Напоминание

«Формирование штриховой техники начинающего скрипача»


Автор: Ионова Анна Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование штриховой техники начинающего скрипача»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья «Формирование штриховой техники начинающего скрипача»

Ионова Анна Вячеславовна,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Зареченская детская школа искусств» (МБУДО «ЗДШИ») г. Тула,

преподаватель по классу скрипки, концертмейстер

В статье рассматривается проблема формирования штриховой техники

на начальном этапе обучения. Разбирается понятие «техника правой руки».

Отмечается необходимость работы над штрихами исходя из художественной

цели.

Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование,

техника правой руки, штрих.

Музыкальное искусство оказывает большое воздействие на культурное

развитие социума. Инструментальное исполнительство занимает важное

место в жанровой структуре музыкального искусства. В семье музыкальных

инструментов достойно представлена скрипка.

В настоящее время выявлены особенности формирования штриховой

техники

начинающего

скрипача.

Среди

них:

учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

младших

школьников,

разнообразие

репертуара,

воспитание

интереса

к

занятиям

у

учащихся

младшего

школьного возраста, развитие музыкально-слуховой и ритмической сторон

способностей ученика в теснейшей связи с работой над специальными

техническими приемами формирования двигательных навыков, штриховой

техники.

Выделенные особенности позволили признать, что младший школьный

возраст является оптимальным для формирования штриховой техники

начинающего скрипача.

Современные

требования

к

качеству

подготовки

музыкантов-

исполнителей нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику

инструментальной

подготовки

музыкантов-исполнителей,

заниматься

поиском новых, более эффективных средств развития исполнительского

мастерства, глубинных резервов музыкального творчества.

Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков

рациональной

постановки

правой

руки.

Слово

«рациональность»

(от

латинского

ratio-разум)

означает

разумность,

осмысленность,

целесообразность. Применительно к скрипичной постановке, это означает

осмысление

процесса

действия

рук

на

инструменте,

гармоничное

приспособление рук и корпуса играющего для достижения наиболее

совершенного

звучания

инструмента,

осуществления

художественно-

выразительных задач.

В понятие «техника правой руки» входят следующие вопросы:

звукоизвлечение;

распределение смычка;

несколько видов перехода смычка со струны на струну;

множество

различных

видов

штрихов:

прилегающих,

отрывистых, прыгающих, комбинированных и т.д.;

владение такими средствами художественной выразительности

как акценты, динамические оттенки и пр.

Изучение

штриховых

приемов

необходимо

осуществлять

в

определенной последовательности: от постижения основных штриховых

движений к более сложным. Это предполагает преодоление у учащихся

врожденных хватательных рефлексов, освобождение мышц от излишнего

напряжения,

естественное

положение

пальцев

на

трости,

выработка

свободного владения всеми суставами правой руки. Скорость освоения

различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей

ученика (при этом способность к исполнению сложнейших штрихов, может

не сочетаться с общей музыкальной одаренностью).

В процессе выполнения штриховых движений работа мышц должна

быть наиболее экономичной. При этом не только между штрихами, но и

внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на

отдых. Усталость мышц и их «переигрывание» получаются именно из-за

2

переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически

неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.

В процессе работы над штрихами следует прежде всего исходить

именно из художественной цели, для воплощения которой необходимо

выработать какой-либо штрих. Художественная цель должна быть ясно, в

доступной для возраста учащегося форме поставлена перед ним, большое

значение имеет наличие внутреннего слышания того звукового результата,

которого следует достичь.

Однако работа над штрихами должна несколько опережать их

использование в художественных произведениях, где штрих желательно

применять устоявшийся, отшлифованный и работать над ним уже в свете

конкретно художественных задач данного произведения.

Список использованной литературы

1.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс. Кн. 2. Интонация. Л.:

1971. – 230 с.

2.

Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965. – 215 с.

3.

Баринская А.И. Начальное обучение скрипача. М.: Музыка, 2007. – 103 с.

4.

Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М.:

Классика-XXI, 2006. – 205 с.

5.

Бычков В.Д. Типичные недостатки рук начинающих скрипачей. М.:

Музыка,1970. – 152 с.

6.

Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-

XXI, 2006. – 255 с.

7.

Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. М.: Советский

композитор, 1986. – 137 с.

8.

Кузнецова С.В. Искусство скрипичных смен. М.: Музыка, 1971. – 174 с.

9.

Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музыкальная

Украина, 1974. – 74 с.

10.

Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.:

Музыка, 1964. – 140 с.

3

11.

Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М.: Музыка,

1985. – 160 с.

12.

Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке. СПб.: Реноме, 2009.

– 272 с.

13.

Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Р. Степанова.

М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671 с.

14.

Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.:

Музыка, 1966. –206 с.

15.

Флеш К. Искусство игры на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 179 с.

16.

Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). М.: Советский композитор,

1988. – 112 с.

17.

Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). Л.:

Советский Композитор, 1984. – 152 с.

18.

Ширинский А.В. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983. – 83 с.

19.

Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Л.: Музыка, 1974. – 22 с.

20.

Ямпольский А. К вопросам скрипичной техники: Штрихи / В кн.

Проблемы муз педагогики. М.: Музыка, 1981. – 68 с.

21.

Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М.: Музыка, 1983. – 309 с.

22.

Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. М.: Музыка,

1968. – 325 с.

4



В раздел образования