Напоминание

Технология развития критического мышления на уроках географии


Автор: Стародубцева Ирина Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей№62"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая статья
Тема: Технология развития критического мышления на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Технологии развития критического мышления на уроках обществознания

Кириллов А.В.

Технология развития критического мышления представляет собой

определенный алгоритм действий.

1 этап-вызов, учащиеся вводятся учителем в изучаемую проблему;

2 этап - осмысление, это основной этап урока, на котором учащиеся

самостоятельно работают над поставленной проблемой;

3 этап - рефлексия, на котором происходит обобщение, коррекция знаний и

контроль их усвоения.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль

отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют,

интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить

себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и

слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на

существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Каждому из этапов соответствуют свои приемы работы, которые учитель имеет

возможность корректировать, исходя из особенностей класса и целей и задач

урока

Стадия вызова предполагает такие приемы, как

·«Инвентаризация»

·«Верные и неверные утверждения …»

·«Ключевые слова»

·«Тонкие» и «толстые» вопросы

·Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии.

Остановлюсь подробнее на приёме « Верные и неверные утверждения».

Этот прием помогает развивать умение прогнозировать. На стадии вызова

учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети

выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто

угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют

ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы

выяснить, какие утверждения были верными.

Предлагаю следующие утверждения при изучении духовной сферы общества в

9 классе. Тема урока «Идеал и ценности». Верно +, неверно -.

1. В человеке может присутствовать только одно начало: материальное или

идеальное.

2. Идеальное – нечто совершенное, соответствующее идеалу.

3. У каждого поколения свои идеалы.

4. У каждого времени свои ценности.

5. Наукой установлено, что существуют три этапа нравственного развития

человека.

6. Самая простая форма взаимоотношения с людьми выражается в следующем:

относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Аналогичная работа проводится при завершении урока.

Стадия осмысления предполагает использование таких приемов, как

ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)

Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.

Зигзаг

Лекция

Поиск в тексте ответов на вопросы.

Прием «Инсерт»

Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается

система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:

«V» – уже знал;

«–» – думал иначе;

«+» – новое;

«?» – не понял, есть вопросы.

Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации.

Авторы приема предлагают определённые правила, соблюдение которых

поможет сохранить интерес к тексту:

делайте пометки, используя два или три значка;

ставьте значки по ходу чтения на полях;

прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам,

вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, может

случиться так, что количество значков увеличится.

Что же формирует и развивает такая работа?

Во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени

новизны.

Во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать.

А также в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию,

учатся обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения.

Прием Инсерт хотелось бы продемонстрировать на материале текста «Золотое

правило морали»

«Возникло золотое правило очень давно, еще две с половиной тысячи лет назад,

в разных концах мира, у разных народов.

Рассказывают, что к древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и

спросил: «Есть ли правило, которым можно руководствоваться всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай

другим».

Это было золотое правило, и сказано оно было до нашей эры.

Существует также древнееврейский рассказ о нетерпеливом молодом человеке.

Он просил умных людей изложить ему содержание священных книг так

коротко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не

утомившись. И ответил ему знаменитый ученый: «Не делай никому того, чего

не хочешь, чтобы было сделано тебе».

И это тоже было золотое правило.

А в начале нашей эры золотое правило прозвучало из уст Иисуса Христа: « И

так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и

вы с ними»

Третий этап - Стадия рефлексии. На этой стадии можно использовать

такие приемы, как

Ответы на вопросы

Кластер

Синквейн

Диаманта

Проверка и обсуждение таблиц

Телеграмма

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы

Приём "Телеграмма".

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по

парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою

произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с

точки зрения изученного на уроке и т.д.

Используя технологию развития критического мышления на своих уроках, я

выявил следующие закономерности в учебной деятельности учащихся:

появление устойчивого интереса к предмету у большинства ребят; проявление

творчества, развитие коммуникативных и рефлексивных компетентностей.

Применение приемов технологии критического мышления

на уроках

обществознания помогает активизировать учебный процесс, развивает

критический взгляд на предметы и явления, приучает учащихся искать свои

пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения, и, конечно же,

создает условия для творческой самореализации личности, личности

коммуникативной, социально мобильной, адаптированной к требованиям

современного общества.



В раздел образования