Автор: Мануйлова Вера Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 25
Населённый пункт: Краснодарский край,Каневской р-он,ст Челбасская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие в лукоморье
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛУКОМОРЬЕ»
Цель: обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина,
Задачи: -вспомнить сказки АС.Пушкина,
- развивать смекалку,
- воспитывать любовь к поэзии.
Оборудование: портрет Пушкина, няни Арины Родионовны; компьютер,
раздаточный материал .
Ход занятия
Звучит фонограмма "У лукоморья" в исполнении детского хора или
вокальной группы.
Ведущий:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Если вы настоящие сказковеды, то, конечно, любите сказки Пушкина. И не
откажетесь отправиться путешествовать по стране Лукоморье.
Чтобы легче было идти
Понадобятся ваши знания,
Усердие и внимание,
Везение и терпение,
Хорошее настроение!
Мы не случайно отправляемся в эту страну , т.к Пушкин родился 6 июня
1799 г.и в этот год со дня рождения ему 215 лет, 10 февраля 1837 г. умер на
дуэли – день памяти А.С. Пушкина. Поэтому мы с вами отправимся в
Лукоморье – страну сказок Пушкина. И прежде чем туда отправиться, вы
должны ответить на вопросы.
Имя великого поэта и писателя Пушкина – Александр Сергеевич. Его отца
звали Сергеем Львовичем. Сергей Львович был дворянином из старинного и
уважаемого рода. Своей родословной могла похвастаться и мать, Надежда
Осиповна. Дед Надежды Осиповны, Абрам Петрович Ганнибал, был
африканцем, сыном эфиопского властителя, был «воспитанником» и слугой
Петра I. Петр Первый любил темнокожего юношу за его живой ум,
честность и трудолюбие и женил на русской красавице. Пушкин написал о
своем прадеде повесть «Арап Петра Великого».
Кроме Александра, в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны было еще
четверо детей – девочка и три мальчика.
Воспитанием Пушкина занималась няня , ее звали Арина Родионовна. Вот
она –то и привила маленькому Саше любовь к сказкам…
Вопросы:
1.Пушкина звали…
а) Александр Петрович; б) Александр Сергеевич; в) Алексей Сергеевич.
2. Няню А. Пушкина звали…
а) Арина Петровна; б) Арина Родионовна; в) Авдотья Родионовна.
3. А. Пушкин был сыном …
а) царя; б) боярина; в) крестьянина; г) дворянина.
Мы чтить тебя привыкли
С детских лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
- Действительно, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства,
читаем и любим его сказки. И сейчас мы проведём викторину по сказкам
Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то
новое.
- Отправляемся в страну Лукоморье
- Ребята, как вы считаете, что означает слово «лукоморье»? (Ответы)
- Слово «лукоморье» происходит от старого слова «лука» - что означает
«изгиб». Когда – то слово «лука» находилось в родстве со словом «лук». Но
не с тем, который обозначает лук репчатый или зеленый, а со словом –
названием оружия. Ведь лук, из которого стреляли, делался из изогнутого
прута.
Так что лукоморье – это не луковое море и не морской лук, а изогнутый
берег, выступающий далеко в море, нечто вроде полуострова.
Перед вами дуб. На дубе-задания. давайте узнаем, какие волшебные
предметы и помощники присутствуют в сказках Пушкина
1. Вопросы:
1.
В той норе, во тьме печальной, … качается хрустальный. (Гроб)
2.
Свойство … имело: говорить оно умело. (Зеркальце)
3.
Воевода говорит: «… опять кричит». (Петушок)
4.
Приплыла к нему … спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (Рыбка)
5.
Скушай … , мой свет. (Яблочко)
6.
Глядь – поверх текучих вод … белая плывет. (Лебедь)
7.
… там живёт ручная, да затейница какая. (Белка)
8.
… по морю гуляет. (Ветер)
9.
…, …, мой дружок, позолоченный рожок! (Месяц)
10.И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 … (Богатыря).
В то время, пока команды работают, самостоятельно проводится “ Игра с
болельщиками”.
-У всех жителей сказочного государства Александра Сергеевича были свои
занятия. Я читаю отрывок из сказки, а вы должны сказать, кто эти герои и из
каких они сказок.
-“Три девицы под окном
пряли поздно вечерком.” (“Сказка о царе Салтане...” Сёстры.)
- А однажды произошло вот, что. Вернулись хозяева домой, а там…
“Что за диво
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.”
(Молодая царевна. “Сказка о мёртвой царевне...”)
- А один житель сказочного государства “работает за семерых…”
“До светла всё у него пляшет.
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит.”
Кто он? (Балда “Сказка о попе…”)
Возвращаемся к командам, проверяем выполнение задания.
2.«Черный ящик» "ЧЬИ ВЕЩИ?"
Разбитое корыто? (Старуха)
Невод? (Старик)
Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан)
Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)
Шапка-невидимка? (Черномор)
Золотой петушок? (Царь Дадон)
Дубовый лук? (Князь Гвидон)
Прялка? (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке", три девицы из "Сказки о
царе Салтане")
Веретено (три девицы из "Сказки о царе Салтане)
Отгадайте , кто этот герой Белочка? (Князь Гвидон)
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
3. “ВОПРОСЫ В ОРЕШКАХ”
- Вытянуть орешек, прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Команды
выходят, по очереди тянут орешки и отвечают на вопросы.
1. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33
богатыря, Царевна Лебедь.)
2. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (Комар, муха,
шмель.)
3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же “ приговаривал Балда с
укоризной”? ( “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною”)
4. Какими словами заканчивается “Сказка о царе Салтане”? (“Я там был: мёд,
пиво пил. И усы лишь обмочил”)
5. Какому герою принадлежат слова “Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас проклятое племя корчить…”?
(Балда. “Сказка о попе...”)
Что общего между рыбкой и петушком из сказок А.Пушкина? (Они золотые
4. “ ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ”
- приготовить инсценировку любой из сказок Пушкина.
Игра с болельщиками
1.
Какое слово присутствует во всех сказках А. Пушкина? (Сказка)
2.
Сколько сказок написал Пушкин? (6)
А теперь давайте вспомним имена в сказках Пушкина.
Викторина
1.
Дядька тридцати морских витязей. (Черномор)
2.
Сватья ткачихи и поварихи (Бабариха)
3.
Верный работник, повар, конюх и плотник. (Балда)
4.
Князь, правивший Чудо – островом. (Гвидон)
5.
Служанка злой царицы, владеющей волшебным зеркальцем. (Чернавка)
6.
Царь, женившийся на одной из девиц – прях. (Салтан)
7.
Царь – обладатель золотого петушка. (Дадон)
8.
Жених спящей царевны. (Елисей)
9.
Кто указал Елисею, где находится его невеста? (Ветер)
Ведущий - В Лукоморье живет золотая рыбка. И только сегодня вы можете
загадать одно желание. Запишите его на листочке, а потом прочитайте вслух.
Листик с вашим желанием останется в стране Лукоморье и ваше желание
обязательно исполнится.
(Учитель подносит золотую рыбку к детям, а они загадывают по очереди
свои желания, а бумажки отдают в корзину для золотой рыбки)
- Ребята, вы загадали хорошие желания. А теперь послушайте «Правдивую
историю о золотой рыбке», которая произошла в наши дни…
(Читает подготовленный ученик)
Однажды Татьяна Петровна посмотрела на нас особым учительским
взглядом и спросила, бывают ли на свете золотые рыбки? Все сразу
закричали, что не бывают. А отличник Валя Егоркин авторитетно так
говорит:
-Что Вы, Татьяна Петровна! Золотая рыбка – это же сказочный персонаж!
Это фантазия писателя!
Только Петька Кривошеин буркнул:
- Сам ты фантазия! У моего брата этих рыбок золотых - целый аквариум!
На этот раз Татьяна Петровна поддержала не Валю Егоркина, а Петьку:
золотые рыбки бывают не только в сказках, - и повела нас на выставку
аквариумов.
Сколько же там рыб было! И большие, и маленькие, и толстые, и круглые, и
длинные, похожие на змей. Ходили мы, ходили, удивлялись, пальцами
тыкали. Наконец Татьяна Петровна собрала нас у аквариума с золотыми
рыбками и предложила представить, что это не простые, а волшебные рыбки.
О чем бы мы их могли попросить? Девчонки тут же закричали (Татьяне
Петровне даже напомнить им пришлось, что шуметь на выставке нельзя):
- Хотим, чтобы войны не было. И чтобы не умирал никто. Чтобы болезней не
было. И чтобы все дружили.
-Молодцы! – похвалила их Татьяна Петровна. – Это вы обо всех подумали.
Ну, а лично для себя что бы вы попросили?
Тут ребята задумались: для себя –это серьезно. Не ошибиться бы!
- Я бы хотел ролики новые. А то у всех есть, а у меня нет, - сказал Павлик.
Никого это желание не удивило: у Павлика не было папы, поэтому подарки
ему покупали очень редко, а дорогие – никогда.
- А я бы хотела, чтобы моя бабушка подольше пожила. Так хочется ее
увидеть, хотя бы разочек еще! – сказала Оля. Олина бабушка жила очень
далеко, в деревне, и была очень-очень старая. Каждый раз, провожая Олю в
Москву в конце августа, бабушка приговаривала: «Ну вот, поглядела на
внученьку перед смертью!»
- Я бы хотел, чтобы моя мама выздоровела, - сказал Петя. Его мама болела
уже целый год. Из больницы ее отпускали только в праздничные дни и
иногда в выходные. А когда у Пети был насморк, маме не разрешали с ним
встречаться, потому что это было для нее опасно.
- найти бы кошелек – чтобы деньги внутри были. Немножко, братику
подарок купить! – сказал толстый Миша. Он своего братика очень любил.
- Мне бы четверочку по чтению получить – хоть один раз в жизни! –
вздохнул Колька. Он был такой троечник, что почти двоечник. Но никогда
никого не обижал, а за некоторых слабаков даже заступался. Поэтому ребята
его любили.
- Дурачье вы, дурачье! – вдруг усмехнулся Жорка. – Чего разнылись-то?
Рыбка – она какая? Золотая! Так пусть она бабки отвалит! И лучше в
долларах. А с долларами все остальное ты и без нее сделаешь. Хочешь –
подарков себе накупишь,хочешь – лекарства какие надо, а хочешь - бабульке
своей новый дом отгрохаешь. Тогда она от радости до ста лет проживет.
- Это тебе не банк и не касса! - рассердилась вдруг Оля. Это рыбка живая.
Может, даже волшебная. Вот возьмет и обидится на тебя!
На этом экскурсия и закончилась.
А потом произошло вот что.
Павлик победил на олимпиаде по математике, и ему вручили приз – новые
ролики.
Олина бабушка прислала ей письмо, что чувствует себя хорошо и ждет свою
внучку летом в гости.
- Почему Жорка остался у разбитого корыта?
- Что надо делать, чтобы не остаться у разбитого корыта? Каким надо
быть? (Ответы детей)
Итог - Вот и подошло наше сказочное путешествие в Лукоморье к концу.
Читая сказки Пушкина, мы говорили о таких человеческих качествах, как:
добро, зло, жестокость, милосердие, коварство. Но что бы ни происходило,
добро всегда побеждает. Мы загадали свои желания в сказочной стране
будем верить, что никто из ребят нашего класса не останется у разбитого
корыта, как Жорка из рассказа «Правдивая история о золотой рыбке»
К нам приходят пушкинские
сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным
злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
ВЕДУЩИЙ: А закончить наше занятие можно так же, как заканчивается
“Сказка о золотом петушке”: – “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым
молодцам урок!”
Извлекайте добрые уроки, читая произведения Александра Сергеевича
Пушкина.
- До новых встреч в Лукоморье!
Автор: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
1-я: - Кабы я была царица, –
Автор: Говорит одна девица –
– То на весь крещеный мир приготовила б я пир.
2-я: – Кабы я была царица, –
Автор: Говорит ее сестрица, –
– То на весь бы мир одна наткала я полотна.
3-я: – Кабы я была царица, –
Автор: Третья молвила сестрица, –
– Я б для батюшки – царя родила богатыря.
Автор:
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Царь:
– Здравствуй, красная девица,– будь царица.
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Автор:
В сени вышел царь – отец.
Все пустились во дворец.