Напоминание

Тема: "Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов и их влияние на учебную деятельность"


Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Савостьянов Юрий Борисович
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Разработка и внедрение образовательной программы взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности
Тема: Тема: "Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов и их влияние на учебную деятельность"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Разработка и внедрение образовательной программы взаимодействия

психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности

Тема: «Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов и их

влияние на учебную деятельность школьников»

Подготовила:

педагог-психолог Царева З.В.

Самара

Актуальность

Системный подход к психике человека предполагает изучение механизмов и

закономерностей взаимосвязи между различными категориями психических

явлений. В этом контексте исследование взаимоотношений состояний с

когнитивными процессами является кардинальным, «жизненно важным» вопросом

(Л. С. Выготский).

В теоретическом плане исследование взаимосвязи психических явлений

существенно для понимания целостности психической деятельности, становления и

развития психических функций, регуляции психической активности (С. Л.

Рубинштейн). В контексте отношений психических состояний и когнитивных

процессов это положение особо актуально для изучения продуктивности

познавательной деятельности (Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова, 1972; 1977),

адаптационных особенностей субъекта (Ф. Б. Березин, 1988; А. А. Реан, 2006),

изучения саморегуляции психических состояний (Л. Г. Дикая, 2002; Е. П. Ильин,

2005; А. О. Прохоров, 2005), информационной детерминации состояний (В. А.

Бодров).

Особую значимость приобретает изучение взаимосвязи состояний и когнитивных

процессов в учебной деятельности. Знание этих отношений может способствовать

повышению продуктивности учебной деятельности школьников, открывая

возможности для создания обоснованных методов управления состояниями и

активизации когнитивных процессов в ходе учебного процесса. Данная проблема

затрагивается в работах, посвященных исследованиям психических состояний в

учебной деятельности (Т. Н. Васильева, Н. В. Ванюхина, Г. Н. Генинг, Г. Т.

Шавалиева и др.), саморегуляции психических состояний, состояниям школьников в

компьютеризованной деятельности, зависимости эмоциональных состояний от

школьной успеваемости (А. А. Горбатков) и др.

Важным моментом является анализ опосредующего влияния личностных качеств во

взаимоотношениях состояний и когнитивных процессов, что позволяет рассмотреть

активную, регуляторную природу личностных характеристик.

Результаты обследований отношений состояний и когнитивных процессов как

личностного феномена отвечает требованиям субъектно-деятельностного подхода,

занимающего важное место в отечественной психологии.

Цель: выявить характер взаимоотношений психических состояний и когнитивных

процессов в учебной деятельности школьников.

Объект: взаимоотношения психических состояний и когнитивных процессов

обучающихся.

Предмет исследования: рефлексивные, смысловые и динамические характеристики

взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной

деятельности.

Гипотеза заключается в предположении о том, что смысловые и рефлексивные

характеристики личности влияют на динамику взаимодействия психических

состояний и когнитивных процессов:

• показатели рефлексивности выступают модератором взаимосвязи состояний и

продуктивности когнитивных процессов;

• личностный смысл влияет на организацию взаимодействия, определяя особенности

интеграции структур состояний и когнитивных процессов;

• в динамическом плане взаимодействие состояний и когнитивных процессов

характеризуется процессами согласованного изменения их структур.

В соответствии с целью и выдвинутым предположением решались следующие

теоретические и эмпирические задачи исследования:

1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы выделить основные

направления теоретических и экспериментальных исследований отношений

психических состояний и когнитивных процессов.

2. Выявить совокупное влияние рефлексивности, личностного смысла и временного

фактора на специфику взаимосвязи типичных состояний и когнитивных процессов в

ходе учебной деятельности.

3. Исследовать влияние рефлексивности на взаимодействие психических состояний

и когнитивных процессов в учебной деятельности.

4. Рассмотреть влияние личностного смысла на динамику взаимодействия

психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности.

5. Исследовать динамику организации структур психических состояний и

когнитивных процессов, выделить интегральные параметры их взаимодействия.

Методы исследования:

Теоретический анализ проблемы, психодиагностические методы (опрос,

тестирование). Основой явился динамический метод. В ходе учебных занятий

трижды измерялись показатели состояний, свойств внимания, вербальной и

невербальной памяти, опосредованного запоминания, оперативной памяти,

восприятия времени, восприятия пространственных признаков. Изучение

психических состояний проводилось при помощи методики А. О. Прохорова.

Научная новизна:

Установлено, что взаимодействие состояний и когнитивных процессов школьников

опосредовано личностным смыслом, определяющим их характеристики и

особенности интеграции. Процессуальная направленность личностного смысла

способствует оптимизации взаимосвязей между состояниями и когнитивными

процессами, вследствие чего высокая продуктивность когнитивных процессов

достигается при менее интенсивных состояниях.

Практическая значимость определяется возможностью использования выявленных

закономерностей для организации и оптимизации учебного процесса обучающихся.

Осмысление проблемы позволило выдвинуть предположение о влиянии

личностных характеристик (рефлексивности и личностного смысла) на динамику

взаимосвязи состояний и когнитивных процессов, что определило

методологическую базу многих исследований — субъектно-деятельностный подход

(С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский).

Выводы:

Рефлексивность, личностный смысл и временной фактор оказывают совокупное

влияние на взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов.

Уровневые показатели рефлексивности опосредуют взаимодействие психических

состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности школьников.

Регулирующая

функция

рефлексивности

связана

с

ее

уровневыми

характеристиками:

высокий

уровень

рефлексивности

способствует

высокой

продуктивности когнитивных процессов при меньших энергетических затратах;

средний

уровень

рефлексивности

обеспечивает

достижение

максимальной

продуктивности когнитивных процессов при условии активизации состояний

высокой

интенсивности;

низкий

уровень

рефлексивности

характеризуется

минимальной

продуктивностью

когнитивных

процессов

на

всем

диапазоне

изменения интенсивности состояний.

Образовательная программа взаимодействия психических состояний и

когнитивных процессов в учебной деятельности

Содержание:

Учебный план программы

Цель программы: развитие когнитивных способностей и личностных качеств

младших подростков в процессе учебной деятельности.

Категория обучающихся: обучающиеся 5 класса

Срок обучения: 9 месяцев

Режим занятий: 1 занятие в неделю

Продолжительность занятия: 1академический час

№ Наименование тем

Всего

часов

в том числе

Форма

контроля

теоретических

практически

х

1

Раздел 1.

«Увлекательный мир

игры»

1

0,25

0,75

Игры

Рисунки

Упражнения-

этюды

2

Раздел 2.

« Интеллект приносящий

успех»

26

4,75

21,25

Обратная связь

Задания,

игры

занимательного

характера.

Рисунки,коллаж.

3

Раздел 3.

« Я и другие»

Рефлексия – познание

себя и других

7

0,80

6,20

Фестиваль игр.

Выставка работ.

Вручение

дипломов.

Итого

34

5,80

28,20

Учебно-тематический план

Цель программы: развитие когнитивных способностей и личностных состояний

младших подростков в процессе обучения.

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса

Срок обучения: 9 месяцев

Режим занятий: 1 занятие в неделю

Продолжительность занятия: 1академический час

Наименование тем

Всег

о

часо

в

в том числе

Форма контроля

теорети

ческих

практ

ическ

их

1

Вводное занятие.

«Увлекательный мир игры»

1

0,25

0,75

1.1

Знакомство «Я и мое имя»

Интеллектуальные игры

«Школьный путь»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры, приемы

артерапии

2.

«Интеллект приносящий успех»

26

4,75

21,25

2.1.

«Отгадайте слова»

«Игра с загадками»

««Люблю – не люблю»

1

0,15

0,85

Упражнения,

игры, обратная связь.

2.2.

-2.4

Игры

с

пословицами

и

поговорками

Игра в слова

«Я ромашка»

3

0,75

2,25

Игры, приемы

артерапии.

2.5

«Какие слова легче»

Игра «Опиши предмет»

«Я и мои увлечения»

1

0,20

0,80

Упражнения,

игры, этюды.

2.6

«Смысл поговорки»

Игра «Отгадай ребус»

«Страна Вообразилия»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры, приемы

артерапии

2.7

«Понимание

пословиц»

«Объясните греческие слова»

Игра «Изобрази ситуацию»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры, обратная связь.

2.8

«Учимся сравнивать»

«Найди общее»

«Я и мои эмоции»

1

0,15

0,85

Упражнения,

игры, обратная связь

2.9

«Существенное-

несущественное»

«Испорченный телефон»

«Искаженные изображения»

1

0,15

0,85

Упражнения, обратная

связь

2.10

«Соединительное звено»

«Подбери пару»

«Загадочный архитектор»

1

0,15

0,85

Упражнения,

приемы

артерапии.

2.11

«Шестиклеточный Логикон»

«Слово в зеркале»

«Каракули»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры, приемы

артерапии

2.12

«Пятый лишний»

«Замаскированный предмет»

Рисунок «Кто это?»

1

0,15

0,85

Упражнения,

игры, обратная связь

2.13

«Кроссворд»

«Отгадай»

Игра «Чудесные превращения»

1

0,15

0,85

Упражнения,

игры, обратная связь

2.14

-

2.15

«Анаграммы»

«Найди общее»

«Скульптура»

2

0,2

1,8

Упражнения,

игры, обратная связь.

2.16

«Слова наоборот»

Игра «Стенографы»

«Угадай выражение лица»

1

0,15

0,85

Упражнения, игры

обратная связь.

2.17

«Метаграммы»

«Продолжи сказку»

«Учимся различать эмоции»

1

0,25

0,75

Упражнения,

игры,

приемы

артерапии

2.18

«Лесенка из слов»

«Составь предложение»

«Чудесный лес»

1

0,15

0,85

Упражнения,

игры, этюды.

2.19

«Отгадай меня»

1

0,15

0,85

Упражнения, игры

«Реши кроссворд»

«Говорящая надпись»

обратная связь.

2.20

«Учимся рассуждать»

«Ребусы»

«На что похоже?»

1

0,25

0,75

Упражнения, игры

обратная связь.

2.21

«Учимся рассуждать»

«Штирлиц»

«Дорисуй»

1

0,20

0,80

Упражнения,

игры, приемы

артерапии

2.22

«Учимся рассуждать»

Игра «Найди слово»

«Гипотетическая ситуация»

1

0,15

0,85

Упражнения, игры

обратная связь.

2.23

Найди ассоциацию»

Игра «Развиваем

наблюдательность»

«Сказочное животное»

1

0,20

0,80

Упражнения, игры,

этюды.

2.24

«Анализ пословиц»

«Пирамида слов»

«Остров достижений»

1

0,20

0,80

Упражнения, игры

обратная связь.

2.25

«А ну-ка, разберись»

Игра «Противоположности»

Коллективное рисование

1

0,15

0,85

Упражнения,

игра, коллаж.

2.26

«Интеллектуальный марафон»

1

0,10

0,90

Интеллектуальные

игры

3

« Я и другие»

Рефлексия – познание себя и

других

7 ч

0,80

6,20

Обратная связь

3.1

«Кто ясно мыслит – тот ясно

излагает». Игра «Чемодан»

«Мой портрет в лучах солнца»

1

0,15

0,85

Упражнения,

игра,

приемы артерапии.

3.2

Кто

я?

Какой

Я?»

«Моя

вселенная»

1

0,10

0,90

Обратная связь.

3.3

«Начало пути»

«Мои способности»

1

0,10

0,90

Обратная связь.

3.4

« Я – самый, самый»

1

0,10

0,90

Обратная связь

3.5

«Мы разные, но мы вместе»

Игра «Пересядут те, кто…».

1

0,15

0,85

Обратная связь

3.6-

3.7

Наши достижения:

Анкета

Игра «Я робот»

Игра «Глубокий сон»

Игра «Улыбка»

Игра «Мое качество»

Остров наших достижений.

2

0,20

1,80

Групповой коллаж.

Фестиваль игр.

Выставка работ,

награждение

участников.

Обсуждение планов

работы группы на

следующий год.

Итого :

34

5,80

28,20

Практическое обоснование: Рефлексивность, личностный смысл и временной

фактор оказывают совокупное влияние на взаимодействие психических состояний и

когнитивных процессов.



В раздел образования