Автор: Корнилова Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.Н.Алтынова Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
Населённый пункт: г Зеленодольск
Наименование материала: технологическая карта урока по математике в 5 классе
Тема: урок в 5 классе
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по математике в 5 классе.
Тема урока: Вычитание натуральных чисел.
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования и усвоения но-
вой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие: ввести определение действия вычитания, сформировать по-
нятия о уменьшаемом и вычитаемом, о свойствах вычитания.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые мо-
менты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необхо-
димости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного
эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный,
частично-поисковый.
Предметные УУД: владение базовым понятийным аппаратом,
владение символьным языком математики, владение навыками выполнения
устных, письменных и инструментальных вычислений, владение навыками
упрощения числовых и буквенных выражений.
Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному
процессу, умение анализировать, оценивать ситуацию, выражать
доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную
учебную деятельность, свои достижения, проявлять самостоятельность,
инициативу, ответственность, сравнивать разные точки зрения, считаться с
мнением другого, умение ясно и точно излагать свои мысли, отличать
гипотезу от факта.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
планировать цель деятельности до получения ре-
зультата, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, наме-
чать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль, оцени-
вать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу.,
определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира,
выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, вос-
производить информацию по памяти, необходимую для решения учебных
задач, применять таблицы, схемы, модели, сравнивать различные объекты,
сопоставлять характеристики по одному или нескольким признакам, класси-
фицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
Воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее реше-
ния, сравнивать разные виды текста, составлять план текста, оформлять
диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого эти-
кета.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2007. –
280 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, липкие ли-
сты.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся и
ПРООП
Организационн
ый момент
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
Приветствие,
проверка
подготовленност
и к учебному
занятию,
организация
внимания детей.
Давайте запишем
число в рабочей
тетради.
Помогать при
изучении нового
материала нам
будут наглядные
пособия, ваше
хорошее
настроение и
внимание.
Включаются в
деловой ритм
урока:
планируют,
контролируют,
выполняют свои
действия по
заданному плану
учителем.
Актуализация
знаний и
умений
Актуализация
опорных знаний и
способов действий
Устная работа:
(можно
использовать
слайды)
Решим задачу:
Пешеход за 1 час
прошел 5км, а за
второй час 4 км.
Сколько
километров он
прошел за 2 часа?
За I час пешеход
прошел-5км,
за II час -4км
Всего 4+5=9 км
(Слайд )
Целеполагание
и мотивация
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятия
ими целей урока
Проблемная си-
туация
Числа 5 и 4 чем
являются?
А число 9?
В этой задаче
число 9 является
суммой двух
чисел, одно из
которых равно 4,
а другое 5.
Цель урока
- Какая цель
нашего урока?
Слагаемыми
Суммой
Постановка и
формулирование
цели урока,
создание
алгоритмов
деятельности при
ее решении.
Цель нашего
урока:
Научиться
вычитать
натуральные
числа.
Усвоение но-
вых знаний и
способов усво-
ения
Обеспечение
вос-
приятия,
осмысле-
ния и первичного
запоминания
детьми
изучаемой
темы:
вычитание
натуральных чисел
А давайте теперь
решим обратную
задачу:
Пешеход за 2часа
прошел 9 км.
Сколько он
прошел за первый
час, если за
второй прошел
4км?
Так как 5+4=9, то
искомое
слагаемое равно
5. Значит, за
первый час
пешеход прошел
5 км.
Поэтому пишут:
9-4=5
9- уменьшаемое
4- вычитаемое
5- разность.
(Слайд)
Введем
Использование
знаково-
символических
средств, в том
числе моделей и
схем для решения
учебных задач.
Запоминать и
удерживать
правило,
планировать и
выполнять свои
действия по
заданному
образцу.
Уметь
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
устанавливать
аналогии и
выбирать
наиболее
определение:
Действие, с
помощью
которого по
сумме и одному
из слагаемых
находят другое
слагаемое,
называют
вычитанием.
А уменьшаемое
может быть
меньше
вычитаемого?
Разность двух
чисел
показывает, на
сколько первое
число больше
второго, или на
сколько второе
меньше первого.
Вычитание 4 из 9
показано на
координатном
луче. (Слайд )
Свойства
вычитания:
1.свойство
вычитания
суммы из числа:
для того, чтобы
вычесть сумму
из числа, можно
сначала вычесть
из этого числа
первое
слагаемое, а
потом, из
полученной
разности-второе
слагаемое.
(Слайд)
эффективные
способы решения
задач.
Делаем выводы:
число из которого
вычитают-
уменьшаемое,
число, которое
вычитают-
вычитаемое,
результат-
разность.
Нет, не может
Проверяем все
догадки учащихся
по учебнику: при
действиях с
натуральными
числами
уменьшаемое
больше
вычитаемого.
Умение находить
необходимую
информацию в
учебнике, умение
организовать
общение друг с
другом, умение
слушать
собеседника и
работать в
группе.
Взаимоопрос в
паре по
свойствам(сами
читают
определения
свойств и
рассказывают
друг другу)
12-(3+2)=12-5=7
(12-3)-2=9-2=7
2.свойство
вычитания
числа из суммы :
чтобы из суммы
вычесть число,
можно вычесть
его из одного
слагаемого, а к
полученной
разности
прибавить
другое слагаемое.
(6+3)-2=9-2=7
6+(3-2)=6+1=7
(6-2)+3=4+3=7
(Слайд )
Конечно,
вычитаемое
число должно
быть меньше
слагаемого, из
которого его
вычитают, или
равно ему.
3. свойства нуля
при вычитании:
если из
числа
вычесть
нуль, то
оно не
изменитьс
я;
если из
числа
вычесть
это число,
получитьс
я нуль.
Так как 6+0=6, то
по смыслу
вычитания
Как эти свойства
проиллюстрирова
ть на
координатном
луче? (выходят
два ученика:
показывают и
объясняют на
интерактивной
доске)
Владеть общим
приемом решения
учебных задач,
запоминать и
удерживать
правила свойств
вычитания
натуральных
чисел.
Ответы:
Нельзя, так как
первое число
больше второго.
Давайте
заметим, что
пока мы с вами не
можем
имеем: 6-0=6 и 6-
6=0 (Слайд )
А давайте
проверим можно
ли вычесть:
(Слайд )
9875110-
9875124=?
986-986=?
714-0=?
14890564-
14890563=?
Свойства
вычитания в
буквенных
выражениях
(Слайд)
выполнить это
действие, но в
старших классах
мы научимся это
делать.
=0
=714
=1
Организация
первичного за-
крепления
Установление
пра-
вильности
и
осо-
знанности изучения
темы
«Вычитание
натуральных
чи-
сел».
Выявление пробе-
лов первичного
осмысления изучен-
ного материала,
коррекция выявлен-
ных пробелов, обес-
печение закрепле-
ния в памяти детей
знаний и способов
действий, которые
им необходимы для
самостоятельной
работы по новому
материалу.
Задача №1:
Автомобиль
должен пройти
863кмю В первый
день он прошел
487км. Сколько
ему осталось
пройти? (Слайд)
Задача №2:
Точка С лежит
на отрезке АВ.
Найдите длину
отрезка АС, если
АВ=38см,СВ=29с
м. (Слайд)
Задача №3:
Отметьте на
числовой прямой
точки с
координатами
М(12), Т(5).(на
листочках, после
выполнения
проверяем
вместе на
слайдах)
Задача №4: Из
Ответ: 863-
487=376(км)
Ответ:38-
29=9(см)
Планировать,
контролировать и
выполнять
действия с
использованием
основных свойств
и правила
вычитания.
Уметь выделять
полученную
информацию из
текста и
ориентироваться
на разнообразие
наибольшего
четырехзначного
числа вычесть
наименьшее
двузначное число.
(Слайд )
Физкультминут
ка (Слайд )
способов
решения задач.
Организация
первичного
контроля
Выявление качества
и уровня усвоения
знаний и способов
действий,
а
также
выявление недостат-
ков
в
знаниях
и
способах
действий,
установление
при-
чин
выявленных
недостатков
Самостоятельна
я работа:
Вариант №1:
1.Длина
футбольного поля
294м, а ширина
на 113м меньше
длины. Найдите
ширину поля.
2.У Вити 115
рублей. Проезд
на автобусе стоит
19 рублей, а
билет на
соревнования по
гребле на
Универсиаде
стоит 70 рублей.
Хватит ли ему
денег съездить на
соревнования и
доехать до дома?
Вариант №2:
1.Длина
земельного
участка 315м, а
ширина на 109м
меньше длины.
Найдите ширину
этого участка.
2.В
соревнованиях по
баскетболу на
Универсиаде
принимали
участие 112
спортсменов и 9
Самопроверка
задач
самостоятельной
работы по
образцу (Слайды
), самооценка.
Критерии:
1.
За верно
выполненн
ые 3
задания –
оценка «5».
2.
За 2
задания –
оценка «4».
3.
За 1 –«3».
Совершенствоват
ь свои критерии
оценки и
пользоваться ими
в ходе оценки и
самооценки.
Уметь строить
рассуждения, вла-
деть общим прие-
мом решения за-
дач, выбирать
средства для ре-
шения математи-
ческих задач, вы-
полнять действия
по заданному
условию задачи.
тренеров. После
окончания
соревнований за
ними приехали 5
автобусов, в
каждом по 26
мест. Хватит ли
мест в автобусах
для спортсменов
и тренеров?
Подведение
итогов урока
Дать качественную
оценку работы
класса и отдельных
обучаемых
Какое действие
называют
вычитанием?
Какое число
называют
уменьшаемым, а
какое -
вычитаемым?
Как называют
результат
вычитания?
Как узнать, на
сколько одно
число больше
другого?
Предвосхищать
промежуточные и
конечные
результаты своих
действий,
возможные
ошибки, умение
делать выводы.
Информация о
домашнем
за-
дании
Обеспечение пони-
мания детьми цели,
содержания и спосо-
бов выполнения до-
машнего задания
№ 252(а, в), №
259, творческая
работа: составить
кроссворд по те-
ме сложение и
вычитание.
Рефлексия
Инициировать
ре-
флексию детей по
поводу психоэмоци-
онального
состоя-
ния, мотивации, их
собственной
дея-
тельности и взаимо-
действия
с
учи-
телем
и
другими
детьми в классе
Если вы считаете,
что вы поняли те-
му сегодняшнего
урока, то наклей-
те зеленый листо-
чек на доску.
Если вы считаете,
что не достаточно
усвоили
матери-
ал,
то
наклейте
желтый листочек
на доску .
Если вы считаете,
что вы не поняли
Саморегуляция и
умение давать
оценку по
результатам
урока.
тему сегодняшне-
го урока, то на-
клейте
красный
листочек на дос-
ку.
Я увижу цветовой
индекс урока.