Напоминание

"Взаимоотношения педагога и ученика"


Автор: Москвитина Лариса Николаевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ ЗАТО Циолковский
Населённый пункт: Амурская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Взаимоотношения педагога и ученика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Детская школа искусств»

ЗАТО Циолковский Амурская область.

Методическая разработка

«Взаимоотношения педагога и ученика»

Составитель: Москвитина Лариса Николаевна 2024г.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА.

1. Типы музыкальной педагогики Воспитание и обучение ученика – пианиста

– сложный и многогранный процесс. В нем можно определить две стороны:

1. Передача педагогом своего опыта, своего отношения к искусству 2.

Раскрытие, выявление, взращивание лучших задатков, заложенных в ученике.

Педагогическое мастерство является органичным сочетанием этих двух

сторон воспитания. Конкретно для музыкальной педагогики важна такая

область педагогики как взаимоотношения учителя и ученика. В музыкальной

педагогике прошлого особенно сильны были авторитарные тенденции, когда

восторженные, робкие ученики внимали непогрешимому, божественному

«маэстро». Однако многие большие музыканты рассматривали свои

взаимоотношения с учениками в ином свете. Так, например, А.Г. Рубинштейн

считал себя плохим учителем. Г.Г. Нейгауз благодарил учеников за то, что

они ему дали. Преувеличенную оценку своей значимости чаще всего можно

заметить не у подлинно великих музыкантов. Рассмотрим несколько

вариантов взаимоотношений учителя и ученика: Авторитарная педагогика.

Это обучение, всецело основанное на безусловно непререкаемом авторитете

учителя. Ученик – это «сосуд», наполняемый педагогом. Он принимает

указания беспрекословно, не прося объяснений и доказательств, не смея

сомневаться. В крайних своих проявлениях эта педагогика принижает

ученика, снижаются и результаты обучения, так как усвоение материала идет

пассивно, душевные силы ученика не вовлекаются в работу. Авторитарная

педагогика приводит к упадку искусства самого педагога, поскольку он

лишен стимула для совершенствования своих методов, а это является прямым

путем к деградации. В наше время такие методы не встретить в обнаженном

виде, но они встречаются в завуалированной форме. В этом случае педагог

ставит конкретную задачу и требует неукоснительного н указаниям.

Инициатива ученика не нужна, она мешает работе. Если педагог такого

склада является хорошим музыкантом, то он добивается эффектных

результатов. Однако это чревато тем, что внешние достижения подменяют

подлинный внутренний рост ученика. 2 Свободная педагогика Свободная

педагогика является антиподом авторитарной педагогики. Особое

распространение она получила в США. Ее девиз – самовыявление ученика,

ничем не ограниченное и не направляемое развитие личности. «Дайте

возможность – говорит такая педагогика – беспрепятственно развиваться

изначально присущим ребенку качествам – и вы достигните максимальных

успехов» Разновидностью свободной педагогики нужно считать «линию

наименьшего сопротивления». Некоторые педагоги заботятся о развитии

сильных сторон профессиональных качеств ученика, не заботясь о развитии

наиболее слабых его сторон. Ученик может вырасти узким, ограниченным

музыкантом и стать неполноценным профессионалом. Либеральная

педагогика Либералами можно назвать педагогов, не имеющих определенных

художественных взглядов и убеждений. У педагога отсутствует ясный

исполнительский замысел – как играть то или иное произведение. В этом

случае ему приходиться следовать за учеником, ограничиваясь общими

поправками. Если ученик развит и музыкален, то результат может оказаться

даже интересным: ученик будет играть по-своему ярко, хотя недостаточно

продуманно в мелочах. Бывает и так, что педагог в процессе работы с

учеником и сам успевает основательно изучить произведение. Фальшивым

«либерализмом» маскируется иногда недостаток интереса к преподаванию.

Торопливые, малосодержательные уроки педагог оправдывает желанием

активизировать ученика. Правда, такому педагогу приходиться забывать о

своих «либеральных» принципах перед публичными выступлениями ученика,

и прибегнуть к натаскиванию. Индивидуальное воспитание Индивидуальный

подход к учащемуся – особая область педагогического искусства. Педагог

обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и

стремиться развивать все то лучшее, что есть в его даровании, выявляя его

творческий облик. Каждый ученик неизбежно идет к цели своим особым

путем, обусловленным его характером, его индивидуальным восприятием

музыки. Педагог, как бы он ни был опытен, не может предвидеть в деталях

особенностей 3 развития каждого ученика. Все это может быть найдено лишь

в процессе творческой педагогической работы, благодаря постоянному

контакту с учеником. Вот некоторые принципы индивидуального воспитания:

1. Основной принцип – доброжелательное отношение к каждому ученику,

готовность замечать и поддерживать лучшие его качества, уважение к нему,

как к будущей личности. 2. Педагог обязан оценить положительные и

отрицательные свойства его личности. Одни склонности педагог должен

развивать и всячески поощрять, другие – настойчиво «выкорчевывать» 3.

Умение слушать ученика – важный принцип его профессионального

воспитания. Некоторые педагоги играют вместе с учеником, жестикулируют,

слушают себя, увлекаются и любуются собой. У других – создается привычка

с первых же звуков прерывать игру ученика замечаниями и указаниями, даже

не пытаясь понять его и вникнуть в намерения. Противоположной манерой

является та, когда педагог «внимает» игре ученика, молча участвует в ней.

Все это отражается в позе, мимике педагога. Отсюда можно сделать вывод,

что участие педагога в совместном творческом процессе заключается не

только в экспансивности, эмоциональном подъеме, но и в умении, слушая,

направлять и вдохновлять ученика. 4. Эмоциональное воздействие на ученика

имеет особенно большое значение при занятиях искусством. Педагог

передает ученику свое отношение к музыке, свое искреннее увлечение, свой

восторг перед прекрасным. Если педагога не трогает произведение, то ему не

удастся увлечь и ученика. Нередко бывает так, что с любимыми, близкими по

своим музыкальным склонностям учениками педагог занимается с

увлечением, а с остальными – только по обязанности. Это порой приводит к

тому, что даже способные ученики постепенно увядают. Педагог не имеет

права быть равнодушным. Чем более щедро он делиться с учеником, тем

больше выигрывают они оба. 5. Умение не мешать ученику – одно из

проявлений педагогического мастерства. Иногда приходиться наблюдать, как

педагог торопит ученика, форсирует его развитие, занимается натаскиванием.

Как избежать этой опасности? Простой совет: не требовать от ученика

сегодня того, к чему он сам придет естественным путем, без нажима. 4

Конкретные педагогические приемы и формы воспитания ученика

бесконечно разнообразны. Педагог помогает ученику, направляя его

самостоятельную работу, поощряет его лучшие задатки, выправляет

недостатки. Творческий контакт с учеником во многом зависит от формы

проведения урока. Особенно опасны те уроки, которые предусматривают

проверку большого количества домашних заданий (гаммы и этюды,

полифоническое произведение, сонатина, пьеса). За время урока педагог

успевает ограничиваться лишь общими замечаниями. После такого урока

ученик бывает дезориентирован относительно направленности домашней

работы. Фактически он продолжает топтаться на месте, многократно

повторяя заданное, порой даже теряя интерес к нему. Наиболее

эффективными считаются уроки, где все внимание сосредотачивается на

художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения. Тщательно

и подробно руководя занятиями ученика много лет подряд, педагог не может

не влиять на него. Более того, ученики, стремясь наилучшим образом

выполнить все указания педагога, становятся на путь подражания,

отказываясь от собственных творческих устремлений. Отсюда могут

вытекать нежелательные последствия и проблемы индивидуального

воспитания, связанные с тем, что педагог, опасаясь ущемить

индивидуальность ученика, резко сокращает количество указаний, проявляет

осторожность в показе, в своих требованиях. Лишая ученика своих указаний,

педагог фактически потакает недоработкам, снижает требовательность к

нему. Важной педагогической целью индивидуального воспитания является

развитие мышления ученика и расширение его кругозора (привлечение

сравнений, нового и сходного материала, проведение сравнений и аналогий).

Большую роль в процессе развития мышления учащегося играет метод

анализа музыкального произведения, который использует педагог. Важно

суметь внутри целого увидеть логику взаимодействия частей или элементов

выразительности, зависимость исполнительского замысла от смысла и

строения пьесы. 2.Педагогический такт и его сущность Слово такт в переводе

с латинского, означает прикосновение, чувство меры, умение держать себя

подобающим образом. Педагогический такт – это важнейшее

профессиональное умение учителя, без которого не может быть хорошего

воспитателя. Оно связано с развитым чувством меры, но не ограничивается

им. Простое усвоение законов, принципов, 5 правил воспитания не делает

еще учителя тактичным. Можно знать основы педагогики и психологии и не

уметь общаться с детьми. Такт является естественным выражением личности

учителя. Это не внешняя форма умения владеть собой, а выражение его

внутреннего, действительного отношения к учащимся в тоне, жестах,

мимике, словах. Педагогический такт – явление неврожденное. Он

приобретается в процессе педагогической деятельности учителя, изучения

психологии учащихся и воздействия на них, является умением, без которого

он никогда не будет хорошим воспитателем – практиком. Учитывая

непрерывное развитие личности ребенка, тактичный учитель никогда не

закрепляет раз и навсегда установленное мнение о нем как о среднем или

слабом ученике; не допускает безнадежных прогнозов о неисправимости, а

всемерно способствует росту ученика, одобряя, вселяя в него уверенность в

своих силах. Недооценка среднего или слабого ученика является грубым

нарушением педагогического такта, оскорбляет ученика в его лучших

стремлениях познать глубже предмет. Часто такой ученик не только

останавливается на удовлетворительной оценке, но и снижает свою

успеваемость. Тактичный подход учителя к учащемуся на уроке в известной

мере определяет отношение учащихся к учению. Тактичный учитель быстрее

вызовет у них стремление работать, активно усваивать основы наук,

развивает волевые качества учащегося, умение ставить и решать разного рода

учебные задачи. 3. Индивидуальный план – основа воспитания и обучения

Составление характеристики и плана В своей практической работе в

музыкальной школе каждый педагог сталкивается с необходимостью

составлять индивидуальные планы на каждого ученика. План – это больше

чем список произведений, намеченных к изучению. Индивидуальный план

ученика – это педагогический диагноз и анализ. Ни для кого не секрет, что

роль индивидуальных планов в работе педагогов и жизни учебных заведений

довольно незначительна, отношение к ним часто бывает формальным. О них

вспоминают только тогда, когда требуют их представить на подпись

заведующему отделением. Одни педагоги держат план в голове, не спеша его

фиксировать, другие ведут ученика «на ощупь» от пьесы к пьесе, не

задумываясь о перспективе его развития. Некоторые педагоги дают 6

ученикам одного и того же класса примерно один и тот же репертуар, лишь

слегка его варьируя. Нередко бывает и так, что педагог записывает в

индивидуальный план первые пришедшие на ум произведения. Необходимый

раздел индивидуального плана – характеристика. Но и она пишется, как

правило, скупо, шаблонно, педагог пользуется несколькими эпитетами,

слегка варьируя их в применении к различным ученикам. Задачи на

ближайший период намечаются далеко не во всех планах или же

формулируются негативно, как борьба с недостатками (например: развить

музыкальность, повысить уровень техники). Понятия «разумное

планирование» и «индивидуальный подход к ученику» тесно связаны между

собой. Где нет четко продуманного плана, там всегда налицо опасность

сбиться на шаблоны. Если педагог, накопив опыт, не научиться предвидеть и

направлять ученика, то он и не может совершенствоваться в своем трудном

искусстве. От педагога требуется умение не только видеть явное,

преобладающее сегодня, но и замечать и устанавливать робкое, неприметное

– то, что сегодня пробивается, но чему принадлежит будущее. Это тем более

важно, что от педагога зависит, насколько эти ростки расцветут или увянут.

При составлении индивидуального плана необходимо учитывать не только

произведения для зачетов и экзаменов, но и те произведения, которые

необходимо пройти в классе в порядке ознакомления, кроме того, необходимо

включить в план репертуар для классных, шефских концертов, для открытых

академических концертов, конкурсов. Одной из распространенных

педагогических ошибок является завышение трудности сочинений. Педагог,

составляя индивидуальный план ученика, должен помнить о том, что

трудными могут быть те произведения, которые близки индивидуальности

ученика и которые ставят перед ним до известной степени уже знакомые

задачи.



В раздел образования