Автор: Ионова Анна Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование штриховой техники начинающего скрипача»
Раздел: дополнительное образование
Статья «Формирование штриховой техники начинающего скрипача»
Ионова Анна Вячеславовна,
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Зареченская детская школа искусств» (МБУДО «ЗДШИ») г. Тула,
преподаватель по классу скрипки, концертмейстер
В статье рассматривается проблема формирования штриховой техники
на начальном этапе обучения. Разбирается понятие «техника правой руки».
Отмечается необходимость работы над штрихами исходя из художественной
цели.
Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование,
техника правой руки, штрих.
Музыкальное искусство оказывает большое воздействие на культурное
развитие социума. Инструментальное исполнительство занимает важное
место в жанровой структуре музыкального искусства. В семье музыкальных
инструментов достойно представлена скрипка.
В настоящее время выявлены особенности формирования штриховой
техники
начинающего
скрипача.
Среди
них:
учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
младших
школьников,
разнообразие
репертуара,
воспитание
интереса
к
занятиям
у
учащихся
младшего
школьного возраста, развитие музыкально-слуховой и ритмической сторон
способностей ученика в теснейшей связи с работой над специальными
техническими приемами формирования двигательных навыков, штриховой
техники.
Выделенные особенности позволили признать, что младший школьный
возраст является оптимальным для формирования штриховой техники
начинающего скрипача.
Современные
требования
к
качеству
подготовки
музыкантов-
исполнителей нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику
инструментальной
подготовки
музыкантов-исполнителей,
заниматься
поиском новых, более эффективных средств развития исполнительского
мастерства, глубинных резервов музыкального творчества.
Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков
рациональной
постановки
правой
руки.
Слово
«рациональность»
(от
латинского
ratio-разум)
означает
разумность,
осмысленность,
целесообразность. Применительно к скрипичной постановке, это означает
осмысление
процесса
действия
рук
на
инструменте,
гармоничное
приспособление рук и корпуса играющего для достижения наиболее
совершенного
звучания
инструмента,
осуществления
художественно-
выразительных задач.
В понятие «техника правой руки» входят следующие вопросы:
звукоизвлечение;
распределение смычка;
несколько видов перехода смычка со струны на струну;
множество
различных
видов
штрихов:
прилегающих,
отрывистых, прыгающих, комбинированных и т.д.;
владение такими средствами художественной выразительности
как акценты, динамические оттенки и пр.
Изучение
штриховых
приемов
необходимо
осуществлять
в
определенной последовательности: от постижения основных штриховых
движений к более сложным. Это предполагает преодоление у учащихся
врожденных хватательных рефлексов, освобождение мышц от излишнего
напряжения,
естественное
положение
пальцев
на
трости,
выработка
свободного владения всеми суставами правой руки. Скорость освоения
различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей
ученика (при этом способность к исполнению сложнейших штрихов, может
не сочетаться с общей музыкальной одаренностью).
В процессе выполнения штриховых движений работа мышц должна
быть наиболее экономичной. При этом не только между штрихами, но и
внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на
отдых. Усталость мышц и их «переигрывание» получаются именно из-за
2
переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически
неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.
В процессе работы над штрихами следует прежде всего исходить
именно из художественной цели, для воплощения которой необходимо
выработать какой-либо штрих. Художественная цель должна быть ясно, в
доступной для возраста учащегося форме поставлена перед ним, большое
значение имеет наличие внутреннего слышания того звукового результата,
которого следует достичь.
Однако работа над штрихами должна несколько опережать их
использование в художественных произведениях, где штрих желательно
применять устоявшийся, отшлифованный и работать над ним уже в свете
конкретно художественных задач данного произведения.
Список использованной литературы
1.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс. Кн. 2. Интонация. Л.:
1971. – 230 с.
2.
Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965. – 215 с.
3.
Баринская А.И. Начальное обучение скрипача. М.: Музыка, 2007. – 103 с.
4.
Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М.:
Классика-XXI, 2006. – 205 с.
5.
Бычков В.Д. Типичные недостатки рук начинающих скрипачей. М.:
Музыка,1970. – 152 с.
6.
Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-
XXI, 2006. – 255 с.
7.
Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. М.: Советский
композитор, 1986. – 137 с.
8.
Кузнецова С.В. Искусство скрипичных смен. М.: Музыка, 1971. – 174 с.
9.
Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музыкальная
Украина, 1974. – 74 с.
10.
Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.:
Музыка, 1964. – 140 с.
3
11.
Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М.: Музыка,
1985. – 160 с.
12.
Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке. СПб.: Реноме, 2009.
– 272 с.
13.
Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Р. Степанова.
М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671 с.
14.
Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.:
Музыка, 1966. –206 с.
15.
Флеш К. Искусство игры на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 179 с.
16.
Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). М.: Советский композитор,
1988. – 112 с.
17.
Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). Л.:
Советский Композитор, 1984. – 152 с.
18.
Ширинский А.В. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983. – 83 с.
19.
Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Л.: Музыка, 1974. – 22 с.
20.
Ямпольский А. К вопросам скрипичной техники: Штрихи / В кн.
Проблемы муз педагогики. М.: Музыка, 1981. – 68 с.
21.
Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М.: Музыка, 1983. – 309 с.
22.
Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. М.: Музыка,
1968. – 325 с.
4