Напоминание

Путешествие в лукоморье


Автор: Мануйлова Вера Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 25
Населённый пункт: Краснодарский край,Каневской р-он,ст Челбасская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие в лукоморье
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛУКОМОРЬЕ»

Цель: обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина,

Задачи: -вспомнить сказки АС.Пушкина,

- развивать смекалку,

- воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: портрет Пушкина, няни Арины Родионовны; компьютер,

раздаточный материал .

Ход занятия

Звучит фонограмма "У лукоморья" в исполнении детского хора или

вокальной группы.

Ведущий:

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Где разбитые корыта

Рыбка раздает,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье, цепь златая

И ученый кот.

Если вы настоящие сказковеды, то, конечно, любите сказки Пушкина. И не

откажетесь отправиться путешествовать по стране Лукоморье.

Чтобы легче было идти

Понадобятся ваши знания,

Усердие и внимание,

Везение и терпение,

Хорошее настроение!

Мы не случайно отправляемся в эту страну , т.к Пушкин родился 6 июня

1799 г.и в этот год со дня рождения ему 215 лет, 10 февраля 1837 г. умер на

дуэли – день памяти А.С. Пушкина. Поэтому мы с вами отправимся в

Лукоморье – страну сказок Пушкина. И прежде чем туда отправиться, вы

должны ответить на вопросы.

Имя великого поэта и писателя Пушкина – Александр Сергеевич. Его отца

звали Сергеем Львовичем. Сергей Львович был дворянином из старинного и

уважаемого рода. Своей родословной могла похвастаться и мать, Надежда

Осиповна. Дед Надежды Осиповны, Абрам Петрович Ганнибал, был

африканцем, сыном эфиопского властителя, был «воспитанником» и слугой

Петра I. Петр Первый любил темнокожего юношу за его живой ум,

честность и трудолюбие и женил на русской красавице. Пушкин написал о

своем прадеде повесть «Арап Петра Великого».

Кроме Александра, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны было еще

четверо детей – девочка и три мальчика.

Воспитанием Пушкина занималась няня , ее звали Арина Родионовна. Вот

она –то и привила маленькому Саше любовь к сказкам…

Вопросы:

1.Пушкина звали…

а) Александр Петрович; б) Александр Сергеевич; в) Алексей Сергеевич.

2. Няню А. Пушкина звали…

а) Арина Петровна; б) Арина Родионовна; в) Авдотья Родионовна.

3. А. Пушкин был сыном …

а) царя; б) боярина; в) крестьянина; г) дворянина.

Мы чтить тебя привыкли

С детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

- Действительно, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства,

читаем и любим его сказки. И сейчас мы проведём викторину по сказкам

Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то

новое.

- Отправляемся в страну Лукоморье

- Ребята, как вы считаете, что означает слово «лукоморье»? (Ответы)

- Слово «лукоморье» происходит от старого слова «лука» - что означает

«изгиб». Когда – то слово «лука» находилось в родстве со словом «лук». Но

не с тем, который обозначает лук репчатый или зеленый, а со словом –

названием оружия. Ведь лук, из которого стреляли, делался из изогнутого

прута.

Так что лукоморье – это не луковое море и не морской лук, а изогнутый

берег, выступающий далеко в море, нечто вроде полуострова.

Перед вами дуб. На дубе-задания. давайте узнаем, какие волшебные

предметы и помощники присутствуют в сказках Пушкина

1. Вопросы:

1.

В той норе, во тьме печальной, … качается хрустальный. (Гроб)

2.

Свойство … имело: говорить оно умело. (Зеркальце)

3.

Воевода говорит: «… опять кричит». (Петушок)

4.

Приплыла к нему … спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (Рыбка)

5.

Скушай … , мой свет. (Яблочко)

6.

Глядь – поверх текучих вод … белая плывет. (Лебедь)

7.

… там живёт ручная, да затейница какая. (Белка)

8.

… по морю гуляет. (Ветер)

9.

…, …, мой дружок, позолоченный рожок! (Месяц)

10.И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 … (Богатыря).

В то время, пока команды работают, самостоятельно проводится “ Игра с

болельщиками”.

-У всех жителей сказочного государства Александра Сергеевича были свои

занятия. Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать, кто эти герои и из

каких они сказок.

-“Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.” (“Сказка о царе Салтане...” Сёстры.)

- А однажды произошло вот, что. Вернулись хозяева домой, а там…

“Что за диво

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.”

(Молодая царевна. “Сказка о мёртвой царевне...”)

- А один житель сказочного государства “работает за семерых…”

“До светла всё у него пляшет.

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт, да сам и облупит.”

Кто он? (Балда “Сказка о попе…”)

Возвращаемся к командам, проверяем выполнение задания.

2.«Черный ящик» "ЧЬИ ВЕЩИ?"

Разбитое корыто? (Старуха)

Невод? (Старик)

Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан)

Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)

Шапка-невидимка? (Черномор)

Золотой петушок? (Царь Дадон)

Дубовый лук? (Князь Гвидон)

Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о

царе Салтане")

Веретено (три девицы из "Сказки о царе Салтане)

Отгадайте , кто этот герой Белочка? (Князь Гвидон)

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

3. “ВОПРОСЫ В ОРЕШКАХ

- Вытянуть орешек, прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Команды

выходят, по очереди тянут орешки и отвечают на вопросы.

1. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33

богатыря, Царевна Лебедь.)

2. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (Комар, муха,

шмель.)

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же “ приговаривал Балда с

укоризной”? ( “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною”)

4. Какими словами заканчивается “Сказка о царе Салтане”? (“Я там был: мёд,

пиво пил. И усы лишь обмочил”)

5. Какому герою принадлежат слова “Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас проклятое племя корчить…”?

(Балда. “Сказка о попе...”)

Что общего между рыбкой и петушком из сказок А.Пушкина? (Они золотые

4. “ ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ”

- приготовить инсценировку любой из сказок Пушкина.

Игра с болельщиками

1.

Какое слово присутствует во всех сказках А. Пушкина? (Сказка)

2.

Сколько сказок написал Пушкин? (6)

А теперь давайте вспомним имена в сказках Пушкина.

Викторина

1.

Дядька тридцати морских витязей. (Черномор)

2.

Сватья ткачихи и поварихи (Бабариха)

3.

Верный работник, повар, конюх и плотник. (Балда)

4.

Князь, правивший Чудо – островом. (Гвидон)

5.

Служанка злой царицы, владеющей волшебным зеркальцем. (Чернавка)

6.

Царь, женившийся на одной из девиц – прях. (Салтан)

7.

Царь – обладатель золотого петушка. (Дадон)

8.

Жених спящей царевны. (Елисей)

9.

Кто указал Елисею, где находится его невеста? (Ветер)

Ведущий - В Лукоморье живет золотая рыбка. И только сегодня вы можете

загадать одно желание. Запишите его на листочке, а потом прочитайте вслух.

Листик с вашим желанием останется в стране Лукоморье и ваше желание

обязательно исполнится.

(Учитель подносит золотую рыбку к детям, а они загадывают по очереди

свои желания, а бумажки отдают в корзину для золотой рыбки)

- Ребята, вы загадали хорошие желания. А теперь послушайте «Правдивую

историю о золотой рыбке», которая произошла в наши дни…

(Читает подготовленный ученик)

Однажды Татьяна Петровна посмотрела на нас особым учительским

взглядом и спросила, бывают ли на свете золотые рыбки? Все сразу

закричали, что не бывают. А отличник Валя Егоркин авторитетно так

говорит:

-Что Вы, Татьяна Петровна! Золотая рыбка – это же сказочный персонаж!

Это фантазия писателя!

Только Петька Кривошеин буркнул:

- Сам ты фантазия! У моего брата этих рыбок золотых - целый аквариум!

На этот раз Татьяна Петровна поддержала не Валю Егоркина, а Петьку:

золотые рыбки бывают не только в сказках, - и повела нас на выставку

аквариумов.

Сколько же там рыб было! И большие, и маленькие, и толстые, и круглые, и

длинные, похожие на змей. Ходили мы, ходили, удивлялись, пальцами

тыкали. Наконец Татьяна Петровна собрала нас у аквариума с золотыми

рыбками и предложила представить, что это не простые, а волшебные рыбки.

О чем бы мы их могли попросить? Девчонки тут же закричали (Татьяне

Петровне даже напомнить им пришлось, что шуметь на выставке нельзя):

- Хотим, чтобы войны не было. И чтобы не умирал никто. Чтобы болезней не

было. И чтобы все дружили.

-Молодцы! – похвалила их Татьяна Петровна. – Это вы обо всех подумали.

Ну, а лично для себя что бы вы попросили?

Тут ребята задумались: для себя –это серьезно. Не ошибиться бы!

- Я бы хотел ролики новые. А то у всех есть, а у меня нет, - сказал Павлик.

Никого это желание не удивило: у Павлика не было папы, поэтому подарки

ему покупали очень редко, а дорогие – никогда.

- А я бы хотела, чтобы моя бабушка подольше пожила. Так хочется ее

увидеть, хотя бы разочек еще! – сказала Оля. Олина бабушка жила очень

далеко, в деревне, и была очень-очень старая. Каждый раз, провожая Олю в

Москву в конце августа, бабушка приговаривала: «Ну вот, поглядела на

внученьку перед смертью!»

- Я бы хотел, чтобы моя мама выздоровела, - сказал Петя. Его мама болела

уже целый год. Из больницы ее отпускали только в праздничные дни и

иногда в выходные. А когда у Пети был насморк, маме не разрешали с ним

встречаться, потому что это было для нее опасно.

- найти бы кошелек – чтобы деньги внутри были. Немножко, братику

подарок купить! – сказал толстый Миша. Он своего братика очень любил.

- Мне бы четверочку по чтению получить – хоть один раз в жизни! –

вздохнул Колька. Он был такой троечник, что почти двоечник. Но никогда

никого не обижал, а за некоторых слабаков даже заступался. Поэтому ребята

его любили.

- Дурачье вы, дурачье! – вдруг усмехнулся Жорка. – Чего разнылись-то?

Рыбка – она какая? Золотая! Так пусть она бабки отвалит! И лучше в

долларах. А с долларами все остальное ты и без нее сделаешь. Хочешь –

подарков себе накупишь,хочешь – лекарства какие надо, а хочешь - бабульке

своей новый дом отгрохаешь. Тогда она от радости до ста лет проживет.

- Это тебе не банк и не касса! - рассердилась вдруг Оля. Это рыбка живая.

Может, даже волшебная. Вот возьмет и обидится на тебя!

На этом экскурсия и закончилась.

А потом произошло вот что.

Павлик победил на олимпиаде по математике, и ему вручили приз – новые

ролики.

Олина бабушка прислала ей письмо, что чувствует себя хорошо и ждет свою

внучку летом в гости.

- Почему Жорка остался у разбитого корыта?

- Что надо делать, чтобы не остаться у разбитого корыта? Каким надо

быть? (Ответы детей)

Итог - Вот и подошло наше сказочное путешествие в Лукоморье к концу.

Читая сказки Пушкина, мы говорили о таких человеческих качествах, как:

добро, зло, жестокость, милосердие, коварство. Но что бы ни происходило,

добро всегда побеждает. Мы загадали свои желания в сказочной стране

будем верить, что никто из ребят нашего класса не останется у разбитого

корыта, как Жорка из рассказа «Правдивая история о золотой рыбке»

К нам приходят пушкинские

сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным

злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

ВЕДУЩИЙ: А закончить наше занятие можно так же, как заканчивается

“Сказка о золотом петушке”: – “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым

молодцам урок!”

Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича

Пушкина.

- До новых встреч в Лукоморье!

Автор: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

1-я: - Кабы я была царица, –

Автор: Говорит одна девица –

– То на весь крещеный мир приготовила б я пир.

2-я: – Кабы я была царица, –

Автор: Говорит ее сестрица, –

– То на весь бы мир одна наткала я полотна.

3-я: – Кабы я была царица, –

Автор: Третья молвила сестрица, –

– Я б для батюшки – царя родила богатыря.

Автор:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Царь:

– Здравствуй, красная девица,– будь царица.

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки – сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Автор:

В сени вышел царь – отец.

Все пустились во дворец.



В раздел образования