Автор: Дубовик Юлия Рафисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Стерлитамак, Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игра как метод формирования социально – коммуникативных навыков детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в комбинированной группе"
Раздел: дошкольное образование
1
2
Введение
Актуальность.
Проблема
во спит ания
д етей
с
о г р а н и ч е н н ы м и
возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным
увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с
другой,
появляющимися
новыми
возможностями
для
их
адаптации
в
обществе.
Как
социальная
группа
в
обществе
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных
условий для получения качественного образования, начиная с дошкольного
возраста. В социальном государстве право на получение образования детей с
О В З гарантируется Федеральным законом «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом "О социальной
защите
инвалидов
в
Российской
Федерации",
Федеральным
законом
«О
ратификации Конвенции о правах инвалидов»
В системе существующего
законодательного поля системы образования, определенного Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» в письме Минобрнауки
России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном
образовании
детей»,
отмечено,
что
образование
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидов
является
одним
из
приоритетных
направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
В настоящее время остается актуальной проблема социализации детей с
ОВЗ. Поэтому одной из важнейших задач является формирование у детей
навыков
взаимодействия
с
окружающими,
как
залога
их
благополучного
развития. Приоритетным методом социализации, несомненно, является игра,
с
помощью
которых
дети
с
нарушением
слуха
в
естественных
для
них
условиях
приобретают
навыки
социального
общения
и
поведения
в
обществе.
Работая, в комбинированной группе с детьми имеющие нарушение слуха и
нормой развития в ДОУ № 4 г. Стерлитамака, я столкнулась с проблемой
социализации таких детей. Затруднение носит всеобщий характер, т.к. данное
направление недостаточно изучено в литературе. Следовательно, проблема
социализации детей с нарушением слуха и нормой развития, как основы
3
приобретения
навыков
социального
общения
и
поведения
в
обществе
является
актуальной,
что
определило
выбор
темы «Игра
как
метод
формирования социально – коммуникативных навыков детей с нарушением
слуха старшего дошкольного возраста в комбинированной группе».
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для социально-
коммуникативного развития детей
на основе игровой деятельности детей.
Следовательно, при использовании системы игровых мероприятий в работе с
детьми с нарушением слуха повысится
уровень социального общения и
поведения.
Цель работы:
оказание практической помощи детям с нарушением
слуха и нормой развития
в социальной адаптации, через
использование
игровых технологий.
Для себя я поставила следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по
проблеме социализации детей с нарушением слуха и нормой развития;
2.
Провести
диагностическое
исследование
по
определению
уровня
коммуникативных навыков, нравственных норм детей с нарушением слуха и
нормой развития;
3 . Определить эффективность игровых технологий в социальном развитии
дошкольников с нарушениями слуха в условиях развития в комбинированной
группе;
4. Подобрать и разработать систему игр, способствующих формированию
коммуникативных способностей и нравственных норм.
В основу опыта работы была выдвинута следующая гипотеза
- если
целенаправленно применять систему игровых технологий в работе с детьми
с нарушением слуха и нормой развития старшего дошкольного возраста, то
социальная адаптация
таких детей к школе
будет более эффективной.
Положительное
влияние
на
развитие
уровня
социального
общения
и
поведения
воспитанников
старшего
дошкольного
возраста с
нарушением
4
слуха
и
нормой
развития
могут
оказать
следующие
организационно-
педагогические условия:
1.
создание
развивающей
предметной
среды,
ориентирующей
детей
на
игровую деятельность;
2.
построение
дружеских
доверительных
отношений
между
детьми
с
нарушением слуха и нормой развития, педагогами и родителями;
3. ознакомление с навыками неречевого жестового и дактильного общения, а
также глобального чтения по табличкам;
4.
разработка
и
апробирование
комплекса
игровых
мероприятий,
направленных на развитие уровня социального общения и поведения.
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
нарушением
слуха
и
нормой
развития через игровую деятельность.
Практическая
значимость
опыта: результаты
нашей
работы
могут
применяться педагогами, работающими с данной категорией детей.
Ожидаемые результаты:
Данная работа позволит детям с нарушением слуха и нормой развития
сформировать и повысить коммуникативные навыки, нравственные нормы
поведения.
Новизна
Новизна данного педагогического опыта заключается в использовании
игровых технологий по социально - коммуникативному развитию детей
с
нарушением слуха и нормой развития в комбинированной группе, в подборе
и
составлении
игр,
при
активном
сотрудничестве
с
родителями
и
специалистами.
I. Теоретические обоснование
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране всё
большую
остроту
приобретает
вопрос
о
роли
социализации
детей
с
ограниченными возможностями.
Особенно остро стоит проблема включения в социальную жизнь людей,
имеющих нарушение слуха. Различные аспекты социального развития детей
дошкольного
возраста
с
нарушениями
слуха
изучены
недостаточно.
В
5
исследованиях Н.А. Рау, Б.Д.Корсунской, Н.Г. Морозова в большей
мере
раскрыты
средства
и
методы
нравственного
воспитания
дошкольников
с
нарушением слуха, показана роль овладения речью в процессе нравственного
развития.
В
ряде
исследований
Л.П.
Носкова
раскрыты
возможности
личностного
развития
детей
имеющих
нарушение
слуха
в
процессе
специального обучения. Л.И. Лисина показала процесс развития общения
ребёнка
с
нарушением
слуха
со
взрослым
в
первые
семь
лет
жизни.
Использованием
различных
средств
общения
занималась
Е.И.
Исенина.
Л.С.Выгодский
в
дошкольном
этапе
специального
обучения
видел
«начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей».
Коммуникативные навыки формируются у детей с нарушением слуха в
процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе
целенаправленного развития речевого поведения на занятиях с учителем –
дефектологом.
Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для
детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен. Потеря
возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их
замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими
их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно детям приходится
обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то
благодарить, перед кем-то извиняться.
Опыт работы с детьми с нарушением слуха показал, что словесные
формы, которыми пользуются дети, бедны. В работе по развитию
слухозрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной
стороны широко используется моделирование типичных ситуаций общения,
отраженных в диалогах, применяя, прежде всего игровые приемы (с
игрушками, фигурками и др.), драматизацию, а также некоторые виды
предметно-практической деятельности.
При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их
необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному
6
опыту детей, содействие их личностному развитию, расширению и
обогащению познавательных интересов.
В процессе обучения дети целенаправленно побуждаются передавать
эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение,
разочарование, восхищение) в достаточно естественной и эмоциональной
речи при использовании невербальных средств коммуникации: естественных
жестов, мимики, контакта глаз, позы, телодвижений, пространственно-
временной организации общения и др.
Использование естественных невербальных средств коммуникации
облегчает понимание речи собеседника, помогает акцентировать ту или иную
часть вербального сообщения, поддерживает контакт между собеседниками.
II. Практическая часть
В
условиях
модернизации
отечественного
образования,
российские
дошкольные
образовательные
учреждения
должны
перестраивать
свою
работу
в
соответствии
с
новыми
требованиями
федера льного
государственного образовательного стандарта. Становление новой системы
образования
держит
ориентир
на
мировое
пространство
и
требует
существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также
педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ
должен
быть
организован
через
выбор
наиболее
эффективных
средств
обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения
инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая
осуществляется в стенах детского сада.
К инновационным подходам можно отнести: театрализованные игры, игры с
использованием
ИКТ.
В
ходе
игровой
деятельности,
с
использованием
компьютерных
средств
у
ребенка
развивается:
теоретическое
мышление,
развитое воображение, способность прогнозированию результата действий.
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем
для
слышащего
дошкольника,
для
которого
она
является
основой
для
развития воображения, образного мышления, речевого общения.
7
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится
важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей с
нарушением слуха. Через формирование и обогащение предметной и игровой
деятельности
можно
влиять
на
те
стороны
развития
ребенка,
которые
страдают из-за снижения слуха. Поэтому в своей работе я считаю наиболее
эффективной использование игровых технологий.
Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики
исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с
нарушениями
слуха, я
изучила
уровень
сформированности нравственные
норм поведения и коммуникативных навыков.
Оценочные критерии социализации:
I. Нравственные нормы поведения: здороваться, делиться с друзьями в игре,
навык культурного поведения за столом, осознанно извиняться за нехорошие
поступки, помогать взрослым по их просьбе.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) Опрос — беседа (Приложение 3)
Цель: выяснить знание нравственных норм поведения
Дети должны дать ответы на вопросы:
1. Что по-твоему рассказал ей Миша?
2. Какие поступки мальчика тебе не понравились?
3. Как поступил бы на его месте ты?
Знания оценивались по пятибалльной шкале:
— за все правильные ситуации — отлично;
— за 3 и более ситуации — хорошо;
— за 2 ситуации — удовлетворительно;
— за 1 ситуацию — плохо.
В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки
в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе
содержит ся
5
ситуаций.
Выслушав
рассказ,
ребенок
в м е с т е
с экспериментатором
выделяет
ситуации
в рассказе
и самостоятельно
определяет ошибки в поведении Миши.
8
2) Наблюдение
Цель: установить уровень сформированности нравственных норм поведения
Велось наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней. Уровень
сформированности нравственных норм поведения определялся как:
Первый уровень — сформирована устойчивая привычка поведения
Второй уровень — привычки сформированы, но не устойчивые
Третий уровень — стадия формирования привычки
Четвертый уровень — привычки не сформированы
Уровень сформированности нравственных норм поведения
(1 год)
Всего 18 человек: 6 детей с нарушением слуха, 12 детей с нормой развития
(кол-во 6 чел.)- диаграмма слева
Сформирована устойчивая привычка повед.-2 чел.
Сформированы не устойчивые привычки-1 чел.
Стадия формирования привычки-2 чел.
Привычки не сформированы-1 чел.
(кол-во 12 чел.) – диаграмма справа
Сформирована устойчивая привычка повед.-4 чел.
Сформированы не устойчивые привычки-2 чел.
Стадия формирования привычки-2 чел.
Привычки не сформированы-4 чел.
Таким образом, из диаграммы видно, что необходимо формировать нормы
нравственного поведения детей.
9
II.
Коммуникативные
способности
детей:
понимание
ситуаций,
уровень
проявления организаторских способностей.
Уровень
коммуникативных
навыков
детей
определялся
по двум
аспектам:
понимание
специфики
ситуации,
в которой
происходит
взаимодействие и коммуникации со сверстниками были определены методом
наблюдения, где оценочными критериями выступили: замкнутость — 1 балл,
малообщителен —
2
б а л л а
и общителен —
3
балл.
Оценка
уровня
коммуникаций: высокий уровень — 3 балла; средний уровень — 2−3 балла,
низкий уровень 1−2 балла.
По итогам наблюдения я определила уровни коммуникации со сверстниками.
Дети
ведут
себя
по-разному,
ни
чем
не
выделяются.
Рисунки
детей
в
основном не аккуратные. Легко вступают в конфликт. Некоторые из них
поддаются
убеждению,
некоторые
с
трудом.
В
играх
и
на
занятиях
малоактивны, а некоторые могут быть и безразличны к происходящему. В
основном любят активные игры на участке.
Уровень коммуникативных навыков
(1 год)
Всего 18 человек: 6 детей с нарушением слуха, 12 детей с нормой развития
(кол-во 6 чел.)- диаграмма слева (кол-во 12 детей) – диаграмма справа
Высокий уровень - 2 чел. Высокий уровень - 5 чел.
Средний уровень -1 чел. Средний уровень -3 чел.
Низкий уровень - 3 чел. Низкий уровень - 4 чел.
высокий
средний
низкий
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
высокий
средний
низкий
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
Ряд 3
Таким образом, из диаграммы видно, что необходимо формировать нормы
нравственного поведения детей.
10
Данная
диагностика
позволила
выявить
проблемных
детей,
нуждающихся в повышенном внимании.
Для
формирования
социально
–
коммуникативных
навыков
и
нравственных норм поведения были подобраны игры, которые проводились с
детьми
в
режимных
моментах,
при
проведении
образовательной
деятельности.
В группе были созданы условия для освоения ребенком окружающей
действительности.
К
ним
относятся
пластические
движения
под
музыку,
совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях
с
изменением
среды
и
форм
общения
у
детей
происходит
разрушение
неадекватных стереотипов поведения.
Основными формами работы в реализации рассматриваемой области
являются:
организованная
образовательная
деятельность,
личный
пример
взрослого,
игровые
ситуации,
беседа,
этическая
беседа,
наблюдение,
сюжетно-ролевая
игра,
коммуникативная
и
словесная
игра,
наглядные
методы, чтение и обсуждение художественной литературы.
Большое внимание уделялось играм по формированию дружеских и
тёплых отношений детей друг к другу, которые обучают детей позитивным
приёмам общения, учит анализировать причины конфликтов и вырабатывать
умение самостоятельно их регулировать.
Проводилась работа
на снятие эмоционального напряжения, расширение
поведенческих нравственных норм.
В работе я применяла следующие виды игр:
-Творческие игры
-Игры с правилами
-Народные игры
Творческие
игры
– это
игры
помогающие
ребенку
больше
понять
и
прочувствовать
литературное
произведение,
игры
развивающие
речь
и
творческие способности малышей, к ним относятся:
режиссерская игра - это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок
создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами - заместителями. Она
11
является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по
инициативе ребенка;
театрализованные игры – это разновидность художественной деятельности,
направленная на восприятие литературного текста и на развитие речи и
творческих способностей;
игры – драматизации – создаются по готовому сюжету из литературных
произведений или театрализованного представления. Они помогают лучше
понять
идею
произведения,
чувствовать
его
художественную
ценность,
положительно влияют на развитие выразительности речи и движений;
сюжетно – ролевые игры- это основной вид игр дошкольников. В процессе
этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит
себя
в
социальные
ситуации,
которые
он
мог
видеть
в
реальной
жизни
взрослых.
К
самым
распространенным
сюжетно-ролевым
играм
можно
отнести
«Магазин»,
«Больница»,
«Дочки-матери»,
«Парикмахерская»,
«Автобус» и многие другие. Как видим, большинство из них знакомят детей с
различными профессиями;
конструкторские
игры –
направляют
внимание
на
разные
виды
строительства,
содействуют
приобретению
конструкторских
навыков,
организующие привлечению их к трудовой деятельности.
Игры с правилами – это особая группа игр, созданная народной или научной
педагогикой, для решения определенных задач, обучения или воспитания
детей, в свою очередь они делятся на:
дидактические игры - очень важные игры для начинающих познавать мир
малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких
важных
понятиях
как
цвет,
величина,
форма.
Такие
игры
развивают
мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета»,
«Найди пару», «Из чего сделано» и др.;
подвижные игры - дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные
игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в
движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить
12
такие
физические
качества
как
быстрота,
ловкость,
сила.
Такие
игры
особенно полезны на открытом воздухе.
Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времен. Они
построены с учетом этнических особенностей. Как правило, народные игры в
дошкольных учреждениях взаимосвязаны с народными праздниками (науруз,
масленица) и с народными приметами, которых ведут к повышению
творческих способностей
Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков
в
группах,
которые
включают
стеллажи
с
игрушками,
а
также
ковровое
покрытие,
где
размещена
часть
игрушек.
В
игровых
уголках
проводятся
занятия
по
сюжетно-ролевым
и
дидактическим
играм
и
организуются
свободные
игры
детей.
Оборудование
игровых
уголков
должно
соответствовать возрасту детей и основным задачам игровой деятельности на
каждом этапе обучения. Здесь же располагаются таблички со словами и
фразами, обозначающими игрушки, игровые принадлежности, действия с
ними, а по мере усложнения игр — названия профессий, трудовых действий
людей, обозначение их взаимоотношений.
Для эффективного формирования игры важно, чтобы их тематика и
содержание были связаны с другими разделами программы: ознакомлением с
окружающим миром, изобразительной деятельностью и конструированием,
трудом, развитием речи. Такая взаимосвязь позволит обеспечить подготовку к
играм:
накопить
необходимые
представления,
подготовить
атрибуты,
уточнить
и
активизировать
речевой
материал.
При
этом
содержание
игр
обогащается за счет привлечения аналогичной тематики на других занятиях.
Методика обучения играм детей с нарушениями слуха опирается на
закономерности игры слышащих детей, в ней учитываются особенности,
присущие дошкольникам с нарушениями слуха.
Показателем эффективности проводимых с детьми игр и действий с
сюжетными
игрушками
является
ситуация,
когда
дети
в
игровом
уголке
играют самостоятельно, а дома — с любимыми игрушками. Для того чтобы в
13
дальнейшем научить детей играть вместе, целесообразно проводить игры, где
они действуют в паре: игры с мячом, скакалкой и т. д.
В старшем дошкольном возрасте игры становятся более длительными,
продолжаются
в
течение
нескольких
недель,
видоизменяясь,
обогащаясь
новыми
элементами;
расширяется
круг
действующих
лиц
и
отражаемых
явлений. На этом этапе происходит овладение способами построения сюжета.
Наиболее часто дети играют в такие игры, как «Парикмахерская», «Город».
«У врача», «На почте», «Школа», «Ателье» и т. д.
В этих играх объединяется ряд сюжетов (например, болезнь ребенка,
приход
врача,
действия
родителей,
посещение
поликлиники,
посещение
магазина и покупка подарка для бабушки, приход в детский сад). В таких
коллективных играх участвуют все дети.
Воспитатель
учит
детей
пополнять
игры
новыми
впечатлениями
и
знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет,
перестраивать
его.
Такая
игра
предполагает
включение
элементов
планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна
быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления.
Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить
роли.
Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях
по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана с материалом
других занятий.
Помимо
сюжетно-ролевых
игр
дети
любят
играть
в
игры-
драматизации. Овладение ими связано со знакомством со сказками: «Репка»,
«Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка». Подготовка к
проведению
таких
игр
требует
участия
учителя-дефектолога,
так
как
с
текстами
сказок
дети
знакомятся
на
занятиях
по
развитию
речи.
Первоначально
проводится
эмоциональное
рассказывание
сказки
с
демонстрацией
персонажей
и
их
действий
(показ
картинок,
диафильмов,
использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых
слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение,
14
повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем
детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются действия персонажей и
их
последовательность;
подбираются
костюмы
и
атрибуты
игры,
распределяются роли. Как видим, роль учителя-дефектолога при обучении не
слышащих и слабослышащих дошкольников игре достаточно велика.
Таким
образом,
повседневное
руководство
игровой
деятельностью
помогает
формированию
социально-коммуникативных
навыков.
При
создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит
коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в
целом.
Результативность работы
После проделанной работы была проведена итоговая диагностика
коммуникативных навыков и нравственных норм поведения.
Для этого были использованы те же методики, что и на начальном
этапе. Результаты анализа подтвердили положительную динамику
проделанной работы.
Уровень сформированности нравственных норм поведения
(итоговая диагностика)
Всего 18 человек: 6 детей с нарушением слуха, 12 детей с нормой развития
(кол-во 6 чел.)
Сформирована устойчивая привычка повед.-2 чел.
Сформированы не устойчивые привычки-1 чел.
Стадия формирования привычки-2 чел.
Привычки не сформированы-1 чел.
15
0
0,5
1
1,5
2
2,5
(кол-во 12 чел.)
Сформирована устойчивая привычка повед.-6 чел.
Сформированы не устойчивые привычки-1 чел.
Стадия формирования привычки-3 чел.
Привычки не сформированы-2 чел.
Уровень коммуникативных навыков
(3 год)
Всего 18 человек: 6 детей с нарушением слуха, 12 детей с нормой развития
(кол-во 6 чел.)- диаграмма слева (кол-во 12 чел.)-диаграмма справа
Высокий уровень - 2 чел. Высокий уровень - 2 чел.
Средний уровень -3 чел. Средний уровень -3 чел.
Низкий уровень - 1 чел. Низкий уровень - 1 чел.
16
высокий
средний
низкий
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
высокий
средний
низкий
0
1
2
3
4
5
6
7
Итоговый
анализ
показал
средние
результаты.
Дети
стали
самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты,
больше играть. Снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и,
наоборот,
повысилось
участие
«замкнутых»,
уменьшилось
количество
демонстративных реакций, т.е. повысились коммуникативные способности.
Таким образом, если применять систему игровых технологий в работе с
детьми
с нарушением слуха и нормой развития старшего дошкольного
возраста,
то
социальная
адаптация
к
школе
таких
детей
будет
более
эффективной.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Проблема успешной социализации детей с нарушениями в развитии
была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее
время.
Социализация
у
дошкольников
процесс
сложный
и
длительный.
Социальное воспитание ребенка сложный педагогический процесс.
Прежде
чем
начать
работу
в
детском
саду,
я
пыталась
изучить
отношение
родителей
к
данной
проблеме
и
провела
анкетирование.
Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные
мнения,
как
правило,
всем
хотелось
бы,
чтобы
их
дети
успешно
адаптировались в обществе.
Заключение
17
Целью данной работы было оказание практической помощи детям с
нарушением
слуха
и
нормой
развития
в
социальной
адаптации,
через
использование игровых технологий в условиях ДОУ.
Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в
интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить
определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для
жизни
в
обществе.
Одним
из
условий
успешной
социализации
детей
с
ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной
жизни, поддержка и оказание им помощи при поступлении в школу.
В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые
для
жизни
в
обществе,
усваивает
определённые
ценности
и
формы
поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального
поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков,
необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей
и функций.
Основные
задачи
социализации
заключаются
в
формировании
ценностей
и
общепринятых
норм
поведения
необходимые
для
жизни
в
обществе,
коммуникативной
и
социальной
компетентности
и
самый
эффективный метод для успешной социализации – игра.
Цель
данной
наработки
состояла в оказании практической помощи
детям
в
социальной
адаптации:
устранении
искажений
эмоционального
реагирования
и
стереотипов
поведения,
реконструкции
полноценных
контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей
решения поставленных задач
Таким образом, цели, поставленные в работе достигнуты. Гипотеза,
выдвинутая в исходном положении нашла свое подтверждение.
Однако
данное
исследование
не
претендует
на
исчерпывание
проблемы
социализации детей с ограниченными возможностями.
18
Литература
1.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. — М.: Владос, 2004 – 189 с.
2.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.:АРКТИ, 2003.
3.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение,
2001 – 215 с.
4.
Выгодский Г. Л. Обучение глухих детей сюжетно-ролевым играм. - М.:
Просвещение, 2001 – 187 с.
5.
Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод
обучения в специальной педагогике.//Дефектология – 2001- №2- С.77-
83 с.
6.
Исенина И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих
детей первых лет жизни. – М.: Академия, 1999.
7.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из
опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих
детей. – М.: Просвещение, 2000 – 192 с.
8.
Носкова Л.П. Методика развития речи детей с нарушениями слуха./
Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2004 – 163 с.
9.
Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих
детей. // Дефектология. – 2001 – № 6 – 29 с.
10.Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста.
М.: Просвещение, 2001 – 56 с.
11.Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.:
Просвещение, 2001 – 119 с.
12.Синяк В.А., Нудельман В.В. Особенности психического развития
глухого ребенка. – М.: Просвещение, 2001 – 161 с.
13.Специальная педагогика./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд.центр
"Академия", 2000 – 368 с.
Приложение 1.
Игры способствующие развитию социально – коммуникативных навыков
Игра «Передай телеграмму»
Чётное количество детей образуют круг. Двое игроков, стоящих друг против друга в
середине полукруга, – «передатчик» и «приёмник». Начинает игру «передатчик»: пожимая
одновременно левую руку ребёнку, стоящему от него справа, и правую руку ребёнку,
19
стоящему слева, отправляет сообщение «приёмнику». Получив сообщение, «приёмник»
говорит: «Телеграмму получил». Выигрывает та часть круга, которая сделает это быстрее.
Игра-упражнение «Наблюдательность»
Водящий (определяется по считалке) выходит за дверь. Дети решают, о каком
ребёнке они будут задавать вопросы (не более пяти). Если водящий угадывает, о ком идёт
речь, то этот ребёнок становится водящим, если нет – считалкой выбирается новый.
Игра «Кто за кем?»
Дети выстраиваются в колонну. Водящий запоминает, кто за кем стоит. Затем
отворачивается и называет порядок построения.
Усложнение
игры:
предложить
детям
перестроиться,
а
водящего
попросить
восстановить старый строй.
Игра «Просьба»
Дети (в парах) просят друг у друга какой-нибудь предмет, используя вежливые
слова, обращаясь к партнёру по имени, говоря ему комплименты и др. Выигрывает тот, кто
наберёт больше предметов.
Игра «Такси»
Дети (по двое) становятся внутри большого обруча и с противоположных сторон
держат его в опущенных руках. Один ребёнок – водитель такси – стоит впереди, второй –
пассажир – сзади. По сигналу они начинают ходить или бегать по дорожке в одном
направлении, стараясь не задевать другие «машины». Через некоторое время водитель и
пассажир меняются ролями. Затем воспитатель усложняет задание: дети двигаются в
разных направлениях, делают остановки (место обозначено флажком), на остановках
пассажиры меняются: один выходит из такси, другой заходит.
Игра-упражнение «Ласковое имя»
Дети сидят в кругу, воспитатель предлагает им сказать, как их называют ласково
дома. Затем воспитатель предлагает детям бросать друг другу мяч, называя сверстников
«ласковыми» именами.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Сначала дети называют разные словесные способы приветствия. Затем воспитатель
предлагает поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, придумать собственный
необычный способ приветствия.
Игра-упражнение «Ёлочка»
Дети образуют круг. Один ребёнок (по желанию) с шишкой в руках становится в
центр круга – это «ёлочка».
Инструкция ведущего. «Представьте себе, что скоро Новый год и нужно украсить
ёлочку.
Жаль,
что
у
нас
нет
настоящих
стеклянных
шаров,
мишуры,
но
мы
можем
повесить на ёлку волшебные игрушки, внутри которых спрятано что-то хорошее: крепкая
дружба,
весёлый
смех,
смелость,
честность,
ласковая
улыбка.
Пусть
каждый
из
вас
придумает такую игрушку, повесит её на ёлку и расскажет о ней всем детям».
Ведущий
показывает,
как
нужно
вешать
игрушку:
обязательно
прикасаться
к
«иголкам» – телу ребёнка. Игра заканчивается хороводом вокруг ёлки.
Если ребёнок не может придумать игрушку, ведущий помогает. Желательно, чтобы
в роли ёлочки побывал каждый ребёнок (при повторении игры в другие дни).
Упражнение-конкурс «Давайте хвалиться!»
Дети сидят в кругу. Инструкция ведущего. «Сегодня у нас необычный конкурс – вы
будете хвалиться соседом справа. Выиграет тот, кто сделает это лучше. Посмотрите
20
внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что умеет делать, что у него хорошо
получается, например; Лена – очень умная, хорошо читает стихи, быстро бегает, весёлая».
После того как все дети похвалят своего соседа, определяют победителя. Можно
обсудить, кому больше понравилось хвалить, а кому – слушать, что про него рассказывают.
Игра «Кактусы растут в пустыне…»
Дети берутся за руки, ходят по кругу и говорят: «Кактусы растут в пустыне,
кактусы растут в пустыне…» В центре круга стоит ведущий, периодически поворачиваясь
в разные стороны. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит:
«Ой!» Он должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с
ним игроки сразу сцепили руки.
Если ведущий заметит, что кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его
плеча и спрашивает: «Что с тобой?» Играющий придумывает любой ответ, связанный с
кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»), и
остаётся в общем круге. Игра продолжается (главное условие – ответы детей не должны
повторятся).
Игра «Медвежата на прогулке»
Инструкция ведущего. «Вы все – маленькие медвежата, гуляете по лугу и собираете
сладкую землянику. Один из вас – самый старший. Его задача – следить за остальными и
быстро проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого
игрока».
Звучит
весёлая
музыка,
дети
ходят
по
комнате
и
изображают
медвежат
–
переваливаются,
делают
вид,
будто
собирают
ягоды.
Когда
музыка
останавливается,
ведущий объявляет, кто будет старшим медвежонком, и просит проверить, все ли на месте.
После того как выяснится, что никто не потерялся, игра возобновляется. Через несколько
минут ведущий назначает другого ребёнка старшим медвежонком. Игра продолжается до
тех пор до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.
Тот, кто выполнит задание быстрее всех, объявляется самым лучшим старшим
медвежонком. В конце игры ведущий объясняет, почему победитель смог выполнить
задание лучше, чем остальные: он действовал спокойно и организованно.
Игра «Далеко-далеко, в густом лесу…»
Инструкция. На вопрос ведущего «Далеко-далеко, в густом лесу… кто?» должен
ответить
только
один
игрок,
например
«лисята».
Несколько
ответов,
произнесённых
одновременно, ведущий не принимает и повторяет фразу ещё раз. Дети должны сами, без
участия взрослого, договориться, кто будет отвечать. Когда получен единственный ответ,
ведущий продолжает фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы
принимаются по тем же правилам.
Если фраза станет достаточно длинной, можно начать игру сначала, но обязательно
со слов «Далеко-далеко, в густом лесу…».
21
Приложение 2. Планирование работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника
Задачи
Образовательное взаимодействие
педагога с детьми
Организация
предметно-
развивающей среды
Взаимодействие
с семьей
воспитанника
В режимных моментах
Индивидуальное
и
подгрупповое
Фронтальное
(занятия, труд)
Усвоение
дошкольником
н о рм
и
ц е н н о с т е й ,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные ценности
Утренний
прием:
ут ро
р а д о с т н ы х
в с т р е ч
(традиционное
общепринятое приветствие)
Культурно-гигиенические
процедуры
(напоминание,
показ)
Сюжетно-ролевые игры
Коммуникативные игры
Мультимедиа-презентация
«Уроки этикета»
Просмотр
мультфильмов:
«Что
такое
хорошо
и
что
такое плохо», «Ох и Ах» и
другие
Чтение
художественной
литературы
Проект
«Символика
группы»
Беседы,
словесные
игры на закрепление
понятий
Чтение
художественной
литературы
Речевые занятия
Этические беседы
Фабульный сюжет
Продуктивная
деятельность
Р а б о т а
с
дидактической
игрушкой
Подбор иллюстраций,
детских книг
Схемы «Одевайся по
порядку»,
«Каждой
вещи
свое
место»,
«Порядок сервировки
стола»
Дидактическая
и г р у ш к а
( к у к л а ,
мишка и т.п.)
Беседы
Рекомендации по
семейному
чтению
Консультация
«Моральные и
нравственные
ценности –
дошкольнику»
Буклет «10
заповедей для
родителей»
Итоговое событие
Литературный вечер «Что такое хорошо и что такое плохо» с участием родителей
Развитие
общения
и
взаимодействия ребенка
с
в з р о с л ы м и
и
сверстниками
Индивидуальная работа во
время утреннего приема.
Социальные знаки (повязка
д е ж у р н о г о ,
р ул ь
и л и
флажок у стоящего впереди
Беседы
педагога
с
детьми, детей между
с о б о й
п о д
руководством
педагога
Этические беседы
Речевые занятия
Фабульные сюжеты
Коллективный
труд,
коллективная
Подбор иллюстраций,
детских книг
Схема
«Ежели
вы
вежливы»
Правила группы
Беседы
Папка-
передвижка
« Е ж е л и
В ы
вежливы»
22
ребенка).
Игры на прогулке (младшие
д о ш к о л ь н и к и
–
п о д
руководством
педагога,
старшие –
самостоятельно)
Коммуникативные игры
Сюжетно-ролевые игры
И г р ы
в
п а р а х
и
подгруппах
Словесные игры
Д е н ь
л ю б и м о й
игрушки
И н с ц е н и р о в к и
и
театрализованные
игры
Проект
«Правила
н а ш е й
г р у п п ы »
(педагог
с
детьми
п р и д у м ы в а е т
и
оформляет
общепринятые
правила для детей и
взрослых).
продуктивная
деятельность
Дидактическая
и г р у ш к а
( к у к л а ,
мишка и т.п.)
Индивидуальные
консультации
психолога
Буклеты
«Капризный
ребенок»,
«Воспитываем
примером»
Итоговое событие
Совместный детско-родительский досуг «Культура поведения в семье и обществе»
Итоговое событие
Детско-родительский праздник «Ярмарка эмоций» (совместно с психологом)
Формирование
уважительного
отношения и чувства
принадлежности к
своей семье и
сообществу детей и
взрослых в детском саду
Беседы во время утреннего
приема,
на
прогулке
о
семье, детском саде, родной
стране, мире, планете
Сюжетно-ролевые игры
Мультимедиа-презентации:
Моя
семья,
Моя
группа,
Наш детский сад
Обыгрывание
ситуаций
Словесные игры
Игры в парах и
подгруппах
Создание плаката
«Наша группа»
(продуктивная
подгрупповая
деятельность)
Этические беседы
Беседы о семье
Продуктивная
деятельность
«Моя
семья»
Подбор иллюстраций,
детских книг о семье
А т р и б у т и к а
д л я
сюжетно-ролевых игр
Мультимедиа-
презентации,
видеоролики,
мультфильмы
Семейный проект
«Генеалогическое
дерево семьи»
Фото-конкурс
«Как две капли»
Итоговое событие
Итоговый совместный праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
23
Приложение 3
Опрос-беседа "Знание нравственных норм поведения"
Цель: выяснить знание нравственных норм поведения
Дети должны дать ответы на вопросы:
Что по-твоему рассказал ей Миша?
Какие поступки мальчика тебе не понравились?
Как поступил бы на его месте ты?
"Мальчику Мише 6 лет, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам
Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.
Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в
группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а
какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не
стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.
Ваня
–
друг
Миши,
увидел
у
него
в
руках
новую
машинку
и
вежливо
попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину,
и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша
пошел играть с другими мальчиками.
За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и
опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу
за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом.
Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.
Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице
свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше
никогда не даст ей свои игрушки.
Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей,
воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша
ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел
разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами
рассадили красиво игрушки.
24
По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-
твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились?
Как поступил бы на его месте ты?"
25