Автор: Татарников Николай Павлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО ДШИ
Населённый пункт: г. Касли
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Способы и преодоление сценического волнения
Раздел: дополнительное образование
ТЕМА: «Сценическое волнение и способы его преодоления»
Проблема
волнения
касается
всех,
чья
деятельность
связана
с
выходом
на
публику.
Волнуются
лекторы,
педагоги
во
время
открытого
урока,
ученики
музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители.
По мнению учёных сценическое волнение может рассматриваться как реакция
организма человека на стрессовую ситуацию. То есть природа запрограммировала
нас
на
волнение,
и
если
мы
сталкиваемся
с
какой-нибудь
опасностью,
то
мы
испытываем
стресс.
Зачем
нам
волнение,
стресс?
Таким
образом,
мир
нас
предупреждает - Не ходи! То есть природа говорит - публичные выступления — это
опасность.
Другие
психологи
связывают
страх
перед
публичными
выступлениями
с
жизненным укладом в первобытном обществе. Все действия человека в те времена
проходили через призму общественного поощрения или наказания, изгнание было
равносильно
смерти.
Для
нашего
современника
боязнь
потерпеть
неудачу
или
услышать негативный отзыв о своих действиях часто является причиной страха
выступления перед аудиторией.
Но человек, в процессе своей социализации, развился до такой степени, что
проводит публичные выступления. Выходит к большой группе людей и пытаемся
доказать что-то, показать. Люди, зрители могут осудить, и мы можем им не
понравиться. И тут волнение - как ограничитель наших возможностей.
Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье (2) в 1936
году для описания "адаптационного синдрома" к усложнённым условиям жизни и
труда.
Считается,
что
экстремальные
условия
присутствуют
лишь
в
"опасных"
профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для
жизни.
Однако
сценические
переживания
музыкантов
на
физиологическом
и
психологическом
уровнях
обнаруживают
сходство
с
переживаниями
человека
в
экстремальной ситуации.
Фридерик
Шопен
: «Признавался, я не способен давать концерты, толпа
пугает
меня, меня душит ее учащенное дыхание, парализуют любопытные взгляды, я немею
перед чужими лицами».
Антон Рубинштейн (композитор, пианист):
«Вещь, которую я должен исполнять я
знаю
очень
хорошо,
но
появляется
какая-то
раздражительность,
нервное
состояние,
возбуждение,
думаешь
о
том,
что
остановишься,
раздражаешься,
нервничаешь, это пытка! Сидишь у фортепиано и дрожишь над каждым тактом,
вот-вот лопнешь, никто не подозревает об этих мучениях».
Дирижер Шарль Мюнш: «…По эстраде я шёл с таким чувством, словно пробирался
сквозь
плотную
пелену
тумана.
Ноги
не
чувствовали
веса
тела…Я
плыл
по
нереальному, как сон, миру, и дирижировал как автомат. Сочувствующая аудитория
ошибочно приняла мою панику за вдохновение”.
Здесь
важно
понять
истинную
причину
эстрадного
волнения.
Естественно,
важно 100% знание материала, должна быть чистая совесть перед самим собой – это
очень важно, благодаря этому можно снять процент волнения.
Боязнь
забыть
нотный
текст
–
распространённая
болезнь
среди
неопытных
музыкантов. Но это не истинная причина волнения, это уже следствие.
И я предлагаю сейчас рассмотреть некоторые моменты.
(3).
Григорий
Михайлович
Коган
(советский
пианист,
музыковед
и
музыкальный педагог, профессор) ,он рассуждал так, «Сама по себе память тут по
большей части не при чём. Они волнуются оттого, что боятся забыть, забывают
же оттого, что волнуются».
Лев Аронович Баренбойм (4) (советский музыковед и музыкальный педагог)
видит такую причину провала исполнительской памяти, «Сверхконтроль» над давно
выработанными исполнительскими навыками, над автоматически налаженными
психическими процессами — приносит вред, если совершается перед выступлением
или на самой сцене.
Состояние человека в тот момент, когда мыслительные функции его психики
подавляют эмоциональные, образно описывает
Петр
Демьянович
Успенский
(5)
( русский оккультист, философ, теософ, таролог, журналист и писатель): «Какую бы
работу ни выполнял человек, стоит ему выполнять каждое действие обдуманно,
следуя умом за всеми движениями, – и он увидит, как немедленно изменится
качество его работы. Если он печатает на машинке, его пальцы, управляемые
двигательным центром, сами найдут нужные буквы; но, если перед каждой буквой
он начнёт спрашивать себя: «Где здесь «к»? Где запятая? Из каких букв состоит
это слово?» – он не может печатать быстро, или начнёт делать ошибки, или
станет работать очень медленно»
Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает от многих негативных
форм сценического волнения, но требуется немалый опыт, чтобы научиться быстро
и прочно запоминать любой нотный текст.
Так
вот,
истинная
причина
волнения
—
это
не
определенность
и
не
предсказуемость общественной реакции, что о нас скажут люди, слушатели. Это
некая
формула,
в
которой
становиться
важно
общественное
мнение
-
хочу
понравиться людям, понравлюсь я или нет.
Также, как и взрослые, ученики могут переживать за свою сложившуюся репутацию
в школе, и даже боятся ее потерять.
Переживают за мнение, которое сложилось о
них у учителей или родителей.
И тут, к примеру, кому-то особенно будут не нравиться наставления: мы верим в
тебя! Мы знаем, что ты победишь, будешь первый! Что ты лучший! Ребенок, после
таких наставлений, боится не оправдать себя, не выполнить то, чего от него ждут,
боится в каком-то смысле подвести.
Поэтому вступающему рекомендуется, не думать, о том, что нужно специально кому-
то нравиться. И, выходя на сцену, стараться получать удовольствие от выступления.
И этому, конечно, нужно еще научиться.
Ниже цитаты известных артистов о страхе потерять сложившуюся репутацию:
Мария
Калас
:
«Я знаю, когда пою хорошо и когда пою плохо, я вовсе не так смела и самоуверенна,
как это кажется, напротив я всегда боюсь не дать того, чего от меня ждут. Чем
выше репутация, тем серьезнее требования».
Шаляпин
ответил своему
другу
за кулисами:
- «НЕчего Вам Федор Иванович волноваться, Вы такой высоты достигли!»
- «То-то и боязно упасть с этой высоты!» - ответил Шаляпин.
Скрябин: «Прошлое давит, сейчас я должен себя оправдать, я не должен сыграть
какую-нибудь ерунду».
Профессор
Тельман,
известный психолог писал именно о эстрадном волнении, что
«неизвестность
эстрадного
результата,
беда
и
привилегия
исполнителя.
Беда
потому, что она источник вечной тревоги. Привилегия – хранить постоянную и
тайную веру в чудо».
Сценическое волнение - каждый переживает по-своему, и вот эта степень волнения
может зависеть еще и от типа характера.
(6)
Среди
спортсменов
распространено
мнение,
что
успехи
в
спорте
легче
достигаются
людьми,
обладающими
сильным
типом
нервной
системы
–
флегматиками,
холериками,
сангвиниками.
Лицам
же
со
слабым
типом
высшей
нервной
деятельности
(меланхоликам),
чья
нервная
система
отличается
слабо
выраженными
возбудительными
и
тормозными
процессами
дорога
к
победам
закрыта.
В музыкально-исполнительской деятельности наблюдается схожая
зависимость
–
музыканты, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы (холерики),
чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую
лихорадку». Исполнители с сильной инертной системой (флегматики) чаще впадают
в состояние «творческой апатии». Труднее прочих преодолевают нездоровые формы
сценического
волнения
музыканты
со
слабым
типом
нервной
системы
(меланхолики).
В
музыкальном
исполнительстве
успеха
могут
добиться
люди
с
любым
типом
высшей
нервной
деятельности,
в
том
числе
и
меланхолики.
Если
музыкант,
обладающий
меланхолическим
типом
темперамента,
постоянно
нацелен
на
преодоление негативных свойств своей психики, то со временем его нервная система
приспосабливается к условиям творческой работы. Тип темперамента не является
роком, данным человеку раз и навсегда.
Тип высшей нервной деятельности музыканта определяет многие творческие задачи,
которые приходится решать во время репетиций.
Давайте
сейчас
опишем
круг
исполнительских
проблем,
типичных
для
музыкантов того или иного вида темперамента.
«Исполнители
с
темпераментом
флегматика».
У
них
относительно
небогатая
шкала динамических оттенков. Часто недостаёт артистизма в исполнении. Иногда
незаметно для себя замедляют темп. Чувствуют себя скованно, когда вынуждены
обращаться к непривычному композиторскому языку. Не проявляют инициативы в
организации своих выступлений. Предпочитают не менять партнёров по ансамблю.
Работают
методично,
спокойно.
Охотно
опираются
на
ранее
приобретённые
исполнительские
навыки.
Менее
других
подвержены
негативным
формам
эстрадного волнения.
«Исполнители
с
темпераментом
холерика».
Игра
холериков,
как
правило,
отличается высоким артистизмом. Они стремятся играть ярко и выразительно. Часто
испытывают
трудности
при
ритмической
организации
музыкального
материала.
Имеют
склонность
незаметно
для
себя
ускорять
темп,
сокращать
паузы,
недодерживать длинные ноты. Тяжело переживают неудачи.
«Исполнители
с
темпераментом
сангвиника».
Работают
неровно
—
перед
ответственным выступлением много и увлечённо занимаются, после выступления с
трудом преодолевают своё нерасположение. Сангвиники охотно ищут применение
своим творческим силам, проявляют инициативу в организации своих выступлений,
но
им
быстро
приедается
музыкальное
сочинение,
даже
то,
которое
они
сами
выбрали. Гибко адаптируются к непривычным условиям работы. Неудачи переносят
относительно
легко.
«Исполнители
с
темпераментом
меланхолика».
Как
правило,
очень
тщательно
прорабатывают
детали
исполнения,
много
внимания
уделяют
подробностям
интерпретации.
Часто
им
недостаёт
масштабности
исполнения,
артистической
раскрепощённости, творческой смелости. Медленно адаптируются к непривычным
условиям работы. Особенно тяжело страдают от негативных форм сценического
волнения.
Неудачи
переживают
чрезвычайно
болезненно.
Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя
в
творческой
работе
музыканта
преобладают
черты
какого-либо
одного
темперамента,
могут
наблюдаться
также
отдельные
особенности,
свойственные
другому.
Ежедневное
решение
схожих
исполнительских
проблем,
постоянное
выполнение одних и тех же творческих задач постепенно меняет психику человека.
Методы работы по снижению концертного волнения.
Работа по снижению концертного волнения должна вестись преподавателем с
учётом
индивидуальности
ученика:
его
темперамента,
типичной
реакции
в
стрессовых условиях, уровня личностной тревожности, в некоторых случаях нужна
исключительно помощь психолога. Однако наиболее общие рекомендации актуальны
для каждого музыканта.
1. Рациональный подбор репертуара.
Большую
роль
в
стабильности
и
эмоциональной
устойчивости
во
время
выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе произведений
важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской
сложности - одно из условий успешности выступления.
При разучивании произведения важное значение имеет личная заинтересованность
ученика.
Педагог
должен
учитывать
его
пожелания,
увлечь
намеченными
для
ответственного выступления пьесами, уметь аргументировать свой выбор.
2.Формирование
стабильности
в
концертном
выступлении
за
счет
добросовестной предварительной подготовки.
Одна из причин сценического волнения - боязнь музыканта забыть текст. Чтобы
избежать этого, используем следующие приёмы заучивания наизусть.
Один
из
них-методика
создания
«опорных
точек».
Работаем
над
разбором
и
запоминанием материала по фразам и периодам. Анализируем форму произведения
даже с самыми маленькими учениками. Границы разделов должны стать опорными
пунктами. Тогда даже в случае остановки, ученик будет знать, откуда продолжать.
Данная
методика
даёт
ученику
навык
исполнения
произведения,
начиная,
практически с любого места.
Для
осознанного
запоминания
наизусть
используем
способ
проговаривания
нотного текста. Акцентируем внимание ученика на том, с какого звука начинается
произведение, как идет движение мелодии, где кульминация.
Очень важно выучить программу не позднее, чем за месяц до назначенной даты
концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.
3. Организация домашней работы учащегося.
Большую
роль
в
успешности
обучения
играет
сотрудничество
педагога
с
родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со
стороны родителей.
4. Отработка комплекса сценических ритуалов.
В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало
и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя
более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно проиграть
самое начало исполняемого произведения про себя, чтобы вступить в нужном темпе
и характере.
5.
Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в
различной обстановке.
Когда концертная программа достаточно выучена, обыгрываем её на публике.
Сначала
создаём
ситуацию,
вызывающую
незначительное
волнение
-
выступаем
перед одноклассниками или родителями. Затем задачу усложняем - играем перед
педагогами, выступаем в детском саду, библиотеке, общеобразовательной школе,
записать выступление ученика на видео. Обыгрывание программы надо делать как
можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное - лёгким, а лёгкое -
приятным.
Любой
промах
на
сцене
надо
учиться
игнорировать.
Скрипач
Абрам
Штерн
говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки
хирурга смертельны, а ты - не хирург».
6. Предварительное изучение акустических возможностей сцены.
При
подготовке
к
концерту
обязательным
условием
является
предварительное
изучение акустических возможностей сцены. На репетициях исполнителю важно
адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется
музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как
разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики.
7.Удобная комфортная одежда на сцене.
Каждый исполнитель знает, как важна на сцене удобная комфортная одежда.
Например, высокие каблуки, острый или «обрубленный» носок обуви негативно
сказываются на технике владения педалью.
Дополнительные
меры
для
учащихся
с
завышенным
уровнем
сценического
волнения.
Для
учащихся
с
завышенным
уровнем
сценического
волнения
используем
следующие дополнительные меры.
Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок.
Этому
помогает
игра
с
помехами.
В
домашних
занятиях,
например,
предлагаем
ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или
телевизоре.
Это
потребует
от
юного
музыканта
большой
сосредоточенности
и
концентрации
внимания.
Или
сыграть
произведение
в
медленном
темпе
с
закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой.
Это помогает не реагировать на хождения в зале, если кто-то дверью хлопнул,
телефон у кого-то зазвонил во время концерта, жюри бывает во время конкурса
бумажками шелестит, воду пьет.
На уроке помехой могут послужить неожидаемые исполнителем звуковые шумы:
шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.
Выявление потенциальных ошибок, какие существуют у ученика – «Где тонко, там
оборвется».
Возможно,
начинать
учить,
в
целях
большего
уделения
времени
сложным моментам в произведении.
Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику
побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние
возбуждения бывает перед выходом на сцену. Физические действия, упражнения
сжигают адреналин, и это тоже помогает бороться со сценическим волнением. Но
не всегда помогает певцам, т.к. можно запыхаться, сбить дыхание и петь потом
может быть тяжело.
2)
С
целью
повышения
самооценки
рекомендуется
эпизодическое
включение
учащегося
в
концертную
программу
с
произведениями
заниженного
уровня
сложности.
3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием
в роли ансамблистов или концертмейстеров. Играя в коллективе или имея перед
глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее.
4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания
в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых
номерах концерта.
5) Пение с воображаемой аудиторией. Можно посадить куклу на стул и играть ей или
петь при ней.
6)
Ролевая подготовка. Исполнитель входит в роль известного музыканта, звезды,
которая на его взгляд не боится выступлений. Таким образом он формирует в себе
психологическую
устойчивость.
Пытается
встать
на
место
уверенного
в
себе
человека. Попросить своих учеников спеть как кто-нибудь.
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного
отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по
себе является барьером для стрессовых ситуаций.
Из своего личного опыта вокалиста, исполняющего как академический репертуар, так
и эстрадно-джазовый могу сказать, что для не обходимо быть уверенной в
репертуаре, готовиться за долго и заранее. В день выступления возможно пропевание
некоторых фраз на сцене или в качестве распевки. Всегда заранее смотрю и изучаю
место выступления.
Узнаю какой звук, в плохом случае по возможности убираю даже некоторые песни,
если в них звучит плохая фонограмма и голос.
Одежда и внешний вид должны меня полностью устраивать, я должна чувствовать в
ней себя удобно. Не переживать что что-то отстегнется или отвалится. Прическа не
развалиться и волосы не будут лезть в рот. То есть меня волнует все до мелочей.
Даю всегда себе и ученикам установку - если я что-то и забуду, то не надо на этом
зацикливаться, нужно дальше петь и по максимуму сделать ошибку не заметной.
Все ошибаются - даже великие артисты на великих сценах - это факт!
Не надо бояться делать ошибки!
Для спокойствия вспоминаю приятные моменты. Делаю упражнения для
восстановления
ровного
сердцебиения
и
дыхания
-
4
сек
вдох,
4
сек
выдох.
Физическая нагрузка, взмахи руками, приседания больше подходят для
инструменталистов,
считаю,
что
для
вокалиста
нужно
наоборот
восстановить
дыхание,
успокоится,
наладить
сердцебиение.
В некоторых случаях дается самовнушение - людям нравиться то, что делаю.
У всех разный вкус - кому-то нравиться то, что я делаю, кому-то нет, угодить всем
невозможно.
Дети всегда испытывают волнение во время публичного выступления, поэтому
уверенное знание репертуара, беседа из урока в урок с примерами из опыта и
жизни, определенный настрой, смогут успокоить ученика перед выступлением.
Цитирование известных людей о том, как они переживают пред выходом на
сцену в момент выступления, их способы борьбы с волнением, также помогут
преодолеть это чувство. Детям необходимо напоминать про то, что известные и
успешные люди такими не родились, они также проделывали долгий путь и у
них также многое на пути не получалось. Поэтому работа над собой, постоянная
работа над произведением помогут справиться с таким отчасти неприятным
состоянием как сценическое волнение.
Список литературы
1.
Ананьев Б.Г.Психология чувственного познания. – М.,Наука,2001
2.
Бабкина
Ю.А.
(Литвиненко
Ю.А.) Подготовка
студентов-музыкантов
к публичному
выступлению
как
психолого-педагогическая
проблема
//
Проблемы
преподавания
музыкальных дисциплин на современном этапе. Тезисы Второй межвузовской научно-
практической конференции. – М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2009. – С. 22-26
3.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,1974
4.
Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя
// Вопросы психологии. – 1975. - №1
5.
Вишнякова С.М.Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины,
актуальная лексика. – М.:НМЦ СПО,1999
6.
Гинзбург Г.Р.Статьи, воспоминания, материалы. – М.,1984
7.
Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: Том I. – CПб. – М.:1903
8.
Ефремова
Т.Ф.
Новый
словарь
русского
языка.
Толково-словообразовательный.
–
М.Русский язык,2000
9.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: ИНФРА-М,2005. – XVI
10.
Коган Г.М. У врат мастерства. – М.,1961
11.
Литвиненко
Ю.А.
Подготовка
учащихся
к
публичным
выступлениям:
психолого-
педагогические рекомендации // Музыкальное образование в ХХI веке: традиции и
инновации.
(К
50-летию
музыкального
факультета
МПГУ).
Материалы
II
Международной научно-практической конференции. – Т. II. – М.: МПГУ, 2009
12.
Мясищев В.Н. Проблемы личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и
физиологии. Т.50. – Л.,1969. – С.16
13.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.,1987
14.
Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003
– Ч.1.
15.
Никифоров А.С.Неврология. Полный толковый словарь. – М.,2010
16.
Петрушин В.И.Артистизм – это и тренировка!// Сов.музыка. – 1971. - №12.