Автор: Шобоева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ «Багдаринская СОШ»
Населённый пункт: с. Багдарин Республика Бурятия
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная программа «Диалог» (фольклорное краеведение)
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Багдаринская средняя общеобразовательная школа"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ДИАЛОГ»
(ФОЛЬКЛОРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ)
(авторская)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ДВА ГОДА
УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Автор: Шобоева Т.А.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Багдаринская средняя
общеобразовательная школа»
Багдарин, 2022 г.
Программа «Диалог» знакомит обучающихся с фольклором, историей,
культурой Бурятии, направлена на развитие творческой и познавательной
активности обучающихся, помогает приобрести опыт исследовательской
проектной деятельности. Программа основана на региональном материале -
фольклоре населяющих Бурятию народов и ставит своей целью формирование
духовной и нравственно-ориентированной личности ребенка.
Пояснительная записка
Любовь к родному краю,
знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.
Д.С. Лихачев.
Диалог культур был и остаётся главным в развитии человечества.
На протяжении веков и тысячелетий происходило взаимообогащение
культур, из которых складывалась уникальная мозаика человеческой цивилизации.
Н.В.Кокшаров, кандидат философских наук.
Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом
определяет жизненную позицию человека и гражданина.
Программа «Диалог» ориентирована на глубокое и подробное изучение
фольклорного наследия родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные
страницы истории, культуры, культивируя в себе интерес к историческому поиску,
учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего
города, республики и развития страны.
Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с
жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному,
эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их
способностей.
В
формировании
человека
главную
роль
играет
культура,
которая
рассматривается как средство постижения мира, как средство самореализации
личности.
Особое значение придается диалогу культур, так как становится все более
очевидной
и
актуальной
необходимость
взаимопонимания
народов,
что
обеспечивает
их
мирное
сосуществование
и
способствует
развитию
национальных культур.
Идея сопряжения культур несет огромный воспитательный потенциал,
формирует
в
сознании
школьников
необходимые
мировоззренческие,
нравственно-этические и моральные убеждения.
Одним из составных элементов любой культуры является фольклор. Это тот
компонент, который способен стать основой диалога культур, так как фольклор
разных народов имеет много общего, что облегчает его восприятие, и в то же
время он отражает то специфическое, особенное, характерное для данного народа
и его культуры, которое может заинтересовать инонационального представителя и
вовлечь в общение.
Бурятия – территория, сохранившая свою самобытность и впитавшая в себя
богатство и многообразие традиций национально-культурных объединений
республики как части общего уникального наследия народов, населяющих
территорию у озера Байкал. Поэтому интересным представляется изучение
культуры, фольклорного наследия народов, населяющих нашу республику.
Направленность программы проектно-исследовательская. Цели и задачи
данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и
творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края
посредством формирования навыков поисковой, исследовательской работы,
формирования коммуникативных и организаторских навыков.
Новизна и оригинальность программы заключается в обучении проектно-
исследовательской деятельности школьников, основанном на сопоставительном
анализе объектов фольклора и культуры коренных народов, населяющих
республику (фольклор и культура семейских, населяющих Бурятию, эвенков и
бурят).
Актуальность программы
подтверждается возросшим активным
интересом детей и взрослых к своим историческим корням, к истории и культуре
родного края, народному фольклору. Изучая народное творчество, искусство
народов, населяющих нашу местность, историю региона, творчество писателей,
поэтов, композиторов родного края, обучающиеся становятся сопричастными к
родной земле.
Целью
программы является формирование национального самосознания
воспитанников
средствами
фольклорного
краеведения
и
овладение
ими
практических навыков проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Воспитание чувства любви к своей малой Родине, народной культуре и искусству;
Расширение познавательной и эмоциональной сфер личности ребенка;
Овладение основами проектно-исследовательской деятельности;
Знакомство с фольклорным наследием народов, населяющих Бурятию: русских
(семейских), эвенков, бурят;
Воспитание уверенности в своих силах и ответственности за свое дело, развитие
творческой фантазии.
Содержание программы рассчитано на учащихся среднего и старшего
школьного возраста. Психологические особенности обучающихся этого возраста
характеризуются
активным
усвоением
внешней
социальной
деятельности,
обретением
жизненного
опыта;
развитием
внутреннего
плана
действий,
личностной
рефлексии,
самоконтроля
и
самооценки;
развитием
навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками для достижения общей цели.
Программа
реализует
курс,
рассчитанный
на
36
часов
в
год.
Продолжительность образовательного цикла - два года.
Формы занятий
Занятия реализуются в следующих формах:
беседы, тематические задания, консультации, конкурсы, мини-лекции, викторины,
выставки, встречи с интересными людьми, походы по родному краю, экскурсии,
защита творческой работы, проектов, докладов.
Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и
помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы.
Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера,
экскурсии с учащимися начальных классов. Обязательны участие школьников в
конкурсах проектов, участие в НПК.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию
культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-
ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной,
в том числе учебной-исследовательской и проектной деятельности, ключевыми
компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими
эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития
личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях
культурной жизни своего края; о материальной и духовной культуре родного края;
- формирование навыков проектно-исследовательской деятельности;
- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
-формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
- воспитание уважения к культурам других народов, толерантности;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы
ценностей;
-
использование
полученных
знаний
в
дальнейшей
учебе
как
предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах,
викторинах,
турнирах,
краеведческих
чтениях,
научно-практических
конференциях, круглых столах.
По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими
качествами:
- самостоятельно мыслить и уметь отстаивать свое мнение;
- овладеют основами исследовательской и проектной деятельности;
- повысят культуру речи и культуру общения со сверстниками и взрослыми.
Будут уметь:
- соотносить, сопоставлять объекты культуры, фольклорные материалы
народов, населяющих Бурятию (русских (семейских), эвенков, бурят), и находить
точки соприкосновения между ними;
- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и
личностях местной истории, о культурном фольклорном наследии народов;
-
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни;
-
извлекать
необходимую
информацию
из
различных
источников:
фольклорных текстов, учебно-научных текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы.
1. Анкетирование
2. Наблюдение
3. Собеседование
4. Методы самооценки.
5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для
определения уровня освоения программы.
6. Ролевые игры.
7. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы.
8.
Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях,
открытых мероприятиях, мастер-классах.
9. Выступление на НПК, конкурсах, проектных неделях.
Основными
методами
обучения
при
проведении
занятий
являются
словесные, практические и наглядные.
В течение учебного года проводится педагогический контроль над
приобретением и усвоением знаний, умений и навыков, сформированностью
компетенций, уровнем обученности и воспитанности. Виды педагогического
контроля: промежуточный и итоговый.
Промежуточный контроль осуществляется посредством педагогического
мониторинга за деятельностью каждого обучающегося во время проведения
занятий, участия детей в конкурсах, конференциях.
Формой подведения итогов реализации программы являются творческий
отчет, который предполагает демонстрацию каждым обучающимся знаний,
умений и навыков, полученных при обучении (презентация, защита доклада,
исполнение легенд, преданий, фольклорных песен, частушек, сказок, поговорок,
пословиц и др.)
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Введение в образовательную программу.
1
1
-
2.
Основы проектно-исследовательской деятельности
3
2
1
3.
Фольклорное краеведение
2
1
1
4.
Календарные обряды и праздники в культурах русского,
бурятского, эвенкийского народов (календарные обряды
природно-хозяйственного цикла: новогодние, весенние,
летние и осенние жертвоприношения "хозяевам" земли.
Молитвы, обращенные к "хозяевам" местности).
6
2
4
5.
Обрядовые песни и танцы в культурах русского, бурятского,
эвенкийского народов.
4
2
2
6.
Особенности народных сказок как средства воспитания
определенной системы ценностей в культурах русского,
бурятского, эвенкийского народов.
4
1
3
7.
Легенды и предания о заселении территории Бурятии
бурятами, русскими, эвенками.
4
2
2
8.
Песни о Байкале и Бурятии у семейских, населяющих
Бурятию, бурят, эвенков.
3
1
2
9.
Легенды и мифы о Байкале в культурах русского,
бурятского, эвенкийского народов. (Легенда о Байкале и об
Ангаре. Шаман камень. Эвенки Байкала )
4
1
3
10.
Жилище, дом человека – модель мироздания в культурах
русского, бурятского, эвенкийского народов. (Русская изба,
бурятская юрта, эвенкийская яранга)
6
2
4
11.
Одежда и украшения в культурах русского, бурятского,
эвенкийского народов.
6
2
4
12.
Орнамент в культурах русского, бурятского, эвенкийского
народов. (В орнаменте как определённой разновидности
изобразительного искусства отражаются характер и
художественные особенности культуры народа. Орнаменты
неразрывно связаны с фольклорным наследием народа.
Какие растительные или животные детали есть в орнаментах
русского, бурятского и эвенкийского народов?)
5
2
3
13.
Свадебная обрядность
7
3
4
14.
Пословицы и поговорки на пересечении культур.
(Пословицы — одно из самых сильных средств
традиционного воспитания.)
3
1
2
15.
Музыкально- фольклорные игры
4
1
3
16.
Быт народа. Промыслы и ремесла.
6
2
4
17.
Творческий отчет.
4
2
2
Итого
72
28
44
Список литературы.
1. Будаев Ц.Б. Оньhон угэ оншотой. – Улан-Удэ, 1988.
2. Буряад арадай оньhон хошоо угэнууд / Сост. И.Н. Мадасон. – Улан-Удэ,
1960.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Academa, 1999.
4. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. – Иркутск, 1995.
5. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. - Улан-Удэ: Центр
сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2004.
Рекомендуемая литература для учащихся.
1.
Записки русских путешественников Н. Свербеева, А. Маак, писателя Н.
Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири».
2.
Колыбельные песни, собранные В.А. Туголуковым.
3.
Первые поэтические произведения эвенков «Кто дал эвенкам солнце?»
4.
Первые поэтические произведения бурят. Эпос «Гэсэр».
5.
Сборник улигеров «Серебряная коновязь».
Улигеры «Гургулдай, повзрослевший в пятнадцать лет, и сын его Хурин
Тайша могучий», «Нарин Хузун Гулдумэй», «Аламжи Мэргэн», «Найтал
Мэргэн».
6. Песня «Славное море – Священный Байкал».
7. Сказания о присоединении Бурятии к России. «Из отписки Енисейского
воеводы в сибирский приказ со сведениями о «Братской Землице».
8. Семейские народные песни.
9. Эвенкийские предания.
1
Приложение
(
)
Проект «Земля Гэсэра» фрагменты
Легенда о появлении морин-хуура
Морин-хуур издр..вле любимый
инструмент монгольских народов.
Жил когда-то юноша. Летал он к
возлюбле..ой на крылатом коне. И ветер
играющий буйной гривой пр..вращался в
прекрасную музыку. Соперница желая
пол..жить конец их свиданиям подрезала
крылья коню, отчего тот умер. Тоскуя по
своему
крылатому
другу
и
желая
увековечить его образ молодой человек смастерил музыкальный инструмент
с изображением головы своего коня, струны сделал из его сухожилий, а
смыч..к – из волос его гривы. И назвал его морин-хуур (дословный перевод
озн..чает
«конь-скрипка»),
который
стал
символом
поэтического
вдохновения, музой поэзии.
Задания.
1.
Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
2.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в словах.
3.
Выполните морфемный разбор причастий и деепричастий.
4.
*Подготовьте доклад на тему: «О происхождении поэтического дара,
музыкального инструмента в культуре монгольского или других
народов».
Магтал Чингисхана своей гвардии
Тучами небо ночное закрыто,
Ты ж на посту моя верная стража:
С дымником юрту мою стереж..ш.. ты,
Плотным её обл..гаешь ты кругом –
Сон нав..ваешь на вежды мне крепкий.
Ты ведь и в сан возвела меня царский.
Сетью ль плетутся дожди в непогоду,
Иль всё живое мороз цепенит,
Ливень ли льёт непрерывным потоком –
Ты ж – всё вокруг моей юрты сетчатой,
О, благоверная стража ночная.
Сердцу ты радость, моя легкокрылая,
Стража ночная моя, Кебтеул!
В радостный сан ты меня возн..сла.
Задания.
1.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
2.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы в словах.
3.
Найдите краткое причастие, выполните морфемный разбор слова.
4.
Найдите частицы, определите их разряд. Какую роль они играют в
тексте?
5.
Найдите архаизм. Какой стилистический оттенок привносит он в текст?
6.
*Подготовьте доклад на тему «Жанры средневековой монгольской
поэзии» (магталы – оды, гэмшил – элегия, лирические стихотворения).
Из бурятской народной песни
Прочитайте куплеты из бурятской народной песни. Переведите текст на
бурятский язык.
На клочке земли с потник
Потанцуем вкруговую,
Потанцуем так, чтоб звенели
Украшения на голове.
На клочке земли с окружность юрты
Потанцуем с притопом.
Потанцуем так, чтоб звенели
Украшения, вплетённые в косы.
Определите, какие выразительные средства используются в бурятском и
русском текстах?