Напоминание

Пение юношей в годы мутации


Автор: Ирина Евгеньевна Семёнова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Пение юношей в годы мутации
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семёнова Ирина Евгеньевна

«О пении юношей в годы мутации

.

(из опыта работы преподавателя)

МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Калининград

Обратиться к проблеме пения юношей в годы мутации меня заставило наличие на

отделении театрального искусства и отделении сольного пения мальчиков мутационного

периода, и необходимости продолжения обучения пению в это время.

Для начала проанализируем, что происходит в организме мальчиков после 12 лет.

После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания.

В это время отмечается быстрый рост гортани. Гортань мальчиков увеличивается на 2/3,

резко вытягивается вперёд, голосовые складки соответственно удлиняются. Бурный рост

гортани

сопровождается

усиленным

приливом

крови

к

растущим

тканям

и

воспалительными изменениями в них.

Признаки мутационного звучания:

1.появление неточной интонации,

2.речевой голос более мужественного тембра, чем певческий

3. сипота, затруднённость пения.

В мутационном периоде различают три стадии:

1. начальную

2. собственно мутационную

3. стадия завершения.

Мутация длится в среднем 1,1/2 года. Продолжительность мутации подвержена

значительным индивидуальным колебаниям. От нескольких месяцев до нескольких лет.

Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеет широкие

индивидуальные пределы.

Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков

намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и

покашливание. охриплость и сипота при пении. Портится тембр. Возникают тусклые

ноты, голос грубеет, теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой.

Повышается голосовая утомляемость.

В средней собственно мутационнной стадии все явления прогрессируют Усиливающаяся

охриплость и сипота, болезненные ощущения сильно затрудняют пение. Значительно

укорачивается диапазон, резко падает сила звука.

Значительное сокращение диапазона, резкое падение силы звука являются самыми

характерными признаками этого периода. В этот период мальчики поют очень тихо, и

осторожно, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Они могут петь,

как бы двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому

голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как

говорят. «петушит».

В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых связок. Но резонаторные

полости заметно отстают от них.

1

Для третьей стадии характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого

голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении постепенно

исчезают. Идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми

нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому

голосу. Диапазон расширяется до октавы ( ре малой –ре первой). Иногда и больше. В

начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе

и неопределёнными по тембру, Бывает трудно отличить баритон от тенора.

Из всех стадий мутаций третья самая продолжительная.

В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой

физиологической основе. Роль учителя с этот период особенно значительна. Мальчика

можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда когда его голос заполнит малую

октаву и обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре малой- ре первой

октавы.

Мы отметили общие признаки и стадии мутации. Однако, мутация может протекать

различно. Она в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего

состояния здоровья ребёнка и от климатических условий.

Однако, в одних и тех же климатических условиях, в зависимости от индивидуальных

особенностей организма мутация может быть ранней( с 11 лет) или запоздалой (с 17 лет).

Это отклонения от общей закономерности, аномалии мутации

Вопрос о том, можно ли петь мальчикам и юношам в годы мутации, имеет давнюю

историю.

Этот вопрос связан с двумя другими очень важными вопросами:

А) является мутация переломом голоса или его постепенным изменением;

Б) от чего зависит протекание этого сложного явления в том или ином виде.

Подавляющее большинство наблюдений за многие годы и в различных странах

указывают на постепенность этого перехода.

Например, Д. Вейс в своей статье «Изменение человеческого голоса в период развития

половой зрелости»,

приводит интересные данные о том, что только меньшинство

страдает от перелома голоса. Так, например, из опрошенных им 200 студентов

драматической студий в Нью-Йорке только немногие из них вспомнили, что у них был

действительно «перелом» голоса; абсолютное большинство вообще не имело никаких

неприятных воспоминаний.

Наблюдения практики русских школ и хоровых коллективов подтверждают эту точку

зрения.

Имеется много факторов, свидетельствующих в пользу пения в мутационный период

(кроме отдельных случаев остро болезненного протекания) при условии строго

определённого певческого режима.

«Освобождение от пения является скорее вредным, чем необходимым»,- пишет Отто Прен

в статье «Пение во время мутации». Известный хоровой дирижёр Гюнтер Рамин также

говорит, что каждый отдельный голос следует тщательно наблюдать не перегружать, но в

то же время систематически упражнять.

Во взглядах сторонников пения во время мутации ( Макензи, Давзон и др.) обращают на

себя внимание два момента: «систематическое пение» и «лёгкие упражнения».

2

Таким образом, ведущие специалисты считают, что запрещение петь в годы мутации не

только не обосновано, но и вредно т.к. оставляет голоса в острокритическое время без

контроля и наблюдения.

Напротив, контролируемое и правильно направляемое пение имеет огромное значение с

точки зрения эстетического воспитания юношей, а также продолжения и завершения

музыкального образования.

Решающую роль в более спокойном протекании мутации, в возможности продолжения

умеренного пения в эти годы играет систематическое и

правильное обучение пению в

предшествующие годы

.

Естественное, без всякого напряжения, лёгкое звучание голосов

создаёт предпосылки для более спокойного протекания мутации и развития будущего

мужского голосаю. .Желательно, чтобы подростки-певцы в послемутационный период

пели лёгким голосом, который является точным переносом высокого звучания детского

голоса. Не следует также понижать голоса мальчиков преждевременно.

Принципиальная установка на целесообразность пения в мутационный период должна

быть дополнена вторым важнейшим положением о строго определённых условиях

репертуара и всего певческого режима в годы протекания мутации.

Этого требует бурный рост организма и, в частности, всего певческого аппарата,

неравномерность развития отдельных его частей, ограниченность диапазона , силы

звучания голосов мутирующих мальчиков, юношей. Можно с полной уверенностью

сказать, что только при учёте всех этих условий можно достичь положительных

результатов. Тому кто не выполняет режима голоса лучше совсем не петь.

Из всего изложенного сделаем следующие выводы:

1.Не отстранять от пения мутирующих, а держать их под постоянным наблюдением.

Случаи освобождения от пения возможны в индивидуальном порядке, чрезвычайно

желательна консультация с врачом –ларингологом.

2.Не форсировать понижение голоса мутирующих мальчиков; пусть они поют, сколько

возможно детским голосом, сохраняя лёгкое высокое звучание. С другой стороны, не надо

задерживать естественное развитие мужского голоса.

3. Не смущаться неустойчивостью интонации, следить и соответствующим образом

корректировать их пение. Интонация должна восстановиться.

4. Петь ограниченно по времени

5.Петь

в

строго

ограниченном

диапазоне

В

основном

диапазон

начального

послемутационного периода у юношей- октава(до малой- до1)

6.Категорически избегать громкого, форсированного пения. Петь умеренно, легко.

7.При малейшем утомлении прекращать пение.

Использованная литература.

Голубев П. «Советы молодым педагогам- вокалистам-М. 1963г.

Детский голос ( под ред. Шацкой В.Н,- М, 1970г.0

Добровольская Н., Орлова Н. «Что нужно знать учителю о детском голосе» -

М.1973г.

Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей»- Л, 1967г.

Чишко О. «Певческий голос и его свойства» М,1966г.

Ярославцева Л.К. «Зарубежные вокальные школы» М, 1982г.

3

4



В раздел образования