Автор: Тихонова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "СТПТ"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Спирты: строение, изомерия и применение."
Раздел: среднее профессиональное
Конспект открытого урока
Преподаватель: Тихонова Татьяна Васильевна
Дисциплина: Химия
Профессия: 08. 01.18 Электромонтажник электрических сетей и
электрооборудования
Группа: 109
Тема занятия: Спирты: строение, изомерия и применение.
Тип урока: изучение нового материала
Длительность: 45 минут
Цели
урока:
изучить
строение
спиртов,
классификацию,
изомерию,
применение и воздействие на организм человека.
Задачи:
образовательные:
п о з н а к о м и т ь
о б у ч а ю щ и х с я
с
о т д е л ь н ы м и
представителями
спиртов,
изучить
их
строение,
физические
свойства,
номенклатуру, изомерию, рассмотреть влияние спиртов на живые организмы;
обеспечить
в
ходе
урока
повторение
основных
терминов
и
понятий
по
органической химии
развивающие:
развивать
умения
составлять
молекулярные,
структурные
формулы
спиртов,
формулы
изомеров
у
спиртов,
называть
их
по
систематической
номенклатуре;
развивать
познавательный
интерес,
устанавливать
связь
изученного
материала
с
жизнью.
Развивать
эмоциональное
восприятие;
продолжить
развитие общеучебных умений:
работать
с
учебником,
анализировать,
выделять
главное,
сравнивать,
систематизировать, доказывать, объяснять.
воспитательные: пропаганда здорового образа жизни, формирование
активной позиции в отношении охраны своего здоровья, воспитание
ответственности
Технологии: проблемное обучение, технология критического мышления,
ИКТ
Материалы и оборудование: пробирки, штатив для пробирок,
презентация
Реактивы: глицерин, этиловый спирт, раствор яичного белка.
План урока:
Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура.
Физиологическое действие спиртов на живые организмы. Применение.
Физические свойства спиртов, влияние водородной связи.
Ход урока:
I. Организационный момент-2минуты
II.Вызов-7минут
До этого времени мы рассматривали
органические вещества, состоящие
только из атомов углерода и водорода. Как называются такие вещества?
Углеводороды - органические соединения, состоящие из углерода и водорода.
Задание: напишите структурную формулу метана, этана, пропана
Задание:
Напишите
структурную
формулу
метана,
этана
и
один
атом
водорода замените на - ОН группу. Напишите структурную формулу этана,
пропана и замените около каждого атома углерода один атом водорода на -
ОН группу.
Вопрос
Атом какого химического элемента, кроме водорода и углерода входит в
состав этих веществ? (СН
3
– ОН, СН
3
– СН
2
– ОН, СН
2
ОН-СН
2
ОН, СН
2
ОН-
СНОН-СН
2
ОН)
Получились
вещества,
принадлежащие
к
кислородосодержащим
органическим веществам, класс спирты.
Записываем тему урока
III. Изучение нового материала.
1.
Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться и выяснить
отличительные
особенности
одного
из
важнейших
классов
органических
веществ
–
спиртов,
рассмотреть
их
изомерию,
практическое значение, действие на организм человека, физические
свойства.
Что вы знаете о спиртах?
Ещё раз посмотрите на формулы спиртов и скажите, какая особенность в
строении объединяет их в один класс? (наличие ОН - группы)
Какое определение спиртов вы можете предложить?
Вместе с обучающимися формулируется определение спиртов
Слайд 2
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или
несколько гидроксогрупп, соединенных с углеводородным радикалом.
Спирты - производные углеводородов, в которых один или несколько атомов
водорода замещены на гидроксогруппу.
Вопрос: Чем отличаются полученные формулы спиртов друг от друга?
Ответ обучающихся:
количеством ОН - групп.
Спирты подразделяются на несколько групп в зависимости от количества
гидроксильных групп в молекуле.
2.
Классификация спиртов
Слайд 3
1.
По числу гидроксильных групп:
одноатомные (одна группа - ОН),
многоатомные (две и более групп - ОН)
2.
По природе углеводородного радикала:
Слайд 4
Предельные, непредельные, ароматические
3.Номенклатура и изомерия одноатомных спиртов.
Слайд 5
Название
спиртов
включает
в
себя
наименование
соответствующего
углеводорода
с
добавлением
суффикса
-
ол
(положение
гидроксильной
группы
указывают
цифрой)
или
к
названию
углеводородного
радикала
добавляется слово "спирт"; также часто встречаются тривиальные (бытовые)
названия.
Изомерия спиртов
Слайд 6
1. Изомерия углеродного скелета.
2. Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи.
4.Практическое
значение
и
действие
спиртов
на
организм
человека
Слайды 7,8,12-14
Работа с учебником; 1ряд – метиловый спирт, 2 ряд -этиловый , 3 ряд -
глицерин.
Представители
ряда
рассказывают,
обсуждается
материал,
демонстрируются вещества, содержащие спирты (стр. 314-315)
Действие
алкоголя
на
организм
человека
(заслушивается
сообщение) Слайды 10,11
Алкоголь не совместим с понятиями – здоровье, учеба, труд,
и здоровое потомство
Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, он поступает
в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке.
Легко
преодолевает
биологические
мембраны,
так
как
молекулы
имеют
малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды,
хорошо
растворимы
в
жирах.
Ученые
установили,
что
спирт
нарушая
функции
клеток,
приводит
к
их
гибели.
При
употреблении
100
г
пива
погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500. Соприкосновение
эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.
Химический эксперимент "Влияние этанола на молекулы белков".
Ребята с помощью яркого зрительного образа представили биохимические
процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола; осознали,
что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая
клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его
токсическое действие
5.Великий русский учёный А.М. Бутлеров доказал, что строение вещества
обуславливает
его
свойства.
Как
вы
думаете:
отразится
ли
увеличение
количества
гидроксогрупп
на
свойствах
спиртов?
Может
ли
количество
перейти в качество?
Вспомнить влияние водородной связи на свойства веществ (способствует
лучшей
растворимости,
повышает
температуру
кипения
и
плавления).
Сравните
Название
спирта
Агрегатное
состояние
Вкус
Растворимос
ть
Температур
а кипения
Действие
на
белок
Этанол
легкоподви
жная
обжиг
ающи
растворим
78
Приводит
к
денатурации
жидкость
й
Глицерин
Густая
жидкость
сладк
оваты
й
растворим
290
Не действует
Слайды 15,16
IV. Первоначальная проверка знаний-4минуты
Слайд 17
Даны утверждения, ответьте «да» или «нет»
1. Функциональной группой спиртов является группа –ОН
2. Этиловый спирт относится к многоатомным спиртам
3. Глицерин относится к многоатомным спиртам
4. Среди спиртов нет газообразных веществ
5. Этиловый спирт имеет сладковатый вкус
6. Пропантриол - это трёхатомный спирт глицерин
7. СН3–СН2–ОН - пропанол-2
8. Водородная связь может образовываться между молекулами
спиртов так и между молекулами спиртов и воды
V. Рефлексия-5минут
Бортовой журнал.
Что я знаю по теме
Что нового узнал
Что не понял
V.
Домашнее задание
-2минуты.
§10.1,задание 3