Напоминание

"Индивидуальная программа развития (СИПР)"


Автор: Фролова Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Рыбинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ
Населённый пункт: Тамбовская область
Наименование материала: образовательная программа
Тема: "Индивидуальная программа развития (СИПР)"
Раздел: начальное образование





Назад




Рыбинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

Моршанского района Тамбовской области

СОГЛАСОВАНО

Протокол методического объединения

учителей начальных классов

№ от _________2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

__________Степанникова И.И.

Приказ №____ от _____2017 г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ( СИПР )

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 4 КЛАССА

Самойлова Александра

Разработчик программы:

учитель начальных классов

Фролова Галина Викторовна

2017г

1.Общие сведения

Самойлов Александр Сергеевич родился 4 августа 2007года. Проживает по адресу:

Моршанский район, село Давыдово, улица 2-Лемасово,24.

В Рыбинском филиале Саша обучается с 14 ноября 2016 года ( со 2 учебной четверти). До

этого он проходил обучение с 1 класса в Давыдовском филиале по индивидуальной

адаптированной программе 8 вида. По результатам психолого-медико-педагогического

обследования Саша переведен на обучение по специальной индивидуальной программе

развития (СИПР) . По предписанию обучение проводится в образовательном учреждении в

индивидуальной форме очно и очно-заочно.

Семья, в которой растёт Саша, полная ( мама и папа в гражданском браке), благополучная.

Воспитанием занимается в основном мама, Самойлова Ирина Ивановна, так как большую

часть времени находится рядом с ребёнком. В семье царят отношения взаимного уважения и

сотрудничества. К Саше предъявляются адекватные требования в сфере самообслуживания,

взаимопомощи. В воспитании ребёнка активное участие принимают бабушки, которые с

самого раннего детства чрезмерно опекают его, поэтому в процессе выполнения домашних

просьб и поручений Саша проявляет капризы и непослушание.

Саша имеет V группу здоровья c диагнозом ДЦП и ЗПРР.

2. Психолого- педагогическая характеристика

Особенности моторной сферы Координация движения нарушена, по ровной поверхности

передвигается самостоятельно, в других случаях – с поддержкой со стороны взрослых. Темп

и ритм движения слабо развиты, Саша часто не может повторить показанные ему простые

упражнения для рук, ног и тела.

Мелкая моторика слаборазвита: с мелкими предметами работает с трудом. Сложность в

захвате предмета кончиками пальцев и точном переносе его. Точное соединение частей в

целое получается только с посторонней помощью.

Карандаш удерживает левой рукой, но при работе с другими предметами ведущей может быть

и правая рука.

Характеристика познавательной сферы ребенка

Внимание непроизвольное. Во время занятий Саша способен 15-20 минут заниматься одним

видом деятельности, если эта работа ему интересна. Если ему предложенное занятие не

интересно, то он просто перестаёт реагировать на слова учителя.

Память развита, но отследить уровень её развития сложно из-за отсутствия речи. Создается

впечатление, что всю полученную информацию Саша откладывает в своей памяти, потому что

часто в его действиях и реакциях на происходящее неожиданно проявляется раннее

проработанная с ним информация.

Понимает некоторые пространственные отношения ( вверху-внизу, под, над, около). Может

осуществить простейшие классификации. Не понимает содержание сюжетных рядов и картин,

но после чтения может показать по картинкам героев и их действия. Саша не выполняет

счетные операции, у него не сформированы временные представления. Смысл предлагаемого

задания понимает только после неоднократных объяснений с показом образца, а само задание

выполняет только с помощью учителя.

Состояние знаний ребенка по разделам программы

Запас общих сведений об окружающем мире на низком уровне. Знает свое имя, родственные

отношения ( мама, папа, баба), окружающих его животных, предметы быта ( показывает все

на картинках).Элементарные математические представления не сформированы: не владеет

счетом, не знает цифры, не умеет считать.Представление о цвете развито слабо. Редко может

различить цвета, подобрать «такой же цвет».Имеет слабое представление о форме, может

иногда выделить по слову круг, треугольник, квадрат.Навыки ИЗО деятельности не

сформированы, движения карандашом хаотичные, не создающие образа. Саша не может

провести четкую линию даже при управлении его рукой по нужной траектории.

Отношение к занятиям

Саша старается контролировать свою деятельность, выполняет интересные ему задания с

удовольствием и до конца, а те, что не интересны, может оставить незаконченными. В случае

затруднения просто бросает работу. Принимает любую помощь и практически все задания и

упражнения выполняются с помощью учителя.

Характеристика речи ребенка

Связанная речь у ребёнка отсутствует. Произношение ограничивается отдельными звуками и

несколькими словами: мама, папа, баба.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания развиты недостаточно, но Саша самостоятельно может есть, пить,

пользоваться ложкой; мыть руки, умываться; с трудом наденет на себя некоторую одежду.

Интерес к игрушкам неустойчивый, больше любит, когда ему читают книги и нравится

рассматривать картинки.Матрешку и пирамидку самостоятельно собрать не сможет.

Складывание из палочек фигуры по образцу , постройка башни из кубиков вызывает

большую трудность.

Отношения в общении

Трудностей в общении у Саши нет. Он легко идет на контакт как со взрослыми, так и с детьми.

Другие дети относятся к нему доброжелательно, пытаются общаться с ним и вовлекают в

игровую деятельность.

Личностные особенности

В процессе общения Саша проявляет адекватные эмоциональные реакции, активно участвует

в общении, спокойно реагирует на замечания взрослых. Он проявляет доброе, нежное

отношение к окружающим, без стремления обидеть, навредить другим.

Состояние здоровья и поведение Саши позволяет ему проходить обучение в

образовательном учреждении в индивидуальной форме. Для этого созданы все условия:

доступный подход к школе, удобная парта, соответствующая росту, наличие дидактических

материалов.

3. Учебный план индивидуального обучения (СИПР)

п/п

Раздел

специальной

индивидуальной

образовательной программы

Учебных

часов

в неделю

Учебных

часов

в год

очно

заочно

очно

заочно

1

Человек

1

1

33

33

2

Формирование

предметно-практической

деятельности

2

66

3

Изобразительное искусство

1

1

33

33

4

Речь и альтернативная коммуникация

2

66

5

Музыка и движение

2

66

66

Максимальная нагрузка

8

2

264

132

Внеурочная деятельность

№п/п

Направление деятельности

Часов в неделю

Часов в год

очно

заочно

очно

заочно

1.

Пластилинография «Умные

пальчики»

1

1

33

33

Учебная нагрузка составляет 10 часов в неделю в очной форме. Из них 2 часа в очно-

заочной форме. Внеурочная деятельность – 2 часа: 1 час в очной форме. 1 час в очно-заочной

форме. Продолжительность одного занятия 20 минут с 15-минутным перерывом.

Дни учебных занятий:

понедельник

среда

пятница

Человек

1

Формирование предметно-практической

деятельности

1

1

Изобразительное искусство

1

Речь и альтернативная коммуникация

1

1

Музыка и движение

1

1

Пластилинография « Умные пальчики»

1

Продолжительность обучения: учебный год - 33 недели.

Начало учебного года: 1 сентября 2017 года

Окончание учебного года: 31 мая 2018года

4. Содержание учебных предметов

Человек – 66 часов

Представления о себе.

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика

(девочки), юноши (девушки). Узнавание

(различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо),

туловище (спина,

живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека

(глаза, брови, нос,

лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.

Называние своего имени и фамилии.

Называние своего возраста.

Гигиена тела.

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание

воды

до

комфортной

температуры.

Вытирание

рук

полотенцем.

Сушка

рук

с

помощью

автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:

открывание

крана,

регулирование

напора

струи

и

температуры

воды,

намачивание

рук,

намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана,

регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо,

протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке

зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,

выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки,

закрывание тюбика с зубной пастой.

Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос:

намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.

Мытье ушей. Чистка ушей.

Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног:

намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела

водой, намыливание частей тела, смывание мыла,

вытирание тела.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение

кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание

кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками.

Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко

рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки,

накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи,

опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в

тарелку.

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки

(перчатки), свитер (кофта), рубашка (футболка), майка, трусы, брюки (джинсы, шорты), носки

(колготки). Знание назначения предметов одежды.

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки.

Знание

назначения

видов

обуви

(спортивная,

домашняя,

выходная,

рабочая).

Узнавание

(различение) головных уборов

(шапка, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Соблюдение последовательности

действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание

куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).

Контроль своего внешнего вида.

Формирование предметно – практической деятельности – 66 часов

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с

педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с

речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их

функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать

крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке; доставать

палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть

игрушки

(тележку,

шарики)

за

веревочку;

играть

деревянными

ложками;

перекладывать

предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; играть с

воздушными шариками; махать ленточкой; снимать колечки с пирамидки и нанизывать из на

стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ»,

«прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка

(взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины,

кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и

кистей

рук.

Учить

работать

с

пластилином,

тестом,

другим

пластическим

материалом

(разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать,

придавливать и т.д). Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм),

выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию

из кубиков, конструктора и т.д.

Изобразительное искусство – 66 часов

На ИЗО осуществляется развитие и коррекция зрительных, слуховых, осязательных

восприятий,

координация

работы

анализаторов,

развитие

и

коррекция

пространственной

ориентировки,

наглядного

мышления

и

т.д.

Решение

данных

коррекционных

задач

осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной

деятельности

(раскрашивание,

игра

…).

Многие

виды

работ,

которые

вводятся

и

отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются и на других уроках. Учить рисовать

кистью, применяя методы промакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично

наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии.

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной

рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в

окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной

инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на

появившиеся в его поле зрения предметы. Формировать целостный образ предмета. Развивать

восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на

предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет

из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

Речь и альтернативная коммуникация – 66 часов

Коммуникация.

Коммуникация с

использованием вербальных средств.

Установление контакта

с

собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального

состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание

взглядом

на объект п р и выражении своих желаний,

ответ

на

вопрос.

Выражение мимикой согласия

(несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие

(прощание) с

использованием

мимики.

Выражение же стом согласия

(несогласия),

удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),

обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста

Импрессивная речь.

Понимание простых п о звуковому составу

слов

(мама,

папа,

дядя

и

др.

Реагирование на собственное имя.

Узнавание (различение) имён членов семьи,

педагогов.

Понимание слов,

обозначающих предмет

(посуда,

мебель,

игрушки,

одежда, обувь,

животные,

овощи,

фрукты,

бытовые приборы,

школьные принадлежности,

продукты,

транспорт,

птицы

и др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда,

мебель, игрушки,

одежда, обувь,

животные, овощи,

фрукты,

бытовые приборы,

школьные принадлежности,

продукты,

транспорт,

птицы и др) .

Понимание слов,

обозначающих действия предмета

(пить,

есть,

сидеть,

стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов,

обозначающих признак предмета

(цвет,

величина,

форма и

др).

Понимание слов,

обозначающих признак действия,

состояние (громко,

тихо,

быстро,

медленно,

хорошо,

плохо,

весело,

грустно и др.).

Понимание слов,

указывающих на предмет, его признак (я,

он, мой,

твой и др.) .

Понимание слов,

обозначающих число,

количество предметов (пять,

второй и др.).

Понимание слов,

обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,

под,

из,

из-за и др.).

Понимание простых предложений.

Понимание сложных предложений.

Понимание содержания текста.

Музыка и движение – 66 часов

Слушание и пение.

Слушание и различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов

и т.д.

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц

и зверей). Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька,

барабан, дудочка, металлофон. Выбор такого же музыкального инструмента или его

изображения на картинке. Название инструмента.

Привлечение учащихся к слушанию детских аудиокниг с иллюстрациями.

Совместное слушание сказок, записанных на аудиокассеты.

Музыкально-ритмические движения.

Обучение движениям в пространстве зала, простейшим движениям, которые выполняются в

соответствии с характером музыки (быстро, медленно). Игры под музыку, включающие

противоположные действия, крупные и мелкие движения: шаги, бег, подпрыгивания, сохраняя

равновесие и перенося предметы одной или двумя руками.

Движения под музыку по «тропинкам», выложенным из веревок, по следочкам, по сенсорным

дорожкам.

Совместные с учащимися музыкальные игры с сюжетными игрушками, игры-имитации, игры

на звукоподражание.

Обучение учащихся ориентировке в пространстве в ходе музыкальных игр: имитация

действий хорошо знакомых сказочных персонажей.

Игра на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками (барабан, дудочка, гармошка и

др.) для развития аудиального восприятия. Формирование начальных навыков игры на

самодельных музыкальных инструментах: ложках, трещетках, колокольчиками и др.

Обучение сопровождению игры на музыкальных инструментах движениями и подыгрыванием

на барабане, дудочке, маракасе и т.д.

Пластилинография « Умные пальчики» -66часов

«Контурное рисование пластилином»

Приём « размазывание». Изображение рисунка частично или полностью покрывается путём

размазывания ровным , тонким слоем из пластилина. Затем по желанию обрабатывается по

контуру тонким пластилиновым жгутиком .

Приём «растушёвка». Пластилиновый жгут прокладывается по контуру изображения и

лёгким движением руки растушёвывается от края к центру.

Приём «Тычкование». Раскатывается пластилиновый жгут нужного цвета и прокладывается

по контуру изображения , затем он оформляется тычком в виде небольшого оттиска от

предмета .Это может быть: паста от ручки, стека или просто острая палочка.

Приём «Штамповка» .Из пластилина на карандаше или другой острой палочки делается

печать – клише в виде небольшого узора ( круг, овал, квадрат и т.д.), которая обмакивается в

густую краску и штампуется на чистой , ровной поверхности, уже обработанной по контуру.

Прием "Рисование жгутами". Из пластилина раскатываются жгуты и укладываются на

готовый шаблон. Направление жгутов зависит от характера рисунка.

5. Работа с семьёй

№п/

п

Направление работы

Сроки

1

Сбор информации о семье.

Изучение материально- бытовых

условий жизни ребенка.

сентябрь

2

Составление характеристики

ребенка по опросу родителей.

сентябрь

3

Привлечение родителей к составлению СИПР.

сентябрь

4

Индивидуальные психолого-педагогические

консультации по вопросам обучения и воспитания.

после

каждого

учебного

дня

5

Обучающее консультирование

« Значение мелкой моторики рук для всестороннего развития детей».

октябрь

6

Обучающее консультирование

« Роль родителей в развитии речи детей»

ноябрь

7

Обучающее консультирование

« Самообслуживание и его значение для ребенка»

январь

8

Обучающее консультирование

« Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ»

март

9

Обучающее консультирование

«Играйте вместе с ребёнком»

апрель

10

Консультации по результатам оценки

динамики обучения

декабрь

май

6. Технические средства и дидактические материалы

Удобная парта, соответствующая росту. Наборы предметных картинок, набор сюжетных

картинок по предмету «Человек». Игрушечная посуда, кукла, одежда для куклы. Зеркало,

расческа.

Баночки разного размера, ложки. Пуговицы, бусинки, камешки разного размера.

Сыпучие крупы, бобовые. Пирамидки, матрешки, кубики разного размера, мягкие пазлы,

мозаика. Тележка, мячи разного размера.

Краски, гуашь для пальчикового рисования, альбом, кисточки, тетради для

раскрашивания. Набор карточек по цветоопределению.

Подборка детских хорошо иллюстрированных книг, предметные карточки, сюжетные

картинки.

Игрушки .Аудиокассеты на узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды,

голоса птиц и зверей). Карточки с изображением различных музыкальных инструментов и

игрушек, которые учащиеся используют в свих играх-занятиях.Магнитофон, аудиокассеты с

записями различных мелодий и детских песен.Музыкальные инструменты: барабан, бубен,

ксилофон, погремушки.

7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов

освоения

СИПР,

разработанной

на

основе

АООП

образовательной

организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР

и

развития

жизненных

компетенций

ребёнка

по

итогам

учебного

года.

Мониторинг

результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга

специалисты

образовательной

организации

оценивают

уровень

сформированности

представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в

форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется

СИПР на следующий учебный период.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1.

Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок

позволяет что-нибудь сделать с ним)

пу

2.

Активное участие- действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

ди

По подражанию или по образцу

Самостоятельно с ошибками

самостоятельно

до

сш

с

Сформированность представлений

1.

Представление отсутствует

-

2.

Не выявить наличие представлений

?

3.

Представление на уровне:

Использования по прямой подсказке

Использования с косвенной подсказкой (изображение)

Самостоятельного использования

пп

п

+

Содержание

I полугодие

II полугодие

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств

-установление зрительного контакта с взрослым

с

- реагирование на собственное имя

с

- приветствие собеседника

с

- привлечение к себе внимания речью

сш

- выражение своих желаний с использованием слова

сш

- обращение с просьбой о помощи

сш

- выражение согласия и несогласия

д

- выражение благодарности

-

- прощание с собеседником

д

Развитие

речи

средствами

вербальной

и

невербальной коммуникации

Импрессивная речь

- понимание слов, обозначающих объекты/субъекты

(предметы, материалы, люди, животные и т.д.)

=

- понимание слов, обозначающих признак предмета

(цвет, величина, форма и др.)

дд

-

понимание слов, обозначающих число, количество

предметов (пять, второй и др.)

дд

- понимание слов, обозначающих места расположения

объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на

верхней полке» и так далее)

д

- понимание словосочетаний, простых предложений

д

Временные представления

- различение времен года (осень, зима, весна, лето)

сш

- различение частей суток («утро», «день», «вечер»,

«ночь»)

сш

- составление последовательности событий

д

3.2. Человек

Представления о себе

-

узнавание

(различение)

мальчика

и

девочки

по

внешнему виду

д

- узнавание (различение) частей тела (голова (волосы,

уши,

шея,

лицо),

туловище

(спина,

живот),

руки

(локоть,

ладонь,

пальцы),

ноги

(колено,

ступня,

пальцы, пятка)

с

- узнавание (различение) частей лица человека глаза,

брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)

с

- знание назначения частей лица

сш

Семья

- узнавание (различение) членов семьи

с

- узнавание (различение) детей и взрослых

с

- определение своей социальной роли в семье

с

- различение социальных ролей членов семьи

сш

- представление о бытовой и досуговой деятельности

членов семьи

до

Гигиена тела

- различение вентилей с горячей и холодной водой

пп

- регулирование напора струи воды

дд

- смешивание воды до комфортной температуры

-

- вытирание рук полотенцем

д

-

соблюдение

последовательности

действий

при

мытье

и

вытирании

рук:

открывание

крана,

регулирование

напора

струи

и

температуры

воды,

намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с

рук, закрывание крана, вытирание рук

дд

-

соблюдение

последовательности

действий

при

мытье

и

вытирании

лица:

открывание

крана,

регулирование

напора

струи

и

температуры

воды,

набирание воды в руки, выливание воды на лицо,

протирание лица, закрывание крана, вытирание лица

дд

-

соблюдение

последовательности

действий

при

чистке зубов и полоскании полости рта: открывание

тюбика

с

зубной

пастой,

намачивание

щетки,

выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка

зубов,

полоскание

рта,

мытье

щетки,

закрывание

тюбика с зубной пастой

дд

- расчесывание волос

д

Туалет

- сообщение о желании сходить в туалет

сш

- сидение на унитазе и оправление малой/большой

нужды

п

- пользование туалетной бумагой

-

- соблюдение последовательности действий в туалете

(поднимание крышки (опускание сидения), спускание

одежды

(брюк,

колготок,

трусов),

сидение

на

унитазе/горшке,

оправление

нужды

в

унитаз,

пользование

туалетной

бумагой,

одевание

одежды

(трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива

воды, мытье рук

-

Одевание и раздевание

- узнавание (различение) предметов одежды: пальто

(куртка,

шуба,

плащ),

шапка,

шарф,

варежки

(перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка,

футболка),

майка,

трусы,

юбка

(платье),

брюки

(джинсы, шорты), носки (колготки)

с

- узнавание (различение) деталей предметов одежды:

пуговицы

(молнии,

заклепки),

рукав

(воротник,

манжеты)

сш

-

узнавание

(различение)

предметов

обуви:

сапоги

(валенки),

ботинки,

кроссовки,

туфли,

сандалии,

тапки

с

-

узнавание

(различение)

головных

уборов

(шапка,

шляпа, кепка, панама, платок)

с

-

выбор

одежды

для

прогулки

в

зависимости

от

погодных условий

сш

-

различение

сезонной

одежды

(зимняя,

летняя,

демисезонная)

дд

-

расстегивание

(развязывание)

липучки

(молнии,

дд

пуговицы, ремня, кнопки, шнурка)

- снятие предмета одежды (например, кофты: захват

кофты за край правого рукава, стягивание правого

рукава кофты, захват кофты за край левого рукава,

стягивание левого рукава кофты

дд

-

снятие

обуви

(например,

ботинок:

захват

рукой

задней

части

правого

ботинка,

стягивание

правого

ботинка, захват рукой задней части левого ботинка,

стягивание левого ботинка)

дд

-

соблюдение

последовательности

действий

при

раздевании

(например,

верхней

одежды:

снятие

варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие

куртки, расстегивание сапог, снятие сапог).

д

-

соблюдение

последовательности

действий

при

одевании

комплекта

одежды

(например:

надевание

колготок,

надевание

футболки,

надевание

юбки,

надевание кофты)

д

- контроль своего внешнего вида

-

Прием пищи

- сообщение о желании пить

с

- питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана),

поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки

(стакана),

втягивание

(вливание)

жидкости

в

рот,

опускание кружки (стакана) на стол

с

- наливание жидкости в кружку

дд

- сообщение о желании есть

с

- еда руками

с

-

еда

ложкой:

захват

ложки,

зачерпывание

ложкой

пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту,

снятие

с

ложки

пищи

губами,

опускание

ложки

в

тарелку

с

-

еда

вилкой:

захват

вилки,

накалывание

кусочка

пищи,

поднесение

вилки

ко

рту,

снятие

губами

с

вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку

сш

- использование салфетки во время приема пищи

сш

- накладывание пищи в тарелку

сш

4. Искусство

4.1. Музыка и движение

Слушание

- слушание (различение) тихого и громкого звучания

музыки

до

- слушание (различение) колыбельной песни и марша

до

- слушание (различение) веселой и грустной музыки

до

- узнавание знакомой песни

сш

Пение

- подражание характерным звукам животных во время

звучания знакомой песни

сш

-

подпевание

отдельных

звуков

(слогов,

слов),

повторяющихся звуков (слогов, слов)

сш

Движение под музыку

- топанье под музыку

сш

- хлопки в ладоши под музыку

сш

- покачивание с одной ноги на другую

сш

- имитация движений животных

сш

- выполнение под музыку действий с предметами:

кукла, обруч, флажок, мяч

до

- движение в хороводе

сш

Игра на музыкальных инструментах

-

освоение

приемов

игры

на

музыка льных

инструментах,

не

имеющих

звукоряд

(погремушки,

колокольчики, бубенцы)

до

4.2. Изобразительная деятельность

Лепка

-

узнавание

(различение)

пластичных

материалов:

пластилин, тесто, глина

д

-

узнавание

(различение)

инст рументов

и

приспособлений

для

работы

с

пластичными

материалами: нож, форма, подложка, штамп

д

- разминание пластилина

дд

- отрывание кусочка материала от целого куска

дд

- отщипывание кусочка материала от целого куска

д

- отрезание кусочка материала стекой

-

-

размазывание

пластилина

по

шаблону

(внутри

контура)

дд

- катание колбаски на доске (в руках)

д

- катание шарика на доске (в руках)

дд

- получение формы путем выдавливания формочкой

дд

- сгибание колбаски в кольцо

д

Рисование

- узнавание (различение) материалов и инструментов,

используемых

для

рисования:

краски,

карандаши,

фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды

до

- освоение приемов рисования карандашом

до

-

соблюдение

последовательности

действий

при

работе

с

красками:

опускание

кисти

в

баночку

с

водой,

снятие

лишней

воды

с

кисти,

обмакивание

ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край

баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти

в воду и т.д.

д

- выбор цвета для рисования

дд

- рисование точек

д

-

рисование

вертикальных

(горизонт альных,

наклонных) линий

дд

- соединение точек

дд

- рисование геометрической фигуры (круг, квадрат,

треугольник)

-

-

закрашивание

внутри

контура

(заполнение

всей

поверхности внутри контура)

дд

- заполнение контура точками

-

6.

Предметно- практические действия

Действия с материалами

сминание материала(бумага)

-одной рукой

-двумя руками

сш

-

Разрывание материала(бумага)

д

Размазывание материала(краска, клей)

-одной рукой

-двумя руками

+

дд

Пересыпание материала(крупа, песок)

д

Переливание материала (вода)

дд

Разминание пластилина

-одной рукой

- двумя руками

-

-

Действия с предметами

+

Захват, удержание, опускание предметов

+

Вынимание предметов из коробки

с

Складывание предметов в коробку

с

Вставление предметов (стаканчиков) друг в друга

с

Вставление в отверстия

-шариков

-мозаики

+

+

Нанизывание колец на стержень

+

Нанизывание шариков

-на стержень

-на шнурок

+

+

Вращение предмета

-вентиль крана

-крышка банки

+

д

Сжимание предмета(прищепки, резиновые игрушки)

-одной рукой

- двумя руками

-пальцами

+

д

+

Закрывание предмета

-коробка

-банка с капроновой крышкой

+

+

Катание игрушки на колесиках

+

Толкание предмета(дверь)

-на себя

-от себя

-

+

- нажимание на предмет (юла) всей кистью

дд

- сжимание предмета (губки) двумя руками (одной

рукой)

д

- вынимание предметов из емкости

с

- складывание предметов в емкость

с

-

перекладывание

предметов

из

одной

емкости

в

другую

с

Приложение

Календарно-тематическое планирование занятий

Человек

– 2 часа в неделю: 1час очно, 1час очно-заочно. (66 часов)

№п/

п

Название темы

Количество

часов

Дата проведения

очно

заочно

По

плану

Фактич

.

1

Наше тело

2

1

04.09

11.09

2

Человек. Части тела и лица

3

18,25.0

9

02.10

3

Режимные моменты

2

2

09,

16.10

4

Руки, движения пальцев рук

1

2

23.10

5

Пол, возраст, имя, фамилия

2

1

06,

13.11

6

Отражение в зеркале

2

2

20,

27.11

7

Кожа, мышцы, скелет

3

04, 11,

18.12

8

Время суток

2

1

25.12

15.01

9

Самостоятельный аккуратный приём

пищи

1

2

22.01

10

Соблюдение последовательности

действий в туалете, ванне, бане,

столовой

1

2

29.01

11

Обращение с одеждой, обувью

1

2

05.02

12

Гигиена тела

1

3

12.02

13

Предметы санитарии и гигиены

1

2

19.02

14

Внешний вид, зеркало

2

2

05.03

12.03

15

Уход за зубами, волосами

1

2

19.03

16

Самостоятельное одевание и

раздевание одежды, снятие обуви,

головных уборов

2

3

09.04

16.04

17

Хранение одежды, обуви, головных

уборов

1

2

23.04

18

Работа с пособиями: шнуровка, молнии,

липучки, пуговицы

3

1

30.04

07.05

14.05

19

Техника безопасности при работе с

моющими

средствами

3

20

Итоговые уроки

2

21.05

28.05

Всего уроков

33

33

Календарно-тематическое планирование занятий

Формирование предметно-практической деятельности

– 2 часа в неделю (66 часов)

№п.п

.

Тема

Количество

часов

Дата проведения

По плану

Фатич.

1-2

Вводное занятие.

2

01.09

04.09

3-38

Предметно – практическая

деятельность с игрушками.

1-5.Моя любимая игрушка.

35

08.09

11.09

15.09

18.09

22.09

6-12. Строим дом.

(конструктор « лего» или пирамида)

25.09

29.09

02.10

06.10

09.10

13.10

16.10

13-18. Воздушные шары.

20.10

23.10

27.10

06.11

10.11

13.11

19-25. Кубики.

17.11

20.11

24.11

27.11

01.12

04.12

08.12

26-30. Мяч

11.12

15.12

18.12

22.12

25.12

31-35. Играем в «Прятки».

29.12

15.01

19.01

22.01

26.01

39-58

Предметно – практическая

деятельность с предметами.

1-2. Захватывание предмета

21

29.01

02.02

3-4.Опускание предметов в коробку.

05.02

09.02

5- 8.Пересыпание круп из ёмкости в

ёмкость.

12.02

16.02

19.02

26.02

9-12. Бросание предметов в коробку.

02.03

05.03

09.03

12.03

13-16. Бросание мелких предметов в

коробку.

16.03

19.03

23.03

06.04

17-21. Лепим из пластилина: (колобок,

гриб, цветочек, кубик). Аппликация.

09.04

13.04

16.04

20.04

23.04

59-65

Сюжетная игра

1-4. Игра «Учимся наводить порядок».

7

27.04

30.04

04.05

11.05

5-7. Игра «Ловись, рыбка»

14.05

18.05

21.05

66

Заключительный урок.

1

25.05

Календарно-тематическое планирование занятий

Изобразительное искусство – 2 часа в неделю: 1час очно, 1 час очно-заочно (66 часов)

№п.п.

Тема

Количество

часов

Дата

очно

заочно

По

плану

Фактич.

1- 10

Соотнесение предмета по цвету

1.-10. Разноцветные ниточки (разучивание

и закрепление цветовой гаммы)

(Рисование пальчиками)

5

5

06.09

13.09

20.09

27.09

04.10

11-20

Представление о форме

1-10. Разноцветные клубочки (предметное

рисование с элементом цветоведения).

(рисование пальчиками и кисточкой)

5

5

11.10

18.10

25.10

08.11

15.11

21-30

Сравнение предметов по форме,

количеству, величине

1-10. Разноцветные шары (предметное

рисование с элементом цветоведения).

(Рисование кисточкой)

5

5

22.11

29.11

06.12

13.12

20.12

31-50

Представление о количестве (много-

мало; один- много, пусто)

1-20. Туча и дождик, солнышко, снежинка,

елочка (рисование по замыслу с

элементом цветоведения).

10

10

27.12

17.01

24.01

31.01

07.02

14.02

21.02

07.03

14.03

21.03

51-60

Представление о величине,

группировка предметов относительного

размера.

1 -10. Золотая рыбка (сюжетное рисование

с элементами цветоведения).

5

5

11.04

18.04

25.04

02.05

09.05

61-66

Я художник.

1-2. Цветы маме.

2-3. Домик в деревне

4-5. Моя семья.

3

3

16.05

23.05

30.05

итого

33

33

Календарно-тематическое планирование занятий

Речь и альтернативная коммуникация – 2часа в неделю (66 часов)

№п.п.

Тема

Количество

часов

Дата

По

плану

Фактич.

1-10

Обучение пониманию значения слов.

(

Соотносить предмет (картинку) со словом, учить

показывать и «называть» предмет)

20

06, 08,

13, 15,

20, 22,

27, 29.09

04, 06,

11, 13,

18, 20,

23, 27.10

08, 10,15,

17.11

11-20

1.Выполнение движений руками.

(

Показывать направления: вверх, вниз, влево,

вправо, «мне», «маме», «учителю»)

5

22, 24,

29.11

01, 06.12

21-30

Выполнение движений головой и плечами

10

08, 13,

15, 20,

22, 27,

29.12

17, 19,

24.01

31-50

Работа с сюжетными картинками, над

пониманием теста.

15

26, 31.01

07, 09,

14, 16,

21, 28.02

02, 07,

09, 14,

16, 21,

23.03

51-60

Выполнение движений пальцами рук.

10

06,11, 13,

18, 20,

25, 27.04

02, 04,

11.05

61-65

Употребление жестов.

5

14, 16,

18, 23,

25.05

66

Я общаюсь. (Заключительное занятие)

1

30.05

итого

66

Календарно-тематическое планирование занятий

Музыка и движение

– 2 часа в неделю очно. (66 часов)

№п/п

Название темы

Количество

чаасов

Дата проведения

По плану

Фактич

.

1

Слушание

аудиокассет

со

звуками

природы

3

04, 08,

11.09

2

Слушание

звучания

музыкальных

инструментов

4

15, 18,22,

25.09

3

Упражнения

на

развитие

слухового

внимания и сосредоточение

3

29.09

02, 06.10

4

Совместное с учащимися исполнение

хороводных песенок

4

09, 13,16,

20.10

5

Бессловесные игры-импровизации с

музыкальным

сопровождением

с

участием одного персонажа по текстам

песенок (пропевает учитель), например,

«Заинька, попляши...».

4

23, 27.10

06, 10.11

6

Игры под музыку, включающие

противоположные действия, крупные

и мелкие движения

3

13.17,

20.11

7

Музыкально-дидактические

игры

с

музыкальными

игрушками

(барабан,

дудочка, гармошка и др.) для развития

аудиального восприятия.

4

24, 27.11

01, 04.12

8

Упражнения на создание ритмического

рисунка с помощью «звучащих жестов»

3

08, 11,

15.12

9

Слушание

попевок

и

выполнение

движений под мелодию.

3

18,22, 25.12

10

Слушание

и

различение

звучания

музыкальных игрушек.

4

29.12

15,19,

22.01

11

Музыкально-дидактические

игры

с

музыкальными игрушками

4

26, 29.01

02, 05.02

12

Игры с музыкальным сопровождением

на сохранение равновесия

3

09,12,

16.02

13

Обучение учащихся сопровождению

игры на музыкальных инструментах

(исполняет учитель)

4

19, 26.02

02,

05.03

14

Слушание

и

различение

звучания

детских музыкальных инструментов.

4

09,12,

16,

19.03

15

Слушание

аудиокассет

и

узнавание

разнообразных звуков.

4

23.03

06, 09,

13.04

16

Упражнения на общую моторику

4

16, 20,

23, 27.04

17

Двигательные

упражнения

под

музыку.

4

30.04

04, 07,

11.05

18

Игры на детских музыкальных

инструментах

4

14, 18, 21,

25.05

итого

66

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятелльности

Пластилинография « Умные руки»

– 2 часа в неделю: 1час очно, 1час очно-заочно (66 часов)

№п/

п

Направление. Тема

Количество часов

Дата проведения

очно

заочно

По плану

Фактич.

1

Диагностика умения работать с

пластилином.

1

1

06.09

2

Подготовка к работе с

пластилином: разминание,

2

2

13.09

20.09

раскатывание, отрывание,

приплющивание.

3.

Контурное рисование пластилином

(по готовому рисунку)

-яблоко

-лист клена

- дерево

-домик

- снежинка

5

6

27.09

04.10

11.10

18.10

25.10

4

Размазывание пластилина в

пределах границы

- елочка

-снеговик

- цветок

- мячик

-грибок

6

5

08.11

15.11

22.11

29.11

06.12

13.12

5

Растушевка от центра

- груша

- дерево

- туча и дождь

- солнце

- бабочка

5

6

20.12

27.12

17.01

24.01

31.01

6

Тычкование

- рыбка

-цветы

- ежик

- мухомор

5

5

07.02

14.02

21.02

07.03

14.03

7

Рисунок жгутами

- барашек

- петушок

- цветы

-дерево

6

5

21.03

11.04

18.04

25.04

02.05

09.05

8

Штамповка

3

3

16.05

23.05

30.05

итого

33

33



В раздел образования