Автор: Елена Александровна Загибалова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ с УИОП №80"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: внеурочное занятие
Тема: "Плавание и погружение тел"
Раздел: начальное образование
Внеурочное занятие: «Плавание и погружение тел»
Цель:в результате эксперимента выяснить, какие из сплошных тел погружаются, а какие
плавают.
Задачи:В ходе практической работы познакомить обучающихся со сплошными телами,
настроить обучающихся на самостоятельную экспериментальную работу,выяснить, какие
из тел погружаются, а какие плавают.
Планируемые результаты:
Дети высказывают, записывают и обсуждают свои предположения о том, какие предметы
пират может использовать для строительства плота, то есть какие предметы плавают.
Затем, работая в группах, они проверяют свои наблюдения экспериментальным путём. В
конце занятия обмениваются наблюдениями и устраивают дискуссию.
Формирование УУД:
Л.- сделать учение осмысленным, увязать значимость решения учебных проблем с
реальными жизненными целями и ситуациями, выработать свою жизненную позицию в
отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
П. – искать и отбирать необходимую информацию, самостоятельно выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и
последовательность действий;
Р. - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с
требованиями конкретной задачи; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить;
К.
-
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих,
формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра
высказывания;
Оборудование:Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»,
проектор, интерактивная доска, презентация к занятию, карточки для каждой группы и
для доски.
План занятия:
1.Введение.
Актуализация знаний.
Ребята что вы уже знаете о воде?
Жидкость
Три состояния (жидкое, твёрдое, газообразное) показать картинки опыта
домашнего
Без воды человек может прожить только 3 дня.
Сегодня я хочу рассказать Вам одну очень интересную
историю.
Давно это было… После длительного плавания по морям,
наводивший на всех ужас пират
Пит Перленгау
был на пути
домой
.
(Слайд 2, 3, –изображение корабля в море)
Он уже видел вдали маленький остров, где жил, когда не плавал и
не нападал на корабли. Его корабль прибавил ходу, и он уже
предвкушал отдых и вкусный обед, как вдруг налетел ветер, и
судно понесло прямо на скалы.
(Слайды 4, 5, 6- кораблекрушение)
Всё затрещало, и в носовой части корабля появилась огромная
дыра. В ужасе Пит Перленгау увидел, что его корабль начал
тонуть. Он быстро прыгнул в воду и в панике поплыл, чтобы
спастись на остров, который, к несчастью, был далеко. К
сожалению, это был не его остров, а соседний, на котором никто не
жил. Мокрый до нитки, он вылез на сушу. Немного придя в себя, он
собрался с силами и пошёл осмотреть остров, чтобы там отдохнуть.
Чтоже он там увидел? Под скалой стоял большой деревянный
сундук. Это невозможно!!! Сундук был полон золота! Клад! Его
нужно обязательно взять с собой! Столько золота он не добывал
даже при нападении на корабли!
(Слайды 7, 8 – изображение острова и пирата с сокровищами).
Но как ему попасть с сундуком на свой родной остров? Ведь сундук
такой тяжёлый?! Он огляделся и подумал: «Я должен отказаться
от сокровища, или есть возможность его перевезти сундук?»
2.Активизвция знаний.
- Ребята, а как вы думаете, сможет ли пират перевезти на другой
остров этот сундук? Если да, то на чём?
(Ребята высказывают
предположения: дождаться какого-нибудь корабля, построить плот,
добраться до острова вплавь и привести с собой свою команду, забрав сундук
с собой)
- Правильно! Молодцы! Конечно, можно построить плот и
попытаться самому перевезти сундук с кладом!
- Но из чего построить плот пират не знал. На остров волной
выбросило несколько разных вещей. Давайте на них посмотрим и
решим, что из всего этого ему может пригодиться.
(На столе у учителя лежат следующие предметы: деревянная доска с отверстиями,
пластиковый нож, брусок из пенопласта, металлическая пластина.Учитель показывает
предметы по очереди).
Дети делают предположения, а учитель задаёт корректирующие вопросы:
- Почему пират не должен брать деревянную доску с отверстиями?
Почему ты думаешь, что она утонет? А что думаете вы по этому
поводу?
И т.д.
3. Постановка задачи.
- Как я правильно поняла, у вас нет единого мнения по поводу того, что
произойдёт с некоторыми предметами в воде? Давайте проверим? Вы
получите на каждую группу по коробке с различными предметами. Каждый
из вас должен предположить, что с ними будет, если опустить их в воду –
поплывут они или утонут .
Каждой группе я даю рабочую карту
.
(Слайд 9- изображение рабочей карты)
На карте в графе «Предположение» поставьте крестик там, где считаете
нужным. Когда вся группа будет готова, вы получите ёмкость с водой и
сможете проверить, насколько правильны ваши предположения.
3.Разработка темы (работа в группах)
Выдвигаем различные гипотезы
Дети берут предметы из коробки и свои предположения записывают в
рабочей карте.
Заслушать различные гипотезы
Почему вы так думаете?(на доске записать самые интересные)
Группа, закончившая работу, получает ёмкость с водой, чтобы
проверитьсвои предположения на практике, а также карточки красного и
синего цвета с надписями: что плавает, а что тонет в воде? (на красной –
надпись «ТОНЕТ», на голубой карточке – надпись «ПЛАВАЕТ»)
Такие же карточки вывешиваются на доску.
4.Деятельность обучающихся. (работа в группах)
-Учитель: «Сейчас вы получили ёмкости с водой и сможете проверить, в
каких случаях вы были правы, а в каких нет. Погружайте по очереди все
предметы в воду и отпускайте их. В графе «Проверка» поставьте крестик в
нужном месте.
Названия предметов, которые Вас удивили
тем, что
поплыли или утонули (в отличие от вашего предположения), обведите
красным карандашом. Предметы, которые плавают, положите на синюю
карточку, а те, которые погружаются на дно, - на красную.
5.Анализ и развитие
Задание: каждый ребёнок должен положить предмет, который его удивил, в
середину круга на соответствующую карточку.
Дети обмениваются своими наблюдениями. Возможно повторение каких –
либо опытов.В качестве домашнего задания можно предложить ребятам
поэкспериментировать с другими предметами.
6.Вывод:
Из каких же предметов пират Пит Перленгау мог построить плот
и перевезти найденные сокровища?
(
ответы детей: их дерева, пенопласта, пластика и т. д.)
Домашнее задание: СДЕЛАТЬ ТАКОЙ ПЛОТ.
Рефлексия: Что вы открыли для себя самое важное на занятии
ВОТ ЧТО МЫ ОТКРЫЛИ
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
плавает
тонет