Напоминание

урок в 5 классе


Автор: Корнилова Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.Н.Алтынова Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: г Зеленодольск
Наименование материала: технологическая карта урока по математике в 5 классе
Тема: урок в 5 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по математике в 5 классе.

Тема урока: Вычитание натуральных чисел.

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для формирования и усвоения но-

вой учебной информации.

Цели по содержанию:

- обучающие: ввести определение действия вычитания, сформировать по-

нятия о уменьшаемом и вычитаемом, о свойствах вычитания.

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые мо-

менты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необхо-

димости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного

эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный,

частично-поисковый.

Предметные УУД: владение базовым понятийным аппаратом,

владение символьным языком математики, владение навыками выполнения

устных, письменных и инструментальных вычислений, владение навыками

упрощения числовых и буквенных выражений.

Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному

процессу, умение анализировать, оценивать ситуацию, выражать

доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную

учебную деятельность, свои достижения, проявлять самостоятельность,

инициативу, ответственность, сравнивать разные точки зрения, считаться с

мнением другого, умение ясно и точно излагать свои мысли, отличать

гипотезу от факта.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

планировать цель деятельности до получения ре-

зультата, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, наме-

чать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль, оцени-

вать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу.,

определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира,

выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, вос-

производить информацию по памяти, необходимую для решения учебных

задач, применять таблицы, схемы, модели, сравнивать различные объекты,

сопоставлять характеристики по одному или нескольким признакам, класси-

фицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

Воспринимать текст с учетом поставленной

учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее реше-

ния, сравнивать разные виды текста, составлять план текста, оформлять

диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого эти-

кета.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват.

учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2007. –

280 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, липкие ли-

сты.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся и

ПРООП

Организационн

ый момент

Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие,

проверка

подготовленност

и к учебному

занятию,

организация

внимания детей.

Давайте запишем

число в рабочей

тетради.

Помогать при

изучении нового

материала нам

будут наглядные

пособия, ваше

хорошее

настроение и

внимание.

Включаются в

деловой ритм

урока:

планируют,

контролируют,

выполняют свои

действия по

заданному плану

учителем.

Актуализация

знаний и

умений

Актуализация

опорных знаний и

способов действий

Устная работа:

(можно

использовать

слайды)

Решим задачу:

Пешеход за 1 час

прошел 5км, а за

второй час 4 км.

Сколько

километров он

прошел за 2 часа?

За I час пешеход

прошел-5км,

за II час -4км

Всего 4+5=9 км

(Слайд )

Целеполагание

и мотивация

Обеспечение

мотивации учения

детьми, принятия

ими целей урока

Проблемная си-

туация

Числа 5 и 4 чем

являются?

А число 9?

В этой задаче

число 9 является

суммой двух

чисел, одно из

которых равно 4,

а другое 5.

Цель урока

- Какая цель

нашего урока?

Слагаемыми

Суммой

Постановка и

формулирование

цели урока,

создание

алгоритмов

деятельности при

ее решении.

Цель нашего

урока:

Научиться

вычитать

натуральные

числа.

Усвоение но-

вых знаний и

способов усво-

ения

Обеспечение

вос-

приятия,

осмысле-

ния и первичного

запоминания

детьми

изучаемой

темы:

вычитание

натуральных чисел

А давайте теперь

решим обратную

задачу:

Пешеход за 2часа

прошел 9 км.

Сколько он

прошел за первый

час, если за

второй прошел

4км?

Так как 5+4=9, то

искомое

слагаемое равно

5. Значит, за

первый час

пешеход прошел

5 км.

Поэтому пишут:

9-4=5

9- уменьшаемое

4- вычитаемое

5- разность.

(Слайд)

Введем

Использование

знаково-

символических

средств, в том

числе моделей и

схем для решения

учебных задач.

Запоминать и

удерживать

правило,

планировать и

выполнять свои

действия по

заданному

образцу.

Уметь

устанавливать

причинно-

следственные

связи,

устанавливать

аналогии и

выбирать

наиболее

определение:

Действие, с

помощью

которого по

сумме и одному

из слагаемых

находят другое

слагаемое,

называют

вычитанием.

А уменьшаемое

может быть

меньше

вычитаемого?

Разность двух

чисел

показывает, на

сколько первое

число больше

второго, или на

сколько второе

меньше первого.

Вычитание 4 из 9

показано на

координатном

луче. (Слайд )

Свойства

вычитания:

1.свойство

вычитания

суммы из числа:

для того, чтобы

вычесть сумму

из числа, можно

сначала вычесть

из этого числа

первое

слагаемое, а

потом, из

полученной

разности-второе

слагаемое.

(Слайд)

эффективные

способы решения

задач.

Делаем выводы:

число из которого

вычитают-

уменьшаемое,

число, которое

вычитают-

вычитаемое,

результат-

разность.

Нет, не может

Проверяем все

догадки учащихся

по учебнику: при

действиях с

натуральными

числами

уменьшаемое

больше

вычитаемого.

Умение находить

необходимую

информацию в

учебнике, умение

организовать

общение друг с

другом, умение

слушать

собеседника и

работать в

группе.

Взаимоопрос в

паре по

свойствам(сами

читают

определения

свойств и

рассказывают

друг другу)

12-(3+2)=12-5=7

(12-3)-2=9-2=7

2.свойство

вычитания

числа из суммы :

чтобы из суммы

вычесть число,

можно вычесть

его из одного

слагаемого, а к

полученной

разности

прибавить

другое слагаемое.

(6+3)-2=9-2=7

6+(3-2)=6+1=7

(6-2)+3=4+3=7

(Слайд )

Конечно,

вычитаемое

число должно

быть меньше

слагаемого, из

которого его

вычитают, или

равно ему.

3. свойства нуля

при вычитании:

если из

числа

вычесть

нуль, то

оно не

изменитьс

я;

если из

числа

вычесть

это число,

получитьс

я нуль.

Так как 6+0=6, то

по смыслу

вычитания

Как эти свойства

проиллюстрирова

ть на

координатном

луче? (выходят

два ученика:

показывают и

объясняют на

интерактивной

доске)

Владеть общим

приемом решения

учебных задач,

запоминать и

удерживать

правила свойств

вычитания

натуральных

чисел.

Ответы:

Нельзя, так как

первое число

больше второго.

Давайте

заметим, что

пока мы с вами не

можем

имеем: 6-0=6 и 6-

6=0 (Слайд )

А давайте

проверим можно

ли вычесть:

(Слайд )

9875110-

9875124=?

986-986=?

714-0=?

14890564-

14890563=?

Свойства

вычитания в

буквенных

выражениях

(Слайд)

выполнить это

действие, но в

старших классах

мы научимся это

делать.

=0

=714

=1

Организация

первичного за-

крепления

Установление

пра-

вильности

и

осо-

знанности изучения

темы

«Вычитание

натуральных

чи-

сел».

Выявление пробе-

лов первичного

осмысления изучен-

ного материала,

коррекция выявлен-

ных пробелов, обес-

печение закрепле-

ния в памяти детей

знаний и способов

действий, которые

им необходимы для

самостоятельной

работы по новому

материалу.

Задача №1:

Автомобиль

должен пройти

863кмю В первый

день он прошел

487км. Сколько

ему осталось

пройти? (Слайд)

Задача №2:

Точка С лежит

на отрезке АВ.

Найдите длину

отрезка АС, если

АВ=38см,СВ=29с

м. (Слайд)

Задача №3:

Отметьте на

числовой прямой

точки с

координатами

М(12), Т(5).(на

листочках, после

выполнения

проверяем

вместе на

слайдах)

Задача №4: Из

Ответ: 863-

487=376(км)

Ответ:38-

29=9(см)

Планировать,

контролировать и

выполнять

действия с

использованием

основных свойств

и правила

вычитания.

Уметь выделять

полученную

информацию из

текста и

ориентироваться

на разнообразие

наибольшего

четырехзначного

числа вычесть

наименьшее

двузначное число.

(Слайд )

Физкультминут

ка (Слайд )

способов

решения задач.

Организация

первичного

контроля

Выявление качества

и уровня усвоения

знаний и способов

действий,

а

также

выявление недостат-

ков

в

знаниях

и

способах

действий,

установление

при-

чин

выявленных

недостатков

Самостоятельна

я работа:

Вариант №1:

1.Длина

футбольного поля

294м, а ширина

на 113м меньше

длины. Найдите

ширину поля.

2.У Вити 115

рублей. Проезд

на автобусе стоит

19 рублей, а

билет на

соревнования по

гребле на

Универсиаде

стоит 70 рублей.

Хватит ли ему

денег съездить на

соревнования и

доехать до дома?

Вариант №2:

1.Длина

земельного

участка 315м, а

ширина на 109м

меньше длины.

Найдите ширину

этого участка.

2.В

соревнованиях по

баскетболу на

Универсиаде

принимали

участие 112

спортсменов и 9

Самопроверка

задач

самостоятельной

работы по

образцу (Слайды

), самооценка.

Критерии:

1.

За верно

выполненн

ые 3

задания –

оценка «5».

2.

За 2

задания –

оценка «4».

3.

За 1 –«3».

Совершенствоват

ь свои критерии

оценки и

пользоваться ими

в ходе оценки и

самооценки.

Уметь строить

рассуждения, вла-

деть общим прие-

мом решения за-

дач, выбирать

средства для ре-

шения математи-

ческих задач, вы-

полнять действия

по заданному

условию задачи.

тренеров. После

окончания

соревнований за

ними приехали 5

автобусов, в

каждом по 26

мест. Хватит ли

мест в автобусах

для спортсменов

и тренеров?

Подведение

итогов урока

Дать качественную

оценку работы

класса и отдельных

обучаемых

Какое действие

называют

вычитанием?

Какое число

называют

уменьшаемым, а

какое -

вычитаемым?

Как называют

результат

вычитания?

Как узнать, на

сколько одно

число больше

другого?

Предвосхищать

промежуточные и

конечные

результаты своих

действий,

возможные

ошибки, умение

делать выводы.

Информация о

домашнем

за-

дании

Обеспечение пони-

мания детьми цели,

содержания и спосо-

бов выполнения до-

машнего задания

№ 252(а, в), №

259, творческая

работа: составить

кроссворд по те-

ме сложение и

вычитание.

Рефлексия

Инициировать

ре-

флексию детей по

поводу психоэмоци-

онального

состоя-

ния, мотивации, их

собственной

дея-

тельности и взаимо-

действия

с

учи-

телем

и

другими

детьми в классе

Если вы считаете,

что вы поняли те-

му сегодняшнего

урока, то наклей-

те зеленый листо-

чек на доску.

Если вы считаете,

что не достаточно

усвоили

матери-

ал,

то

наклейте

желтый листочек

на доску .

Если вы считаете,

что вы не поняли

Саморегуляция и

умение давать

оценку по

результатам

урока.

тему сегодняшне-

го урока, то на-

клейте

красный

листочек на дос-

ку.

Я увижу цветовой

индекс урока.



В раздел образования