Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Савостьянов Юрий Борисович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Разработка и внедрение образовательной программы взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности
Тема: Тема: "Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов и их влияние на учебную деятельность"
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
Разработка и внедрение образовательной программы взаимодействия
психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности
Тема: «Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов и их
влияние на учебную деятельность школьников»
Подготовила:
педагог-психолог Царева З.В.
Самара
Актуальность
Системный подход к психике человека предполагает изучение механизмов и
закономерностей взаимосвязи между различными категориями психических
явлений. В этом контексте исследование взаимоотношений состояний с
когнитивными процессами является кардинальным, «жизненно важным» вопросом
(Л. С. Выготский).
В теоретическом плане исследование взаимосвязи психических явлений
существенно для понимания целостности психической деятельности, становления и
развития психических функций, регуляции психической активности (С. Л.
Рубинштейн). В контексте отношений психических состояний и когнитивных
процессов это положение особо актуально для изучения продуктивности
познавательной деятельности (Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова, 1972; 1977),
адаптационных особенностей субъекта (Ф. Б. Березин, 1988; А. А. Реан, 2006),
изучения саморегуляции психических состояний (Л. Г. Дикая, 2002; Е. П. Ильин,
2005; А. О. Прохоров, 2005), информационной детерминации состояний (В. А.
Бодров).
Особую значимость приобретает изучение взаимосвязи состояний и когнитивных
процессов в учебной деятельности. Знание этих отношений может способствовать
повышению продуктивности учебной деятельности школьников, открывая
возможности для создания обоснованных методов управления состояниями и
активизации когнитивных процессов в ходе учебного процесса. Данная проблема
затрагивается в работах, посвященных исследованиям психических состояний в
учебной деятельности (Т. Н. Васильева, Н. В. Ванюхина, Г. Н. Генинг, Г. Т.
Шавалиева и др.), саморегуляции психических состояний, состояниям школьников в
компьютеризованной деятельности, зависимости эмоциональных состояний от
школьной успеваемости (А. А. Горбатков) и др.
Важным моментом является анализ опосредующего влияния личностных качеств во
взаимоотношениях состояний и когнитивных процессов, что позволяет рассмотреть
активную, регуляторную природу личностных характеристик.
Результаты обследований отношений состояний и когнитивных процессов как
личностного феномена отвечает требованиям субъектно-деятельностного подхода,
занимающего важное место в отечественной психологии.
Цель: выявить характер взаимоотношений психических состояний и когнитивных
процессов в учебной деятельности школьников.
Объект: взаимоотношения психических состояний и когнитивных процессов
обучающихся.
Предмет исследования: рефлексивные, смысловые и динамические характеристики
взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной
деятельности.
Гипотеза заключается в предположении о том, что смысловые и рефлексивные
характеристики личности влияют на динамику взаимодействия психических
состояний и когнитивных процессов:
• показатели рефлексивности выступают модератором взаимосвязи состояний и
продуктивности когнитивных процессов;
• личностный смысл влияет на организацию взаимодействия, определяя особенности
интеграции структур состояний и когнитивных процессов;
• в динамическом плане взаимодействие состояний и когнитивных процессов
характеризуется процессами согласованного изменения их структур.
В соответствии с целью и выдвинутым предположением решались следующие
теоретические и эмпирические задачи исследования:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделить основные
направления теоретических и экспериментальных исследований отношений
психических состояний и когнитивных процессов.
2. Выявить совокупное влияние рефлексивности, личностного смысла и временного
фактора на специфику взаимосвязи типичных состояний и когнитивных процессов в
ходе учебной деятельности.
3. Исследовать влияние рефлексивности на взаимодействие психических состояний
и когнитивных процессов в учебной деятельности.
4. Рассмотреть влияние личностного смысла на динамику взаимодействия
психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности.
5. Исследовать динамику организации структур психических состояний и
когнитивных процессов, выделить интегральные параметры их взаимодействия.
Методы исследования:
Теоретический анализ проблемы, психодиагностические методы (опрос,
тестирование). Основой явился динамический метод. В ходе учебных занятий
трижды измерялись показатели состояний, свойств внимания, вербальной и
невербальной памяти, опосредованного запоминания, оперативной памяти,
восприятия времени, восприятия пространственных признаков. Изучение
психических состояний проводилось при помощи методики А. О. Прохорова.
Научная новизна:
Установлено, что взаимодействие состояний и когнитивных процессов школьников
опосредовано личностным смыслом, определяющим их характеристики и
особенности интеграции. Процессуальная направленность личностного смысла
способствует оптимизации взаимосвязей между состояниями и когнитивными
процессами, вследствие чего высокая продуктивность когнитивных процессов
достигается при менее интенсивных состояниях.
Практическая значимость определяется возможностью использования выявленных
закономерностей для организации и оптимизации учебного процесса обучающихся.
Осмысление проблемы позволило выдвинуть предположение о влиянии
личностных характеристик (рефлексивности и личностного смысла) на динамику
взаимосвязи состояний и когнитивных процессов, что определило
методологическую базу многих исследований — субъектно-деятельностный подход
(С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский).
Выводы:
Рефлексивность, личностный смысл и временной фактор оказывают совокупное
влияние на взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов.
Уровневые показатели рефлексивности опосредуют взаимодействие психических
состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности школьников.
Регулирующая
функция
рефлексивности
связана
с
ее
уровневыми
характеристиками:
высокий
уровень
рефлексивности
способствует
высокой
продуктивности когнитивных процессов при меньших энергетических затратах;
средний
уровень
рефлексивности
обеспечивает
достижение
максимальной
продуктивности когнитивных процессов при условии активизации состояний
высокой
интенсивности;
низкий
уровень
рефлексивности
характеризуется
минимальной
продуктивностью
когнитивных
процессов
на
всем
диапазоне
изменения интенсивности состояний.
Образовательная программа взаимодействия психических состояний и
когнитивных процессов в учебной деятельности
Содержание:
Учебный план программы
Цель программы: развитие когнитивных способностей и личностных качеств
младших подростков в процессе учебной деятельности.
Категория обучающихся: обучающиеся 5 класса
Срок обучения: 9 месяцев
Режим занятий: 1 занятие в неделю
Продолжительность занятия: 1академический час
№ Наименование тем
Всего
часов
в том числе
Форма
контроля
теоретических
практически
х
1
Раздел 1.
«Увлекательный мир
игры»
1
0,25
0,75
Игры
Рисунки
Упражнения-
этюды
2
Раздел 2.
« Интеллект приносящий
успех»
26
4,75
21,25
Обратная связь
Задания,
игры
занимательного
характера.
Рисунки,коллаж.
3
Раздел 3.
« Я и другие»
Рефлексия – познание
себя и других
7
0,80
6,20
Фестиваль игр.
Выставка работ.
Вручение
дипломов.
Итого
34
5,80
28,20
Учебно-тематический план
Цель программы: развитие когнитивных способностей и личностных состояний
младших подростков в процессе обучения.
Категория обучающихся: учащиеся 5 класса
Срок обучения: 9 месяцев
Режим занятий: 1 занятие в неделю
Продолжительность занятия: 1академический час
№
Наименование тем
Всег
о
часо
в
в том числе
Форма контроля
теорети
ческих
практ
ическ
их
1
Вводное занятие.
«Увлекательный мир игры»
1
0,25
0,75
1.1
Знакомство «Я и мое имя»
Интеллектуальные игры
«Школьный путь»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры, приемы
артерапии
2.
«Интеллект приносящий успех»
26
4,75
21,25
2.1.
«Отгадайте слова»
«Игра с загадками»
««Люблю – не люблю»
1
0,15
0,85
Упражнения,
игры, обратная связь.
2.2.
-2.4
Игры
с
пословицами
и
поговорками
Игра в слова
«Я ромашка»
3
0,75
2,25
Игры, приемы
артерапии.
2.5
«Какие слова легче»
Игра «Опиши предмет»
«Я и мои увлечения»
1
0,20
0,80
Упражнения,
игры, этюды.
2.6
«Смысл поговорки»
Игра «Отгадай ребус»
«Страна Вообразилия»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры, приемы
артерапии
2.7
«Понимание
пословиц»
«Объясните греческие слова»
Игра «Изобрази ситуацию»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры, обратная связь.
2.8
«Учимся сравнивать»
«Найди общее»
«Я и мои эмоции»
1
0,15
0,85
Упражнения,
игры, обратная связь
2.9
«Существенное-
несущественное»
«Испорченный телефон»
«Искаженные изображения»
1
0,15
0,85
Упражнения, обратная
связь
2.10
«Соединительное звено»
«Подбери пару»
«Загадочный архитектор»
1
0,15
0,85
Упражнения,
приемы
артерапии.
2.11
«Шестиклеточный Логикон»
«Слово в зеркале»
«Каракули»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры, приемы
артерапии
2.12
«Пятый лишний»
«Замаскированный предмет»
Рисунок «Кто это?»
1
0,15
0,85
Упражнения,
игры, обратная связь
2.13
«Кроссворд»
«Отгадай»
Игра «Чудесные превращения»
1
0,15
0,85
Упражнения,
игры, обратная связь
2.14
-
2.15
«Анаграммы»
«Найди общее»
«Скульптура»
2
0,2
1,8
Упражнения,
игры, обратная связь.
2.16
«Слова наоборот»
Игра «Стенографы»
«Угадай выражение лица»
1
0,15
0,85
Упражнения, игры
обратная связь.
2.17
«Метаграммы»
«Продолжи сказку»
«Учимся различать эмоции»
1
0,25
0,75
Упражнения,
игры,
приемы
артерапии
2.18
«Лесенка из слов»
«Составь предложение»
«Чудесный лес»
1
0,15
0,85
Упражнения,
игры, этюды.
2.19
«Отгадай меня»
1
0,15
0,85
Упражнения, игры
«Реши кроссворд»
«Говорящая надпись»
обратная связь.
2.20
«Учимся рассуждать»
«Ребусы»
«На что похоже?»
1
0,25
0,75
Упражнения, игры
обратная связь.
2.21
«Учимся рассуждать»
«Штирлиц»
«Дорисуй»
1
0,20
0,80
Упражнения,
игры, приемы
артерапии
2.22
«Учимся рассуждать»
Игра «Найди слово»
«Гипотетическая ситуация»
1
0,15
0,85
Упражнения, игры
обратная связь.
2.23
Найди ассоциацию»
Игра «Развиваем
наблюдательность»
«Сказочное животное»
1
0,20
0,80
Упражнения, игры,
этюды.
2.24
«Анализ пословиц»
«Пирамида слов»
«Остров достижений»
1
0,20
0,80
Упражнения, игры
обратная связь.
2.25
«А ну-ка, разберись»
Игра «Противоположности»
Коллективное рисование
1
0,15
0,85
Упражнения,
игра, коллаж.
2.26
«Интеллектуальный марафон»
1
0,10
0,90
Интеллектуальные
игры
3
« Я и другие»
Рефлексия – познание себя и
других
7 ч
0,80
6,20
Обратная связь
3.1
«Кто ясно мыслит – тот ясно
излагает». Игра «Чемодан»
«Мой портрет в лучах солнца»
1
0,15
0,85
Упражнения,
игра,
приемы артерапии.
3.2
Кто
я?
Какой
–
Я?»
«Моя
вселенная»
1
0,10
0,90
Обратная связь.
3.3
«Начало пути»
«Мои способности»
1
0,10
0,90
Обратная связь.
3.4
« Я – самый, самый»
1
0,10
0,90
Обратная связь
3.5
«Мы разные, но мы вместе»
Игра «Пересядут те, кто…».
1
0,15
0,85
Обратная связь
3.6-
3.7
Наши достижения:
Анкета
Игра «Я робот»
Игра «Глубокий сон»
Игра «Улыбка»
Игра «Мое качество»
Остров наших достижений.
2
0,20
1,80
Групповой коллаж.
Фестиваль игр.
Выставка работ,
награждение
участников.
Обсуждение планов
работы группы на
следующий год.
Итого :
34
5,80
28,20
Практическое обоснование: Рефлексивность, личностный смысл и временной
фактор оказывают совокупное влияние на взаимодействие психических состояний и
когнитивных процессов.