Напоминание

Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы


Авторы: Марина Владимировна Ковайкина, Каринэ Завеновна Сусоева
Должность: учителя русского языка и дитературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8, 2
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Белореченск
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание на уроках

русского языка и литературы.

статью подготовили:

Ковайкина Марина Владимировна,

Сусоева Каринэ Завеновна

учителя русского

языка и

литературы

г.Белореченск,2024 год

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе, но

всех выше должно стоять образование

нравственное.

В.Г.Белинский.

Современное состояние образования, принятый федеральный

образовательный стандарт требуют от педагогов воспитания нравственного,

ответственного и компетентного гражданина. Образование перестает быть

только рычагом передачи системы знаний по предмету, а выступает

комплексным процессом формирования личности ученика.

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций

взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма

печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая

система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-

нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой

сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих

жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Духовно-нравственное

развитие детей

осуществляется

в

процессе

социализации,

последовательного

расширения

и

укрепления

ценностно-

смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и

сознательно

выстраивать

на

основе

традиционных

моральных

норм

и

нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству,

Отечеству, миру в целом.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

являются

ценности,

хранимые

в

религиозных,

этнических,

культурных,

семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными

ценностями) являются:

-

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;

служение Отечеству;

-

социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к

людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость,

милосердие, честь, достоинство;

-

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство,

гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и

правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

-

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям,

забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

-

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремленность и настойчивость;

-

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

-

традиционные российские религии – представление о вере, духовности,

религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения,

толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

-

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое

развитие;

-

природа – эволюция, жизнь, земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

-

человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и

народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания

стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово,

художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное

завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше,

начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых

человеку, заступающему на его место».

В последнее время чаще стали говорить о важности не только обучения, но и

воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой

системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи.

Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного

духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет

силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.

Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а

культура пользования родным языком исчезает.

В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного

цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одним из

наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей.

Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского,

«формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом

человечества».

Главная цель образования в школе - развитие высоконравственной,

гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к

творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в

духовном становлении своих учеников. Наиболее способствует этому русская

литература. Уроки литературы - это всегда уроки добра, нравственности и

красоты.

Русская литература с древнейших времён как никакая другая литература в

мире, несла высочайший духовно-нравственный заряд. Она

всегда была

гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно

повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову,

которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Христианская культура - это вера в Бога, любовь к ближним, к Отечеству.

Именно эти качества развивает в читателе русская литература, и задача

учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую

духовно-нравственную культуру личности.

След,

который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово,

посеянное в душах

учеников. А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфа к

«Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта,

она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не

довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе,

то и пожнешь потом.

Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом

уроке

уделять

внимание

вопросам

духовно-нравственного

воспитания

учащихся.

Язык - величайший учитель, наставник, начиная от колыбельной песни и

потешек до

Тургенева, Чехова, Бунина, всегда формировал и формирует

мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда,

когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных

технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников,

тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их

душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное

значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не

будет напрасным.

Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и

милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают

классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы

можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное

мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие

поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а

также выполнение этих правил, поведение. Духовный – 1) относящийся к

умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.

В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому что

само слово «духовность» не поддается точному определению и рациональному

осмыслению.

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим

разбором, над

правописанием

суффиксов

и

приставок,

над

усвоением

орфограмм и пунктограмм, обращем внимание учащихся на значение слов, на

смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного

текста.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель

предлагает ученикам продумать и записать понятия. Далее каждый знакомит с

результатами своей работы и составляется общий ряд, анализируются основные

оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения

выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а

каждый в тетради анализирует их смысловое содержание

.

Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений,

которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих

понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».

Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся

раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость,

нечестность, неискренность

.

На доске записана пословица: Кто один раз солжѐт, тому в другой раз не

повезѐт.

Вопросы и задания:

Как вы понимаете смысл пословицы?

Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

Честность

нечестность

Правдивость

лживость

Искренность неискренность

Сравните слова первого столбика между собой.

Найдите в них сходство и различие.

Сравните слова во втором столбике.

Найдите в них сходство и различие.

Сравните слова первого и второго столбика.

Что можно сказать об их значениях?

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и

пользоваться на практике. Этому помогают образцы употребления слов -

готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем

записаны под диктовку.

Например: жадность

Словосочетания:

жадность

человека,

человеческая

жадность,

необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность. Богатому

жадность не дает покоя.

После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую

работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни

из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их

личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из

текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 7

классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила.

2.Велика Россия, а отступать некуда.

3.Нигде не дышится так легко, как на Родине.

4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.

5.Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно

6.Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагается

учащимся

объяснить

данные

пословицы,

которые

воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном

предложении и в предложении с однородными членами можно использовать

такое

высказывание

Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к

родной культуре, к родному селу или

городу,

к

родной

речи

-

задача

первостепенной

важности,

и

нет

необходимости

это

доказывать. Но как

воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к

своему

жилищу,

к

своей

школе.

Постепенно

расширяясь,

эта

любовь

к

родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а

затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1.

Определите тему и идею текста.

2.

Определите стиль речи.

3.

Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на

чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство

милосердия, совести.

Эффективно применяется нами на уроках такой прием технологии

встречных усилий как «Эпиграф». Мы предлагаем учащимся осмыслить текст

духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он

может

быть

связан

с

новой,

ученикам

пока

неизвестной

темой

занятия.

Например,

на

уроке

изучения

правописания

-тся

и

-ться

в

глаголах мы

записываем такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами

человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека

жестокого и алчного».

На

повторительно-обобщающих

уроках

используем

прием

«Лови

ошибку»: даём возможность

детям поработать с тестовыми заданиями, в

которых намеренно допускаем ошибку. Во время ее поиска школьники могут

рассуждать вслух, побуждая, тем самым, друг друга к поиску правильного

решения.

Русская литература - основа воспитания, она всегда была гордостью,

совестью народа. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения

нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло.

Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. Большое значение в

языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного

творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен нравственный потенциал.

На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение

которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество

нравственных проблем. Поэтому строить уроки литературы желательно по

законам искусства: использовать художественный анализ произведения и закон

трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

Говоря о духовном становлении молодого поколения, мы имеем в виду и

воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.

Руководствуясь словами педагога С. И. Гессена, хочется отметить, что «только в

меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он

индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в

общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования

духовных ценностей при изучении предмета литературы. Любая тема в

литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного

понимания.

Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни

единого лишнего слова. Классика бессмертна. Её высшее назначение по

Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души:

« ..душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья…»

Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию.

Роман «Евгений

Онегин».

Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское

национальное воспитание в семье

Лариных

(идея, дух,

верность

русским

традициям, старина и т.д.).

« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня

Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь

Е.Онегина после замужества?

М.Ю. Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем

удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою

честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич–

басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фамилию).

Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»

-Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.

Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого,

Тургенева, Гончарова, Шолохова . Семья, где нет духовности, – распадается. А

сейчас – пропаганда свободной любви.

Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские девушки

– мечта многих мужчин и сейчас.

Сами

писатели

являются

образцами

высокой

культуры,

интеллекта,

нравственности, гражданственности, духовной культуры. Большое внимание

сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поискам.

Пример: И.С.Тургенева «Порог».

Это образец самоотверженности, высокой нравственности, духовности,

гражданственности, человеческого подвига. Порог – это нижняя часть дверного

проёма ( в сокращении).

«.. Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта

настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка.

Русская девушка.

Морозом

дышит

та

непроглядная

мгла;

вместе

с

леденящей

струей

выносится из глубины здания медлительный голос.

-

О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?

-

ЗНАЮ.

-

Холод, голод, ненависть, насмешки, презрение, обида.

-

ЗНАЮ. Я готова, я перенесу все.

-

Готова ли ты на жертву?

-

ДА. И все-таки я хочу войти.

-Войди!

Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.

-

ДУРА! – проскрежетал кто-то сзади.

-

Святая! Пронеслось оттуда в ответ.

Опыт

современного прочтения: современные ученики не

понимаю

смысл самопожертвования, совершенно другие нравственные ценности.

Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном

страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе

человека».

-

Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!

-

Тоска по Родине в плену.

-

Сила русского духа, вера, духовная красота.

Работая

в

старших

классах,

на

уроках

литературы

пытаемся

рассматривать через изучаемое произведение такие христианские понятия, как

грех, добродетель, смирение, искушение.

Пьесу

Островского

«Гроза»

можно

считать

своеобразной

энциклопедией православной

жизни.

Что

такое

грех?

Как

понимать

страх

Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»?

Все

эти вопросы возникают в процессе прочтения

пьесы.

Пьеса

«Гроза»

показывает

кризис

нравственных

устоев

тогдашнего

общества,

в

котором

старшее поколение утрачивало понимание этических норм морали. Островский

сумел

почувствовать

приближающуюся

катастрофу. На

уроке

по

пьесе

Островского «Гроза» рассматривается

через

православный

аспект

причина

трагедии главной героини. Вместе с учащимися мы прослеживаем душевную

травму Катерины с момента ее рассказа о жизни в доме матери. Отмечают

ребята не только

поэтичность героини, её мечтательность, но и гордыню,

присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не всегда

была глубокой, а поверхностной.

В монологе героини о доме преобладают представления о

народной

христианской

религиозности,

которые

и

являются

общим

фоном

действия

практически для всех без исключения персонажей этого произведения. Так, в

девичестве “до смерти я любила в церковь ходить!”– признается Катерина:

«Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не

слышу, когда

служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было.

Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается!» В

церкви в Калинове замечает Борис, “как она молится..! Какая у ней на лице

улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится”.

Главное событие пьесы – измену Катерины – не только Марфа Кабанова,

но и сама Катерина воспринимают в качестве греха, требующего покаяния

(которое состоялось) и наказания. Без раскаяния Катерина в шестом явлении

хочет, но не может молиться: она, согласно ремарке автора, “подходит к стене и

опускается на колени, потом быстро вскакивает: – Ах! Ад! Ад!”

Героиня поддалась искушению, соблазну: «Лезет мне в голову мечта

какая-то. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши

шепчет, да все про такие дела нехорошие»

Анализируя суету свидания, мы с учениками наблюдаем за душевными

муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед искушением.

При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся

осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание

Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Накануне

рокового дня главному герою приснился сон –

крик его растревоженной

совести. Он увидел себя семилетним мальчиком. «Дети – образ Христов. «Сих

есть

Царствие

Божие».

Он

велел

их

чтить

и

любить,

они

будущее

человечества…» - эти слова произносит Раскольников в первом разговоре с

Соней

после

чтения

ею

Евангелия.

Последствия

властолюбия

и

индивидуализма столь глобальны, что писатель для проведения своей мысли

обращается

к

текстам

Священного

Писания.

Достоевский тщательно и

подробно анализирует душевное состояние героя. Ребята говорят о том, что

создается впечатление, что писатель материализовал страдания Раскольникова.

Нравственные и физические муки свидетельствуют о том, что помраченная

грехом человеческая природа хочет вернуть свое первоначальное состояние,

воссоединиться с Творцом, от которого она отпала.

Рассматривая повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник», отмечаем с

ребятами особенности характера главного героя Ивана Флягина. Говорим о том,

что

одиночество

героя

небезусловно:

это

странник

не

простой,

но

«очарованный». В «очарованности» Ивана скрыт

существенный

смысл.

От

рождения герой принадлежит не только самому себе. Это обещанный Богу

ребенок. О своей предназначенности Иван не забывает ни на минуту. Мать

вымолила

сына

у

Бога

и,

родив

его,

умерла.

В

душе

Флягина

заложен

изначально

некий «генетический» код, в пределах которого осуществляется

свобода

действий

и поступков

героя. Жизнь Ивана выстраивается по

известному христианскому канону, заключенному в молитве «О плавающих и

путешествующих, в недугах страждущих и плененных». По образу жизни

своей это странник – беглый, гонимый, ни к чему земному, материальному в

этой

жизни

не

прикипевший.

Он

прошел

через

жестокое

пленение,

через

страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды»,

обратил свою жизнь на служение Богу и народу. По художественному заданию

повести, за очарованным странником стоит вся Россия, национальный облик

которой определен её православно-христианской верой.

Весьма

ценны

литературные

дискуссии.

Они

развивают

самостоятельность суждений, готовят

школьников

к

реальной

жизни.

Где

неизменно сталкиваются характеры, где надо

уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие

поступки, действия.

Особую ценность представляет и форма обсуждения,

ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения

духовно-нравственного воспитания на уроках литературы мы проводим уроки-

исследования,

беседы,

семинары,

дискуссии,

которые

позволяют

в

непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о

долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви,

о семье.

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой

сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих

жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Нравственность же – наивысшая мера человечности. Она начинается с

осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими

интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство

благодарности. И наша обязанность – воспитать это в детях, чтобы они поступали

именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого

результата быть не может, но та работа, которая проводится нами на уроках

русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души

наших учеников.

Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы

семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, а

действовали в согласии.

Словесник в школе – значимая фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь,

Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной

словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность,

нравственность, к которой литература имеет самое прямое отношение, - это

особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее фигуры, смысл ее

цивилизации. Литература, родной язык, затем история, прежде всего творят сына

Отечества.

Литература:

Азбука нравственности. Издательство «Молодая гвардия», М.,1976.

Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании./А.В.Бабаян//

Педагогика – 2005 - №2.

Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л.И.Божович//

Вопросы психологии.-М.:Просвещение, 1975

Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации

школьной реформы. Учебное пособие /Е.В.Бондаревская –Ростов-на-Дону:

РГПИ, 1986.

Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. /О.Г.Дробницкий//- М.:

Просвещение, 1977.

Локтионова Н.П. Нравственные уроки детства по произведениям современной

литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.

Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая

проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского»

педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.



В раздел образования