Напоминание

"Технология подготовки и проведения классного часа"


Автор: Седых Геннадий Егорович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "СТПТ"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Технология подготовки и проведения классного часа"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Самарский техникум промышленных технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ

КЛАССНОГО ЧАСА

Седых Геннадий Егорович,

мастер производственного обучения

ГБПОУ «СТПТ»

Самара, 2017

Технология подготовки и проведения классного часа

«Классный час есть форма прямого общения

воспитателя со своими воспитанниками».

(В.П.Сазонов)

«Классный час. В нашем понимании это

не какая-то определённая форма работы,

а час классного руководителя».

(М.Л.Маленкова)

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и

остаётся классный час.

Классный час имеет следующие черты:

-это гибкая форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую

роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1.

Создание условий для становления и проявления индивидуальности обу-

чающегося, его творческих способностей.

2.

Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3.

Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отноше-

ний личности обучающегося.

4.

Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и

жизнедеятельности обучающихся.

Формы и технологии классного часа имеют множество вариантов в зави-

симости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта классного руково-

дителя и условий учебного заведения.

Классный час-это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в учебном

расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного ру-

ководителя со своей группой. Лучше всего, если классный час поставлен в рас-

писание в субботу. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями

обучающихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посе-

щения техникума. Иногда слышишь, что в учебном заведении требуют, чтобы

классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда

можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это за-

висит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руково-

дитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их же-

лание высказать своё мнение, выступить с критикой.

Классный час состоит из следующих компонентов:

1. Целевой -целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с

развитием индивидуальности обучающегося, с проектированием и установле-

нием уникального его образа жизни.

2. Содержательный -содержание классного часа является личностно зна-

чимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и само-

утверждения личности обучающегося.

3. Организационно – деятельный – обучающиеся являются полноправны-

ми организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность

каждого обучающегося, актуализация его жизненного опыта, проявление и раз-

витие индивидуальности.

4. Оценочно –аналитический – в качестве критериев оценки результатив-

ности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта

обучающегося, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации,

влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучаю-

щихся.

Классный час имеет следующие организационно – технологические ас-

пекты:

-составление педагогом совместно с обучающимися и родителями тематики

классных часов на новый учебный год;

-уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения;

-определение времени и места проведения классного часа;

-определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения

классного часа;

-подбор

соответствующего

материала,

наглядных

пособий,

музыкального

оформления по теме;

-определение участников подготовки и проведения классного часа;

- распределение заданий между участниками и группами;

- проведение классного часа;

- анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подго-

товке и проведению.

Длят ого чтобы классный час был интересен всем обучающимся, и у них

появилось желание принимать участие в его подготовке, следует назвать темы

классных часов, планируемых в группе. Обучающимся даётся право учувство-

вать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более ин-

тересен.

Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руково-

дителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные но-

мера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа

очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нём самого

классного руководителя.

Классный час может проводиться в различных формах: классного собра-

ния, часа общения, воспитательного часа, экскурсии или тематическая лекция,

встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы,

игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премье-

ры.

Однако может быть экстренное классное собрание или замена по тем или

иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно прово-

диться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправле-

ния в группе, где все обучающиеся учатся общению, демократии, сотрудниче-

ству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа - обсужде-

ние вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в группе. Классное со-

брание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

- распределяет поручения;

- избирает командира группы, представителей в органы самоуправления учеб-

ного заведения;

- слушает доклады обучающихся о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе

с обучающимися за или против принятия какого – либо решения и несёт персо-

нальную ответственность за его выполнение.

Классному руководителю необходимо научить обучающихся демократи-

ческому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, высту-

пать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие,

подчиняться воле большинства.

Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час обще-

ния, который играет очень большую роль в жизни обучающихся, если он заду-

ман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество классного руководителя, роди-

телей и обучающихся. Для того, чтобы обучающиеся ждали новой возможности

поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в

подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов обще-

ния.

Обсудите с обучающимися круг интересующих их вопросов, соберите

«корзину проблем» и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных

часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в группе, чтобы у обуча-

ющихся было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться

или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить обучающимся выработать пра-

вила общения:

1.

С уважением относится друг к другу.

2.

Любое мнение заслушивать внимательно.

3.

Пока один говорит, все его слушают.

4.

О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня раз-

вития коллектива, особенностей группы возраста, профессионализма педаго-

га…

На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы как:

1.Беседа.

2.Дискуссия (диспут).

Дискуссия позволяет вовлечь обучающихся в обсуждение поставленной

проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и

понимать иное мнение.

3.Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему,

вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализован-

ной игры.

Методика проведения ролевой игры – это:

- определение проблемы, выбор ситуации;

- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффек-

тивное решение;

- обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы преподаватель не навязывал своё мнение при спорных во-

просах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсцениро-

ванный суд», «пресс-конференция», «спрашивали - отвечаем», инсценировка

литературного произведения.

4.Устный журнал.

Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые рас-

пределяются между творческими группами.

5.Социально – культурный проект – это самостоятельное исследование

обучающимися значимых социальных различных проблем. Для создания проек-

та требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий: изучение

ситуации; сбор информации; планирование; формирование микрогрупп и назна-

чение ответственных; практические действия; определение приоритетных ре-

зультатов; групповой анализ выполнения поставленных задач.

6.Одним из способов быстрого решения проблемы является «мозговая

атака». Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, напри-

мер, «Как улучшить дежурство в классе». Правила проведения «Мозговой ата-

ки» следующие: преподаватель фиксирует все мнения и идеи обучающихся;

мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются; никого не застав-

ляют насильно высказывать своё мнение; «мозговая атака» заканчивается, когда

все идеи исчерпаны; все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

7.Большой интерес у обучающихся

вызывают классные часы в форме

телевизионных

игр:

“Звёздный

час”,

“Что?

Где?

Когда?”,”Слабое

звено”,

“Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы:

- Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со

всеми обучающимися группы, слышать их мнение по проблеме разговора, на-

блюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

- Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять

как на мнение большинства обучающихся, так и на мнение одного обучающего-

ся. Иногда, в ходе индивидуальной работы с обучающимся преподаватель часа-

ми не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного

часа. Ведь для обучающихся, особенно мнение сверстников бывает важнее мне-

ния самого авторитетного взрослого.

3.Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть обучаю-

щихся в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные

нравственные задачи.

Нравственный

классный

час

требует

хорошей

подготовки.

Готовясь

к

нравственному классному часу, преподаватель может провести предваритель-

ную диагностику понимания обучающихся нравственных понятий и ситуаций.

Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить

периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, учеб-

ного заведения, группы, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незаплани-

рованный и связан со сложнейшей ситуацией в группе или техникуме. Нрав-

ственный классный час – это время совместного с обучающимися поиска исти-

ны, смысла собственного существования и взрослого и обучающегося, извлече-

ние нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во

взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым.

Достаточно проводить такой классный час один раз в три месяца, главное, чтоб

он был значимым в жизни обучающихся, заметным событием в жизни группы.

Примерная тематика нравственных классных часов:

1 курс

А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.

Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.

Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.

Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

2 курс

Какие воспоминания оставлю я о себе в техникуме – классное собрание – разго-

вор.

Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.

Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.

Моя миссия в мире – конференция.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить

кругозор обучающихся, способствовать их духовному развитию.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объедине-

ны определённой тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут

стать началом и завершением серьёзной работы в группе, которая может быть

дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить обучаю-

щимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

1. Преподаватель выписывает на классной доске разные темы, например:

”обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология

человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”

и т.д.

2. Собираются ответы обучающихся, анализируются и выбираются те

темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой темати-

ческих классных часов.

(Например,

в

нашем

техникуме

ежемесячно

в

классах

должны

проходить

классные часы по ЗОЖ и раз в четверть – классный час по возрождению нацио-

нальной культуры. Проводилась серия уроков, посвящённых Дню защитника

Отечества, к годовщине со Дня Победы и т.д.)

По определённой теме создаются специальные воспитательные програм-

мы, которые включают последовательное (поэтапное) воспитание обучающихся

в данном направлении:

Программа “Вместе”.

Программа “Мир спасётся красотой”.

Программа “Я – гражданин России”.

Программа “Здоровье” и другие.

Информационный классный час. Главное значение информационного часа

– формировать у обучающихся собственной принадлежности к событиям и яв-

лениям общественно – политической жизни страны, своего города, села, расши-

рить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно ре-

агировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть:

- обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20-25 минут;

- тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отно-

шением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) до 45

минут, но не более.

Существуют следующие формы информационного часа: газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и

журналов; работа со словарём и справочной литературой; работа с политиче-

ской картой; комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и об-

суждение телематериалов, видеоматериалов.

Планируя свою работу с группой, не следует забывать и о развитии интел-

лектуальных способностей обучающихся через различные формы: интеллекту-

альные марафоны; дни творчества; интеллектуальные ринги и викторины; засе-

дание психологического клуба “Зеркало” и т. д.

Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений обучаю-

щихся:

1курс

Как научиться властвовать собой?

Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

Недостотки человека и их влияние на его судьбу.

2курс

Пока я мыслю, я живу.

Юмор в жизни человека.

Классный час – это форма воспитательной работы классного руководите-

ля, при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной

деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к

окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую,

направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней бу-

дет сэкономит время – своё и обучающегося. Но, а если классный руководитель

подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с

определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс,

спланировать.



В раздел образования