Напоминание

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в условиях различных видов речевой деятельности"


Автор: Драгунова Елена Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ № 14
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в условиях различных видов речевой деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на

уроках английского языка в условиях различных видов речевой деятельности

Авторы: учитель английского языка Драгунова Елена Михайловна

Умение общаться – одно из необходимых условий успешной социализации

личности, поэтому в современной школе важное место должна занять работа над

различными видами речевой деятельности.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет

позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и

вступать

в

диалог;

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Эта важная задача должна решаться на

уроках русского языка и литературы, истории, обществознания.

Уроки английского языка.

Учитывая специфику иностранного языка

основными целями

являются -

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции; развитие и воспитание

школьников

средствами

иностранного

языка;

усиление

социокультурной

направленности обучения ИЯ, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в

содержании обучения, на включение школьников в диалог культур.

Чтобы

сформировать

коммуникативную

компетентность

вне

языкового

окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо

проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения

этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего

высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей

прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

В рамках предмета английского языка для формирования коммуникативных

универсальных учебных действий используются различные методы обучения:

проектный, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование

результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность»,

«учимся вместе» и другие.

Основные речевые навыки и умения формируются в урочной деятельности при

помощи различных типов заданий, в том числе: составления плана, ответы на

вопросы, составления собственных вопросов к нему, составление диалога, монолога.

На уроке формируется умение задавать вопросы собеседнику, конструировать

ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.

Развитию диалогической речи учащихся способствуют такие виды учебной

деятельности, как ролевая или деловая игра на разные темы. Примером может

служить игра «Не повторяться»: все по очереди высказываются на одну и ту же тему,

но не повторяясь. Игру можно использовать в разных классах.

Также развитию диалогической речи способствует инсценирование отдельных

эпизодов и сцен. Например, при изучении отрывков произведений зарубежных

авторов, при создании ситуаций общения.

На уроках английского языка развивается монологическая речь: учащиеся дают

развернутый ответ на вопрос, составляют словесное описание какого-либо события,

рассуждают

по заданной теме. Учащиеся выступают

с устным сообщением,

докладом, презентуют проектную работу, участвуют в пресс-конференции. В ходе

урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные

вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.

Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения

письму можно использовать следующие задания:

написать поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового

содержания), обменяться с одноклассниками и написать ответ;

составить

резюме

по

представленной

вакансии,

обменяться

с

одноклассниками и написать ответ,

написать личное письмо учителю на заданную тему и отправить по

электронной почте.

написать письмо с протестами и жалобами, обменяться и вежливо

извиниться в ответ;

составить дневники (наблюдений, путешествий) и другие.

Владение письменной речью даёт возможность пользоваться уже имеющимися

знаниями иностранного языка при общении с носителями языка с помощью

современных средств коммуникации, находясь вне языковой среды. Возможность

вести переписку со сверстниками, писать официальные письма, заполнять анкеты,

бланки документов на иностранном языке мотивируют учащихся к активному

овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.

Важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся

является внеурочная деятельность. Внеклассные мероприятия активизируют интерес

к предмету, надолго остаются в их памяти и способствуют развитию их

коммуникативной компетенции. Мероприятия методически разрабатываются

с

учетом формирования всех видов коммуникативных УУД. Учащиеся, объединенные

в команды, должны слушать и слышать друг друга, высказывать свою точку зрения

на проблему, работать в сотрудничестве и излагать ответы на вопросы заданий

письменно и устно.

Также одной из форм работы является участие в олимпиадах, конкурсах, в

сетевых проектах

,

научно-практической конференции.

Ожидаемым результатом работы является повышение качества

владения

различными видами речевой деятельности, успешная социализация личности

,

повышение качества знаний через развитие коммуникативных универсальных

учебных действий.



В раздел образования