Автор: Бастракова Ольга Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 14 имени Лататуева В.Н.»
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мутации"
Раздел: полное образование
Задача «Мутации»
Составитель: О. Ю. Бастракова, учитель биологии средней школы № 14,
г. Ярославль
Общая характеристика задачи
Предмет: Биология (общая биология)
Класс: 10
Тема: «Наследственность и изменчивость организмов»
Цель задачи: Данная задача может быть использована для обучения (получения
знаний при изучении темы «Наследственная изменчивость») или в качестве обобщения и
контроля (проверки ранее полученных учащимися знаний по данной теме).
Действия учащихся: Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
находить и выделять необходимую информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
привлекать известные знания для решения поставленной задачи;
выделять неявную, скрытую информацию из вопроса к поставленной задаче;
при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию.
Текст задачи
Наследственная изменчивость обусловлена изменениями в генетическом материале
и является основой разнообразия живых организмов, а также главной причиной
эволюционного процесса, так как она поставляет материал для естественного отбора.
Наследственная
изменчивость
проявляется
в
двух
формах
–
комбинативной
и
мутационной. Возникновение изменений в наследственном материале, т.е. в молекулах
ДНК, называют мутационной изменчивостью.
Впервые термин «мутация» был предложен в 1901 г. голландским ученым Г. де
Фризом, описавшим самопроизвольные мутации у растений. Мутации появляются редко,
но приводят к внезапным скачкообразным изменениям признаков, передающихся из
поколения в поколение.
Мутации могут затрагивать генотип в различной степени, поэтому их можно
разделить на генные, хромосомные и геномные.
Генными, или
точечными,
называют
мутации,
возникающие в
результате изменения гена, т. е. структуры молекулы ДНК. При нарушении репликации
может произойти изменение последовательности нуклеотидов в каком-нибудь участке
ДНК. Это может быть: замена нуклеотида; вставка нуклеотида; выпадение нуклеотида.
Если происходит замена нуклеотида, то результат может быть разный. В некоторых
случаях такая мутация не приводит к изменению структуры белка. Добавление или
выпадение нуклеотидов приводит к сдвигу рамки считывания в рибосоме и к изменению
последовательности аминокислот. Синтезируется белок, который отличается своей
первичной структурой от исходного. В результате может произойти серьёзное изменение
фенотипа. Генные мутации приводят к таким наследственным заболеваниям, как
фенилкетонурия (нарушение обмена веществ) и альбинизм (отсутствие нормальной
пигментации).
Хромосомными
называют мутации,
обусловленные
изменением
структуры
хромосом.
Это может быть:
утрата (нехватка) — потеря хромосомой своей концевой
части;
делеция — выпадение
участка
средней
части
хромосомы;
дупликация —
удвоение фрагмента хромосомы;
инверсия — поворот участка хромосомы на 180°;
транслокация — перенос участка одной хромосомы на другую. Хромосомные мутации
чаще всего возникают при нарушении деления клеток. Их последствия для организма
могут быть разными. Наиболее опасны утрата и делеция, так как может быть потеряна
информация о жизненно важном белке. Нарушение структуры хромосом у человека часто
приводит к тяжёлым формам умственной отсталости, заболеваниям крови, снижению
жизнеспособности организма. Например, потеря небольшой части 21-й хромосомы
вызывает
лейкоз.
Хромосомные
мутации
можно
обнаружить
с
помощью
микроскопа. Микроскопирование
используется в
диагностике
наследственных
заболеваний.
Геномными
называют мутации, обусловленные изменением числа хромосом в
кариотипе
организма.
Различают
полиплоидию
и
анеуплоидию
(гетероплоидию).
Полиплоидия — кратное увеличение гаплоидного набора хромосом.
Возникает при
нарушении расхождения хромосом при митозе или мейозе. В результате хромосомный
набор клетки становится триплоидным 3n, тетраплоидным 4n, гексаплоидным 6n и т. д.
Полиплоидия широко используется в селекции растений. Полиплоидные растения, как
правило, характеризуются
более
мощным
ростом,
большей
продуктивностью,
жизнеспособностью. Для получения полиплоидных растений используют колхицин,
который разрушает нити веретена деления и приводит к образованию полиплоидных
геномов.
Анеуплоидия (гетероплоидия) —
некратное
изменение
числа
хромосом 2n±1, 2n±2...
Этот вид
мутаций
может
быть обусловлен избытком
или
недостатком одной или нескольких хромосом. Причиной гетероплоидии является
нарушение расхождения гомологичных хромосом при мейозе. В одну гамету попадают
обе гомологичные хромосомы, а в другую — ни одной. Слияние такой гаметы с
нормальной и приводит к образованию зиготы с большим или меньшим числом хромосом
по сравнению с исходным хромосомным набором. Различают следующие формы
анеуплоидии: трисомия (2n+1) — три хромосомы в одной из пар (трисомия по 21-й паре
хромосом у человека — синдром Дауна); моносомия (2n−1) — недостаток одной
хромосомы
(моносомия
по X-хромосоме
—
синдром
Шерешевского-Тернера);
нуллисомия (2n−2) — отсутствие пары гомологичных хромосом (летальная мутация).
На первый взгляд может показаться, что большинство мутаций возникает без
каких-либо причин, однако это не так – такие причины есть, но мы просто не всегда
можем их сразу обнаружить. Факторы, вызывающие мутации, называют мутагенными. Их
можно разделить на несколько групп. К физическим факторам относят ионизирующее
излучение, ультрафиолетовое излучение, повышенную температуру. Под их воздействием
происходит повреждение молекул ДНК, что приводит к появлению мутаций. Химические
факторы —
это
вещества, под
действием
которых
изменяется
наследственный
материал. Мутагенное действие обнаружено у формальдегида, колхицина, соединений
свинца и ртути, некоторых ядохимикатов, компонентов табачного дыма и т. д.
Биологические факторы — живые организмы. Установлено, что мутагенным действием
обладают вирусы, а также токсины плесневых грибов. Размножаясь в клетках хозяина,
вирусные частицы встраивают «хозяйские» гены в свою ДНК, а при заражении
следующей клетки вносят в нее чужеродные гены.
Из сказанного становится ясным, как важно, чтобы в жизни нас окружало как
можно меньше факторов, вызывающих мутации.
Задание 1.
Определите виды
хромосомных мутаций по имеющимся рисункам и запишите их
названия, принимая хромосому, изображенную
первом рисунке, за нормальную
(немутированную).
1)____________
2)___________
3)___________ 4)__________
Задание 2.
Проанализируйте таблицу «Мутагенные факторы». Заполните пустые ячейки
таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки,
обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие
из предложенного списка.
Тип мутагенного
фактора
Пример
мутагенного
фактора
Особенность действия фактора
_______________(А)
ионизирующее
излучение
Частицы крайне малого размера, обладающие
большой энергией и способные проникать
глубоко в ткани, вызывая молекулярные
нарушения
Биологические
факторы
вирусы
___________________(Б)
Химические факторы
___________(В)
Вызывают разрушение химических связей в
молекуле ДНК
Список терминов и понятий:
1)
биохимические факторы
2)
физические факторы
3)
генетические факторы
4)
вступают в реакции с компонентами ДНК, вызывая в ней нарушения
5)
способны «вырезать» фрагменты ДНК, вставлять новые фрагменты, провоцировать
замены нуклеотидов
6)
пестициды
7)
паразитические простейшие
8)
радиоактивные элементы
А Б
В
Задание 3.
Муж прошел диагностическое рентгеновское облучение, вследствие которого у
него во время мейоза не разошлись половые хромосомы. Какой вид изменчивости
наблюдается в данной ситуации? Определите возможные типы гамет этого мужчины.
Зиготы с какими кариотипами могут образоваться в случае оплодотворения этими
сперматозоидами нормальной яйцеклетки его жены?
Задание 4.
Соотнесите описание заболевания и тип мутации, которая привела к его
появлению. Впишите в таблицу соответствующие цифры.
ЗАБОЛЕВАНИЯ
А) Ребенок имел низкий вес при рождении, издавал плач, напоминающий мяуканье
кошки, у него отмечено лунообразное лицо с широко расставленными глазами. Он
отставал в развитии. Микроскопирование показало, что короткое плечо хромосомы 5
утрачено.
Б) У ребенка острая анемия, низкий уровень кислорода в крови, слабость,
сердечная недостаточность. Микроскопирование показало, что изменений в количестве и
строении хромосом нет. Было установлено, что вместо нормального гемоглобина HbA
образуется патологическая его форма HbS. Эритроциты имеют форму серпа и быстро
разрушаются.
В) Женщина страдает бесплодием, имеет маленький рост, короткую шею с
кожными складками по бокам. У нее диагностирован порок сердца. Микроскопирование
показало отсутствие одной Х-хромосомы.
ТИПЫ МУТАЦИИ
1.
Генная
2.
Геномная
3.
Хромосомная
А Б
В
Лист ответов
Задание 1.
Ответ:
1)
делеция
2)
инверсия
3)
дупликация
4)
транслокация
Критерии оценивания:
Верно названы все четыре вида хромосомных мутаций – 2 балла.
Верно названы три вида мутаций – 1 балл.
Допущено две и более ошибки – 0 баллов.
Задание 2.
Ответ:
А Б
В
2
5
6
Критерии оценивания:
Указана верная последовательность цифр – 2 балла.
Допущена одна ошибка – 1 балл.
Во всех остальных случаях – 0 баллов.
Задание 3.
Ответ:
В данной ситуации наблюдается наследственная мутационная изменчивость, геномная
мутация. Возможные типы гамет мужчины: 24 XY и 22 0. Возможные кариотипы зигот:
47 XXY и 45 X0.
Критерии оценивания:
Верно определен тип изменчивости и верно указаны типы гамет и кариотипы зигот – 3
балла.
Верно определен тип изменчивости, но имеется одна ошибка при определении типов
гамет и кариотипов зигот – 2 балла.
Верно определен тип изменчивости, но имеются две ошибки при определении типов гамет
и кариотипов зигот – 1 балл.
Допущено более двух ошибок – 0 баллов.
Задание 4.
Ответ:
А Б
В
3
1
2
Критерии оценивания:
Верно определены все три типа мутации – 2 балла.
Допущена одна ошибка – 1 балл.
Допущено две и более ошибки – 0 баллов.