Автор: Седых Геннадий Егорович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "СТПТ"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Технология подготовки и проведения классного часа"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Самарский техникум промышленных технологий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ
КЛАССНОГО ЧАСА
Седых Геннадий Егорович,
мастер производственного обучения
ГБПОУ «СТПТ»
Самара, 2017
Технология подготовки и проведения классного часа
«Классный час есть форма прямого общения
воспитателя со своими воспитанниками».
(В.П.Сазонов)
«Классный час. В нашем понимании это
не какая-то определённая форма работы,
а час классного руководителя».
(М.Л.Маленкова)
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и
остаётся классный час.
Классный час имеет следующие черты:
-это гибкая форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую
роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1.
Создание условий для становления и проявления индивидуальности обу-
чающегося, его творческих способностей.
2.
Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3.
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отноше-
ний личности обучающегося.
4.
Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и
жизнедеятельности обучающихся.
Формы и технологии классного часа имеют множество вариантов в зави-
симости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта классного руково-
дителя и условий учебного заведения.
Классный час-это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в учебном
расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного ру-
ководителя со своей группой. Лучше всего, если классный час поставлен в рас-
писание в субботу. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями
обучающихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посе-
щения техникума. Иногда слышишь, что в учебном заведении требуют, чтобы
классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда
можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это за-
висит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руково-
дитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их же-
лание высказать своё мнение, выступить с критикой.
Классный час состоит из следующих компонентов:
1. Целевой -целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с
развитием индивидуальности обучающегося, с проектированием и установле-
нием уникального его образа жизни.
2. Содержательный -содержание классного часа является личностно зна-
чимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и само-
утверждения личности обучающегося.
3. Организационно – деятельный – обучающиеся являются полноправны-
ми организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность
каждого обучающегося, актуализация его жизненного опыта, проявление и раз-
витие индивидуальности.
4. Оценочно –аналитический – в качестве критериев оценки результатив-
ности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта
обучающегося, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации,
влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучаю-
щихся.
Классный час имеет следующие организационно – технологические ас-
пекты:
-составление педагогом совместно с обучающимися и родителями тематики
классных часов на новый учебный год;
-уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;
-определение времени и места проведения классного часа;
-определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения
классного часа;
-подбор
соответствующего
материала,
наглядных
пособий,
музыкального
оформления по теме;
-определение участников подготовки и проведения классного часа;
- распределение заданий между участниками и группами;
- проведение классного часа;
- анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подго-
товке и проведению.
Длят ого чтобы классный час был интересен всем обучающимся, и у них
появилось желание принимать участие в его подготовке, следует назвать темы
классных часов, планируемых в группе. Обучающимся даётся право учувство-
вать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более ин-
тересен.
Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руково-
дителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные но-
мера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа
очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нём самого
классного руководителя.
Классный час может проводиться в различных формах: классного собра-
ния, часа общения, воспитательного часа, экскурсии или тематическая лекция,
встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы,
игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премье-
ры.
Однако может быть экстренное классное собрание или замена по тем или
иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно прово-
диться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправле-
ния в группе, где все обучающиеся учатся общению, демократии, сотрудниче-
ству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа - обсужде-
ние вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в группе. Классное со-
брание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
Классное собрание:
- распределяет поручения;
- избирает командира группы, представителей в органы самоуправления учеб-
ного заведения;
- слушает доклады обучающихся о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе
с обучающимися за или против принятия какого – либо решения и несёт персо-
нальную ответственность за его выполнение.
Классному руководителю необходимо научить обучающихся демократи-
ческому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, высту-
пать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие,
подчиняться воле большинства.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час обще-
ния, который играет очень большую роль в жизни обучающихся, если он заду-
ман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество классного руководителя, роди-
телей и обучающихся. Для того, чтобы обучающиеся ждали новой возможности
поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в
подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов обще-
ния.
Обсудите с обучающимися круг интересующих их вопросов, соберите
«корзину проблем» и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных
часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в группе, чтобы у обуча-
ющихся было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться
или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить обучающимся выработать пра-
вила общения:
1.
С уважением относится друг к другу.
2.
Любое мнение заслушивать внимательно.
3.
Пока один говорит, все его слушают.
4.
О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня раз-
вития коллектива, особенностей группы возраста, профессионализма педаго-
га…
На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы как:
1.Беседа.
2.Дискуссия (диспут).
Дискуссия позволяет вовлечь обучающихся в обсуждение поставленной
проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и
понимать иное мнение.
3.Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему,
вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализован-
ной игры.
Методика проведения ролевой игры – это:
- определение проблемы, выбор ситуации;
- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффек-
тивное решение;
- обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы преподаватель не навязывал своё мнение при спорных во-
просах.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсцениро-
ванный суд», «пресс-конференция», «спрашивали - отвечаем», инсценировка
литературного произведения.
4.Устный журнал.
Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые рас-
пределяются между творческими группами.
5.Социально – культурный проект – это самостоятельное исследование
обучающимися значимых социальных различных проблем. Для создания проек-
та требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий: изучение
ситуации; сбор информации; планирование; формирование микрогрупп и назна-
чение ответственных; практические действия; определение приоритетных ре-
зультатов; групповой анализ выполнения поставленных задач.
6.Одним из способов быстрого решения проблемы является «мозговая
атака». Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, напри-
мер, «Как улучшить дежурство в классе». Правила проведения «Мозговой ата-
ки» следующие: преподаватель фиксирует все мнения и идеи обучающихся;
мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются; никого не застав-
ляют насильно высказывать своё мнение; «мозговая атака» заканчивается, когда
все идеи исчерпаны; все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
7.Большой интерес у обучающихся
вызывают классные часы в форме
телевизионных
игр:
“Звёздный
час”,
“Что?
Где?
Когда?”,”Слабое
звено”,
“Счастливый случай” и др.
Преимущества часа общения над другими формами работы:
- Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со
всеми обучающимися группы, слышать их мнение по проблеме разговора, на-
блюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
- Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять
как на мнение большинства обучающихся, так и на мнение одного обучающего-
ся. Иногда, в ходе индивидуальной работы с обучающимся преподаватель часа-
ми не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного
часа. Ведь для обучающихся, особенно мнение сверстников бывает важнее мне-
ния самого авторитетного взрослого.
3.Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть обучаю-
щихся в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные
нравственные задачи.
Нравственный
классный
час
требует
хорошей
подготовки.
Готовясь
к
нравственному классному часу, преподаватель может провести предваритель-
ную диагностику понимания обучающихся нравственных понятий и ситуаций.
Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить
периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, учеб-
ного заведения, группы, художественные фильмы, художественная литература.
Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незаплани-
рованный и связан со сложнейшей ситуацией в группе или техникуме. Нрав-
ственный классный час – это время совместного с обучающимися поиска исти-
ны, смысла собственного существования и взрослого и обучающегося, извлече-
ние нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во
взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым.
Достаточно проводить такой классный час один раз в три месяца, главное, чтоб
он был значимым в жизни обучающихся, заметным событием в жизни группы.
Примерная тематика нравственных классных часов:
1 курс
А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.
2 курс
Какие воспоминания оставлю я о себе в техникуме – классное собрание – разго-
вор.
Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
Моя миссия в мире – конференция.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить
кругозор обучающихся, способствовать их духовному развитию.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объедине-
ны определённой тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут
стать началом и завершением серьёзной работы в группе, которая может быть
дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить обучаю-
щимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
1. Преподаватель выписывает на классной доске разные темы, например:
”обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология
человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”
и т.д.
2. Собираются ответы обучающихся, анализируются и выбираются те
темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой темати-
ческих классных часов.
(Например,
в
нашем
техникуме
ежемесячно
в
классах
должны
проходить
классные часы по ЗОЖ и раз в четверть – классный час по возрождению нацио-
нальной культуры. Проводилась серия уроков, посвящённых Дню защитника
Отечества, к годовщине со Дня Победы и т.д.)
По определённой теме создаются специальные воспитательные програм-
мы, которые включают последовательное (поэтапное) воспитание обучающихся
в данном направлении:
Программа “Вместе”.
Программа “Мир спасётся красотой”.
Программа “Я – гражданин России”.
Программа “Здоровье” и другие.
Информационный классный час. Главное значение информационного часа
– формировать у обучающихся собственной принадлежности к событиям и яв-
лениям общественно – политической жизни страны, своего города, села, расши-
рить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно ре-
агировать на происходящее в стране и мире.
Информационный час может быть:
- обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20-25 минут;
- тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отно-
шением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) до 45
минут, но не более.
Существуют следующие формы информационного часа: газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и
журналов; работа со словарём и справочной литературой; работа с политиче-
ской картой; комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и об-
суждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с группой, не следует забывать и о развитии интел-
лектуальных способностей обучающихся через различные формы: интеллекту-
альные марафоны; дни творчества; интеллектуальные ринги и викторины; засе-
дание психологического клуба “Зеркало” и т. д.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений обучаю-
щихся:
1курс
Как научиться властвовать собой?
Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
Недостотки человека и их влияние на его судьбу.
2курс
Пока я мыслю, я живу.
Юмор в жизни человека.
Классный час – это форма воспитательной работы классного руководите-
ля, при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной
деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к
окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую,
направляющую, формирующую.
Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней бу-
дет сэкономит время – своё и обучающегося. Но, а если классный руководитель
подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с
определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс,
спланировать.