Автор: Драгунова Елена Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ № 14
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в условиях различных видов речевой деятельности"
Раздел: полное образование
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на
уроках английского языка в условиях различных видов речевой деятельности
Авторы: учитель английского языка Драгунова Елена Михайловна
Умение общаться – одно из необходимых условий успешной социализации
личности, поэтому в современной школе важное место должна занять работа над
различными видами речевой деятельности.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать
в
диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Эта важная задача должна решаться на
уроках русского языка и литературы, истории, обществознания.
Уроки английского языка.
Учитывая специфику иностранного языка
основными целями
являются -
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции; развитие и воспитание
школьников
средствами
иностранного
языка;
усиление
социокультурной
направленности обучения ИЯ, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в
содержании обучения, на включение школьников в диалог культур.
Чтобы
сформировать
коммуникативную
компетентность
вне
языкового
окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо
проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения
этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего
высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей
прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
В рамках предмета английского языка для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий используются различные методы обучения:
проектный, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование
результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность»,
«учимся вместе» и другие.
Основные речевые навыки и умения формируются в урочной деятельности при
помощи различных типов заданий, в том числе: составления плана, ответы на
вопросы, составления собственных вопросов к нему, составление диалога, монолога.
На уроке формируется умение задавать вопросы собеседнику, конструировать
ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.
Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной
деятельности, как ролевая или деловая игра на разные темы. Примером может
служить игра «Не повторяться»: все по очереди высказываются на одну и ту же тему,
но не повторяясь. Игру можно использовать в разных классах.
Также развитию диалогической речи способствует инсценирование отдельных
эпизодов и сцен. Например, при изучении отрывков произведений зарубежных
авторов, при создании ситуаций общения.
На уроках английского языка развивается монологическая речь: учащиеся дают
развернутый ответ на вопрос, составляют словесное описание какого-либо события,
рассуждают
по заданной теме. Учащиеся выступают
с устным сообщением,
докладом, презентуют проектную работу, участвуют в пресс-конференции. В ходе
урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные
вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения
письму можно использовать следующие задания:
написать поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового
содержания), обменяться с одноклассниками и написать ответ;
составить
резюме
по
представленной
вакансии,
обменяться
с
одноклассниками и написать ответ,
написать личное письмо учителю на заданную тему и отправить по
электронной почте.
написать письмо с протестами и жалобами, обменяться и вежливо
извиниться в ответ;
составить дневники (наблюдений, путешествий) и другие.
Владение письменной речью даёт возможность пользоваться уже имеющимися
знаниями иностранного языка при общении с носителями языка с помощью
современных средств коммуникации, находясь вне языковой среды. Возможность
вести переписку со сверстниками, писать официальные письма, заполнять анкеты,
бланки документов на иностранном языке мотивируют учащихся к активному
овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.
Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся
является внеурочная деятельность. Внеклассные мероприятия активизируют интерес
к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их
коммуникативной компетенции. Мероприятия методически разрабатываются
с
учетом формирования всех видов коммуникативных УУД. Учащиеся, объединенные
в команды, должны слушать и слышать друг друга, высказывать свою точку зрения
на проблему, работать в сотрудничестве и излагать ответы на вопросы заданий
письменно и устно.
Также одной из форм работы является участие в олимпиадах, конкурсах, в
сетевых проектах
,
научно-практической конференции.
Ожидаемым результатом работы является повышение качества
владения
различными видами речевой деятельности, успешная социализация личности
,
повышение качества знаний через развитие коммуникативных универсальных
учебных действий.