Напоминание

Урок по теме "Имя прилагательное" 5 класс.


Автор: Волкова Ольга Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Чечеульская СОШ"
Населённый пункт: Красноярский край, Канский р-н ,с.Чечеул,ул.Октябрьская,д.2,кв.1
Наименование материала:
Тема: Урок по теме "Имя прилагательное" 5 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи», 5класс.

Предметные

цели: определить,

что

такое

прилагательное,

отработать

умение

определять

грамматические признаки прилагательного, формировать навыки употребления прилагательного в

речи.

Метапредметные цели:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Коммуникативные УУД: осуществлять поиск и сбор информации

Личностные УУД: умение оценивать ответы своих одноклассников, умение обобщать и делать

выводы

Формы учебной деятельности: индивидуальная и совместная учебная работа, контрольно –

оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Технология: элементы технологии проблемного обучения

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята. Проверим готовность к уроку.

Прочитайте стихотворение и подумайте, какая часть речи нам чаще всего в нем встречается.

Какой частью речи они являются?

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Много качеств есть на свете,

Выбирайте себе, дети!

2.Постановка проблемы и задач урока

-Правильно, это имя прилагательное

-Запишите

в

тетради

тему

урока

(Имя

прилагательное

как

часть

речи).

-С именем прилагательным вы знакомы с начальных классов. Поставим задачи на урок.

(вспомнить свои знания об этой части речи: выявить его морфологические признаки и

синтаксическую роль.)

-Для выполнения этих задач, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать,

что нам предстоит сделать . Каждый будет выставлять баллы- ответы своих одноклассников в эти

листы.

3. Работа по теме урока

Итак, наше путешествие начинается с разминки. (о,5 б. за каждое слово), а дальше нас встретят

новые препятствия на пути .

Прочитайте текст. Посчитайте, сколько прилагательных в предложениях и назовите их. ( Число

запишите в маршрутный лист)

После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут оранжевые

подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке молоденькие

опёнки.

По высокому синему небу бегут облака. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают

родные болота журавли. Вышли из леса могучие лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в

осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.

-Ребята, как вы отыскали в тексте прилагательные? ( Ребята вспоминают теорию)

2. «Теоретическая»(1б. за каждый правильно заполненный столбец) 4б.

Вспомним определение и заполним таблицу, необходимую для морфологического разбора.

Имя прилагательное

Грамматическое

значение

Вопросы

Морфологические

признаки

Роль в предложении

Признак

Какой ?

Чей?

Каков?

Число, род ,падеж

Определение,

сказуемое

-Расскажите

об

имени

прилагательном

по

опорному

конспекту

3.« Морфологическая».(1б. за правильно указанное лишнее слово)5б.

Чтобы

проверить

ваши

теоретические

знания,

мы

выполним

следующее

задание:

найди прилагательное.

-Зеленый, зелень, зеленеть

-Красота, красивая ,красоваться

-Огород, огородить, огородное.

-Дерево, деревянные, деревенеть.

-Учеба, учить, учебный.

- Исключи из цепочки прилагательное. Причину исключения назовите.

Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.

Какого рода данные прилагательные? Числа?

Мы смело можем сказать, что прилагательные изменяются по родам и числам. А вот , чтобы

доказать, изменяются ли они по падежам, изменим прилагательное. Но сначала повторим

название падежей и падежные вопросы.

Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя прилагательное. На каждый ряд дается

листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют

слово, ставя в определенный

падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

(Веселый, веселая, веселое)

4.«Синтаксическая» .

Давайте вспомним, каким ЧП могут быть прилагательные ? Вставить и объяснить пропущенные

орфограммы(5б.), выяснить, каким ЧП являются прилагательные (2б)

Ч..десен веч..р в в..сенн..м л..су. (Могут быть и сказуемым, и определением)

Физминутка.

-Диктую прилагательные, встаете с места, если полное - на месте хлопаете в ладошки).

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч,

краткий, красив.

5. «Проверочная». Тест с взаимопроверкой по теме «Имя прилагательное»

1. Укажите неправильный вариант ответа: Имена прилагательные изменяются…

А) по лицам; Б) по родам; В) по падежам; Г) по числам.

2. В каком варианте указаны только имена прилагательные?

А) белеть, деревянный; Б) желтизна, красивый; В) лисий, проливной; Г) пятый, свой.

3. Каким членом предложения является выделенное слово: Он был настоящий труженик?

А) дополнением; Б) определением; В) обстоятельством; Г) подлежащим.

5. Укажите вариант не соответствующий выделенному слову: Русский язык неисчерпаемо

богат.

А) мужского рода; Б) полное прилагательное; В) единственного числа; Г) является сказуемым.

«5» — 5 правильных ответов;

«4» — 4 правильных ответа;

«3» — 3 правильных ответа

6. «Творческая». 7б.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных

и глаголов. По частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при

создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных

переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.Это

чудесные помощники имен существительных. Они или указывают точные признаки предмета, или

ярко, образно характеризуют его. Очень важно уметь подбирать свои, индивидуальные

определения.

Перед вами предложение.

Стояла … зима с … тишиной … морозов, …, … снегом, …. инеем на деревьях, ….. небом….

Задания:

1. Прочитайте предложение.

2. Подберите свои определения вместо пропущенных.

- А теперь посмотрите, насколько наши определения далеки от тех ярких и неожиданных, какие

употребил И.С. Тургенев (демонстрируется полный текст).

«Стояла белая зима с жестокой тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом,

розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом…»

Это еще раз убеждает нас в значении образной речи, в необходимости совершенствовать ее. А

для этого нужно много читать, наблюдать, фантазировать.

Но, ребята, помните и о том, что точность и образность речи достигается не наибольшим

количеством прилагательных, а их целесообразным использованием.

Давайте проверим, как вы можете использовать прилагательные. Дополните предложения

прилагательными. Покажите работу друг другу, поделитесь своим творчеством и выставите баллы в

маршрутный лист. За это задание вы можете получить до 7 баллов.

Однажды зимой мы отправились в лес. В __________________ бору было тихо. Все покрыто

_________________ снегом. В _______________ воздухе носились ___________________ пушинки.

Ветви украсились ________________ инеем. В этом ________________________ наряде каждая

ветка казалась ________________________.

4.Итог урока

- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи .

Все задания выполнены. Вспомните, какие были задачи урока? Удалось ли их выполнить?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка.

-Я тоже посмотрю ваши маршрутные листы и выставлю отметки.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

5.Домашнее задание : составьте кластер по теме «Имя прилагательное».



В раздел образования