Напоминание

"Спирты: строение, изомерия и применение."


Автор: Тихонова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ "СТПТ"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Спирты: строение, изомерия и применение."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конспект открытого урока

Преподаватель: Тихонова Татьяна Васильевна

Дисциплина: Химия

Профессия: 08. 01.18 Электромонтажник электрических сетей и

электрооборудования

Группа: 109

Тема занятия: Спирты: строение, изомерия и применение.

Тип урока: изучение нового материала

Длительность: 45 минут

Цели

урока:

изучить

строение

спиртов,

классификацию,

изомерию,

применение и воздействие на организм человека.

Задачи:

образовательные:

п о з н а к о м и т ь

о б у ч а ю щ и х с я

с

о т д е л ь н ы м и

представителями

спиртов,

изучить

их

строение,

физические

свойства,

номенклатуру, изомерию, рассмотреть влияние спиртов на живые организмы;

обеспечить

в

ходе

урока

повторение

основных

терминов

и

понятий

по

органической химии

развивающие:

развивать

умения

составлять

молекулярные,

структурные

формулы

спиртов,

формулы

изомеров

у

спиртов,

называть

их

по

систематической

номенклатуре;

развивать

познавательный

интерес,

устанавливать

связь

изученного

материала

с

жизнью.

Развивать

эмоциональное

восприятие;

продолжить

развитие общеучебных умений:

работать

с

учебником,

анализировать,

выделять

главное,

сравнивать,

систематизировать, доказывать, объяснять.

воспитательные: пропаганда здорового образа жизни, формирование

активной позиции в отношении охраны своего здоровья, воспитание

ответственности

Технологии: проблемное обучение, технология критического мышления,

ИКТ

Материалы и оборудование: пробирки, штатив для пробирок,

презентация

Реактивы: глицерин, этиловый спирт, раствор яичного белка.

План урока:

Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура.

Физиологическое действие спиртов на живые организмы. Применение.

Физические свойства спиртов, влияние водородной связи.

Ход урока:

I. Организационный момент-2минуты

II.Вызов-7минут

До этого времени мы рассматривали

органические вещества, состоящие

только из атомов углерода и водорода. Как называются такие вещества?

Углеводороды - органические соединения, состоящие из углерода и водорода.

Задание: напишите структурную формулу метана, этана, пропана

Задание:

Напишите

структурную

формулу

метана,

этана

и

один

атом

водорода замените на - ОН группу. Напишите структурную формулу этана,

пропана и замените около каждого атома углерода один атом водорода на -

ОН группу.

Вопрос

Атом какого химического элемента, кроме водорода и углерода входит в

состав этих веществ? (СН

3

– ОН, СН

3

– СН

2

– ОН, СН

2

ОН-СН

2

ОН, СН

2

ОН-

СНОН-СН

2

ОН)

Получились

вещества,

принадлежащие

к

кислородосодержащим

органическим веществам, класс спирты.

Записываем тему урока

III. Изучение нового материала.

1.

Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться и выяснить

отличительные

особенности

одного

из

важнейших

классов

органических

веществ

спиртов,

рассмотреть

их

изомерию,

практическое значение, действие на организм человека, физические

свойства.

Что вы знаете о спиртах?

Ещё раз посмотрите на формулы спиртов и скажите, какая особенность в

строении объединяет их в один класс? (наличие ОН - группы)

Какое определение спиртов вы можете предложить?

Вместе с обучающимися формулируется определение спиртов

Слайд 2

Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или

несколько гидроксогрупп, соединенных с углеводородным радикалом.

Спирты - производные углеводородов, в которых один или несколько атомов

водорода замещены на гидроксогруппу.

Вопрос: Чем отличаются полученные формулы спиртов друг от друга?

Ответ обучающихся:

количеством ОН - групп.

Спирты подразделяются на несколько групп в зависимости от количества

гидроксильных групп в молекуле.

2.

Классификация спиртов

Слайд 3

1.

По числу гидроксильных групп:

одноатомные (одна группа - ОН),

многоатомные (две и более групп - ОН)

2.

По природе углеводородного радикала:

Слайд 4

Предельные, непредельные, ароматические

3.Номенклатура и изомерия одноатомных спиртов.

Слайд 5

Название

спиртов

включает

в

себя

наименование

соответствующего

углеводорода

с

добавлением

суффикса

-

ол

(положение

гидроксильной

группы

указывают

цифрой)

или

к

названию

углеводородного

радикала

добавляется слово "спирт"; также часто встречаются тривиальные (бытовые)

названия.

Изомерия спиртов

Слайд 6

1. Изомерия углеродного скелета.

2. Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи.

4.Практическое

значение

и

действие

спиртов

на

организм

человека

Слайды 7,8,12-14

Работа с учебником; 1ряд – метиловый спирт, 2 ряд -этиловый , 3 ряд -

глицерин.

Представители

ряда

рассказывают,

обсуждается

материал,

демонстрируются вещества, содержащие спирты (стр. 314-315)

Действие

алкоголя

на

организм

человека

(заслушивается

сообщение) Слайды 10,11

Алкоголь не совместим с понятиями – здоровье, учеба, труд,

и здоровое потомство

Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, он поступает

в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке.

Легко

преодолевает

биологические

мембраны,

так

как

молекулы

имеют

малый размер, могут образовывать водородные связи с молекулами воды,

хорошо

растворимы

в

жирах.

Ученые

установили,

что

спирт

нарушая

функции

клеток,

приводит

к

их

гибели.

При

употреблении

100

г

пива

погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500. Соприкосновение

эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

Химический эксперимент "Влияние этанола на молекулы белков".

Ребята с помощью яркого зрительного образа представили биохимические

процессы денатурации белков в организме под влиянием этанола; осознали,

что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая

клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его

токсическое действие

5.Великий русский учёный А.М. Бутлеров доказал, что строение вещества

обуславливает

его

свойства.

Как

вы

думаете:

отразится

ли

увеличение

количества

гидроксогрупп

на

свойствах

спиртов?

Может

ли

количество

перейти в качество?

Вспомнить влияние водородной связи на свойства веществ (способствует

лучшей

растворимости,

повышает

температуру

кипения

и

плавления).

Сравните

Название

спирта

Агрегатное

состояние

Вкус

Растворимос

ть

Температур

а кипения

Действие

на

белок

Этанол

легкоподви

жная

обжиг

ающи

растворим

78

Приводит

к

денатурации

жидкость

й

Глицерин

Густая

жидкость

сладк

оваты

й

растворим

290

Не действует

Слайды 15,16

IV. Первоначальная проверка знаний-4минуты

Слайд 17

Даны утверждения, ответьте «да» или «нет»

1. Функциональной группой спиртов является группа –ОН

2. Этиловый спирт относится к многоатомным спиртам

3. Глицерин относится к многоатомным спиртам

4. Среди спиртов нет газообразных веществ

5. Этиловый спирт имеет сладковатый вкус

6. Пропантриол - это трёхатомный спирт глицерин

7. СН3–СН2–ОН - пропанол-2

8. Водородная связь может образовываться между молекулами

спиртов так и между молекулами спиртов и воды

V. Рефлексия-5минут

Бортовой журнал.

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

V.

Домашнее задание

-2минуты.

§10.1,задание 3



В раздел образования