Автор: Яковлева Наталья Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Серов Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование экологических коипетенций через проектно-исследовательскую деятельность в детском объединении «Юный эколог»
Раздел: дополнительное образование
Формирование экологических коипетенций через проектно-
исследовательскую деятельность в детском объединении
«Юный эколог»
«Благо людей и мира на Земле,
безопасность планеты и торжество
«Царства разума» - это
дело всех и каждого»
В.И. Вернадский
Важным звеном современного образования в последние годы являются
экологическое образование и воспитание. Наша задача состоит не только в
том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и
способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы,
осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости
своей практической помощи природе. Формирование таких качеств особенно
эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-
исследовательской деятельности. Ориентированность детского объединения
«Юный эколог» позволяет обучающимся, активно приобщаться к
исследовательской работе по изучению природных объектов, участвовать в
конкурсах, обмениваться результатами исследований. Происходит непосред-
ственное общение с природой, приобретаются навыки научного
эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к
изучению конкретных экологических вопросов. Основы исследовательской
деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса в
объединении. Детские исследования по экологии сочетают в себе
использование теоретических знаний и эксперимента, требуют умения
моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент.
Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть
проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение
умозаключениям, классифицировать и структурировать материал, работать с
текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Особенность организации исследовательской деятельности в
объединении в том, что в ней могут принимать участие все дети и только по
желанию. Конечно, уровни исследования совершенно разные. На уровень
его влияет то, как ребенок умеет организовать свою работу, поставить
эксперимент, просчитать вперед свои действия. Это большой, творческий и
серьезный труд, в процессе которого вырабатывается характер,
настойчивость, кропотливость, ответственность за результаты исследования,
вырабатываются навыки природоохранной деятельности, происходит
осознание самого себя. В этой работе необходим достаточно большой запас
знаний, навык общения с литературой, умение вести самостоятельно
экспериментальную работу. Важно учитывать, что процесс обучения началам
исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное
формирование всех компонентов исследовательской культуры. Именно с
этой целью, среди методов приобщения обучающихся к исследовательской
деятельности существенное место я отдаю методу проектов. Работа над
проектом многогранна. Она проходит через занятия, работу с родителями,
самостоятельную работу. Результат внешний можно увидеть, потрогать. А
вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого
участника проекта: это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с
другом, а моя задача при этом быть участником проекта и стараться все
делать так, чтобы дети думали, что они делают, придумывают все сами. В
своей работе я использую различные виды проектов: индивидуальные и
групповые, исследовательские, информационные, творческие. Дети первого
года обучения, как правило, это первый второй класс, выбирают
информационные проекты: «Жизнь хомяка» или «Породы кроликов», а во
второй год обучения больший интерес проявляют к исследованиям: «Тайна
крыс», «Есть ли разум у животных?». С обучающимися своего объединения,
мы создаем различные экологические проекты: о животных нашего живого
уголка, о растениях, о заповедниках и национальных парках, о Красной
книге. В этом году группа второго года обучения углубилась в изучение
интеллекта животных. А дети первого года обучения начали работу над
групповым Экологическим проектом «Красная книга России». Это
кропотливая работа подразумевает выполнение детьми исследовательской
деятельности, нахождения информации, проведения наблюдений, обобщение
результатов в самой разнообразной форме. Главная цель проекта –
воспитание бережного отношения к растениям и животным, сопереживание
им, понимание необходимости их охраны, обогащение знаний и опыта
детей. Свои проекты мы защищаем на занятиях, участвуем в конкурсах. В
объединении ежегодно проходит «День защиты проектов», к которому дети
готовятся уже сознательно и с желанием. Призерами конкурса в 2023-2024
году стали 8 участников с проектами « Шиншилла - мой домашний
питомец», «Домашние животные Кролики», «Тайна крыс», «Улитка Ахатина
- кто ты?», «Все о Касатках», «Мир Дельфинов», «Сирийские хомяки»,
«Сбережем лес вместе» и т.д.
Конечно, не у всех детей сразу возникает желание заниматься проектами.
Школьный негативный опыт и неуверенность, порой вызывает
отрицательную реакцию у ребенка и родителей. Важно ненавязчиво суметь
научить делать проект самостоятельно, а главное вызвать интерес к данному
виду деятельности.
Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить
тему исследования. Я не навязываю детям тему, а даю им возможность
самим определиться с выбором. Как возникают темы исследований? Это, как
правило, темы и проблемы занятий, вопросы, возникающие в ходе
обсуждения. У наших детей их возникает огромное количество. Темы
экологических исследований для учащихся следует подбирать, исходя из
реалий жизни. Все, что изучается, должно быть личностно-значимым,
повышать интерес и уровень знаний. Например: «Крыса-враг или друг?»
«Шиншиллы - мои питомцы» Однако, предлагаемые темы и рекомендуемые
методы исследования не должны выходить за зону его ближайшего развития,
не должны превышать его возможности. Исследовательская деятельность
должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и
непонятностью. При организации работы важно помочь: в обосновании
необходимости данной работы, формулировке цели, выдвижении гипотез и
постановке конкретных задач; в выборе объекта экологических
исследований, в приемах и методах работы; в отработке и разработке
методик исследований; в составлении плана и последовательности работ,
включая планирование эксперимента; в организации дневника наблюдений,
регистрирования хода работ; в обработке собранного и полученного
материала, формулировке выводов, рекомендаций, написании отчета. В этом
процессе - педагог не является экспертом, он – консультант, помощник.
Ребенок выполняет роль активного, самостоятельного участника.
На этапе погружения, педагог формулирует проблему, создает
положительный настрой, определяет цель и задачи проекта. Обучающиеся
при этом вживаются в ситуацию, обсуждают, уточняют и конкретизируют
цель и задач. На этапе организации деятельности педагог предлагает
организовать, спланировать деятельность Конечно, детям при этом
приходится предлагать собственные идеи по решению проблемы,
вырабатывать план действий. На этапе осуществления деятельности
наблюдаю, координирую, помогаю, если в этом есть необходимость. Дети
собирают материал, работают с литературой и другими источниками,
проводят наблюдения, опыты, эксперименты, анкетирование, опросы,
анализируют и сравнивают. Выстраивают проект, готовят его презентацию.
В ходе презентации результатов проекта учащиеся представляют проекты,
участвуют в обсуждении. Педагог на этом этапе выступает участником
коллективной оценочной деятельности.
Хочется отметить, что подобный вид деятельности в «Юном экологе» в
значительной степени изменяет мотивацию детей, формируя ее
положительную направленность, стимулирует к дальнейшим открытиям. В
процессе выполнения проекта и своей исследовательской деятельности у
обучающихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата,
содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает
самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет
на личностное самоопределение ребенка. Таким образом, экологическое
воспитание младших школьников через проектно-исследовательскую
деятельность в детском объединении «Юный эколог» способствует
формированию экологической культуры личности, актуализации знаний,
умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии
с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации,
самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой
деятельности.