Автор: Елена Витальевна Серебрякова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 2 с УИОП
Населённый пункт: пгт Восточный Омутнинского района Кировской области
Наименование материала: "Методическая разработка урока"
Тема: "Проблема нравственного выбора в стихотворении А. С. Пушкина "Анчар""
Раздел: полное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
Конспект урока литературы в 9 классе:
«Проблема
нравственного выбора в стихотворении А. С. Пушкина
«Анчар»»
Автор-составитель:
Серебрякова Е.В., учитель рус-
ского языка и литературы
высшей квалификационной
категории, пгт Восточный Омут-
нинского района Кировской обла-
сти
Восточный 2024
Актуальность:
данный урок представляет собой попытку анализа лирического произведения. Дан-
ный вид деятельности порой вызывает у учителя определённые трудности.
Анализировать лирическое произведение сложно, педагог должен не только научить
детей формулировать тему, основную мысль стихотворения и находить в нём изобра-
зительно-выразительные средства, не только определять размер и рифму, но и
приучить детей к тому, что чтение стихотворения - это серьёзная внутренняя работа,
осмысление своего и чужого жизненного опыта, сопереживание и сотворчество.
Чтение-это своего рода поступок, который мы в воображении совершаем вместе с
поэтом.
Такое чтение требует большого внимания к каждому слову. Не только к слову - к его
звучанию. К связям слов, к оттенкам их смысла. Только такое чтение потом щедро
вознаграждается открытиями.
Материалы и оборудование:
компьютер, экран,
тексты стихотворения, индивидуальный «Рабочий лист» с задани-
ями, карточки с пословицами.
Используемая методическая литература:
Журнал «Литература в школе» , №4, 1974 стр.23
Урбан А. А. Стихи-собеседники Ленинград «Детская литература» 1978
Технологическая карта урока
Тема урока:
«Проблема нравственного выбора в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
обучающая: продолжить знакомство обучающихся с особенностями художественно-
го изображения картин природы в стихах; развивать умение анализировать поэтиче-
ский текст, находить в нем и комментировать изобразительно-выразительные сред-
ства; углубить знания по теории литературы;
развивающая (метапредметный результат): формировать у обучающихся умение
формулировать проблему, определять цель и алгоритм учебной деятельности (позна-
вательные и регулятивные УУД), продолжить работу над пониманием авторского
2
смысла, умением видеть подтекст в произведении, высказывать свое отношение к ге-
роям прочитанного произведения, к их поступкам;
воспитывающая (личностный результат): способствовать развитию эстетического со-
знания обучающихся через освоение художественного наследия народов России и
мира.
Формы и методы, технологии обучения: технология ценностно-смыслового диалота,
технология продуктивного чтения
Оборудование урока: компьютер, экран,
тексты стихотворения, индивидуальный
«Рабочий лист» с заданиями.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Обучающийся будет знать: приемы анализа поэтического текста, литературоведче-
ские понятия: «Притча», «Композиция», «Ключевой образ», «Художественное про-
странство произведения», «Изобразительно-выразительные средства языка»;
ученик будет уметь: выразительно читать стихотворение; формулировать тему, идею
лирического произведения, анализировать его; понимать роль изобразительно-вырази-
тельных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; со-
здавать устные монологические высказывания.
Метапредметные: у обучающегося будут сформированы следующие универсальные
учебные действия:
регулятивные: определение учебной задачи, составление алгоритма деятельности,
соблюдение регламента выступлений;
коммуникативные: умение владеть определенными вербальными и невербальными
средствами общения; участие в коллективном диалоге; способность обосновывать
собственное мнение, высказывать свое отношение к героям прочитанного произве-
дения, их поступкам;
познавательные: освоение анализа стихотворения с использованием цитирования;
умение видеть подтекст в произведении.
Личностные:
актуализация познавательных мотивов;
формирование эстетических чувств, нравственно-этическое оценивание усваиваемого
содержания; стремление эмоционально «проживать» текст, понимать эмоции дру-
гих людей, сочувствовать, сопереживать.
Этапы урока
Деятель-
ность учи-
теля
Деятельность
обучающихся
Познаватель-
ные УУД
обучающих-
Деятельность обу-
чающихся
Коммуника-
тивные УУД
обучающхся
Деятельность
обучающихся
Регулятив-
ные УУД
обучаю-
Деятельность
обучающихся
Регулятив-
ные УУД
обучаю-
3
ся
щихся
щихся
1.Организаци-
онный момент
Приветствие
учителя.
Ребята! Мы с
вами сегодня
вновь прикос-
немся к твор-
честву А. С.
Пушкина. На-
верное, нет
другого
поэта, кото-
рый настолько
призывал бы
нас к деятель-
ной мысли,
побуждал за-
думываться
над главными
вопросами бы-
тия.
Осознание
учебно-позна-
вательной за-
дачи.
Планирование
учебного сотруд-
ничество с учи-
телем и сверстни-
ками
Волевая
саморегуля-
ция, целепо-
лагание.
Актуализа-
ция позна-
вательных
мотивов;
2.Целеполага-
ние, мотивация
Чтобы самим
сделать вывод
о том, с каки-
ми нравствен-
ными катего-
риями придет-
ся работать на
уроке, учитель
предлагает
просмотреть
презентацию и
найти поня-
тия, ассоции-
рующиеся со
словами «до-
бро» и «зло».
Презентация.
Слово учите-
ля: в мире
много добра,
но много и
зла. В чем же
видел главное
для человека
зло А. С. Пуш-
кин и видел ли
он возмож-
ность как-то
ему проти-
востоять? Мы
постараемся
ответить на
этот вопрос,
Выполнение
учебно-позна-
вательных дей-
ствий, осуще-
ствление под-
ведения полу-
ченной инфор-
мации под по-
нятие, поста-
новка и форму-
лирование
проблемы.
Использование
критериев для
обоснования сво-
его суждения
Волевая
саморегуля-
ция, целепо-
лагание.
Нрав-
ственно-эти-
ческое оце-
нивание
усваиваемо-
го
4
проанализиро-
вав стихотво-
рение «Анчар»
3.Актуализация
Подводит уча-
щихся к само-
стоятельному
формулирова-
нию алгорит-
ма анализа
текста
Освоение пла-
на анализа сти-
хотворения
Осознанное и
произвольное по-
строение речево-
го высказывания.
Составление
алгоритма
деятельно-
сти,
Нрав-
ственно-эти-
ческое оце-
нивание
усваиваемо-
го
4.Первичное
усвоение зна-
ний
Читает наи-
зусть стихо-
творение «Ан-
чар».
Вопросы: ка-
кие чувства
вызывает у вас
стихотворе-
ние? Если бы
вам предложи-
ли цветом вы-
разить ваши
чувства, какие
бы краски вы
взяли?
Извлечение
необходимой
информации
из текста.
Выражение своих
мыслей с доста-
точной полнотой
и точностью.
Определение
учебной за-
дачи, соблю-
дение регла-
мента вы-
ступлений
Стремление
эмоциональ-
но «прожи-
вать» текст
5.Осознание и
осмысление
Предлагает
проанализиро-
вать компози-
цию стихотво-
рения, вводит
термин «Худо-
жественное
про-
странство»,
организует
практическую
работу с тек-
стом:
*Охарактери-
зуйте «непобе-
димого влады-
ку».
* Охарактери-
зуйте того, кто
назван «ра-
бом». Сразу
ли он так на-
зван? С какого
момента ста-
новится ра-
бом?
*Какой глагол
характеризует
его действия?
Извлечение
необходимой
информации
из текста.
Работа с поня-
тиями компо-
зиция, ключе-
вой образ,
изобрази-
тельно-выра-
зительные
средства язы-
ка.
Освоение
анализа стихо-
творения с ис-
пользованием
цитирования;
умение видеть
подтекст в
произведении.
Умение владеть
определенными
вербальными и
невербальными
средствами об-
щения; участие в
коллективном
диалоге; способ-
ность обосновы-
вать собственное
мнение, выска-
зывать свое от-
ношение к геро-
ям прочитанного
произведения,
их поступкам
Волевая
саморегуля-
ция в ситуа-
ции затруд-
нения
Формирова-
ние эстети-
ческих
чувств,
нравственно-
этическое
оценивание
усваиваемо-
го содержа-
ния; стрем-
ление эмо-
ционально
«проживать»
текст, пони-
мать эмоции
других лю-
дей, сочув-
ствовать,
сопережи-
вать.
5
*Послушание-
это хорошо
или плохо?
6. Первичное
закрепление
Организует
работу по фор-
мулированию
идеи стихо-
творения:
*Кто (или что)
- главный но-
ситель зла в
стихотворе-
нии? Почему?
*Можно ли
назвать раба
соучастником
зла?
Просит приве-
сти примеры
ситуаций,
когда люди, не
делающие зла
сами, станови-
лись его со-
участниками.
Освоение ана-
лиза стихотво-
рения с ис-
пользованием
цитирования;
умение видеть
подтекст в
произведении.
Адекватное ис-
пользование ре-
чевых средств
для решения
коммуникатив-
ных задач.
Определение
учебной за-
дачи, соблю-
дение регла-
мента вы-
ступлений
Нрав-
ственно-эти-
ческое оце-
нивание
усваиваемо-
го содержа-
ния; стрем-
ление эмо-
ционально
«проживать»
текст, пони-
мать эмоции
других лю-
дей, сочув-
ствовать, со-
переживать.
6.Рефлексия
Дает задание
записать вы-
вод: «Как А.
С. Пушкин в
своем стихо-
творении «Ан-
чар» отвечает
на вопрос: « В
чем Пушкин
видел обще-
ственное зло и
трагедию про-
стого человека
и видел ли
возможность
этому проти-
востоять?»
Мне хотелось
бы закончить
наш разговор
словами С. М.
Гейченко, уче-
ного и храни-
теля Ми-
хайловского
заповедника:
«Пушкин -
всегда откры-
тие и всегда
Построение ло-
гической цепи
рассуждений,
доказательств.
Контроль и оцен-
ка процессов и
результатов дея-
тельности.
Выражение
своих мыс-
лей с доста-
точной пол-
нотой и
точностью,
аргумента-
ция своего
мнения и по-
зиция в аргу-
ментации.
Нрав-
ственно-эти-
ческое оце-
нивание
усваиваемо-
го содержа-
ния; стрем-
ление эмо-
ционально
«проживать»
текст, пони-
мать эмоции
других лю-
дей
6
тайна»
8. Домашнее за-
дание
Выбрать одно
из предложен-
ных заданий с
учетом инди-
видуальных
возможностей:
1. Выучить
стихотворение
«Анчар» наи-
зусть.
2. По алгорит-
му проанали-
зировать стих.
«Пророк».
3. Произвести
сравнитель-
ный анализ
элегии В. А.
Жуковского
«Море» с эле-
гией А. С.
Пушкина «К
морю».
Анализ, срав-
нение, обобще-
ние, аналогия.
Способность об-
основывать соб-
ственное мнение,
высказывать
свое отношение
к героям прочи-
танного произве-
дения, их по-
ступкам
Волевая
саморегуля-
ция,
Актуализа-
ция позна-
вательных
мотивов;
формирова-
ние эстети-
ческих
чувств
7