Напоминание

Формирование экологических коипетенций через проектно-исследовательскую деятельность в детском объединении «Юный эколог»


Автор: Яковлева Наталья Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Серов Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологических коипетенций через проектно-исследовательскую деятельность в детском объединении «Юный эколог»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование экологических коипетенций через проектно-

исследовательскую деятельность в детском объединении

«Юный эколог»

«Благо людей и мира на Земле,

безопасность планеты и торжество

«Царства разума» - это

дело всех и каждого»

В.И. Вернадский

Важным звеном современного образования в последние годы являются

экологическое образование и воспитание. Наша задача состоит не только в

том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и

способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы,

осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости

своей практической помощи природе. Формирование таких качеств особенно

эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-

исследовательской деятельности. Ориентированность детского объединения

«Юный эколог» позволяет обучающимся, активно приобщаться к

исследовательской работе по изучению природных объектов, участвовать в

конкурсах, обмениваться результатами исследований. Происходит непосред-

ственное общение с природой, приобретаются навыки научного

эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к

изучению конкретных экологических вопросов. Основы исследовательской

деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса в

объединении. Детские исследования по экологии сочетают в себе

использование теоретических знаний и эксперимента, требуют умения

моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент.

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть

проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение

умозаключениям, классифицировать и структурировать материал, работать с

текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Особенность организации исследовательской деятельности в

объединении в том, что в ней могут принимать участие все дети и только по

желанию. Конечно, уровни исследования совершенно разные. На уровень

его влияет то, как ребенок умеет организовать свою работу, поставить

эксперимент, просчитать вперед свои действия. Это большой, творческий и

серьезный труд, в процессе которого вырабатывается характер,

настойчивость, кропотливость, ответственность за результаты исследования,

вырабатываются навыки природоохранной деятельности, происходит

осознание самого себя. В этой работе необходим достаточно большой запас

знаний, навык общения с литературой, умение вести самостоятельно

экспериментальную работу. Важно учитывать, что процесс обучения началам

исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное

формирование всех компонентов исследовательской культуры. Именно с

этой целью, среди методов приобщения обучающихся к исследовательской

деятельности существенное место я отдаю методу проектов. Работа над

проектом многогранна. Она проходит через занятия, работу с родителями,

самостоятельную работу. Результат внешний можно увидеть, потрогать. А

вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого

участника проекта: это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с

другом, а моя задача при этом быть участником проекта и стараться все

делать так, чтобы дети думали, что они делают, придумывают все сами. В

своей работе я использую различные виды проектов: индивидуальные и

групповые, исследовательские, информационные, творческие. Дети первого

года обучения, как правило, это первый второй класс, выбирают

информационные проекты: «Жизнь хомяка» или «Породы кроликов», а во

второй год обучения больший интерес проявляют к исследованиям: «Тайна

крыс», «Есть ли разум у животных?». С обучающимися своего объединения,

мы создаем различные экологические проекты: о животных нашего живого

уголка, о растениях, о заповедниках и национальных парках, о Красной

книге. В этом году группа второго года обучения углубилась в изучение

интеллекта животных. А дети первого года обучения начали работу над

групповым Экологическим проектом «Красная книга России». Это

кропотливая работа подразумевает выполнение детьми исследовательской

деятельности, нахождения информации, проведения наблюдений, обобщение

результатов в самой разнообразной форме. Главная цель проекта –

воспитание бережного отношения к растениям и животным, сопереживание

им, понимание необходимости их охраны, обогащение знаний и опыта

детей. Свои проекты мы защищаем на занятиях, участвуем в конкурсах. В

объединении ежегодно проходит «День защиты проектов», к которому дети

готовятся уже сознательно и с желанием. Призерами конкурса в 2023-2024

году стали 8 участников с проектами « Шиншилла - мой домашний

питомец», «Домашние животные Кролики», «Тайна крыс», «Улитка Ахатина

- кто ты?», «Все о Касатках», «Мир Дельфинов», «Сирийские хомяки»,

«Сбережем лес вместе» и т.д.

Конечно, не у всех детей сразу возникает желание заниматься проектами.

Школьный негативный опыт и неуверенность, порой вызывает

отрицательную реакцию у ребенка и родителей. Важно ненавязчиво суметь

научить делать проект самостоятельно, а главное вызвать интерес к данному

виду деятельности.

Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить

тему исследования. Я не навязываю детям тему, а даю им возможность

самим определиться с выбором. Как возникают темы исследований? Это, как

правило, темы и проблемы занятий, вопросы, возникающие в ходе

обсуждения. У наших детей их возникает огромное количество. Темы

экологических исследований для учащихся следует подбирать, исходя из

реалий жизни. Все, что изучается, должно быть личностно-значимым,

повышать интерес и уровень знаний. Например: «Крыса-враг или друг?»

«Шиншиллы - мои питомцы» Однако, предлагаемые темы и рекомендуемые

методы исследования не должны выходить за зону его ближайшего развития,

не должны превышать его возможности. Исследовательская деятельность

должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и

непонятностью. При организации работы важно помочь: в обосновании

необходимости данной работы, формулировке цели, выдвижении гипотез и

постановке конкретных задач; в выборе объекта экологических

исследований, в приемах и методах работы; в отработке и разработке

методик исследований; в составлении плана и последовательности работ,

включая планирование эксперимента; в организации дневника наблюдений,

регистрирования хода работ; в обработке собранного и полученного

материала, формулировке выводов, рекомендаций, написании отчета. В этом

процессе - педагог не является экспертом, он – консультант, помощник.

Ребенок выполняет роль активного, самостоятельного участника.

На этапе погружения, педагог формулирует проблему, создает

положительный настрой, определяет цель и задачи проекта. Обучающиеся

при этом вживаются в ситуацию, обсуждают, уточняют и конкретизируют

цель и задач. На этапе организации деятельности педагог предлагает

организовать, спланировать деятельность Конечно, детям при этом

приходится предлагать собственные идеи по решению проблемы,

вырабатывать план действий. На этапе осуществления деятельности

наблюдаю, координирую, помогаю, если в этом есть необходимость. Дети

собирают материал, работают с литературой и другими источниками,

проводят наблюдения, опыты, эксперименты, анкетирование, опросы,

анализируют и сравнивают. Выстраивают проект, готовят его презентацию.

В ходе презентации результатов проекта учащиеся представляют проекты,

участвуют в обсуждении. Педагог на этом этапе выступает участником

коллективной оценочной деятельности.

Хочется отметить, что подобный вид деятельности в «Юном экологе» в

значительной степени изменяет мотивацию детей, формируя ее

положительную направленность, стимулирует к дальнейшим открытиям. В

процессе выполнения проекта и своей исследовательской деятельности у

обучающихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата,

содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает

самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет

на личностное самоопределение ребенка. Таким образом, экологическое

воспитание младших школьников через проектно-исследовательскую

деятельность в детском объединении «Юный эколог» способствует

формированию экологической культуры личности, актуализации знаний,

умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии

с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации,

самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой

деятельности.



В раздел образования