Напоминание

«Развитие творческих способностей обучающихся посредством занятий хореографией»


Автор: Курасова Валерия Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Детско-юношеский центр им. Б.Г. Лесюка"
Населённый пункт: город Елец, Липецкая область
Наименование материала: методический материал
Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся посредством занятий хореографией»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного

образования

«Детско-юношеский центр им. Б.Г. Лесюка»

Доклад

по самообразованию

на тему:

«Развитие творческих способностей обучающихся посредством

занятий хореографией»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Курасова Валерия Юрьевна

Елец 2024

«Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,

самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается

самобытность каждого ребенка.

Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами,

единственными и обязательными для всех»

В. А.Сухомлинский.

Творчество – это сложный процесс продуктивного преобразования

действительности, это свойство человека тонко чувствовать и понимать

прекрасное. Также под творчеством понимается деятельность по созданию

новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Творческая деятельность – специфический вид активности человека,

направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира,

включая

самого

себя.

Творчество

синоним

оригинального

склада

мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки

накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый,

обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все

есть готовый ответ.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему

различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д.

Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание

жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает

их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность

развивает эстетическое чувство ребенка.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и

интересной детям деятельности. Развить способности – это значит вооружить

ребенка способом деятельности, дать принцип выполнения работы, создать

условия для выявления и расцвета его одаренности.

Проблема развития творческих способностей детей и подростков

многогранна. Рассматривая хореографию как средство творческого развития

школьников,

мы

должны

указать

на

следующие

синтетические

ее

возможности. Основой хореографии является танец форма организации

танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми

развивается

танец,

музыка

наиболее

близка

ему

по

обобщенности,

ассоциативности и структурным закономерностям.

Ребёнок,

который

занимается

каким-либо

видом

творческой

деятельности, а в частности, хореографией, несомненно, обладает такими

качества,

как

дисциплинированность,

трудолюбие

и

терпение,

перечисленные

свойства

так

же

необходимы

любому

человеку

в

повседневной жизни.

Хореография

является

одним

из

самых

эффективных

способов

развития мышления, через изучение движения, и наоборот. Изучая, каждое

новое па даёт инструментам чувств новые возможности для развития и

восприятия окружающей среды. Так же важным в развитии творческой

личности является – артистизм, с помощью него дети приобретают

уверенность в себе, расстаются со стеснением, скованностью, замкнутостью

и другими плохими для артиста качествами. Так же у детей повышается

самооценка,

они

развивают

умение

креативно

мыслить,

и

находить

неординарные решения, казалось бы, не решаемых задач.

На занятиях по хореографии обучающимся предлагаются посильные

задания,

которые

вызывают

у

них

интерес

и

стремление

проявить

инициативу. Дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность

посредством танцевальных движений. Воодушевленные музыкой дети

объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно

выражает его по-своему.

Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того

или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой

деятельности. Именно занятие хореографией формируют у ребенка свободу в

творческом

мышлении,

дают

возможность

импровизировать.

Через

танцевальные движения у ребенка развивается не только художественный

вкус и творческое воображение, но и формируется богатый внутренний мир.

В хореографии важна не только физическая подготовка, но и творческий

подход к каждому образу.

Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая

упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети

начинают отвечать на музыку движениями, более точно, и детализировано

передающими их индивидуальное восприятие.

С самого раннего возраста в нашей жизни используется метод

перевоплощения, а на занятиях хореографией задачей ребенка является

наиболее убедительно перевоплотиться в другой образ. В жизни нас просят

сидеть как мышки, а на танцевальном занятие прыгать как мячики или

танцевать как бабочки. Все это примеры перевоплощений. Если заглянуть в

суть этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных

процессов. Чтобы ребенок мог поверить, что он превратился в бабочку, то

нужно представить как она выглядит, какие у нее есть качества (легкость,

воздушость, прыгает с цветка на цветок). Затем ребенок присваивает эти

качества себе и воплощает их при помощи рук и ног.

Игровые танцевальные моменты с придумыванием танцевальных

сюжетов помогают развивать фантазию и творчество у детей. Методы

развития детских творческих способностей можно найти в любом разделе

хореографического урока. Их грамотное применение, искусно вплетенное в

канву урока, не оставит детей равнодушными. А я в свою очередь смогу

достигнуть желаемого результата в процессе преподавания.

Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже

игра «Море волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка,

русалки или солдатика, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод

перевоплощения.

Очень

важным

методом

является

импровизация.

В

области

хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать

движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать

детям помогает музыкальный материал, а игра помогает детям настроиться,

раскрепоститься, снять все зажимы.

Импровизируя, дети двигаются свободно, так, как им подсказывает

музыка, ведь танцевальные движения выполняют функцию психической и

соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и

его самоощущение как индивидуальности.

Педагог следит за тем, чтобы учащиеся все время слушали музыку,

чтобы их движения передавали ее характер, эмоциональную окраску и

динамическую напряженность, чтобы все сразу включились в движение с

начала музыки. У детей резко возрастает способность к исполнению

разнообразных и сложных по координации движений. Это дает возможность

подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого

лежит не только народная музыка, детские песни, но и некоторые

классические произведения.

Большое место в развитии творческих способностей отводится на

работу над танцевальным образом. Любой танец - эмоционально окрашен. В

любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные

отношения между танцующими. Представление о танцевальном образе у

обучающихся складывается постепенно. Вот такое творческое начало и

воспитывает в человеке творчество, и в этой своей функции оно ничем не

может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в

человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место

среди всех многообразных элементов, составляющих

сложную систему

воспитания человека.

Еще одной характеристикой танца, значение которой столь же велико

при обучении детей, как и предыдущих, -рисунок танца. Всякий рисунок

танца не существует сам по себе, он соотносится с лексикой – движенческим

строем хореографического произведения. Движения танца возникают и

развиваются не в абстракции, а в определенном пространственном решении.

Движения танца – это своеобразные знаки, подобные звуку, слову, но

пластически значимые. Одно движение нуждается в ряде повторов, чтобы

утвердить себя, другое воспринимается сразу и в повторениях не нуждается.

Задачами педагога являются:

- развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные

движения для выражения характера музыки;

- научить оценивать свои творческие проявления и давать оценку

другим детям;

- научить осознанно относиться к выполнению движений;

- научить исполнять знакомые движения в игровых ситуациях и под

другую музыку;

- развить умение импровизировать в драматизации, самостоятельно

создавая пластический образ;

- научить сочинять несложные танцевальные комбинации.

Целью

моей

педагогической

деятельности

является

выявление,

развитие

и

поддержка

творческих

способностей

детей,

средствами

хореографии. Задача педагога – помочь организовать учащемуся свою

деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою

природу, т.е. направить ребенка в нужное русло.

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует цель,

помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился.

Таким образом, педагог, контролирует способности воспитанника, помогает

ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его

творческие способности.

Реализуя поставленные задачи, развитие творческой активности,

хореографических

навыков

и

формирование

интереса

к

танцу,

мы

основываемся на замысле наиболее полной самореализации творческих и

физических возможностей учащихся и максимальному их приближению к

достижению результата. Особенность подхода заключается в том, что мы

делаем акцент на развитие хореографических навыков за счет использования

в учебной деятельности творческой активности.

Список использованной литературы.

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой

личности. – СПб.: издательство Буковского, 2004. – 60с.

2. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и

воспитательной

деятельности

в

самодеятельных

хореографических

коллективах. – М.: Просвещение, 1982 – 192с.

3. Паршук С.М., Драган А.О. Роль хореографии в гармоничном

развитии младших школьников // Успехи современного естествознания. 2011.

№ 8 – 198с.

4. Крылов Е. Школа творческой личности. М.: Школа-Пресс, 2002. № 7.

– 128с.

5. Хореография как средство самореализации младших школьников //

Духовная культура на рубеже нового столетия: Тезисы научно-практической

конференции (Москва, 25-26 февраля 1998 года). – М.: МГУК, 1998. – 169с.



В раздел образования