Напоминание

"Психолого-педагогические условия формирования позитивного отношения детей к музыке в период подготовки к школе и учёбе в младших классах".


Автор: Гольцова Валентина Валериевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский колледж исусств им. А.С. Даргомыжского"
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические условия формирования позитивного отношения детей к музыке в период подготовки к школе и учёбе в младших классах".
Раздел: начальное образование





Назад




Психолого-педагогические условия формирования позитивного отношения

детей к музыке в период подготовки к школе и учёбе в младших классах.

«Ваше представление о счастье - Борьба.

Ваше представление о несчастье – Подчинение».

К. Маркс.

Данное высказывание не случайно взято эпиграфом к этой статье. Оно

в полной мере отражает смысл и ход педагогического процесса. Но борьба

здесь рассматривается как постоянное движение человека к

самосовершенствованию, самораскрытию. Подчинение же приводит к

сковыванию, психологическому зажиму, невозможности личности

раскрыться в полной мере, а лишь к механическому выполнению чужих

указаний.

Поведение детей на уроке зависит от поведения и манеры общения с ними

педагога. Педагог должен помнить, что перед ним маленький ребёнок,

который уже является полноценной личностью. Он способен чувствовать

отношение к нему, реагировать на несправедливость, на давление со стороны

учителя. Часто своим нежеланием что – то делать ребёнок выражает протест.

Вот почему педагогу нужно быть ещё и тонким психологом, чтобы понять

настроение ребёнка. Учитель предстаёт перед своим учеником, прежде всего

как человек. Дети оценивают его человеческие качества, а уже после

профессионализм. Первое впечатление ребёнка, произведённое учителем,

решает судьбу их дальнейших отношений. Представим, что ученик в первый

раз пришёл на урок. Здесь важно всё: как учитель представиться, как

заговорит, что спросит. Не менее важен внешний вид педагога, его одежда,

поведение, а также обстановка и психологическая атмосфера в классе. Все

эти нюансы влияют на впечатление ребёнка от педагога, и первый урок он

будет помнить всю жизнь. Правда, воспоминания могут носить как

позитивный, так и негативный характер.

Детским педагогом, на мой взгляд, может стать далеко не каждый. Уже ни

для кого не секрет, что великолепный пианист может не обладать

педагогическим талантом и наоборот, талантливый педагог может не быть

блестящим исполнителем. Например, такие великие пианисты как С. Рихтер,

В. Горовиц не занимались педагогической деятельностью.

Работа с начинающим учеником – огромная ответственность. Впечатление

ребёнка от музыкальных занятий зависит от личности педагога. И. Гофман

говорил: «… можно взять какого – нибудь исключительного учителя с

отличной репутацией, который будет превосходным преподавателем для

продвинутого ученика, но может оказаться не способным заложить

доброкачественный фундамент у начинающего». Ошибки педагога на раннем

этапе обучения музыке, могут нанести непоправимый ущерб ученику и

навсегда отбить желание заниматься музыкой.

Чрезмерная критика, нетерпение со стороны педагога, иногда и грубость –

все это отражается на отношении ученика к музыкальным занятиям. Главное

требование к детскому педагогу - корректность, индивидуальный подход к

ученику, доброжелательная атмосфера в классе. Детский педагог должен

быть добрым человеком, любящим детей. Композитор Гретри писал по этому

поводу: «Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога

окажутся бесполезными». Жесткий педагог может только убить любовь к

музыке, зародить он эту любовь не может. Речь идет именно о жёсткости.

Иное дело строгость, но в меру, так как необходимо соблюдать

субординацию и дисциплину на уроке. Дети дошкольники, как правило,

дисциплину на уроке не соблюдают, они самовольны, с неустойчивым

вниманием, часто капризничают на уроке. Необходимо постепенно

дисциплинировать ученика, объяснить правила поведения на уроке. Простая

истина заключается в том, что если ученику интересно на занятии и дело,

которым он занят, приносит ему радость, то ребёнку не захочется

капризничать и отвлекаться. Педагог устанавливает микроклимат на уроке,

особую творческую атмосферу, где ученик будет чувствовать себя

максимально комфортно и психологически свободно.

Г. Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно

создавать среду для их проявления и роста. Работа с детьми может быть

успешной ещё тогда, когда педагог опирается на знания детской психологии,

понимает особенности детского возраста.

Необходимо уделять внимание душевному состоянию ученика, от этого

будет зависеть, в каком русле будет проходить творческое общение на уроке,

темп и плодотворность музыкальных занятий. Задача педагога состоит

в том, чтобы создать атмосферу душевного комфорта на уроке.

«Каждый ребёнок, который входит в наш класс – это уникальный мир,

единственное в своём роде сочетание особенностей личности, характера,

темперамента. Каждый получил от своих родителей неповторимую

комбинацию наследственных задатков (генов) и индивидуальное воспитание.

Бесконечное разнообразие человеческих типов – это бесценный дар, которым

одарила нас природа. Именно это разнообразие делает работу педагога

творческой, не укладывающиеся ни в какие заданные схемы, рамки,

границы». (16,с.19 ). Педагог, обладающий умением определить настроение

ученика, уловить его состояние, сможет успокоить легко возбудимого,

поднять эмоциональный настрой инертного, флегматичного, раскрепостить

зажатого, настроить на работу «не собранного» ученика. Для этого

необходимо обладать артистичностью, эмоциональностью, не забывая о

чувстве такта и абсолютном уважении к ученику. Особое внимание

необходимо уделять слабым, проблемным ученикам. Именно с ними педагог

должен проявить индивидуально – творческий подход к личности ребёнка. В

работе с трудными учениками педагог изобретает, импровизирует, а в итоге

рождаются новые, наиболее действенные методы работы.

Педагог достигнет больших успехов, если облечёт свои уроки в игровую

форму. Каждый урок – это маленький спектакль одного актёра и для одного

зрителя, причём зритель является соучастником спектакля. Игры,

используемые на уроке, особенно на раннем этапе обучения, придают

занятиям динамику, оживляют их.

Учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается,

увлекает и у ребёнка возникает азарт, желание сделать что – то, запомнить,

повторить. Игры оживляют урок, «подогревают» интерес к музыкальным

занятиям. Переключение внимания с одной игры на другую, смена

деятельности – важный момент в занятиях с дошкольниками, так как они ещё

не могут долго сосредотачиваться на одной конкретной задаче, предмете. На

начальном этапе обучения, учитывая возраст и психологические особенности

ученика, необходимо распределять нагрузку на уроке и дома. Часто

программа, по которой работают педагоги, ставит перед ними определённые

временные рамки. Существуют учебно-тематические планы, в которых темы

уроков расписаны по часам. Но в работе с начинающими не следует торопить

педагогический процесс. В каждом конкретном случае необходимо

учитывать выносливость ученика, организуя его при этом. Ход конкретного

урока не может быть строго запланирован, на каждом уроке имеет место

импровизация, та как это живой творческий процесс. Хотя планирование

урока необходимо. Можно наметить точки опоры, тематику. Импровизация

особенно важна на занятиях с дошкольниками.

Ещё одно важное требование – общение с родителями учеников.

И у родителей и у педагога общие цели и задачи: учить, воспитывать

ребёнка, прививать любовь к музыке, умение её слушать и исполнять. На

первых уроках особенно необходимо присутствие кого – либо из родителей,

так как это даёт ребёнку чувство психологического комфорта в незнакомой,

новой для него обстановке, а также чувство защищённости. Маленькие дети

находятся в неразрывной связи со своими родителями, особенно с мамой.

Познание мира, адаптация в нём происходит с помощью самого близкого

человека – мамы. Ребёнок должен знать, чувствовать, что мама рядом и

всегда поможет и поддержит. Присутствие на уроке родителей на первых

уроках необходимо и им самим. Они увидят, в какой атмосфере проходит

процесс обучения, какой тон общения выбран педагогом, а педагогу могут

подсказать каковы психологические особенности их ребёнка. Ещё один

важный момент – это помощь родителей в организации домашних занятий.

Присутствие на уроке даст возможность контролировать правильность

выполнения домашнего задания с учётом требований педагога. Педагога и

родителей должно объединять общее чувство – любовь к ребёнку и общее

стремление сделать его счастливым. Участие родителей в педагогическом

процессе помогает ускорить его в плане закрепления теоретического и

исполнительского материала. Родители, дети и педагог становятся

соучастниками процесса обучения музыки, освоения музыкального

инструмента и это соучастие их объединяет.

Идя на урок, ребёнок спешит поделиться с педагогом своими успехами и с

желанием узнать много нового и интересного, а возвращаясь домой, он

делится этим с родителями. «Душа педагога стремиться к духовному

обогащению учеников. Совместное погружение в образно-эмоциональный

мир музыки, где вечно и неистребимо стремление к победе добра над злом,

воспитывает ум, формирует характер, влияет на душевное здоровье ребёнка.

Если происходит слияние творческих устремлений ученика и учителя, если

последний обладает педагогическим даром, то занятия музыкой способны в

огромной степени повлиять на нравственное и духовное развитие ребёнка.

Необходимо свято верить в великую силу музыки – в её способность

победить в человеке зло». (16,с.38 )

Педагог своей деятельностью несет не только обучающую, но и

воспитательную функцию. Воспитывать он может по-разному, но лучше

всего, если это будет на личном примере. Рассмотрим подробнее условия

формирования у детей позитивного отношения к музыкальным занятиям.

Хорошо, когда ребёнок лично изъявил желание обучаться игре на каком-либо

инструменте. Хуже, когда родители приводят детей в ДМШ против их воли,

пытаясь тем самым реализовать свои несбывшиеся мечты. Для ребёнка это

стресс и трагедия. В первом случае, педагогу необходимо будет стараться так

проводить занятия, чтобы интерес у ребёнка не пропал, тем более что у

дошкольников интересы и желания меняются очень быстро. Во втором

случае перед педагогом стоит наисложнейшая задача – попытаться в ходе

занятий заинтересовать ребёнка той деятельностью, заниматься которой он

не хотел изначально. Сделать это очень и очень сложно, не каждый педагог

на это способен. Если такой случай будет иметь место в практике педагога,

то всё зависит только от его личности и от того, насколько он сам любит

свою работу. Необходимо желание научить, но, не заставляя ученика что-то

делать против его воли, а заражая его своей любовью к музыке, своим

творческим отношением к педагогической деятельности и, соответственно,

живыми, интересными занятиями. А ещё, не стоит торопиться начинать

учить, можно сначала рассказать о музыке, о композиторах, об интересных

фактах музыкальной истории, много играть на уроке. Если ребёнок

действительно заинтересуется игрой на музыкальном инструменте, то пусть

он не станет профессиональным музыкантом, но будет ценителем и

почитателем прекрасного, а общение с педагогом доставит ему много

приятных и памятных воспоминаний.

Такое общение важно и для педагога. Учёный, педагог В. Ф. Одоевский

говорил, что необходимо притягивать к себе, опекать и любить самых

«трудных» учеников, плохо поддающихся обучению. Именно с такими

учениками педагог научится по-настоящему работать, так как не получится

«стоять на месте», следуя в своей педагогической практике «прописным

истинам» методической литературы. С трудными учениками педагог будет

всё время находиться в поиске новых методов работы, он будет искать новые

способы, приёмы, формы обучения. Благодаря этим ученикам будет расти

профессиональный уровень его преподавания. Вместе с тем, ученики увидят,

что педагог не равнодушен к их неудачам в музыкальных занятиях, ищет

возможность им помочь, облегчить понимание сложного для них материала,

а ,следовательно, будут проявлять максимум старания и усердия. «Доброта и

любовь к детям должны быть не только внутренне переживаемым

состоянием, но и главным мотивом, стимулом педагогической деятельности,

общения с ребёнком». (3,с.16). Доброта и любовь к детям не позволяет

педагогу грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство,

кричать на них и ругать, не замечать огорчений и не радоваться успехам

каждого из них. «Педагог доброй души всем сердцем любящий ребёнка,

чаще улыбается, реже хмурится, он живёт настоящей педагогической жизнью

и тем самым обретает своё профессиональное счастье». (3,с.4). Педагог

должен уметь понимать детей. У маленького ребёнка, не так давно

вступившего во взрослый мир, есть свои дела и заботы. Маленький ребёнок,

потерявший любимую игрушку, будет переживать не меньше, чем взрослый,

потерявший нужный ему предмет. Часто педагоги, уча детей, пытаются

приостановить их детскую жизнь и со всей серьёзностью заставить думать об

обучении или о конкретной задаче, поставленной в ходе занятий. Понимать

детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы

и дела как серьёзные и считаться с ними. Нужно не подчинять детей своей

власти, а «овладеть высочайшим мастерством воспитания маленького

человека». ( 4,с 367 ). Педагог должен быть оптимистом. Необходимо верить

в своего ученика, а также в преобразующую силу воспитания и самой

музыки. Очень просто опустить руки, например, перед строптивым нравом

ученика, потерять веру в него решив, что из этого ученика ничего не выйдет.

Его оптимизм должен претворяться в деятельности, ибо только так

рождается результат. «Деятельный оптимизм – это тот, при котором педагог

глубоко вникает в индивидуальность, внутренний мир ребёнка и в

зависимости от этого ищет пути его преобразования, воспитания, обучения и

развития». ( 3,с.5 ). Возвращаясь к личности педагога, стоит сказать, что он

должен обладать всеми теми качествами, которые нравятся в человеке.

В педагоге должно пленять всё: улыбка, строгость , сдержанность,

скромность, а также одежда, знания, чуткость, искренность и

интеллигентность. Каждый педагог должен стремиться быть таким, ведь

обучая и воспитывая детей, он приобщает их к духовным и материальным

ценностям прошлых и современных поколений, а сам выступает

посредником между детьми и этими ценностями.

Как известно, особенности детской психологии таковы, что с возрастом

авторитеты у ребёнка изменяются. У дошкольников – это родители, в

младших классах – учителя, далее сверстники. Поэтому первый год

обучения, по сути, то время для преподавателя, когда можно заложить

прочные основы мировоззрения (музыкального в частности), научить

ребёнка адекватно воспринимать содержание музыки, связывать её с

событиями окружающего мира, пусть, сначала на самом простом уровне.

Дети разные, поэтому необходимо продумывать не только педагогический

репертуар, но и методы обучения относительно каждого. С каждым учеником

педагог находится в процессе решения все новых и новых педагогических

задач. Главное условие – решать их нужно на началах гуманности. Если у

ребёнка проявляются способности ( в нашем случае музыкальные ) надо

думать, как лучше их развить.

Существует два подхода в решении различных педагогических задач.

Первый – императивный, когда учитель решает задачу сам, заставляя

ученика делать то, скажет учитель, считающий это необходимым и ценным.

Второй – гуманный (или либерально-толерантный), то есть такой подход,

когда педагог стремиться приобщить ученика к решению педагогических

задач. Происходит сотрудничество ученика и учителя, при котором ученик

становится помощником педагога в своём же воспитании и обучении.

Если говорить о дошкольниках и младших школьниках, то с ними обучение

проходит преимущественно в игровой форме. Педагогу необходимо вовлечь

ребёнка в игру, в которой правила придумываются в ходе игры совместно.

Грамотный и чуткий педагог может установить свои правила так, что

ребёнок будет думать, будто они установили их вместе.

Любой урок, будь то в общеобразовательной или в музыкальной школе, не

обходится без импровизации. Ход урока непредсказуем и педагогу

необходимо быть готовым к любым поворотам. Но планировать занятия

необходимо. «Если учитель ленится вдумчиво, с полной отдачей сил и

большой любовью к детям планировать жизнь учащихся на каждый урок, то

это обернётся ленью десятков его учеников быть внимательными на уроке,

готовить домашние задания, выполнять общественные поручения». (4,с.279)

Действительно, если педагог формально относится к занятиям (музыкальным

в частности) это приводит к формальному обучению ученика, к отсутствию

интереса к музыке и, как результат, желание бросить музыкальную школу.

«Лень учеников порождается ленью их учителя и этот учитель, проводивший

уроки, порой, на «двойки», осмеливается жаловаться на своих учеников и

утверждать, что, мол, современная молодёжь ничего не хочет делать». (4,с

365)

В работе с дошкольниками «педагогическая лень» просто погубит интерес

ребёнка к музыкальным занятиям и к музыкальному инструменту.

Маленькие дети, как известно, быстро утомляются, поэтому необходимо

переключать их внимание с одного вида музыкальной деятельности на

другой, например на пение, слушание, ритмические упражнения. Занятия для

маленького ученика должны быть непредсказуемыми, полны новых

открытий. Каждый раз, идя на занятие, ученик должен находиться в

предвкушении того, чем учитель удивит его на этот раз. Это как в театре –

плохой актёр не удержит внимание зрительного зала, а талантливый будет

собирать на спектакли аншлаги.

Урок можно сравнить со спектаклем одного актёра, который вовлекает в

действие своих зрителей. Такую манеру преподавания можно сохранить на

протяжении всего курса обучения ребёнка в ДМШ, но делать это

соответственно возрасту ученика. Благодаря таким интересным и

запоминающимся занятиям ребёнок не только познаёт премудрости

фортепианного искусства, но и своего учителя, он «вдохновляется» им.

«Вдохновляется – человек человеком. Вдохновение есть не состояние

сумасшествия, блаженства или соперничества, а оно есть состояние горения,

переживания, мук творчества и чувства отдачи». (4,с 119)

Касаясь психологических особенностей детей дошкольного и младшего

школьного возраста, уже упоминалось, что в работе с маленькими детьми

нельзя «торопить» процесс обучения. Необходимо дать время для усвоения

теоретического и начального игрового нотного материала. У каждого этот

период занимает разное время, но он очень важен. Если этот период

миновать и проводить занятия по принципу – «чем быстрее, тем лучше», то

многое непонятное образует так называемый «снежный ком» и, как

следствие, «отбивает желание учиться». Например, если не уделить нужное

время на постановку руки, то у ребёнка будут возникать неприятные

ощущения во время игры, идущие от зажатости, скованности. Если ребёнок

не усвоил азы музыкальной грамоты, то более сложный теоретический

материал просто закроет для него дальнейший «путь в мир музыки».

Психолог, педагог, музыкант А. В. Торопова в своей книге «Музыкальная

психология и психология музыкального образования» пишет: «Мешает

истинно педагогическому отношению к учащимся и работа «на скорость»

музыкального развития. Конечно, всех нас радуют быстрые успехи, но

настоящее педагогическое счастье возможно лишь там, где пройден

нелёгкий, но эффективный путь музыкального «детоводительства». (15,с.32)

На начальном этапе очень важно дать ребёнку возможность освоиться в

новой для него деятельности. Ученик делает первые шаги в мире музыки и

эти шаги должны быть в правильном направлении. На музыкальных занятиях

дошкольники ещё и учатся «учиться». Это хорошо подготовит их к школе,

научит организовывать своё время, а также слушать, размышлять, выполнять

задания и т. д. У ребёнка появляются обязательства, он начинает чувствовать

себя взрослее, а маленьким детям так хочется подражать взрослым. Если

педагог почувствует, что с учеником можно перейти на более серьёзный тон

занятий, ребёнок настроен на серьёзную работу, то стоит отойти от игровых

моментов. Необходимо больше беседовать с учениками о музыке, исполнять

её на уроке, учить анализировать её (сначала на простом уровне). Некоторые

педагоги на уроках увлекаются объяснением и собственным показом, лишая

тем самым ученика возможности представить своё видение произведения,

высказать своё, пусть не всегда правильное мнение. Такие занятия, когда

ребёнку отводится роль только пассивного наблюдателя, малоэффективны.

Необходимо «подталкивать» ребёнка к поиску в музыке, направлять его.

Пусть «своего» будет мало, но это ценно для самого ученика. Современные 5

– 6 – летние дети достаточно развиты и общаться с ними можно вполне

серьёзно, как со взрослыми. Но нужно помнить, что и серьёзные занятия

должны сопровождаться уместным юмором, это оживит урок, даст

возможность сделать передышку в сосредоточенной работе над репертуаром.

Педагог часто является для учеников «первооткрывателем» прекрасного в

музыке. Иногда учитель думает, что если он даёт своим ученикам слушать

или исполнять, например, русскую классическую музыку, то этим он уже

выполнил поставленные задачи по воспитанию художественного вкуса детей.

Но формальное выполнение задач может привести к тому, что ученики вне

занятий будут проявлять интерес к совершенно другой, антихудожественной

музыке. Связь с жизнью, при проведении занятий с детьми, прежде всего,

заключается в том, чтобы учитель постоянно интересовался тем, что

слушают его ученики за пределами класса, что кажется им особенно

привлекательным, что входит в их жизнь ( в виде запомнившейся песенки,

понравившейся мелодии по радио и т. д.).

«Зная характер музыкальных влияний, воздействующих на ученика помимо

его занятий музыкой, понимая, чем именно данные произведения

привлекают его, педагог может так строить урок, чтобы постепенно и

последовательно проводить свою линию, увлекая ученика художественно

ценным репертуаром». (9,с.93). Иначе может случиться так, что результаты

работы педагога не будут выходить за пределы класса, а вся музыка в

представлении детей будет делиться на «учебную», и уже поэтому

малопривлекательную и «модную» современную.

Педагог не должен критиковать музыкальные предпочтения детей, так как

это может их обидеть и затруднит взаимопонимание учителя и ученика.

Связь с действительностью, применительно к музыкальному воспитанию,

требует от педагога знания современной музыкальной жизни, её

положительных и отрицательных сторон.

Когда ребёнок идёт в первый класс общеобразовательной школы, на него

обрушивается сразу большое количество разной информации, он попадает в

коллектив незнакомых людей. День становится загруженным, ведь

необходимо совмещать две школы – общеобразовательную и музыкальную.

Не справляясь с нагрузкой, ребёнок прерывает музыкальное обучение, с

одобрения родителей, которые жалеют его. И напрасно! Совмещая разные

виды деятельности, ребёнок учится организовывать своё личное время, учась

распределять его на занятия и отдых. Такой опыт незаменим во «взрослой»

жизни. Преимущество музыкальных занятий неоспоримо в том плане, что

занятия там индивидуальные. В обычной школе учитель не может уделить

должного внимания каждому ученику. А на индивидуальных занятиях

устанавливается более тесный контакт между учителем и ребёнком. Причём

педагогу нужно найти индивидуальный подход к каждому ученику для

создания доброжелательной и непосредственной обстановки в классе.

Именно в такой атмосфере должны проходить музыкальные занятия.

Общаясь с учеником лично, педагог чувствует его настроение, душевное

состояние. Личный контакт даёт возможность лучше изучить ребёнка и

понять его.

Музыкальное образование даёт ряд преимуществ школьникам. Оно

разностороннее развивает, раскрепощает, учит мыслить. Кроме этого дети

знакомятся с лучшими образцами мировой классической музыки, учатся её

слушать, исполнять и сопереживать ей. У детей, занимающихся музыкой,

лучше развита фантазия и воображение, а также образное и ассоциативное

мышление. Люди, соприкоснувшиеся в своей жизни с искусством, более

гармоничны и раскованны, креативны (что незаменимо в любой работе),

способны сопереживать и сострадать глубже, чем все остальные.

Список литературы:

1.

Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования.

Издат. Центр «Академия» 2004.

2.

Абелян А. Забавное сольфеджио. М., Сов. композитор, 1985.

3.

Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. М., Педагогика, 1986.

4.

Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического

процесса. Минск. Университетская, 1990.

5.

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей. М.,

Владос, 2004.

6.

Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М., Музыка,

1975.

7.

Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 8. М., Музыка,

1972.

8.

Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. М., Музыка, 1978.

9.

Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.,

1974.

10.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., «Просвещение»,

1968.

11.

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. Санкт-Петербург,

Композитор, 2006.

12.

Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и

доклады. М., 1986.

13.

Каузова А. Г., Николаева А. И. Теория и методика обучения игре на

фортепиано. М., Владос, 2001.

14.

Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М., 2004

15.

Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1961.

16.

Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.

пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская,

Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. – М.:

Издательский центр «Академия», 2003.

17.

Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А.

Сосновского. – М.: Юрайт – Издат, 2005.

18.

Радынова О. Л. Школьники слушают музыку. М., Музыка, 1998.

19.

Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., Музыка, 1994.

20.

Римко О. Музыкальное путешествие Василия и его друзей. Белый

город.

21.

Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением.

М., 1964.

22.

Смирнова Т. Н. Воспитание искусством или искусство воспитания. М.,

Музыка, 2002.

23.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., Наука, 2003.

24.

Толкунова Е. В. Начальные уроки игры на фортепиано: Учебное

пособие для детей дошкольного возраста. М., Музыка, 2008.

25.

Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального

образования. Издание второе, исправленное и дополненное. Учебное

пособие. «Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008.

26.

Цыпин Г. М. обучение игре на фортепиано. М., Музыка 1984.

27.

Юдовина–Гальперина Т. Б. За роялем без слез или я – детский педагог.

Санкт- Петербург. Сов. композитор, 1985.



В раздел образования