Автор: Ирина Евгеньевна Семёнова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Пение юношей в годы мутации
Раздел: дополнительное образование
Семёнова Ирина Евгеньевна
«О пении юношей в годы мутации
.
(из опыта работы преподавателя)
МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Калининград
Обратиться к проблеме пения юношей в годы мутации меня заставило наличие на
отделении театрального искусства и отделении сольного пения мальчиков мутационного
периода, и необходимости продолжения обучения пению в это время.
Для начала проанализируем, что происходит в организме мальчиков после 12 лет.
После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания.
В это время отмечается быстрый рост гортани. Гортань мальчиков увеличивается на 2/3,
резко вытягивается вперёд, голосовые складки соответственно удлиняются. Бурный рост
гортани
сопровождается
усиленным
приливом
крови
к
растущим
тканям
и
воспалительными изменениями в них.
Признаки мутационного звучания:
1.появление неточной интонации,
2.речевой голос более мужественного тембра, чем певческий
3. сипота, затруднённость пения.
В мутационном периоде различают три стадии:
1. начальную
2. собственно мутационную
3. стадия завершения.
Мутация длится в среднем 1,1/2 года. Продолжительность мутации подвержена
значительным индивидуальным колебаниям. От нескольких месяцев до нескольких лет.
Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеет широкие
индивидуальные пределы.
Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков
намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и
покашливание. охриплость и сипота при пении. Портится тембр. Возникают тусклые
ноты, голос грубеет, теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой.
Повышается голосовая утомляемость.
В средней собственно мутационнной стадии все явления прогрессируют Усиливающаяся
охриплость и сипота, болезненные ощущения сильно затрудняют пение. Значительно
укорачивается диапазон, резко падает сила звука.
Значительное сокращение диапазона, резкое падение силы звука являются самыми
характерными признаками этого периода. В этот период мальчики поют очень тихо, и
осторожно, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Они могут петь,
как бы двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому
голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как
говорят. «петушит».
В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых связок. Но резонаторные
полости заметно отстают от них.
1
Для третьей стадии характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого
голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении постепенно
исчезают. Идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми
нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому
голосу. Диапазон расширяется до октавы ( ре малой –ре первой). Иногда и больше. В
начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе
и неопределёнными по тембру, Бывает трудно отличить баритон от тенора.
Из всех стадий мутаций третья самая продолжительная.
В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой
физиологической основе. Роль учителя с этот период особенно значительна. Мальчика
можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда когда его голос заполнит малую
октаву и обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре малой- ре первой
октавы.
Мы отметили общие признаки и стадии мутации. Однако, мутация может протекать
различно. Она в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего
состояния здоровья ребёнка и от климатических условий.
Однако, в одних и тех же климатических условиях, в зависимости от индивидуальных
особенностей организма мутация может быть ранней( с 11 лет) или запоздалой (с 17 лет).
Это отклонения от общей закономерности, аномалии мутации
Вопрос о том, можно ли петь мальчикам и юношам в годы мутации, имеет давнюю
историю.
Этот вопрос связан с двумя другими очень важными вопросами:
А) является мутация переломом голоса или его постепенным изменением;
Б) от чего зависит протекание этого сложного явления в том или ином виде.
Подавляющее большинство наблюдений за многие годы и в различных странах
указывают на постепенность этого перехода.
Например, Д. Вейс в своей статье «Изменение человеческого голоса в период развития
половой зрелости»,
приводит интересные данные о том, что только меньшинство
страдает от перелома голоса. Так, например, из опрошенных им 200 студентов
драматической студий в Нью-Йорке только немногие из них вспомнили, что у них был
действительно «перелом» голоса; абсолютное большинство вообще не имело никаких
неприятных воспоминаний.
Наблюдения практики русских школ и хоровых коллективов подтверждают эту точку
зрения.
Имеется много факторов, свидетельствующих в пользу пения в мутационный период
(кроме отдельных случаев остро болезненного протекания) при условии строго
определённого певческого режима.
«Освобождение от пения является скорее вредным, чем необходимым»,- пишет Отто Прен
в статье «Пение во время мутации». Известный хоровой дирижёр Гюнтер Рамин также
говорит, что каждый отдельный голос следует тщательно наблюдать не перегружать, но в
то же время систематически упражнять.
Во взглядах сторонников пения во время мутации ( Макензи, Давзон и др.) обращают на
себя внимание два момента: «систематическое пение» и «лёгкие упражнения».
2
Таким образом, ведущие специалисты считают, что запрещение петь в годы мутации не
только не обосновано, но и вредно т.к. оставляет голоса в острокритическое время без
контроля и наблюдения.
Напротив, контролируемое и правильно направляемое пение имеет огромное значение с
точки зрения эстетического воспитания юношей, а также продолжения и завершения
музыкального образования.
Решающую роль в более спокойном протекании мутации, в возможности продолжения
умеренного пения в эти годы играет систематическое и
правильное обучение пению в
предшествующие годы
.
Естественное, без всякого напряжения, лёгкое звучание голосов
создаёт предпосылки для более спокойного протекания мутации и развития будущего
мужского голосаю. .Желательно, чтобы подростки-певцы в послемутационный период
пели лёгким голосом, который является точным переносом высокого звучания детского
голоса. Не следует также понижать голоса мальчиков преждевременно.
Принципиальная установка на целесообразность пения в мутационный период должна
быть дополнена вторым важнейшим положением о строго определённых условиях
репертуара и всего певческого режима в годы протекания мутации.
Этого требует бурный рост организма и, в частности, всего певческого аппарата,
неравномерность развития отдельных его частей, ограниченность диапазона , силы
звучания голосов мутирующих мальчиков, юношей. Можно с полной уверенностью
сказать, что только при учёте всех этих условий можно достичь положительных
результатов. Тому кто не выполняет режима голоса лучше совсем не петь.
Из всего изложенного сделаем следующие выводы:
1.Не отстранять от пения мутирующих, а держать их под постоянным наблюдением.
Случаи освобождения от пения возможны в индивидуальном порядке, чрезвычайно
желательна консультация с врачом –ларингологом.
2.Не форсировать понижение голоса мутирующих мальчиков; пусть они поют, сколько
возможно детским голосом, сохраняя лёгкое высокое звучание. С другой стороны, не надо
задерживать естественное развитие мужского голоса.
3. Не смущаться неустойчивостью интонации, следить и соответствующим образом
корректировать их пение. Интонация должна восстановиться.
4. Петь ограниченно по времени
5.Петь
в
строго
ограниченном
диапазоне
В
основном
диапазон
начального
послемутационного периода у юношей- октава(до малой- до1)
6.Категорически избегать громкого, форсированного пения. Петь умеренно, легко.
7.При малейшем утомлении прекращать пение.
Использованная литература.
Голубев П. «Советы молодым педагогам- вокалистам-М. 1963г.
Детский голос ( под ред. Шацкой В.Н,- М, 1970г.0
Добровольская Н., Орлова Н. «Что нужно знать учителю о детском голосе» -
М.1973г.
Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей»- Л, 1967г.
Чишко О. «Певческий голос и его свойства» М,1966г.
Ярославцева Л.К. «Зарубежные вокальные школы» М, 1982г.
3
4