Автор: Шацких Ирина Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУ ДО "Ракитянский Дом детского творчества"
Населённый пункт: п. Ракитное Белгородской обл.
Наименование материала: выступление
Тема: Традиции и инновации в системе дополнительного образования МАУ ДО "Ракитянский Дом детского творчества"
Раздел: дополнительное образование
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАУ ДО «РАКИТЯНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Непрерывные и стремительные перемены, происходящие в различных
областях нашей жизни, быстрая смена ситуаций деятельности становятся
характерными для современного общества. Система образования в любом
обществе
всегда
выполняет
его
социальный
заказ.
Дополнительное
образование – немаловажная часть общеобразовательной системы. Находясь
за рамками основного образования, оно позволяет человеку приобрести
устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать
себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Дополнительное образование для детей позволяет создать дополнительные
условия для их саморазвития, успешной социализации и профессионального
самоопределения,
организации
активной
жизнедеятельности
детей,
обеспечения
комфортного
самочувствия
каждого
ребенка
в
детском
сообществе. Получая возможность дополнительного образования, ребенок
любой возрастной категории получает возможность ранней социализации в
обществе, организации полезного досуга, а также, возможность ранней
профессиональной ориентации. Для многих известных людей именно
дополнительное детское образование дало путевку в жизнь.
Ракитянский
Дом
детского
творчества
-
это
многопрофильное
учреждение, осуществляющее деятельность по замкнутому циклу: во время
учебного года и в период каникул обучающиеся развивают свои творческие
способности, расширяют кругозор, учатся общению.
Традиционными и наиболее востребованными являются объединения
по интересам художественной направленности.
Художественная
направленность
дополнительного
образования направлена на развитие творческих способностей детей в
различных
областях
искусства
и
культуры,
передачу
духовного
и
культурного
опыта
человечества,
воспитание
творческой
личности,
получение учащимися основ будущего профессионального образования.
В 2023 – 2024 году
в МАУ ДО «Ракитянский Дом детского
творчества»
функционировало
36
объединений
по
интересам
художественной направленности с общим охватом 624 обучающихся,
реализовано 22 программы.
Большой популярностью у обучающихся и их родителей пользуются
программы «Семицветик», «Бумажный мир», «Детская фантазия», «Модные
штучки»,
«Мастерская
флористики»,
«Творцы
молодцы»,
«В
мире
творчества», «В стране рукоделия», «Звуки музыки», «Веселые краски».
Занятия в этих объединениях приносят свои плоды: ребята активно
принимают участие в конкурсах различного уровня и занимают призовые
места.
Современное дополнительное образование детей находится в
процессе динамических изменений. Одной из тенденций в его развитии
является переход к инновационной деятельности, позволяющей адекватно
отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и
реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе.
В 2020 году, с получением оборудования в рамках проекта «Успех
каждого ребенка», новый толчок в развитии получили объединения
технической направленности.
Техническая
направленность
в
дополнительном
образовании ориентирована
на
развитие
технических
и
творческих
способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской
деятельности и профессионального самоопределения.
В 2023 – 2024 году
в Ракитянском Доме детского творчества
функционировало 8 объединений по интересам технической направленности
с общим охватом 130 обучающихся, реализовано 5 программ.
На занятиях учащиеся конструируют, изготовляют модели и макеты
новой техники. Благодаря этому расширяется их кругозор, формируется
практические навыки и умения, устойчивый интерес к приобретаемой
профессии, вырабатываются волевые усилия по преодолению трудностей,
формируется стремление к постоянному повышению уровня технических
знаний, к творческому поиску
.
Возможность
креативно
мыслить,
придумывать
что-то
новое,
используя доступные средства и обыденные вещи нужно развивать с самого
детства. Одним из доступных способов такой творческой реализации, может
служить 3 D ручка.
Рисование 3 D ручкой позволяет развивать такие способности, как –
пространственное мышление, творческое восприятие, цветовосприятие. А
так же усидчивость, аккуратность и терпение. Так как это новый вид
творчества, нет никаких догм и правил правильности выполнения того или
иного объекта. Ребенок абсолютно свободен в своем творчестве. Сам ищет
приемы и способы, опираясь только на свою фантазию.
Еще
один
аспект
развития
творческого
воображения
–это
использования на занятиях по рисованию 3 D ручкой предметов, не
предназначенных для этих целей изначально. Ребенок может разглядеть
необходимую форму для рисования в бытовых предметах, например в
необычном флаконе духов увидеть объект для рисования. В голове
проработать идею использования этого объекта, дополнить деталями,
продумать, как и с помощью чего эти детали будут собираться. Ему
останется только выполнить эскиз задуманного и приступить к работе.
Обучающиеся объединений по интересам технической направленности
принимают активное участие в конкурсах «Юный техник», «Юный техник –
моделист», «24- bit», конкурсе-выставке технического творчества «Огненная
дуга» и занимают призовые места.
Занимаясь в кружках, учащиеся смогут углубить свои знания, умения
по интересующему их делу и применить их в жизни. Такие занятия для детей
позволяют раскрыть скрытый потенциал ребенка и организовать его
свободное время. Кроме того, детские кружки дисциплинируют ребенка,
приучают его к процессу самоорганизации.
Развитие
кружков
технического
и
художественного
творчества
помогает
раскрывать
творческие
возможности
учащихся,
вести
психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности
.
Дополнительное образование способствует накоплению ребенком
опыта
индивидуальной
и
коллективной
творческой
деятельности
по
свободному выбору. Именно в условиях творческого, неформального
подхода, используя различные дидактические и методологические приемы и
технологии, наиболее успешно развивается созидательная активность детей,
осуществляется интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в жизнь общества и развитие одаренных детей.
Шацких Ирина Сергеевна,
методист