома, высокий бордюр, клумба, колеса
автомобиля, дерево...) и ползком переместиться за укрытие, если укрытия нет,
развернуться ногами в сторону выстрелов и накрыть голову руками, если звуки выстрелов
приближаются, можно притвориться и принять неестественную позу мертвого человека
(были случаи, когда человек упал на площади, прокусил себе губу и сплюнул на асфальт и
претворился мертвым, преступники прошли мимо), зачастую это срабатывает.
Если вы услышали выстрелы находясь дома, не надо входить в комнату из
которой слышны выстрелы, если вы находитесь в такой комнате – не подходить к окнам,
встать на четвереньки и покинуть эту комнату, не подниматься выше подоконника,
позвонить в полицию и сообщить о стрельбе возле дома, ни при каких обстоятельствах не
выходить из дома. В случае, если вы вошли в подъезд дома или иного здания и услышали
выстрелы, немедленно выйти обратно из подъезда и бегом покинуть двор.
Если существует угроза захвата заложников.
Если вы увидели вооруженных людей, которые кого-либо насильно собирают в
группу или заставляют что-либо делать – немедленно покинуть это место или
спрятавшись, дождаться ухода террористов и покинуть убежище, сообщить об увиденном
в полицию или экстренную службу по номеру 112. Не пытаться совершать какие-либо
действия по освобождению заложников, для этого есть специально подготовленные
службы и профессионалы!
Если оказались в числе заложников, ситуация о которой мы рассказываем
ученикам достаточно много, поэтому мне хочется остановиться на самых важных
моментах поведения и действиях:
Прежде всего не паниковать, сказать легко, но вот сделать, особенно детям – это
далеко не просто. Опрашивая детей и подростков, которые оказались в таких ситуациях,
после освобождения они рассказывали, что взрослые им говорили, что это снимается
кино, первый страх быстро сменялся на заинтересованность происходящим, постепенно
со временем, конечно они понимали суть происходящего, но поведение и реакция были
уже более осознанными и контролируемыми, эмоции и страх отходили на второй план.
Необходимо в процессе обучения дать несколько советов, например – начинаем делить
или умножать сложные числа, вспоминаем что мы делали в это время год назад и т.д., чем
сложнее задача тем лучше результат, и обязательно закрепляем в игровой форме эти
поведенческие алгоритмы. В качестве отвлечения от этой ситуации нам говорят,
осматривайте и запоминайте особые приметы террористов, мол это тоже отвлекает – в
корне с этим не согласен, но – это только моё мнение, преступники в 90% случаев
начинают насильственные действия, если к ним приковывается пристальный взгляд, я
своим ученикам рекомендую поднимать взгляд если их об этом настоятельно требуют
преступники. Выполнять все требования преступников спокойно и без эмоций, тут мы
решаем различные ситуационные задачи с различными требованиями, которые сами
ученики придумывают и ищут решение, таким образом самостоятельно вырабатывают
алгоритм поведения и правила. Подлость террористов не имеет границ, невозможно
подготовить и просчитать все действия террористов, в некоторых рекомендациях нам
говорят, что это тоже хороший способ отвлечься от нервозности и стресса – увы практика
показывает иное. Детское воображение и попытки просчитать дальнейшие действия
преступников приводили их к осуществлению ошибочных планов и побуждали их к
действию, что приводило к жертвам, поэтому надо четко проговаривать и объяснять
ученикам о запрете любых самостоятельных действиях, независимо от побуждений,
которые могут их мотивировать, в данных случаях, худжие действия делаются из лучших
побуждений, надо просто помнить, что спецслужбы уже работают, и надо просто, не
создавая лишних проблем, дождаться помощи и освобождения, четко и без промедления
выполнять приказы бойцов спецподразделений во время освобождения.
Если рядом прогремел взрыв.
Данная ситуация требует четкого алгоритма действий, в зависимости от
эпицентра взрыва. Только опытное люди более или менее могут по звуку определить
примерное место взрыва если это ракета, артиллерийский снаряд или дрон. Простой
человек даже не поймет, что произошло, если он оказался в эпицентре и тут
выживаемость – это дело случая, как и в ситуации срабатывания заложенного взрывного
устройства. Однако если эпицентр взрыва находиться более ста метров, есть очень
короткое время среагировать, то есть упасть на землю, ногами к взрыву, накрыть голову
руками и соединить ноги, вытянув носочки. Подождать несколько минут, на случай если
могут быть еще взрывы, в их отсутствии, необходимо осмотреться. Далее осматриваем
себя на предмет обнаружения ранений и травм, если таковое имеется, оказать самопомощь
или попросить окружающих о помощи. Если оказались в помещении и в темноте – не
пользоваться спичами и зажигалками, возможна утечка газа. По мере возможности
оказать пострадавшим первую помощь. Не мешкая и спокойно покинуть опасное
помещение или подальше от эпицентра взрыва. Выполнять все требования спасателей.
Таким образом, в данной статье я пытаюсь донести мысль о том, что наше
неспокойное время, требует от нас учителей предмета ОБЖ, который с 1 сентября 2024
года, будет называться Основы Безопасности и Защиты Родины, более обширной
подготовки, нам необходимо изучать новые технологии и рекомендации силовых
структур в области безопасности, ведь некоторые алгоритмы действий во время ЧС уже не
актуальны, а значит эти знания, которые мы даем нашим ученикам, тоже устарели, и мы
должны постоянно повышать профессионализм, что бы ответить на один вопрос: «От кого
будут ждать помощи наши ученики, находясь в школе?»