Автор: Дегтярёва Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов, русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города Ростова
Населённый пункт: Ярославская область, г. Ростов
Наименование материала: Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
Тема: "Игровая экология" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №4 г. РОСТОВА
Районный конкурс программных и методических
материалов по экологическому образованию и просвещению
детей
Номинация: «Программа дополнительного
естественнонаучного образования»
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Игровая экология»
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4 г. Ростова
Дегтярёва Надежда
Александровна
Ростов, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Получение образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья
и
детьми-инвалидами
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с
этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями
здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач
государственной политики не только в области образования, но и в области
демографического
и
социально-экономического
развития
Российской
Федерации.
Актуальными до настоящего времени остаются вопросы обеспечения
условий доступности получения качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к
тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и
самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и
эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря
на их возможности, не достигают в обучении желаемых результатов.
Даная адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
(далее - АДОП) «Игровая экология» предполагают обучение через игру и
другие
активные
формы
работы,
в
ходе
которых
ребенок
легче
переключается на учебную деятельность.
Предмет «Экология» является специфическим для обучения младшего
школьника
с
задержкой
психического
развития,
что
обусловлено
значительным отставанием обучающегося в общем и речевом развитии от
своих сверстников. Поэтому занятия по программе «Игровая экология»
носят интегративный характер.
Основной
задачей занятий
по
предмету
«Экологии»
является
формирование элементарных представлений и понятий, необходимых как при
обучении другим учебным предметам, так и для практического применения в
социально-бытовой среде через игровую деятельность
У детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех
видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и
долговременного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и
(особенно) словесного материала, Отставание в мыслительной деятельности и
особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач,
связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ,
синтез, обобщение, абстрагирование. Поэтому
в программу включена
экспериментальная работа, которая позволит
учащимся с
ЗПР видеть,
сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
Основные особенности программы - ее игровой характер, открытость и
вариативность.
АДОП «Игровая экология» построена на принципах развивающего
обучения и направлена не только на формирование у ребенка основ
экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения
сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту
окружающего
мира,
самостоятельно
мыслить,
логически
рассуждать,
устанавливать
взаимосвязи
в
окружающем
мире,
эмоционально
сопереживать, на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое
развитие, развитие культуры чувств.
Направленность: естественно-научная
Новизна программы:
Программа «Игровая экология» имеет ряд особенностей, отличающих ее от
других программ:
Изучение
курса
способствует
формированию
у
учащихся
познавательного интереса к естественно научным предметам через игровую
деятельность.
В программе делается акцент на сохранение здоровья детей.
В программе уделяется очень много времени социально-общественным
делам, патриотизму, любви к людям, бережному отношению к окружающему
миру, трепетному отношению к семье, родителям, человеческим ценностям.
Используются интересные методы и формы работы с учащимися.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7-11лет, в том числе с ОВЗ
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана
дополнительная общеразвивающая программа:
Федеральный уровень
1.
Конституция Российской Федерации от 1993 года (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-
ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-
ФКЗ);
2.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3.
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р.
4.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.
№1008
“Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”.
5.
«Примерные
требования
к
содержанию
и
оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей (письмо
Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей".
Региональный уровень
7.
Устав школы
8.
Учебный план
9.
Положение о рабочей программе
10.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
Цель АДОП «Игровая экология» :
Создание условий для гармонизации личностного и интеллектуального
развития детей, имеющих проблемы в развитии:
познавательной сферы
эмоциональной сферы
волевой сферы через оказание диагностико-консультационной и/или
коррекционно-развивающей помощи
Профилактика
вторичных
осложнений
при
соответствующих
нарушениях развития
развитие основ экологического сознания у учащихся
в игровой и
познавательной деятельности.
Задачи программы
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире, повышать уровень знаний
учащихся по экологии и проблемам окружающей среды.
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к изучению природы, природным явлениям и формам
жизни, понимание активной роли человека в природе;
-прививать навыки научно- исследовательской работы
-развивать у обучающихся в процессе обучения логическое мышление,
память, внимание, речь, воображение, наблюдательность
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Принципы отбора содержания
Личностный подход к формированию и развитию личности воспитанника
с позиции его уникальности и индивидуальности.
Единство требований и действий к ребенку в семье и творческом
коллективе.
Доступность. Системность.
Вариативность, разнообразие и разноуровневость обучения.
Целостность.
Последовательность и преемственность содержания.
Природо- и культуросообразность (воспитание учащихся согласно их
полу и возрасту, ответственности за самих себя, за последствие своих
действий и поведения).
Сотрудничество и сотворчество старших и младших воспитанников, детей
и взрослых, взаимоуважение и доверие на параллели: ребенок – ребенок,
ребенок – педагог.
Принцип гуманистической направленности
Принцип результативности деятельности направленной на воспитание и
обучение.
Основные формы и методы работы:
Форма работы: групповая/ подгрупповая/ индивидуальная
Методы работы:
словесные методы;
демонстрационные методы;
методы практико-ориентированной деятельности;
методы
мотивации:
поощрение
и
эмоциональное
стимулирование
(поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция,
беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Формы учёта знаний, умений
Оценка результатов обучения по дополнительной программе «Игровая
экология»
обеспечивает возможность выявить и зафиксировать даже
незначительные изменения в развитии каждого обучающегося по всем
изучаемым
параметрам,
которые
отражают
динамику
овладения
формируемыми знаниями и умениями в области экологии. В соответствии с
этим в оценке
отражена как количественная,
так и качественная
характеристика происходящих изменений. Форма отражения результатов
четко и наглядно представляет информацию о динамике развития каждого
ребенка, как в течение одного учебного года, так и в течение всего времени
пребывания в объединении.
В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого
параметра: в соответствующие графы вписываются цифры от 0 до 6. По
каждому
параметру «Карты развития» присваивается
заключительная
оценка ребенку. Такая форма
оценивания нетрудоёмкая и
наглядного
показывает наличие происходящих в развитии ребенка изменений.
Параметры
оценивания
1-ый год
обучения
2-ой год обучения
нача
сере-
ко-
нача
сере-
ко-
-
ло
года
дина
года
нец
год
а
-
ло
года
дина
года
нец
год
а
Область Экология
1.Представление о временах
года
Знание основных природных
явлений по временам года
2
4
5
5
5
6
Знание сезонных изменений в
жизни растений
Знание природных изменений
в жизни животных
2.Представления о диких
животных
Узнавание и называние
домашних животных
Знание строения тела
животных
Знание признаков отдельных
животных
Знание детенышей домашних
животных
И т.д.
Помимо принятых форм оценки достижений обучающихся оценку
результатов образования обучающихся с ОВЗ осуществляю с помощью
технологии «портфолио» - папки индивидуальных достижений учащегося,
отражающих процесс индивидуального развития за время его обучения и
участия в общественной жизни объединения и учреждения.
Способы определения результативности
1. педагогическое наблюдение;
2. педагогический анализ результатов тестирования,
3. выполнения обучающимися диагностических заданий,
4. участие в мероприятиях (конкурсы, выставки, викторины).
Виды контроля
Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения
уровня развития детей.
Текущий
контроль
–
с
целью
определения
степени
усвоения
обучающимися учебного материала (викторины, опросы).
Тематический контроль – с целью определения степени усвоения
обучающимися учебного материала по определенной теме. Определение
результатов обучения (опрос, самостоятельная работа, выставка и др.)
Промежуточный
контроль
–
с
целью
определения
результатов
обучения (итоговое занятие, тестирование).
Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития
детей, их творческих способностей (экзаменационное тестирование).
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов освоения программы «Игровая экология»
будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся
вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках,
конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного
отношения
к
социальной
реальности
в
целом.
Это
взаимодействие
обучающихся
между
собой
на
уровне
класса,
образовательного
учреждения,
т.
е.
в
защищённой,
дружественной
социальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить,
участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному
краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально
приемлемых
моделей
поведения.
Для
достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
обучающегося
с
представителями
различных
социальных
субъектов
за
пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой
целью спланированы мероприятия:
выезды на природу с маршрутными
наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические
КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов.
Программа «Игровая экология» способствует формированию у
младших школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
2.Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план(1-ый год обучения)
№ П./П.
Название темы
Количество часов
теор.
практ.
инд.
общ.
1.
Водное занятие «Земля наш дом
родной»
1
-
-
1
2.
Раздел 1 :"Мир вокруг нас "
2
3
1
6
3.
Раздел 2:"Неживое для живых"
2
2
-
4
4.
Раздел 3:"Дом, в котором я живу "
2
3
1
6
5.
Раздел 4:"Человек-житель Земли "
3
4
1
8
6.
Раздел 5:"Охрана природы"
3
4
1
8
7.
Массовые мероприятия
-
-
-
2
8.
Заключительное занятие
1
-
-
1
Итого:
14
16
4
36 ч
Содержание программы обучения
1. Вводное занятие(1 ч.)
Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности. Игра
"Наш дом-Земля". Цели и задачи на год. Требования к членам объединения,
их права и обязанности.
2.Мир вокруг нас(6 ч.)
I. Зеленый дом (3 ч.)
Лесные этажи; почему опадают листья?; зверье готовиться на зимовье;
шестиногие хозяева Земли; охотники за грибами; лесной кодекс.
II. Водный мир (2 ч.)
Морская столовая; чудовища океанских глубин; кто, кто на болоте
живет?; жильцы речной квартиры.
III. Узники подземелья (1 ч.)
Как зимуют насекомые; подземные лабиринты пустынь ;микромир
почвы; зеленые под землей.
Практическая работа: «Жизнь в капле воды».
Экскурсия
в
лес.
Сбор
природного
материала.
Наблюдения
за
изменениями в природе в осенний период. Изготовление поделок из
природного материала.
3. Неживое для живых (4 ч.)
Самое важное вещество на земле; чем мы дышим?; Солнце - наша
звезда; Можно ли жить внутри Земли?; ветер, ветер, ты могуч…
Практическая работа: Изучение свойств воды, воздуха. Выявление
опытным путем значимости солнечного света для растений. Игра -
викторина "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
4. Человек-житель Земли (6 ч.)
Практическая
работа:
Экскурсия
в
зимний
лес.
Наблюдение
за
изменениями в природе в зимний период. Конкурс "Новогодний букет".
I.
Экологические проблемы (3 ч.)
Что такое загрязнение?; чем дальше в лес, тем больше мусора;
загрязненная вода не годиться никуда; кто такие нефтееды?; гибель лесов.
II.
Экология города (3 ч.)
Легко ли жить в городе; зеленые хранители воздуха; автомобиль- враг
природы; насекомые устроились в городе.
5. Дом, в котором я живу (8 ч.)
I. Дом, милый дом (3 ч.)
Микробы - незваные гости, спецотходы у нас дома, шестиногие атакуют,
сколько воды нужно человеку; из чего состоит пыль; из отходы в доходы
(мастер-класс).
II. Природа у нас дома (5 ч.)
Комнатный сад; ухаживаем за комнатными растениями; огород на
подоконнике; неприятные соседи; заботимся о братьях наших меньших
Практическая работа: Экскурсия в лес, в живой уголок. Наблюдения за
изменениями в природе в весенний период. Все растения нужны, все
растения важны (сбор гербарного материала). Мини-конференция" Царь ли
природы человек?"
6. Охрана природы (8 ч.)
От чего охранять природу; кому нужен зоопарк; Красная книга
Ярославской области; что такое заповедник; вымирающие животные;
растения на грани исчезновения, отдыхающие и лес; когда огонь-враг; океан
в опасности; как я могу помочь природе.
7. Массовые мероприятия(2 ч.)
Организация и проведение массовых праздников, викторин
8. Заключительное занятие(1 ч.)
Подведение итогов работы.
Учебно-тематический план(2-ой год обучения)
№ П./П.
Название темы
Количество часов
теор.
практ.
инд.
общ.
1.
Водное занятие "Человек-повелитель
стихий"
1
-
-
1
2.
Раздел 1:"Повелители Земли "
3
4
1
8
3.
Раздел 2:"Повелители воды "
4
5
1
10
4.
Раздел 3:"Повелители воздуха "
3
4
1
8
5.
Раздел 4:"Повелители огня "
2
3
1
6
6.
Массовые мероприятия
-
-
-
2
7.
Заключительное занятие
1
-
-
1
Итого:
14
16
4
36 ч
1. Вводное занятие(1ч.)
Знакомство с планом работы объединения. Техника безопасности. Цели
и задачи на год, повторение понятия экология. Требования к членам
объединения, их права и обязанности.
2.Повелители Земли (8 ч.)
I. Изучаем прошлое (4 ч.)
Рождение Земли: как все начиналось; исследователи Земли; ископаемые-
сокровища среди скал; древние животные; растения прошлого; загадки
великого вымирания динозавров; ледниковые периоды.
II. В настоящем времени (4 ч.)
Нужны ли планете спасатели; повелители Земли-друзья или враги;
почему полезные ископаемые такие полезные; радиация Земли; защитим
Землю.
3. Повелители воды (10 ч.)
Что такое вода; вода- основа жизни;15 интересных фактов о воде, сила
воды и человек; может ли вода изменить будущее; почему умирают водоемы,
вода- дом для живых, сколько воды на нашей планете; охрана воды:
повелевать с умом.
Практическая работа: Изучение свойств воды. Выявление опытным
путем свойств воды.
4. Повелители воздуха (8 ч.)
Уникальная атмосфера; как мы дышим; воздух на службе у человека;
что такое ветер; погода: как она влияет на нас; как человек влияет на погоду;
уничтожит ли нас воздух; радиации из космоса; космические свалки; как
загрязняется атмосфера; покорим ли мы воздух; охрана воздуха.
5. Повелители огня (6 ч.)
История огня; значение огня для человека; солнце-источник тепла;
солнечная радиация: защити себя; может ли солнце изменить наше будущее?;
огонь на службе у человека; когда огонь-враг; защитим лес от пожаров
7. Массовые мероприятия(2 ч.)
Организация и проведение массовых праздников, викторин
8. Заключительное занятие(1 ч.)
Подведение итогов, результатов
В результате после 1-ого года обучения по программе обучающиеся
должны знать:
1.Экологические проблемы, стоящие перед человечеством.
2.Значение неживой природы для живой
3.Роль каждого человека в спасении Земли
4.Влияние человека и природы друг на друга.
5.Биологическое разнообразие планеты Земля
должны уметь:
1.Работать самостоятельно с литературой
2.Правильно вести себя в природе
3.Применять знания и умения в обращении с живыми организмами
4. Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по
предложенному плану
В результате после 2-ого года обучения по программе обучающиеся
должны знать:
1.Значение неживой природы для человека
2.Как неживая природа влияет на людей
3.Взаимосвязь живой, неживой природы и человека
4.Глобальные экологические проблемы планеты
должны уметь:
1.Работать самостоятельно с литературой
2.Правильно вести себя в природе
3.Применять знания и умения в обращении с неживой природой
4. Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по
предложенному плану.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Мультимедийные презентации, ноутбук, проектор, интерактивная доска,
музыкальный центр, СD - диски, художественная литература, серии
сюжетных картинок.
Подбор
образовательных
технологий
основан
на
учете
психофизиологических
особенностей
учащихся
с
ОВЗ.
В
своей
образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие
личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, используются
следующие педагогические технологии:
Традиционные технологии:
Комбинированные
–
изложение
материала,
проверка
домашнего задания и пройденного
материала, закрепление полученных
знаний;
Подача нового материала;
Повторение
и
усвоение
пройденного
материала
–
контрольные и проверочные работы,
анализ полученных результатов;
Закрепление знаний, умений
и навыков – постановка задачи и
самостоятельная работа ребенка под
руководством педагога;
Применение
полученных
знаний и навыков
– прикладная
работа ребенка, использующего на
практике приобретенных знаний.
Разнообразные виды уроков
- Уроки-эксперименты
-Экскурсии
-Обучающие игры
Технологии активных форм и методов
- игровые технологии;
- исследовательские технологии
-информационно-
коммуникативные технологии
Здоровьесберегающие технологии:
-
технология
обеспечения
двигательной
активности
(В.Ф.Базарного),
- оздоровительные технологии
С. Ковалько, З. Тюмясевой
Авторские педагогические технологии:
- технологии индивидуального
и
дифференцированного
подхода
В.В.Воронковой, С.Д.Забрамной,
-
Технология
коллективной
творческой
деятельности (И.П.
Волков, И.П. Иванов)
Литература для педагогов
1.
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д.
Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2.
Безруков, А. Занимательная география
Текст
/А. Безруков, Г.
Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
3.
Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района
Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского
района , 1999.
4.
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО
«Книга», 1995.
5.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. :
Недра, 1991.
6.
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. –
Волгоград: Учитель, 2007.
7.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А.
Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
8.
Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова
//Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
9.
Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А.
Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс»,
1999.
10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М.
Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
Литература для учащихся.
1.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о
животных (Текст)–
Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия:«Расширяем
кругозор детей).
2.
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/
художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития»,
2006. (Серия:«Расширяем кругозор детей).
3.
Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.:
«Паритет», 2000.
4.
Демьянков,
Е.
Н.
Биология.
Мир
растений
(Текст):
задачи.
Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,
2007.
5.
Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для
учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
Приложение 1.
Информационная карта социально-психологического развития обучающихся и
освоения ими дополнительных образовательных программ
Название программы
педагог
№
Год обучения
Дата запол-
груп
-пы
нения
№.
ФИО
обучаю-
щегося
Параметры результативности освоения
программы
(Максимальная сумма баллов – 12)
Параметры социально-
психологического развития
(Максимальная сумма баллов – 9)
Опыт
освое-
ния
теории
Опыт
освое-
ния
практи
ческой
деятел
ьности
Опыт
творчес
-кой
деятель
-ности
Опыт
социальн
о-
значимой
деятель-
ности
Обща
я
сумма
балло
в
% Вос-
пита
ннос
ть
Комму
ника-
тив-
ность
Эмоцио-
нальный
компо-
нент
Обща
я
сумма
балло
в
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ИТОГО БАЛЛОВ В ГРУППЕ:
УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ГРУППЕ
В %
Критерии оценки: 1-низкий уровень, незначительный рост, 2- средний уровень, заметный рост. 3-
высокий уровень, переход на новый качественный уровень.
Выводы педагога по данной группе:
Подпись педагога
Приложение 2.
И н ф о р м а ц и о н н а я к а р т а
« М о н и т о р и н г результатов освоения обучающимися
дополнительной образовательной программы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого
качества
Кол
-во
бал
лов
Методы
диагностик
и
Т е
о р е
т и ч е
с
к а я
п о д г
о т о в к а
Теоретические
знания по
основным
разделам
учебно-
тематического
плана
программы
Соответстви
е
теоретическ
их знаний
программны
м
требованиям
практически не усвоил
теоретическое содержание
программы;
овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой;
объем усвоенных знаний составляет
более ½;
освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за
конкретный период
0
1
2
3
Наблюдение,
тестировани
е,
контрольный
опрос и др.
Владение
специальной
терминологией
Осмысленно
сть и
правильност
ь
использован
ия
специальной
терминологи
и
не употребляет специальные
термины;
знает отдельные специальные
термины, но избегает их употреблять;
сочетает специальную терминологию
с бытовой;
специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их
содержанием.
0
1
2
3
Наблюдение,
собеседован
ие
П р а к т и ч е
с
к а я
п о д г
о т о в к а
Практические
умения и
навыки,
предусмотренн
ые программой
(по основным
разделам
учебно-
тематич.
Плана
программы)
Соответстви
е
практически
х умений и
навыков
программны
м
требованиям
практически не овладел умениями и
навыками;
овладел менее чем ½
предусмотренных умений и навыков;
объем усвоенных умений и навыков
составляет более ½;
овладел практически всеми умениями
и навыками, предусмотренными
программой за конкретный период
0
1
2
3
Наблюдение,
контрольное
задание
Владение
специальным
оборудование
м и
оснащением
Отсутствие
затруднений
в
использован
ии
специальног
о
оборудовани
я и
оснащения
не может пользоваться специальным
оборудованием;
испытывает серьезные затруднения
при работе с оборудованием;
работает с оборудованием с помощью
педагога;
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей
0
1
2
3
Наблюдение,
контрольное
задание
Творческие
навыки
Креативност
ь в
выполнении
практически
х заданий
начальный (элементарный) уровень
развития креативности- ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические задания
педагога;
репродуктивный уровень – в
0
1
2
Наблюдение,
контрольное
задание
основном, выполняет задания на
основе образца;
творческий уровень (I) – видит
необходимость принятия творческих
решений, выполняет практические
задания с элементами творчества с
помощью педагога;
творческий уровень (II) – выполняет
практические задания с элементами
творчества самостоятельно.
3
О с
н о в н ы е
к о м п е
т е
н т н о с
т и
Учебно-
интеллектуа
льные
Подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Самостоятел
ьность в
подборе и
работе с
литературой
учебную литературу не использует,
работать с ней не умеет;
испытывает серьезные
затруднения при выборе и работе
с литературой, нуждается в
постоянной помощи и контроле
педагога;
работает с литературой с
помощью педагога или
родителей;
работает с литературой
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей.
0
1
2
3
Наблюдение,
анализ
способов
деятельност
и детей, их
учебно-
исследовател
ьских работ
Пользоваться
компьютерны
ми
источниками
информации
Самостоятел
ьность в
пользовании
компьютерн
ыми
источникам
и
информации
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом
выше
Осуществлять
учебно-
исследовательс
кую работу
(писать
рефераты,
проводить
учебные
исследования,
работать над
проектом и
пр.)
Самостоятел
ьность в
учебно-
исследовате
льской
работе
Уровни и баллы – по аналогии с пунктом
выше
Коммуникати
вные
Слушать и
слышать
педагога,
принимать во
внимание
мнение других
людей
Адекватност
ь
восприятия
информации
, идущей от
педагога
объяснения педагога не слушает,
учебную информацию не
воспринимает;
испытывает серьезные
затруднения в концентрации
внимания, с трудом воспринимает
учебную информацию;
слушает и слышит педагога,
воспринимает учебную
информацию при напоминании
0
1
2
3
контроле, иногда принимает во
внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен,
слушает и слышит педагога,
адекватно воспринимает
информацию, уважает мнении других.
Выступать
перед
аудиторией
Свобода
владения и
подачи
ребенком
подготовлен
ной
информации
перед аудиторией не выступает;
испытывает серьезные затруднения
при подготовке и подаче
информации;
готовит информацию и выступает
перед аудиторией при поддержке
педагога;
самостоятельно готовит
информацию, охотно выступает
перед аудиторией, свободно
владеет и подает информацию.
0
1
2
3
Участвовать в
дискуссии,
защищать
свою точку
зрения
Самостоятел
ьность в
дискуссии,
логика в
построении
доказательст
в
участие в дискуссиях не
принимает, свое мнение не
защищает;
испытывает серьезные
затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости
предъявления доказательств и
аргументации своей точки зрения,
нуждается в значительной
помощи педагога;
участвует в дискуссии, защищает
свое мнение при поддержке
педагога;
самостоятельно участвует в
дискуссии, логически
обоснованно предъявляет
доказательства, убедительно
аргументирует свою точку зрения.
0
1
2
3
Организацион
ные
Организовыват
ь свое рабочее
(учебное)
место
Способность
самостоятел
ьно
организовыв
ать свое
рабочее
место к
деятельност
и и убирать
за собой
рабочее место организовывать не
умеет;
испытывает серьезные
затруднения при организации
своего рабочего места, нуждается
в постоянном контроле и помощи
педагога;
организовывает рабочее место и
убирает за собой при
напоминании педагога;
самостоятельно готовит рабочее
место и убирает за собой
0
1
2
3
Наблюдение
Планировать и
организовать
работу,
распределять
учебное время
Способность
самостоятел
ьно
организовыв
ать процесс
работы и
учебы,
эффективно
организовывать работу
и распределять время
не умеет;
испытывает серьезные
затруднения при
планировании и
организации работы,
распределении
0
1
2
3
распределят
ь и
использоват
ь время
учебного времени,
нуждается в
постоянном контроле и
помощи педагога и
родителей;
планирует и
организовывает
работу, распределяет
время при поддержке
(напоминании)
педагога и родителей;
самостоятельно
планирует и
организовывает
работу, эффективно
распределяет и
использует время.
Наблюдение,
собеседован
ие
Аккуратно,
ответственно
выполнять
работу
Аккуратност
ь и
ответственн
ость в
работе
безответственен,
работать аккуратно не
умеет и не стремится;
испытывает серьезные
затруднения при
необходимости
работать аккуратно,
нуждается в
постоянном контроле и
помощи педагога;
работает аккуратно, но
иногда нуждается в
напоминании и
внимании педагога;
аккуратно,
ответственно
выполняет работу,
контролирует себя сам.
0
1
2
3
Соблюдения в
процессе
деятельности
правила
безопасности
Соответстви
е реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасност
и
программны
м
требованиям
правила ТБ не запоминает и не
выполняет;
овладел менее чем ½ объема
навыков соблюдения правил ТБ,
предусмотренных программой;
объем усвоенных навыков
составляет более ½;
освоил практически весь объем
навыков ТБ, предусмотренных
программой за конкретный
период и всегда соблюдает их в
процессе работы.
0
1
2
3
Приложение 3.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Мониторинг развития качеств личности обучающихся
в результате освоения дополнительной образовательной программы»
Образовательная программа ______________________________
Год
обучения_______________Преподаватель_________________________________________
Уч. год_________________________
№
Фамили
я, имя
Кл
.
К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и
я
Активность,
организаторски
е способности
Коммуникатив
-ные навыки,
коллективизм
Ответственность,
Самостоятель-
ность
дисциплинирова
н-ность
Нравствен-
ность,
гуманность
Креативность
, склонность
к исследова-
тельско-
проектировоч
-ной
деятельности
дата
заполнения
дата
заполнения
дата
заполнения
дата
заполнени
я
дата
заполнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Приложение 4.
МОНИТОРИНГ
развития качеств личности обучающихся
Качества
личности
Признаки проявления качеств личности
Ярко
проявляются:
3 балла
Проявляются:
2 балла
Слабо
проявляются:
1 балл
Не
проявляются:
0 баллов
1 1. Активность,
организаторские
способности
Активен,
проявляет
стойкий
познавательный
интерес,
целеустремлен,
трудолюбив и
прилежен,
добивается
выдающихся
результатов,
инициативен,
организует
деятельность
других.
Активен,
проявляет
стойкий
познавательный
интерес,
трудолюбив,
добивается
хороших
результатов.
Мало активен,
наблюдает за
деятельностью
других,
забывает
выполнить
задание.
Результативнос
ть невысокая.
Пропускает
занятия,
мешает
другим.
2 2. Коммуникативные
навыки,
коллективизм
Легко вступает и
поддерживает
контакты,
разрешает
конфликты,
дружелюбен со
всеми,
инициативен, по
собственному
желанию
успешно
выступает перед
аудиторией.
Вступает и
поддерживает
контакты, не
вступает в
конфликты,
дружелюбен со
всеми, по
инициативе
руководителя
или группы
выступает перед
аудиторией.
Поддерживает
контакты
избирательно,
чаще работает
индивидуально,
публично не
выступает.
Замкнут,
общение
затруднено,
адаптируется в
коллективе с
трудом,
является
инициатором
конфликтов.
3. Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированно
сть
Выполняет
поручения
охотно,
ответственно,
часто по
собственному
желанию, может
привлечь
других. Всегда
дисциплинирова
н, везде
соблюдает
правила
поведения,
требует того же
от других.
Выполняет
поручения
охотно,
ответственно.
Хорошо ведет
себя независимо
от наличия или
отсутствия
контроля, но не
требует этого от
других.
Неохотно
выполняет
поручения.
Начинает
работу, но
часто не
доводит ее до
конца.
Справляется с
поручениями и
соблюдает
правила
поведения
только при
наличии
контроля и
требовательнос
ти
преподавателя
или товарищей.
Уклоняется от
поручений,
безответствене
н. Часто
недисциплини
рован,
нарушает
правила
поведения,
слабо
реагирует на
воспитательны
е воздействия.
4. Нравственность,
гуманность
Доброжелателен
, правдив, верен
своему слову,
вежлив,
заботится об
окружающих,
пресекает
грубость,
недобрые
отношения к
людям,
Доброжелателен
, правдив, верен
своему слову,
вежлив,
заботится об
окружающих, но
не требует этих
качеств от
других.
Помогает
другим по
поручению
преподавателя,
не всегда
выполняет
обещания, в
присутствии
старших чаще
скромен, со
сверстниками
бывает груб.
Недоброжелат
е-лен, груб,
пренебрежите
лен,
высокомерен с
товарищами и
старшими,
часто
обманывает,
неискренен.
5 5. Креативность,
склонность к
исследовательско-
проектировочной
деятельности
Имеет высокий
творческий
потенциал.
Самостоятельно
выполняет
исследовательск
ие,
проектировочны
е работы.
Является
разработчиком
проекта, может
создать
проектировочну
ю команду и
организовать ее
деятельность.
Находит
нестандартные
решения, новые
способы
выполнения
заданий.
Выполняет
исследовательск
ие,
проектировочны
е работы, может
разработать свой
проект с
помощью
преподавателя.
Способен
принимать
творческие
решения, но в
основном
использует
традиционные
способы.
Может работать
в
исследовательс
ко-
проектировочно
й группе при
постоянной
поддержке и
контроле.
Способен
принимать
творческие
решения, но в
основном
использует
традиционные
способы.
В проектно-
исследователь
скую
деятельность
не вступает.
Уровень
выполнения
заданий
репродуктивн
ый.