Автор: Шитова Надежда Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г.Новоалтайск, Алтайский край
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Умножение дробей". 6 класс
Раздел: среднее образование
Шитова Надежда Ивановна,
учитель математики
МБОУ СОШ №9 г. Новоалтайска Алтайского края
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
УМК: Математика 6 класс Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов.
Тема урока: Умножение дробей.
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок из пяти.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения умножать обыкновенные дроби.
Задачи:
Образовательные:
-
повторить правило умножения дроби на число;
-
вывести правило умножения дроби на дробь;
-
закрепить правило при выполнении заданий.
Развивающие:
способствовать развитию мотивации изучения предмета;
развивать грамотную математическую речь;
активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач;
формировать умения анализировать полученную информацию.
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и целеустремленность, умение оценивать;
воспитание культуры общения.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-
Правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число,
-
Правило умножения обыкновенных дробей;
Уметь:
-
Применять ЗУН по умножению обыкновенных дробей на примерах и текстовых задачах;
-
Оценивать свою деятельность по заданным критериям.
Личностные:
-
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
-
Воспитание культуры личности.
-
Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.
Метапредметные:
-
Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
-
Способствовать приобретению учащимися навыков общения при совместной работе;
-
Делать выводы на основе обобщения знаний.
-
Умение придерживаться правил.
Оборудование: проектор, экран, учебники, письменные принадлежности, листы самоконтроля, карточки « Заполни пропуски».
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Цель этапа
1. Мотивация
учащихся к учебной
деятельности
Приветствует учащихся.
-Доброе утро, ребята.
-Присаживайтесь.
А теперь крепко потрите свои ладошки так ,
чтобы стало жарко.
Быстро передайте тепло другу, соединив свои
ладошки с ладонями соседа.
Пусть тепло души ваших друзей согревает вас
на протяжении всего урока.
- Итак, начинаем. Открываем тетради и
записываем тему урока : «Умножение дробей»,
дату.
Приветствуют учителя и
гостей.
Оформляют тетради.
Записывают тему урока и
дату.
Личностные: мотивация к
учению.
Цель:
направление
учащихся на
познавательную
деятельность, на
актуализацию знаний.
2.Актуализация
знаний.
Вспомните, пожалуйста, что стало главным
результатом нашей работы на прошлом уроке?
Организует устную работу учащихся.
1.
Выполните умножение:
1\4 * 8; 1\8 * 24; 12 * 1\3
6 * 1\6; 1\2 * 24.
2.
Сократите:
15\35 ; 12\16; 21\30; 16\40; 40\100
3.
Решите задачу: Длина классной комнаты
12м, а ширина 6м. Сколько квадратных
метров площади класса приходится на
каждого ученика, если в классе 30
учеников? (2,4 кв.м).
Запишите формулу
площади прямоугольника.
В каких единицах измеряется
площадь?
4.
Переведите значения в заданные
единицы длины: 7дм=_70_ см; 4 см=_40_
мм; 15см=_1,5 дм; 23мм=_0,23_ дм;
0,5дм=_5_см = _50_ мм.
Сформулировали правило
умножения дроби на
натуральное число.
Предметные:
умение умножать дробь на
натуральное число;
умение сокращать дроби;
знать формулу площади
прямоугольника;
знать единицы измерения длины.
Регулятивные:
умение осуществлять
самопроверку.
Коммуникативные:
-комментировать учебное задание
в рамках учебного диалога
-умение формулировать ответы на
поставленные вопросы.
Цель: контроль и
коррекция знаний и
умений: Подготовка
учащихся к
восприятию новых
знаний.
3. Постановка темы
урока. Целеполагание.
Планирование
деятельности.
Цель: формирование
регулятивных УУД
Исследуйте учебник на стр.71-73.
Какие виды заданий вы увидели?
-Достаточно ли у вас знаний для выполнения
этих заданий?
- Тогда, используя этот факт, сформулируйте
учебную задачу для сегодняшнего урока.
- Предложите этапы работы на уроке, которые
помогут
выполнить
поставленную
учебную
задачу?
Учитель организует обсуждение, фиксирует
схематично на доске учебную задачу и план
урока.
Анализируют задания в
учебнике.
Замечают, что не умеют
еще умножать дробь на
дробь.
- Научиться умножать
дробь на дробь.
Составляют
план
достижения
цели
и
определяют средства
План урока:
1.
Открыть правило
умножения дроби на
дробь.
2.
Применить правило
Регулятивные:
умение самостоятельно
определять учебную задачу;
планировать пути ее достижения,
выполнять рефлексию.
Познавательные:
умение анализировать, выделять
главное, обобщать, составлять
план.
Коммуникативные:
умение сотрудничать в парах.
Проводит рефлексию этапа постановки учебной
задачи (какие средства, вопросы, идеи помогли
вам увидеть, понять, сформулировать учебную
задачу)
при выполнении
различных видов
заданий
3.
Подвести итог урока
Участвуют в рефлексии
4. Изучение нового
материала.
- Приступаем к реализации плана урока.
Предлагаю вам, ребята, следить за своим
продвижением на уроке.
Д.Пойа говорил: «Лучший способ изучить что-
либо – это открыть самому».
Как вы понимаете эти слова?
Действительно, знания, которые вы открываете,
будут более прочными.
- Перед вами на столе лежит квадрат со
стороной 1 дм.
-Чему равна площадь этого квадрата?
Обращают внимание на
лист самоконтроля,
который лежит у каждого
на парте. ( приложение )
Высказывают свои
мнения.
Площадь квадрата равна 1
кв.дм.
Предметные: знать правило
умножения обыкновенных
дробей.
Познавательные:
умение выполнять анализ, синтез,
обобщение;
умение понимать и
преобразовывать информацию в
виде текста.
Регулятивные:
умение контролировать и
оценивать свои действия.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное
сотрудничество,
умение владеть устной и
письменной речью.
Цель: открытие
учащимися правила
умножения
обыкновенных
дробей.
Задача: Длина прямоугольника 4\5 дм, а ширина
2\3 дм. Найдите площадь прямоугольника.
- Разделите одну сторону квадрата на 5
одинаковых частей и возьмите 4 такие части, а
другую смежную сторону на 3 одинаковые
части разделите и возьмите 2 такие части.
Скажите, на сколько равных частей при таком
делении разбит квадрат?
-Чему
равны
стороны
закрашенного
прямоугольника?
-Сколько таких частей занимает закрашенный
прямоугольник?
-Какую
часть
занимает
прямоугольник
в
квадрате?
Чему равна площадь прямоугольника?
Значит,
число
8/15
можно
получить
умножением 2/3 на 4/5,
т.е.
2
3
⋅
4
5
=
8
15
.(учитель записывает на доске)
-А если стороны прямоугольника будут 1/3 и
К доске выходит ученик ,
а остальные на своих
местах выполняют задания
учителя
На 15 частей.
4\5 дм и 2\3 дм
8 частей
8\15
Площадь прямоугольника
равна 8\15 кв.дм.
1
3
⋅
3
5
=
3
15
Личностные:
осознание собственных
достижений при освоении новой
темы.
3/5?
Правильно.
1
3
⋅
3
5
=
3
15
. И не забываем сократить
дробь: 1/5.
-Кто
попробует
сформулировать
правило
умножения дроби на дробь?
-Выполните умножение, используя правило,
которое вы открыли.
3\5 * 1\2
23\100 * 11\100
- Ребята, а есть возможность проверить наш
результат другим способом?
Формулируют правило
умножения дроби на
дробь.
Выполняют умножение в
тетради ( один ученик у
доски)
Проверяют умножением
десятичных дробей и
убеждаются в
правильности открытого
правила.
Задание ученикам.
Заполни пропуски.
Алгор
итм умножения
обыкновенных дробей.
Чтобы умножить дробь на дробь надо:
1. Числитель первой дроби умножить на
____________________ ,
2.___________________ умножить на
знаменатель второй дроби
3. Если можно ____________________,
4. Выполнить _________________ в числителе
и в знаменателе
- Откройте учебник на стр.69 и убедитесь в
правильности заполнения пропусков.
Каждый ученик заполняет
пропуски на своих
индивидуальных
листочках
Сравнивают свои записи с
алгоритмом умножения
обыкновенных дробей из
учебника.
( заполняют лист
самоконтроля)
5
Первичное
закрепление
изученного
материала.
Практикум.
- Следующий пункт нашего плана – выполнение
заданий.
Учитель показывает образец оформления на
доске.
2\7 *4\5
5\21 * 14\15
( Обратить внимание, что сначала обозначают
Ученики записывают в
тетрадь
Предметные:
умение применять правило,
алгоритм умножения десятичных
дробей в разных ситуациях.
Цель: применение
знаний в разных
ситуациях,
формирование
метапредметных
УУД.
произведение числителей и произведение
знаменателей, затем производят сокращение и
только потом выполняют умножение. В ответе,
если это возможно, из дроби исключают целую
часть)
Предлагает учащимся для закрепления
полученных знаний выполнить задания из
учебника.
-Решить устно № 433 а, б, г, ж, з (еще раз в
примерах
г,
ж
обращаем
внимание
на
необходимость
сокращения
дробей,
полученных в результате умножения).
-Решить № 433 в, е, з, и, к, л
-Решить с комментированием на месте № 434,
435 (повторив формулы площади квадрата и
объема куба).
Проводит рефлексию
Решают типовые задания
с
проговариванием
алгоритма вслух.
По
2
задания
менее
подготовленные ученики у
доски, с целью оказания
им
помощи
при
формировании
умений
применять новые знания и
способы
действий
на
практике.
Комментируют решение
вслух.
Заполняют лист
самоконтроля.
Регулятивные:
умение формулировать учебные
задачи,
выполнять самопроверку,
взаимопроверку, самооценку,
рефлексию.
Познавательные:
умение работать с информацией,
использовать знаково-
символические средства.
Коммуникативные:
Умение обосновывать свои
действия, умение общаться
продуктивно, работая в группе, в
парах.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели-встали.
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите.
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
Включает презентацию. Дает учащимся задание
в виде теста.
Контролирует выполнение работы.
Организует: самопроверку по эталону
(слайд с ответами); беседу по уточнению и
конкретизации первичных знаний; обсуждение
Выполняют предложенные
упражнения
Учащиеся самостоятельно
выполняют
задания
на
умножение дробей.
способов решения.
вариант 1
вариант 2
1
2
9
⋅
3
8
1
5
7
⋅
14
25
2
5
6
⋅
12
3
2
2
5
⋅
7
12
3
3
1
5
⋅
15
24
3
2
1
4
⋅
8
15
4
1
1
4
2
2
7
4
1
4
11
2
3
4
5
1,2
1
1
9
5
2,4
2
2
9
По истечении времени, отведенного на
самостоятельную работу, учитель показывает
правильные ответы, заготовленные на слайде.
Задания
1
2
3
4
5
вариант
1
1
12
3
1
3
2
2
6
7
1
1
3
Обмениваются работами
Выполняют
взаимопроверку.
вариант
2
2
5
7
30
1
1
5
3
3
4
5
1
3
Проводит рефлексию:
С какой целью выполняли задание?
6. Постановка
домашнего задания.
Формулирует домашнее задание:
П. 36 выучить правило умножения десятичных
дробей, № 1432 (1 и 2 строчки),1433. По
желанию: составить задачу на умножение
десятичных дробей.
Посмотрите задания. Задайте вопросы.
Отвечает на вопросы по домашней работе.
Возвращается к плану урока.
Читают задания, по
необходимости, задают
вопросы.
Личностные:
смыслообразование.
Коммуникативные:
умение задавать вопросы, умение
владеть устной речью.
Цель: мотивация
учащихся на
выполнение
домашнего задания,
развитие творческого
потенциала учащихся.
Реализация
дифференцированного
подхода в обучении.
7. Итог урока.
Рефлексия.
Следующий пункт нашего плана: подведение
итогов урока.
Задает вопросы:
- Какова тема урока?
- Какова учебная задача?
- Удалось ли выполнить учебную задачу?
- Какие средства, способы работы помогли
выполнить план урока?
-А что помогло нам получить положительный
результат работы?
Предлагает продолжить фразу:
1.Сегодня я узнал...
2. Было интересно...
3. Было трудно...
4. Я понял, что...
5. Теперь я могу...
6. Я научился...
7. У меня получилось...
10. Я смог...
11. Я попробую...
Отвечают на вопросы.
Оценивают деятельность
класса, свою деятельность
на уроке.
Высказывают свое мнение
о работе на уроке.
Регулятивные:
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Личностные:
установление учащимися
значения результатов своей
деятельности для удовлетворения
своих потребностей, мотивов.
Цель: определение
результатов урока,
соотношение их с
целью и задачами.
Благодарит учащихся.
Объявляет окончание урока.
Приложение
ЛИСТ
САМОКОНТРОЛЯ
Виды деятельности
Активно работал
Было трудно
Нет желания
Устный счёт
Практическая часть
Правило
Закрепление нового
материала
Самостоятельная работа
Итог урока