Напоминание

"Предложение как основная синтаксическая единица. Главные и второстепенные члены предложения. Типы второстепенных членов предложения, их разновидности».


Автор: Шуняй Марина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Разинская СШ
Населённый пункт: р.п. им.Степана Разина
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Предложение как основная синтаксическая единица. Главные и второстепенные члены предложения. Типы второстепенных членов предложения, их разновидности».
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме: «Предложение как основная синтаксическая единица.

Главные и второстепенные члены предложения. Типы второстепенных

членов предложения, их разновидности».

1.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Прочитайте, пожалуйста, запись на слайде:

«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо

думать сообща» Борис Львович Васильев - русский советский писатель.

Сегодня это и будет девизом нашего занятия, т.к. успех каждого из вас

сегодня зависит от того насколько слажено вы будете работать.

2.

Актуализация знаний.

(блиц опрос)

Прежде, чем переходить к практике, необходимо повторить теорию, которую

вы дома самостоятельно изучили. Вам нужно подобрать к данным началам

предложений соответствующее продолжение.

1.Предложения служат для (того, чтобы сообщать, выражать просьбу, совет,

приказание).

2.Члены предложении делятся (на главные и второстепенные).

3.Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных

членов (– подлежащего и сказуемого).

4. Второстепенные члены предложения это (члены предложения, которые

зависят от главных членов предложения или от других второстепенных

членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова).

-молодцы.

3. Сообщение темы и целей урока

Опираясь на блиц опрос и то домашнее задание, которые вы выполняли,

сформулируйте тему нашего урока.

Работать мы с вами будем сегодня в группах. Каждая группа в течении урока

будет выполнять работу по своей части темы и по результатам работы

каждой группы, которые вы представите в конце урока, мы сделаем

необходимые первоначальные выводы по теме.

1 группа, выполняет задание, указанное в технологической карте. В течение

урока вы должны будете составить презентацию для учащихся начальной

школы «Главные члены предложения».

2

группа

работает

со

своей

картой

и

составляет

интеллект

карту

«Второстепенные члены предложения и способы их выражения».

3 группа решит лингвистическую задачу, опираясь на задания в своей карте.

Составит лингвистическую задачу для учащихся начальной школы.

4.

Работа в группах по зонам

1 этап работы в группах

1 группа

начинает работу с зоны онлайн. Работа с теоретическим

материалом страница 271-280. Выполняют задание на карточке.

Спишите. Подчеркните грамматическую основу, укажи чем выражена.

1.Утром дождик перестал… (сущ, пр. гл. ск.) Я велел заложить Байрона и

выехал. (мест., сост.гл.ск.(вспом.гл.+инфин.) и пр.гл.ск.)

2.Что-то роковое было в этом медленном движении безвоздушных масс.

(мест., сост. им. сказ.(гл.связка +сущ.с предлогом))

3.Еще капризней отметились в памяти на золоте неба большие и черные

крыши домов. (сущ., пр.гл.сказ.)

4.Сверху сейчас же полетели комья снега. (словосоч., пр.гл.сказ.)

5.Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами,

узлами и картонками. (субстантивированное слово (прил.), пр.гл.сказ. и

сост.им.сказ.(гл.связка + кр.прил.)).

6.Один из гостей уже со вчерашнего дня находился у Сергея Андреевича и

теперь ожидал его дома. (словосоч.с выделительным значением, однородные

пр.гл.сказ.)

7.Из-под обросшей мохом тесовой крыши словно из подлобья смотрели на

церковь пять маленьких окон. (сл.соч. с колич.значением (числ.+сущ.),

пр.гл.сказ.)

8.Честное даю слово, я ему уши надеру. (пр.гл.сказ.; мест., пр.гл.сказ.)

2 группа – зона работы в группе.

Пользуясь материалом учебника на стр.283-290 обсудите какую интеллект

карту вы составите и что в ней отразите. Составьте интеллект карту

3 группа - зона работы с учителем. Обсуждают понятие «Лингвистическая

задача».

-из каких частей состоит любая задача? (условие и вопрос)

Что мы называем лингвистической задачей? – лингвистическая, значит

связана с языком. (в отличие от разного рода заданий и упражнений ответ на

нее не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных

логических операций

Ка ее решить? (Выполнить задания)

Приступайте к решению имеющейся задачи. В ответе, обозначте все члены

предложения и способы их выражения.

1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять

прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форме

именительного падежа, женского рода, единственного числа.

2. Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять

обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.

3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на

диван.

4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять

обстоятельство.

Тихая ночь опустилась над городом.

Решите задачу, подчеркните второстепенные члены предложения.

1.

Осенью

птицы

улетают

на

юг.

Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении

обстоятельством

времени,

употребив

его

как

существительное

в

именительном

падеже

единственного

числа

Осень»).

2.

Осенний

морозец

разрумянил

щеки.

Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени

румянит»).

3.

Кисти

винограда

свисают

до

земли.

Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве

дополнения

кисти»).

4.

Рябины

украшают

наши

леса.

Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением,

употребив его в родительном падеже («рябины»).

- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)

2 этап работы в группах

1 группа – в зоне работы с учителем. Что мы называем грамматической

основой?

Назовите

способы

выражения

подлежащего?

Сказуемого?

(примеры

привести

из

выполненного

упражнения).

Перед

вами

сравнительная таблица изучение темы «Главные и второстепенные члены

предложения» по разным УМК. Что вы можете сказать об изучении главных

членов предложения по разным умк?

(Согласно ФГОС учащиеся начальных классов с постепенным расширением и

усложнением должны усвоить сведения:

1)

О

повествовательных,

вопросительных, восклицательных

предложениях.

2)

Главных и второстепенных членах предложений (без деления на виды).

3)

Связи между словами в предложении.

В 1 классе дети должны научиться выделять предложения из речи;

находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится,

что говорится; устанавливать связь между словами по вопросам; при

чтении предложений соблюдать интонацию и паузы.

Во

2

классе

учащиеся

усваивают

понятия

«повествовательное,

вопросительное, восклицательное предложения». Учатся выписывать из

предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать

интонацию

повествовательного,

вопросительного,

восклицательного

предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.

2 группа – в зоне онлайн. Работает с вопросами №2,6,9 - на странице 291,

упр.180. выполните задание.

Запиши предложения, добавляя в них второстепенные члены. Подчеркни

главные и второстепенные члены.

1.

Зима.

2.

Мороз.

3.

Выпал снег.

4.

Птицы улетели.

5.

Подул ветер.

6.

Закружились снежинки

Спишите и сделайте синтаксический разбор предложения.

Спорт

– альтернатива

пагубным

привычкам. (дополнение косвенное,

определение согласованное)

Что такое определение? Какие они бывают? (согл. и несогл.)

Здесь какое определение? (согл.)

3 группа в зоне работы в группе. Анализируют сравнительную таблицу

программ по русскому языку и составляют лингвистическую задачу для

учащихся начальной школы.

3 этап работы в группах

1 группа - в зоне работы в группе. Составляет презентацию.

2 группа - в зоне работы с учителем.

Анализируют программы разных УМК с позиции темы исследования.

Делают выводы.

В 3 классе младшие школьники усваивают понятия «подлежащее»,

«сказуемое», «второстепенные члены предложения». Учатся находить

главные и второстепенные члены предложения.

В

4

классе

дети

учатся

различать

среди

простых

предложений

предложения с однородными членами, соблюдая при чтении интонацию

перечисления)

3 группа – в зоне онлайн. Работают с заданием 1 на стр. 291 упр.180.

4 этап защиты выполненных работ

- итак, все группы выполнили задания и теперь самое время определить

результат и оценить.

1 группа: представьте свою презентацию.

2 группа: представьте интеллект карту.

3 группа: продемонстрируйте лингвистическую задачу.

Вывод:

Второстепенные члены предложения нужны для того, чтобы

объяснить или дополнить главные члены. Именно без второстепенных

членов, таких, как дополнение, определение и обстоятельство предложение

не будет содержательным.

5.

Лингвистический эксперимент

Я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент. Перед вами

стихотворение:

Ночевала тучка.

Она умчалась;

Но остался след.

Он стоит, задумался

И плачет он.

-Что напоминает вам это текс? Кто автор? (стихотворение «Ночевала тучка

золотая», М.Ю.Лермонтов)

-Какое впечатление произвел этот текст? Почему? Какие члены предложения

здесь есть? А чего не хватает?

-Прочитайте текст, который создал М.Ю.Лермонтов.

_Что изменилось?

_какое впечатление производит этот текст? (Возникает целостная картина.

Мы воспринимаем ее всеми органами чувств.

-Продолжите предложения:

Мы видим;

Мы слышим;

Мы ощущаем.

-Давайте найдем в тексте второстепенные члены предложения (определения,

обстоятельства)

-какого члена предложения в этом тексте нет? (дополнения)

В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действие героев не

переходит на предмет, ещё больше подчеркивает и одиночество.

Вывод:

- Какого стиля текст мы проанализировали?

-Какова роль в нем второстепенных членов предложения?

(в художественном стиле, помогают нарисовать целостную картину, сразу

полный образ)

6.

Подведение итогов

1) На какие группы делятся члены предложения? 2 гр.

2) Какие есть главные члены предложения? 3 гр.

3) Какие есть второстепенные члены предложений? 1 гр.

4) Что такое дополнение? 3 гр.

5) Что такое определение? 1 гр.

6) Что такое обстоятельство? 2 гр.

Вместе оценим наш урок. Закончите предложения:

Прошел урок (какой?)

Мы работали (как?)

Говорили (о чём?)

7.

Рефлексия.

Продолжите в своих технологических картах предложения

Выполняя эту работу, я научился

Сегодня я узнал

Я понял, что

Теперь я могу

Я приобрел

Я смог

Я попробую

Было интересно

Было трудно

У меня получилось

Меня удивило



В раздел образования