Автор: Орзаева Светлана Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ "Мечта"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Детская библиотека: обучение и образование.
Тема: Роль детской библиотеки в обучении и образовании.
Раздел: дополнительное образование
Детская библиотека: обучение и образование.
Библиотека - основной центр хранения и передачи культурных ценностей.
Библиотека и книга играют огромную роль в образовательном процессе.
Библиотека формирует у юных читателей потребность в постоянном
самообразовании, развивает воображение, воспитывает будущего патриота
страны.
Одной из составляющих задач в обучении детей и подростков являются
связи образовательных организаций и библиотек. Существует много
различных видов библиотек: библиотеки для массового чтения и
отраслевые. Основными и чаще всего используемыми являются библиотеки
школьные, детские и массовые. Именно эти виды библиотек играют
огромную роль в формировании и обучении подрастающего поколения. Так
как библиотека является информационным центром, она обязательно
должна быть доступной, современной и привлекательной для юных
пользователей. Привлечение читателей в библиотеку, развитие интереса к
чтению, к самой книге — это одна из основных задач каждого библиотекаря.
Сотрудничество библиотек и образовательных учреждений позволяет
поддерживать интерес к библиотечным событиям. Именно поэтому
библиотека является центром и одним из главных составляющих любого
образовательного учреждения.
А это значит, что библиотекарь - основная действующая фигура в
осуществлении связей между библиотекой и образовательным
учреждением. Его главная задача - осуществление образовательной
функции библиотеки, которая раскрывается в процессе повышении качества
знаний, в формировании навыков и умений самостоятельного поиска
информации, её использования. Сегодня юные пользователи должны
владеть информацией для выполнения различных образовательных задач,
уметь эффективно оценивать, находить и использовать.
Закономерно, что образовательные учреждения и библиотеки работают в
режиме диалога. В современном обществе библиотеки, обеспеченные
разнообразными видами информации, способны оказать помощь в учебном
процессе не только юным читателям, но и их педагогам. Естественно, что
именно библиотекарь успешно взял на себя роль помощника в навигации в
информационном пространстве, в поиске необходимых знаний, анализе
1
найденной информации и освоении новых знаний. В библиотеках есть
доступ к традиционным учебникам, электронному залу с выходом в
Интернет, а также к удалённым электронным ресурсам. Многие подростки в
поисках информации пользуются Интернетом. Не найдя её, они обращаются
в библиотеку, где библиотекарь поможет им решить эту задачу.
Можно выделить два главных направления работы библиотеки в Интернете:
создание электронных информационных ресурсов
библиографического характера и предоставление их для
использования;
использование действующих электронных информационных ресурсов
в процессе справочно-информационного обслуживания юных
пользователей.
Библиотекарь - специалист по работе с информацией. Он владеет
технологией поиска информации. Этим навыком владеет далеко не каждый,
в Интернете чаще всего можно получить недостоверную или ложную
информацию. И эту проблему помогает успешно решить библиотека. Здесь, в
библиотеке, пользователю помогут найти нужную и полезную информацию.
Кстати, сам пользователь может освоить алгоритм поиска информации,
потому что помимо традиционных книг и газет ему будет предоставлен
доступ в различные электронные ресурсы.
,
Выполняя образовательные и воспитательные функции
:
библиотека проводит мероприятия по направлениям
,
патриотическое воспитание детей и подростков
нравственное и эстетическое воспитание
-
,
литературно художественное образование
,
эстетическое воспитание
,
пропаганда и воспитание здорового образа жизни
,
экологическое просвещение и воспитание
,
.
краеведение воспитание любви к своей малой Родине
В работе нашей библиотеки мы используем самые разные формы
мероприятий: литературные часы, библиотечные уроки, часы мужества,
информационные часы, уроки истории, обучающие квесты, игровые
программы и т. п., которые позволяют юным читателям познакомиться с
2
писателями и поэтами, художниками и композиторами, с народными
традициями и творчеством.
3