Авторы: Курбанова Алина Абдуловна, Алина Абдуловна Курбанова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТиЭ
Населённый пункт: Ставропольский край, Арзгир с
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Жизненные ценности, как основа волонтерства"
Раздел: дополнительное образование
Тема мастер-класса: «Жизненные ценности, как основа волонтерства».
Цель: показать методы работы с волонтерами, путем определения их
собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь в социуме.
Задачи:
-познакомить с понятием «Волонтер» и «Волонтеры»;
-выявить жизненные ценности участниками, определить их значимость
каждому для самого себя;
-способствовать формированию ответственного отношения к собственной
жизни.
Методы и приёмы:
-методы формирования и сознания личности: объяснение, разъяснение,
беседа.
- методы организации деятельности, общения, формирование позитивного
опыта общественного поведения: упражнения, создание ситуаций
(возможность выбрать определенное решение из нескольких вариантов).
- методы самовоспитания: самоконтроль.
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас в этой аудитории,
ваши добрые лица. И для начала давайте подарим друг другу частичку
своего хорошего настроения. Улыбнитесь! А теперь давайте
познакомимся, я предлагаю вам на кружочках написать Ваши имена и вот
сюда выходя к доске, представляетесь и располагаете их в форме круга на
нашем ватмане.
Волонтёр – это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий
помощь. Волонтёры – это команда единомышленников, которые умеют
сочувствовать и сопереживать, содействовать. Мы понимаем, что
невозможно заставить человека делать то, чего он не хочет, но как же
поставить его в ситуацию свободного выбора. Как оказывать позитивное
влияние на воспитанников при выборе ими жизненных ценностей.
Послушайте притчу:
Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу моря, и она
любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Они дружили.
Но однажды на море поднялся страшный шторм. Утром девочка
проснулась и первым делом побежала к морю.
На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от
прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки
тысяч!
И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и
выбрасывать их в море. Она бросала их в волны, не останавливаясь и не
отдыхая.
Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой и
спрашивать: "Ты что это, глупая, делаешь? Ты что, надеешься, что
сможешь спасти их всех?" Тогда девочка посмотрела на них, на минутку
остановившись, и ответила: "Понимаете, здесь жила моя звезда. Я играла с
ней. Мы дружили. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них
окажется и моя.
Люди задумались. Они снова посмотрели на нее, на ее маленькие
руки, продолжавшие одну за одной возвращать в море звезды. А потом
один из пришедших, взрослых, наклонился и тоже взял в руки звезду. И
бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать
звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал:
Давайте представим себя на месте этих людей, что каждый думал?
Устный ответ. Какие ценности и качества приведены можно здесь
отметить?
(добро, дружба, сочувствие, сострадание) - это всё духовные ценности, но
существуют ещё и материальные которые улучшают качество жизни.
Ребята, давайте вспомним фильм Робинзон Крузо чем из вещей
после кораблекрушения ему удалось воспользоваться и что помогло ему
выжить на острове?
Мы с вами сегодня тоже поплывём к новому континенту. Он сейчас
необитаемый, мы будем пионерами, основателями новой страны. Но мы
будем в более выгодном положении, потому что нас будет много.
Давайте теперь разделимся на две группы. Каждая группа получает
конверт с карточками на которых написаны ценности и 4 пустые карточки.
Внимательно рассмотрите ценности и если захотите в пустые карточки
можете дописать те ценности которые помогут вам строить новую страну
и жить в ней.
Интерактивная часть.
Наш корабль отправляется в плавание. Сначала путешествие очень
приятное. Светит солнце, море спокойно. Однако вдруг налетает
небольшой шторм и корабль начинает сильно раскачивать. Он почти
тонет! Вы должны выбросить за борт три карточки, чтобы судно осталось
на плаву. У вас на размышление есть одна минута! (Педагог убирает в
сторонку «выброшенные за борт» карточки складывает в сторонке)
Наконец шторм заканчивается. Однако приходит метеорологическая
сводка, что прямо на корабль идёт ураган 5-ой категории. Если вы хотите
пережить ураган, вы должны выбросить за борт ещё по три карточки!
Помните: не выбрасывайте то, что вам ещё понадобится для строительства
новой жизни в новой стране. У вас на размышление одна минута!
(Карточки также убираются в сторону в общую стопку)
Мы были на волосок от гибели. Однако мы почти прибыли на новый
континент. Вот на горизонте показалась земля, но огромный кит врезается
в наш корабль и проделывает пробоину. Вы должны сделать судно ещё
более лёгким! Выбросите ещё три карточки! На размышление одна
минута. ( Выброшенные карточки убираются в сторонку)
Наконец-то мы в целости и сохранности прибыли на новый
континент и готовы построить новую страну. Теперь каждая группа в
течение двух минут должна наклеить оставшиеся карточки на лист бумаги,
так чтобы все могли увидеть, что они привезли с собой на новый
континент.
Ребята, достаточно ли всего этого для строительства страны и жизни
в ней или необходимо добавить ещё ценности. Почему именно эти
ценности вы считаете наиболее важными?
Обратная связь
Как вы думаете влияют ли человеческие качества на выбор
ценностей? Я предлагаю вам из алфавита выбрать качества, которыми
вы обладаете и прикрепить к своему имени на ватмане…
Посмотрите у нас получилась яркая команда, которая обладает всеми
волонтёрскими качествами, они дополняют друг друга. Волонтёрская
деятельность многогранна отсюда вывод что каждый из нас уже волонтёр
в том или ином проявлении. Для того чтобы строить новую страну не
обязательно плыть на новый континент, нужно стоить здесь и сейчас
отдавая приоритеты духовным ценностям.
Ребята, если вы узнали что-то новое и вам понравился мастер-класс
поднимите пожалуйста красную звёздочку, а если нет синюю.
Мне очень приятно было с вами работать, я благодарю Вас за вашу
активность и надеюсь, что наше общение было для вас полезным.
Самоанализ к мастер-классу на тему: «Жизненные ценности, как
основа волонтерства».
Цель: показать методы работы с волонтерами, путем определения их
собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь в социуме.
Задачи:
-познакомить с понятием «Волонтер» и «Волонтеры»;
-выявить жизненные ценности участниками, определить их значимость
каждому для самого себя;
-способствовать формированию ответственного отношения к собственной
жизни.
В целях побуждения участников мастер-класса к деятельности был
тщательно продуман каждый этап, использованы различные методы и
приёмы:
-методы формирования и сознания личности: объяснение, разъяснение,
беседа.
- методы организации деятельности, общения, формирование позитивного
опыта общественного поведения: упражнения, создание ситуаций
(возможность выбрать определенное решение из нескольких вариантов).
- методы самовоспитания: самоконтроль.
На всех этапах мастер-класса главной задачей было создание
ситуаций, в которых участники должны были сделать выбор и осознать
свою позицию.
Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой,
чередовались различные виды деятельности.
Данная притча в начале занятия ставила задачу – зацепить ваше
внимание на определении жизненных ценностей; внимание людей было
привлечено маленькой девочкой, которая пыталась спасти своего друга.
Благодаря этой ситуации участники смогли определить качества и
ценности героев. Этот прием помог выйти на следующий этап мастер-
класса, определение «Жизненных ценностей». На этом этапе были
определены «жизненные ценности», необходимые для развития общества.
Анализ выбранных ценностей был проведен самими участниками, с
аргументацией своего выбора. Затем мы выяснили как влияют
человеческие качества на выбор ценностей, после чего участники выбрали
те качества которыми они обладают сами, благодаря которым мы сделали
вывод, что каждый из нас обладают теми качествами, которые присущи
волонтерам.
На протяжении всего мастер-класса все участники проявляли
высокую активность, заинтересованность, высказывали свою точку зрения,
делали умозаключения. После каждой части занятия был «перекинут
логический мостик» для того, чтобы более плавно осуществлять переход к
следующему этапу. На протяжении всего масте-класса интерес участников
к теме поддерживался с помощью практических заданий и вопросов.
Логика была соблюдена: все включались в задания и отвечали на вопросы,
поэтому цели занятия были достигнуты в полном объеме. Считаю, что
проведенный мастер-класс о ценностях был полезный и прошл удачно, так
как каждый пронес его через себя, свое восприятие и смог объяснить свои
решения по выявлению приоритетных ценностей.