Автор: Волкова Ольга Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Чечеульская СОШ"
Населённый пункт: Красноярский край, Канский р-н ,с.Чечеул,ул.Октябрьская,д.2,кв.1
Наименование материала:
Тема: Урок по теме "Имя прилагательное" 5 класс.
Раздел: среднее образование
Урок русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи», 5класс.
Предметные
цели: определить,
что
такое
прилагательное,
отработать
умение
определять
грамматические признаки прилагательного, формировать навыки употребления прилагательного в
речи.
Метапредметные цели:
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку
Коммуникативные УУД: осуществлять поиск и сбор информации
Личностные УУД: умение оценивать ответы своих одноклассников, умение обобщать и делать
выводы
Формы учебной деятельности: индивидуальная и совместная учебная работа, контрольно –
оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии проблемного обучения
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята. Проверим готовность к уроку.
Прочитайте стихотворение и подумайте, какая часть речи нам чаще всего в нем встречается.
Какой частью речи они являются?
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Много качеств есть на свете,
Выбирайте себе, дети!
2.Постановка проблемы и задач урока
-Правильно, это имя прилагательное
-Запишите
в
тетради
тему
урока
(Имя
прилагательное
как
часть
речи).
-С именем прилагательным вы знакомы с начальных классов. Поставим задачи на урок.
(вспомнить свои знания об этой части речи: выявить его морфологические признаки и
синтаксическую роль.)
-Для выполнения этих задач, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать,
что нам предстоит сделать . Каждый будет выставлять баллы- ответы своих одноклассников в эти
листы.
3. Работа по теме урока
Итак, наше путешествие начинается с разминки. (о,5 б. за каждое слово), а дальше нас встретят
новые препятствия на пути .
Прочитайте текст. Посчитайте, сколько прилагательных в предложениях и назовите их. ( Число
запишите в маршрутный лист)
После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут оранжевые
подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке молоденькие
опёнки.
По высокому синему небу бегут облака. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают
родные болота журавли. Вышли из леса могучие лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в
осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.
-Ребята, как вы отыскали в тексте прилагательные? ( Ребята вспоминают теорию)
2. «Теоретическая»(1б. за каждый правильно заполненный столбец) 4б.
Вспомним определение и заполним таблицу, необходимую для морфологического разбора.
Имя прилагательное
Грамматическое
значение
Вопросы
Морфологические
признаки
Роль в предложении
Признак
Какой ?
Чей?
Каков?
Число, род ,падеж
Определение,
сказуемое
-Расскажите
об
имени
прилагательном
по
опорному
конспекту
3.« Морфологическая».(1б. за правильно указанное лишнее слово)5б.
Чтобы
проверить
ваши
теоретические
знания,
мы
выполним
следующее
задание:
найди прилагательное.
-Зеленый, зелень, зеленеть
-Красота, красивая ,красоваться
-Огород, огородить, огородное.
-Дерево, деревянные, деревенеть.
-Учеба, учить, учебный.
- Исключи из цепочки прилагательное. Причину исключения назовите.
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.
Какого рода данные прилагательные? Числа?
Мы смело можем сказать, что прилагательные изменяются по родам и числам. А вот , чтобы
доказать, изменяются ли они по падежам, изменим прилагательное. Но сначала повторим
название падежей и падежные вопросы.
Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя прилагательное. На каждый ряд дается
листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют
слово, ставя в определенный
падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.
(Веселый, веселая, веселое)
4.«Синтаксическая» .
Давайте вспомним, каким ЧП могут быть прилагательные ? Вставить и объяснить пропущенные
орфограммы(5б.), выяснить, каким ЧП являются прилагательные (2б)
Ч..десен веч..р в в..сенн..м л..су. (Могут быть и сказуемым, и определением)
Физминутка.
-Диктую прилагательные, встаете с места, если полное - на месте хлопаете в ладошки).
Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч,
краткий, красив.
5. «Проверочная». Тест с взаимопроверкой по теме «Имя прилагательное»
1. Укажите неправильный вариант ответа: Имена прилагательные изменяются…
А) по лицам; Б) по родам; В) по падежам; Г) по числам.
2. В каком варианте указаны только имена прилагательные?
А) белеть, деревянный; Б) желтизна, красивый; В) лисий, проливной; Г) пятый, свой.
3. Каким членом предложения является выделенное слово: Он был настоящий труженик?
А) дополнением; Б) определением; В) обстоятельством; Г) подлежащим.
5. Укажите вариант не соответствующий выделенному слову: Русский язык неисчерпаемо
богат.
А) мужского рода; Б) полное прилагательное; В) единственного числа; Г) является сказуемым.
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
6. «Творческая». 7б.
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных
и глаголов. По частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при
создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных
переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.Это
чудесные помощники имен существительных. Они или указывают точные признаки предмета, или
ярко, образно характеризуют его. Очень важно уметь подбирать свои, индивидуальные
определения.
Перед вами предложение.
Стояла … зима с … тишиной … морозов, …, … снегом, …. инеем на деревьях, ….. небом….
Задания:
1. Прочитайте предложение.
2. Подберите свои определения вместо пропущенных.
- А теперь посмотрите, насколько наши определения далеки от тех ярких и неожиданных, какие
употребил И.С. Тургенев (демонстрируется полный текст).
«Стояла белая зима с жестокой тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом,
розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом…»
Это еще раз убеждает нас в значении образной речи, в необходимости совершенствовать ее. А
для этого нужно много читать, наблюдать, фантазировать.
Но, ребята, помните и о том, что точность и образность речи достигается не наибольшим
количеством прилагательных, а их целесообразным использованием.
Давайте проверим, как вы можете использовать прилагательные. Дополните предложения
прилагательными. Покажите работу друг другу, поделитесь своим творчеством и выставите баллы в
маршрутный лист. За это задание вы можете получить до 7 баллов.
Однажды зимой мы отправились в лес. В __________________ бору было тихо. Все покрыто
_________________ снегом. В _______________ воздухе носились ___________________ пушинки.
Ветви украсились ________________ инеем. В этом ________________________ наряде каждая
ветка казалась ________________________.
4.Итог урока
- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи .
Все задания выполнены. Вспомните, какие были задачи урока? Удалось ли их выполнить?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка.
-Я тоже посмотрю ваши маршрутные листы и выставлю отметки.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
5.Домашнее задание : составьте кластер по теме «Имя прилагательное».