Автор: Гормашова Маргарита Маратовна
Должность: Преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МУ ДО ДШИ №1 Чердаклинского района, Ульяновской области
Населённый пункт: р.п. Чердаклы, Чердаклинский район, Ульяновская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: «Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей»
Раздел: дополнительное образование
«Хореографическое искусство
как средство эстетического
воспитания детей»
В формировании эстетической и художественной культуры личности
хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического
воспитания.
Нравственно-эстетическое воспитание
детей средствами хореографии
позволяет заложить основы норм и правил поведения в различных
жизненных
ситуациях.
В
процессе
обучения
танцу,
в
общении
со
сверстниками происходит формирование навыков культуры поведения и
усвоение этики взаимоотношений.
В танцевальном искусстве максимально гибко и гармонично сочетается
технология
воспитания
нравственно-эстетических
ориентиров
с
возможностью формирования физического компонента здоровья человека.
Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию
уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических
комплексов. Воспитанники во время обучения получают представление о
том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека, что
красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела,
выразительность, легкость, сила, грация.
Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок,
владеющий балетной осанкой и хореографическими навыками, восхищает
окружающих. Но их формирование -процесс длительный, требующий многих
качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойства характера,
которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти
качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют
успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей,
занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в
танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие,
нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в
хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они
выделяются
не
только
своей
осанкой,
но
и
прической,
чистотой
и
элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии.
Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут
впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и
портфели девочек — в руках у мальчиков. Внимание и забота о других —
необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают
эти задачи.
Творческая личность — важнейшая цель как всего процесса обучения, так и
эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к
эстетическому
творчеству,
невозможно
решить
важнейшую
задачу
всестороннего и гармоничного развития личности.
Все дисциплины учебного цикла на отделении хореографии по-своему
развивают и воспитывают ребенка.
Ритмика предлагается для самых маленьких воспитанников первого года
обучения. Цель предмета - научить ребёнка передавать характер музыки, её
образное содержание через пластику движений. Происходит знакомство с
основными танцевальными движениями, развивается ритмический слух,
чувство пространства, творческие способности.
Основой изучения хореографического искусства является классический
танец.
Он
дисциплинирует
ребенка,
вырабатывает
подтянутость,
собранность
и
аккуратность.
Классический
танец
воспитывает
навык
правильной осанки, гармонично развивая тело, раскрепощая движения.
Кроме того, он прививает чувство красоты, художественный вкус.
Народная хореография раскрывает для ребёнка танцевальные традиции и
культурное наследие народов России, воспитывает чувство патриотизма.
Анализируя характер движений, пространственное построение народного
танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети углубляют свои
знания по географии, истории, музыкальной культуре народа. Народный
танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память
предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам
народной культуры.
Современная хореография с её стремительными ритмами, необычными и
сложными положениями тела наиболее интересна для детей и подростков.
Творческие задания воспитывают активность и инициативность, развивают
творческое мышление.
Бальный танец
воспитывает особые (нравственные) отношения между
мужчиной и женщиной. У мальчиков это галантность, у девочек —
женственность, нежность.
Спортивный танец способствует развитию детей средствами гимнастики и
акробатики. Воспитанники знакомятся с основными элементами спортивного
танца и правилами их исполнения, в процессе занятий развиваются
природные данные, основные исполнительские навыки.
Хореографическое
искусство
у
ребенка
является
дополнением
и
продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством
приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы
получить из каких-либо иных источников.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей
хореографией являются прекрасным средством их воспитания, так как:
1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-
эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают
расхлябанность, распущенность.
2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество —
чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают
более организованно продумывать свои планы.
4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают
свою судьбу с профессиональным искусством.
5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.
Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития детей.
Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности.
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу
положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка,
делают его поведение естественным. Он учится чувствовать ритм, понимать
характер мелодии, у него развивается художественный вкус, образное
мышление, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более
глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Танец — это
жизнь в гармонии с миром и с самим собой.
Список литературы:
1. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. – М.: 1990.
2. Лифиц И.В. Учебное пособие для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений «Ритмика». - М.: 1999.
3. Харламов И.В. Педагогика. - М., 1990.
4. Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.:
1993.
5. Лихачев Б. Педагогика. - «Высшая школа», 1990.
6. Волчегорская Е. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка.
7. Слонимский Ю. В честь танца. – М.: 1988.
8. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движение. -М., 1984.
9. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение.
10. Движения и музыка /Игры, пляски, хороводы для детского сада.//Сост. Л.
Генералова. М.: Музыка, 1966.